ШКОЛА ЖУРНАЛИСТА

Кто завладеет информацией…


Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня поразмышляем о том, что, на первый взгляд, -- уже не самый свежий информационный повод. Тем не менее, идея реформирования государственного масс-медийного сектора, в частности, слияние нескольких основных газет в холдинг – вовсе не канула в Лету! Просто на время ее отложили, но кто даст гарантию, что спорное объединение не состоится?

Мы же с вами, пока суд да дело, проведем небольшой мониторинг. Предметом исследования станут как раз субъективные настроения, которые царят нынче на электоральном читательском поле «Белорусской нивы». Единственная и, безусловно, главная ежедневная газета, которая призвана освещать по максимуму полно, всесторонне, жизнь современной белорусской деревни, а также ситуацию в АПК республики – тоже находится теперь под дамокловым мечом возможного прекращения самостоятельной истории.

Да, за долгую историю, более чем 90-летнюю, бывали периоды, короткие, правда, когда газета-«сельчанка» не являлась самостоятельным изданием, а порой – и вовсе прекращала свой выход. Но сейчас ведь, если призадуматься, не в послевоенную разруху, не в другой какой-то трудный момент, а в эпоху бурного строительства процветающей суверенной Беларуси (!) – есть опасность, что «Белорусская нива» фактически прекратит свое существование. (Выход в режиме приложения, вкладыша – это ж не тот уровень, про который можно говорить всерьез!).

Не буду, и близко знающие меня люди поймут правильно, далее высказывать какие-то свои, сугубо личные, эмоциональные оценки. Долгие годы служения «Белорусской ниве», вроде бы, и дают мне право высказаться четче, есть ведь и конкретные соображения, как «дошли до жизни такой»… Но не стану больше говорить – предоставлю лучше слово одному из давних, преданных и дотошных, въедливых читателей газеты-«сельчанки». Здесь он -- под псевдонимом «Г.Твёрдый», но это – вовсе не «анонимное изобретение», а – реальный человек, бывший руководитель колхоза на Браславщине. Вот его рассуждения:

«Как же мы продвигаем, используем самый доступный, брендовый, источник информации?

Тот, кто владеет информацией, -- владеет миром. Сказано не нами. Да и задачи у нас другие. Не захватывать чужое, не подчинять себе, используя для этого, в частности, информационное оружие. У нас амбиции не те и задачи скромнее – быть конкурентоспособными духовно и материально в до предела глобализированном мире. В этом деле, как ни меряй, как ни считай, а без модернизаций, новаций не обойтись. И здесь мы приходим к тому, с чего начинали. Конкурентоспособен тот, кто владеет информацией новаций: технологических, технических, коммерческих, организационных и прочих. Для этого нужен надежный источник информации, резонно заметите вы. Безусловно! И одним из таких источников для нашего АПК, конечно же, является газета «Белорусская нива». По сути, самый заинтересованный, оперативный, дешевый, доступный (с доставкой прямо на дом) источник. Как же мы его используем, задействуем?

Задав самому себе этот вопрос, я обзвонил все (больше двух десятков по Браславскому району) отделения связи, где оформляют подписку на «БН». Начал обзванивать по алфавиту. В Ахремовцах идет только один экземпляр – в «офис» агросервиса. Замечу: кроме своих сугубо фирменных интересов, райагросервис имеет еще одно «пристегнутое» огромное сельхозпредприятие. (Еще недавно – целых три самостоятельных!) С десятком ферм, не одной деревней и деревенькой на территории обширной, где есть свои отделения связи, к слову.

Замошье. В тамошнем отделении связи ответили: «Есть два экземпляра «сельчанки», подписчики – из деревенских жителей».

