ГЛАС(З) НАРОДА

Открытое письмо 60-ти экономистов к общественности Беларуси


"Мы, нижеподписавшиеся экономисты, заявляем о готовности предоставить экспертную помощь в разработке программы экономических реформ в Беларуси, которые позволят обеспечить развитие страны и рост благосостояния ее граждан. Мы готовы использовать свои знания и опыт для консультирования новой демократически избранной власти в Беларуси.

Мы глубоко убеждены, что Беларусь имеет все возможности для перехода на новый этап экономического развития и значительного улучшения качества жизни людей. Мы видим будущее Беларуси среди развитых экономик, в которой каждый человек имеет равные шансы на реализацию своих возможностей.

Но для этого необходимо разрешить множество накопленных структурных проблем. Если этого не сделать, Беларусь будет все более отставать по уровню жизни от более развитых соседей и развитого мира в целом, а молодежь будет стремиться уехать за рубеж, чтобы там реализовать свой потенциал.

В еще большей мере ситуация усугублена политическим кризисом, подрывающим, в том числе, экономическое доверие. В ближайшей перспективе это может привести к финансовым катаклизмам и снижению благосостояния граждан. Чтобы этого не допустить, политический кризис должен быть как можно быстрее разрешен мирным путем. Легитимная власть, эффективные и признаваемые обществом политические институты критически важны для формирования экономического доверия, функционирования здоровой и растущей экономики.

Для решения структурных проблем и достижения устойчивого долгосрочного роста, прежде всего, необходимо создать институциональную основу. Мы считаем, что она должна соответствовать следующим принципам и положениям.

1. Адаптация и развитие социальной инфраструктуры – системы образования, здравоохранения, культуры, местного самоуправления – в соответствии с ценностями и запросами белорусского общества

Комфортная социальная среда – важнейшая предпосылка наращивания человеческого и социального капитала. В современном мире именно они являются главным драйвером развития. При таких условиях знания, умения и навыки белорусов будут использоваться наилучшим образом. Люди получат возможности самореализации, а экономика – «двигатель» развития.

2. Независимость судебной системы от других ветвей власти

Для выстраивания долгосрочных стратегий развития, внедрения инноваций и всей деятельности в целом бизнесу требуется уверенность в защищенности своих прав, декларируемых в законодательстве. Такую уверенность может обеспечить только справедливый суд. Мировой опыт свидетельствует, что судебная система эффективна и пользуется доверием общества лишь тогда, когда она фактически независима от других ветвей власти.

3. Изменение роли государства в экономическом развитии

Из «прогрессора», руководящего и направляющего экономическое развитие, государство должно превратиться в гаранта развития институтов и социальной инфраструктуры.

Государство не должно вмешиваться в экономику с планами и заданиями. Его приоритетные задачи в содействии экономическому развитию – гарантировать суверенитет, не допускать криминала, обеспечивать верховенство закона и защиту прав собственности, справедливую конкуренцию, качественную инфраструктуру, медицину, образование, социальную защиту. Именно для решения этих задач должны, в первую очередь, использоваться налоги, которые мы все платим.

4. Создание равных и благоприятных условий хозяйствования для всех предприятий вне зависимости от формы собственности, размера или отрасли

Государство не должно создавать барьеры для естественного перераспределения финансовых и людских ресурсов, создавать искусственные механизмы поддержки отдельных отраслей и компаний. Граждане Беларуси должны работать там, где их труд наиболее эффективен и приносит им наибольший доход.

Важное условие для развития частного сектора – соответствие законодательства экономическим практикам. Пробелы в законодательстве не должны квалифицироваться как экономические преступления. Государство должно исходить из принципа доброжелательности к бизнесу.

5. Повышение эффективности управления госпредприятиями

Размер сектора госпредприятий в экономике должен определяться разумным балансом между их социальными и стратегическими функциями, с одной стороны, и экономической эффективностью, с другой стороны. В отношении предприятий, находящихся в госсобственности, необходим комплекс мер по повышению эффективности. Это, в первую очередь, предполагает изменение стимулов и мотивации на госпредприятиях, разделение функции государства как собственника и регулятора.

6. Повышение эффективности и обеспечение надежности системы социальной защиты

Сегодня государство активно поддерживает предприятия (прежде всего, государственные). Соответствующие расходы существенно превышают расходы на социальную защиту населения. При этом социальные выплаты осуществляются без должной адресности.

Для обеспечения надежной и эффективной социальной защиты, сглаживания неравенства в доходах необходимо увеличить помощь безработным, усилить адресность социальных выплат, проводить постоянный мониторинг уязвимых групп населения и оперативно реагировать на их нужды.

7. Повышение эффективности и прозрачности рынка труда, защита прав работников

Крайне важно, чтобы белорусский человеческий капитал был высококвалифицированным. Государство должно вернуть самостоятельность университетам, расширить степень свободы школ. Необходимо улучшить инфраструктуру переподготовки кадров. Участие в ее формировании и функционировании могут принимать как государство, так и частный сектор. Все существующие ограничения и барьеры, мешающие работникам по своему желанию менять работу и сферу занятости, должны быть устранены.

Одновременно необходимо обеспечить защиту трудовых прав работников, в том числе в рамках системы и форм найма. Важный вклад в защиту трудовых прав обеспечивают независимые профсоюзы. Поэтому задача государства – создать условия для их полноценной деятельности.

8. Развитие финансового рынка

Эффективная финансовая система чрезвычайна важна для развития страны. Она позволяет отбирать наилучшие инвестиционные проекты и эффективно использовать сбережения людей.

Для успешного развития белорусской финансовой системе важно избавиться от дискредитирующих практик, обусловленных желанием государства управлять распределением финансовых ресурсов. Банки как финансовые посредники должны быть свободны в своей деятельности, будучи ограниченными лишь нормами пруденциального регулирования и надзора. При этом важно создать предпосылки для развития новых финансовых институтов, рынков и секторов (фондовый рынок, ипотечное кредитование, накопительные пенсионные фонды, инвестиционные и инновационные фонды, производные финансовые инструменты, микрофинансирование для малого бизнеса, страхование и др.).

9. Развитие цифровой инфраструктуры для повышения прозрачности системы госуправления и экономических отношений

Беларусь может использовать свои таланты в сфере IT, инженерии, чтобы развивать экономику, основанную на знаниях, и цифровое общество. Цифровая грамотность, универсальный доступ к интернету и компьютеру должны стать нормой в Беларуси. Государство должно активно содействовать развитию цифровой инфраструктуры в системе образования, а также в рамках предоставления государственных услуг населению (e-government).

10. Повышение конкурентоспособности и инновационности экономики через развитие предпринимательской инициативы, создание экосистемы развития стартапов и содействие развитию венчурных инвестиций

Следующий большой прорыв в инновациях может случиться не только в исследовательских лабораториях, но и через новую волну свободных предпринимателей, которые являются авангардом инновационного мышления в новой экономике и ключевым компонентом динамичного общества.

11. Приоритет макроэкономической и финансовой стабильности при проведении монетарной и фискальной политики

Экономические власти не должны злоупотреблять своими инструментами для создания краткосрочных иллюзий экономического благополучия, за которые придется расплачиваться впоследствии потерями благосостояния и финансовыми катаклизмами. Правительство должно стремиться обеспечить фискальную сбалансированность и устойчивость государственного долга. Национальный банк должен быть независим от правительства и ответственен за ценовую и финансовую стабильность.

Безусловно, эти принципы и положения не затрагивают всех проблем белорусской экономики. Скорее мы указываем приоритетные направления реформ, необходимых для развития страны и улучшения качества жизни граждан, поскольку существующая социально-экономическая модель в Беларуси больше не справляется с этими задачами.

При формировании новой институциональной основы Беларусь вполне может рассчитывать на внешнюю кредитную и грантовую поддержку экономических реформ. Приверженность реформам и более тесное сотрудничество с международными финансовыми институтами упрочат экономическое доверие, а также имидж страны. Это позволит снизить стоимость заимствований и затраты на обслуживание государственного долга, а впоследствии также частных долгов.

Мы надеемся, что Беларусь вскоре станет процветающей страной. В случае, если для этого потребуется наша экспертиза, то для нас будет честью ее предоставить.

Подписано (в алфавитном порядке):

АДАСКЕВИЧ Максим, Финансовый аналитик, компания Duff & Phelps Germany GmbH

АКУЛОВА Мария, Научный сотрудник, Центр экономических исследований БЕРОК, докторант (PhD candidate) Университета Козьминского

АЛЕХНОВИЧ Алесь, Заместитель исполнительного директора, CASE Belarus

АНДРЕЕВ Павел, Профессор, Университет Оттавы, доктор (PhD) экономики

АПАНАСОВИЧ Татьяна, Профессор, Университет Джорджа Вашингтона, Доктор (PhD) экономики и статистики

АРШАВСКИЙ Виктор, Старший научный сотрудник, Центр экономических исследований БЕРОК, доктор (PhD) экономики

БАБЕНКО Илона, Профессор, Аризонский Государственный Университет, доктор (PhD) экономики и финансов

БАБИЦКИЙ Дмитрий, Старший научный сотрудник, CASE Belarus

БЕККЕР Торбьорн, Директор, Стокгольмский Институт Транзитивных Экономик, доктор (PhD) экономики

БЕЛЬСКАЯ Ольга, Доцент, Университет Огайо, доктор (PhD) экономики

БОГДАНОВ Илья, Директор, финтех-компания Нест Эгг

БОРЕЙКО Дмитрий, Научный сотрудник в области корпоративных финансов, Свободный Университет Больцано, доктор (PhD) экономики

БОРНУКОВА Катерина, Академический директор, Центр экономических исследований БЕРОК, доктор (PhD) экономики

ВЕТЕЛКИНА Анна, Старший преподаватель, Белорусский Государственный Университет, Экономический факультет; руководитель СНИЛ "Центр инновационных проектов и трансфера знаний"

ВЫСОЦКАЯ Зинаида, Старший преподаватель, Белорусский Государственный Университет, Экономический факультет

ГОНТМАХЕР Евгений, Профессор, доктор экономических наук

ГОНЧАРЕНОК Алесь, Младший научный сотрудник, Центр экономических исследований БЕРОК

ГОРОДНИЧЕНКО Юрий, Профессор, Калифорнийский Университет в Беркли, доктор (PhD) экономики

ГУРИЕВ Сергей, Профессор экономики, Sciences Po, Париж

ДАНЕЙКО Павел, Экономист

ДЕРЕВЯГО Игорь, Доцент, Белорусский Государственный Университет, Экономический факультет, кандидат экономических наук

ЕНИКОЛАПОВ Рубен, Ректор, Российская экономическая школа, доктор (PhD) экономики

ЗАРЕЦКИЙ Александр, Докторант (PhD candidate), Университет Эмори

ИВАНОВИЧ Дмитрий, Независимый экономист

ИОСУБ Вадим, Финансовый аналитик

КОРОСТЕЛЕВА Юлия, Доцент, Университетский Колледж Лондона, доктор (PhD) экономики

КРУК Дмитрий, Старший научный сотрудник, Центр экономических исследований БЕРОК, докторант (PhD candidate) Краковского Университета экономики

КУХТО Юлия, Доцент, Белорусский Государственный Экономический Университет, кандидат экономических наук

ЛИВШИЦ Игорь, Доктор (PhD) экономики

ЛУКИН Сергей, Профессор, Белорусский Государственный Университет, Экономический факультет, доктор экономических наук

ЛЬВОВСКИЙ Лев, Старший научный сотрудник, Центр экономических исследований БЕРОК, доктор (PhD) экономики

МАЗОЛЬ Олег, Научный сотрудник, Центр экономических исследований БЕРОК

МАНЫШЕВА Кристина, Докторант (PhD candidate), Северозападный (Northwestern) Университет

МАРИНИЧ Татьяна, Основатель Имагуру, преподаватель бизнес-школы IE (Мадрид)

МЕДВЕДЕВ Андрей, Экономист, финансовое регулирование, конкуренция и антимонопольное регулирование (Великобритания), доктор (PhD) экономики

МИКЛОШ Иван, Президент, аналитический центр MESA10; вице-премьер и министр финансов Словакии (2002-2006, 2010-2012); вице-премьер по экономическим вопросам Словакии (1998-2002); министр приватизации Словакии (1991-1992)

МИЛОВАНОВ Тимофей, Президент, Киевская школа экономики; Профессор, Питтсбургкий Университет, доктор (PhD) экономики; министр экономики Украины 2019-2020

МОРОЗОВ Родион, Старший научный сотрудник, Центр экономических исследований БЕРОК, доктор (PhD) бизнеса и экономики

НАВРОДСКИЙ Серж, Исполнительный директор, CASE Belarus

НАРИВОНЧИК Дмитрий, Инвестор, обозреватель «Экономической газеты»

ОГИНСКАЯ Анна, Научный сотрудник, Центр экономических исследований БЕРОК, кандидат экономических наук

ОМЕЛЬЧУК Александр, Профессор, Университет Толидо, доктор (PhD) экономики

ПЛЕШКОВ Евгений, Трейдер, компания Optiver

ПРАНОВИЧ Михаил, Доктор (PhD) экономики

САМАРИНА Анна, Доктор (PhD) экономики, Университет Гронинген

СОКОЛ Дмитрий, Доцент, Белорусский Государственный Университет, Экономический факультет, кандидат экономических наук

СОНИН Константин, Профессор, Университет Чикаго, доктор (PhD) экономики

СТАНЧЕВ Красен, Профессор, Софийский Университет; директор, Институт рыночной экономики, доктор (PhD) экономики; член совета по экономической политике при президенте, Болгария (1996-2011) Доцент, Китайско-Европейская Международная Школа Бизнеса

ФЕДОСЕЕВ Виктор (Шанхай), Факультет финансов, доктор (PhD) экономики и финансов

ФРИДКИН Леонид, Независимый экономист

ХАРТВЕЛЛ Кристофер, Профессор, Борнмутский Университет, доктор (PhD) экономики

ЦЕРЛЮКЕВИЧ Юрий, Профессор, Аризонский Государственный Университет, доктор (PhD) экономики и финансов

ЦИУЛЯ Алена, Научный ассистент, Центр экономических исследований БЕРОК

ЧАЛЫЙ Сергей, Независимый экономист

ЧЕПИКОВ Михаил, Старший преподаватель, Белорусский Государственный Университет, Экономический факультет

ЧЕРЕНКЕВИЧ Анна, Докторант (PhD candidate), Университет Вирджинии

ЧЕРНООКИЙ Валерий, Профессор, Российская экономическая школа, доктор (PhD) экономики

ШАМШУР Анастасия, Профессор, Университет Кента, доктор (PhD) экономики и финансов

ШИМАНОВИЧ Глеб, Экономист, Исследовательский центр ИПМ

ЯЦЫНОВИЧ Юрий, Аналитик, Citizens Bank, доктор (PhD) экономики

ЯЩЕНКО Галина, Председатель Совета Белорусского Института Стратегических Исследований (BISS); консультант McKinsey (2007-2016)

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ…

Какая официальная реакция на обращение?

В правительстве Беларуси намерены прислушиваться к независимым экономистам, если их советы будут «конкретными и приземленными». Такое мнение высказал премьер-министр Роман ГОЛОВЧЕНКО после посещения бобруйской «Белшины» в минувшем месяце. Видеозапись общения у себя в Фейсбуке разместила пресс-секретарь правительства Александра ИСАЕВА, сообщил TUT.BY.

По словам Р. Головченко, в настоящее время менеджмент «Белшины» занимается стратегической трансформацией предприятия. Шинному комбинату «необходимо улучшать операционную прибыль, выстраивать по-новому политику продаж, технически посмотреть некоторые вопросы». Эта работа, по словам премьера, находится на контроле в правительстве, но власти таким образом не вмешиваются в работу предприятия.

Мы не вмешиваемся в [их] хозяйственную деятельность, но мониторим, смотрим за тем, чтобы качественно планировалась работа. Никто не приказывает предприятию, какую продукцию производить, на какие рынки продавать. Это заблуждение, которое зачем-то культивируется в последнее время. Мы слышим очень много советов от независимых экономистов, как строить экономику Беларуси. Мы рады всем советам, только главное, чтобы они были конкретные и приземленные, а общие рецепты из учебников для первого-второго курсов экономических вузов, извините, не надо, –  сказал Р. Головченко.

Источник иллюстрации: kwork.ru


Система Orphus

ПОИСК ПО САЙТУ

СКАЗАНО!

Андрей ПИЛИПУК, директор Института системных исследований в АПК НАН Беларуси, доктор сельскохозяйственных наук:

– Самая главная проблема сегодня для белорусского села – это даже не технологии. Это – кадры. Сегодня можно приобрести, создать, выстроить технологии, где-то – разово, где-то – обеспечив пилотный проект. Но, не решив кадровую проблему, мы будем постоянно иметь и нерешенные же технологические вопросы. Более того, они будут нарастать как снежный ком.

ЦИФРА

12%

всей площади (территории) Беларуси даже спустя 38 лет после катастрофы на ЧАЭС остается загрязненной радионуклидами. Об этом сообщили на пресс-конференции в Национальном пресс-центре представители Госатомнадзора РБ.

ГЛАС(З) НАРОДА

Васильки разместить – не проблема…

В Витебской области реализуется туристический проект «Васильковый край». Он объединит более 300 ключевых туристических объектов региона.

СИЗОХРЕНИЯ

Вверх по склону, ведущему вниз…

Вверх по склону, ведущему вниз…

Фото Владимира СИЗА.

ПОЧТА@AGROLIVE.BY

Логин:
Пароль:

(что это)