Тетерки. Еще тремя экземплярами «порадовали». Итого – на территорию сельскую с количеством жителей более 3 тысяч – всего 6 (!) номеров «БН». Негусто…

Друя. Это уже не 4 км от райцентра, а все сорок. Расположена не только на границе Браславского района, но и на границе РБ и ЕС. На тот же вопрос получаю ответ: «Приходит одна «БН», местному совхозу». Так, по привычке, называют СХПУП «Друйский»…

Пошел дальше – получал все такие же «большие» цифры-результаты. И вот, когда меня почти убедили, что газета-«сельчанка» нынче перешла в разряд «офисных изданий», очередным моим собеседником была сотрудница отделения связи «Погоща». Она ответила так: «Идет 26 экземпляров. Тут и ведомственная подписка, получают газету на дом и специалисты, и просто деревенские жители». Стало теплее на душе. Похоже, нащупал территорию, где газету действительно неплохо продвигают? К слову, это все – «владения» СПК «Маяк Браславский» -- передового в районе сельхозпредприятия. Ай, да маяковцы: и тут в грязь лицом не ударили!

Связываюсь с их соседями – из сельхозпредприятий «Агро-Видзы», «Березовый край». Тоже вполне себе неплохие результаты. Подписчиков «БН» в этих довольно больших по размаху и территориям хозяйств поменьше, чем на просторах «Маяка…», но не по пальцам одной руки пересчитать можно, это явно! Больше двух десятков подписчиков в каждом. А это уже – тенденция, и отрадная! Так в чем же «фишка»?

Ответ искал долго. Попутно вот что «нарыл»: доярка из «Маяка Браславского» Алина Чернявская, получившая в год от каждой коровы 7380 кг молока, о своих успехах корреспонденту «БН» так сказала: «А ўвогуле, калі мець такія якасныя кармы, як у нас у гаспадарцы, то і надоі абавязкова будуць высокія!” (см. номер “Белорусской нивы» за 12 марта с.г.).

Здесь, как говорят дознаватели, нужно остановиться поподробнее! Значит, есть корма – и не «такие далеко», как в «Маяке Браславском»? Да. И, видимо, достаточно много? Иначе, как объяснить тот факт, что Витебщина в целом,, имея 32 центнера кормовых единиц на одну условную голову скота, в зимовку 2012-2013 годов надоила на 30 процентов меньше молока, чем тот же «Маяк» (если соотносить по надоям)? У которого даже – чуть меньше этих самых кормовых единиц, нежели в среднем по области? Что за феномен хозяйствования такой, скажите на милость?!

Давайте разберемся, а что же все-таки нужно, дабы корма повсеместно были оптимального качества? Желание, старание кадров должны тому поспособствовать? Этого мало! Нужно знание всех новаций современного кормопроизводства. Самых последних, по времени возникновения, новаций – подчеркну особо. Даже в относительно консервативном АПК сейчас все меняется быстро. А это -- требует не только от главных специалистов, технологов, но и от всех рядовых исполнителей в хозяйствах – держать руку на информационном пульсе. Что и делают в хозяйствах, подобных «Маяку Браславскому». Там, где вкладывают, по сути, копейки в нужные источники информации, но за счет таких вложений имеют прибыль на полновесные рубли. Ведь та же бережливость не означает сворачивания инвестиций. Вся «фишка» -- в эффективности вложений!

И что же у нас выходит, если возвратиться к проблеме популяризации «Белорусской нивы»? Не «дозрели» руководители, специалисты ряда сельхозпредприятий до понимания простой истины: век живи – век учись? А как же направляющие их на путь истинный структуры? В райисполкомах они называются отделами по идеологической работе, в облисполкомах – идеологическими управлениями. Ведь регулярно же ездят информационно-аналитические группы в ближние Ахремовцы и более дальнюю Друю, так? Что же они «анализируют»? Ведь получается: хлебороб, сеятель и хранитель страны, фактически отказался от верного помощника – газеты «Белорусская нива»?! Газеты-«сельчанки», с которой десятилетиями шел рука об руку, делил успехи и проблемы? С которой -- достигал нынешних высот в аграрном деле? «Как Вам такое в голову могло прийти?!» -- может возмутиться иной, читающий эти строчки. Однако ж, факты – вещь упрямая! Отсылаю уважаемого оппонента к результатам подписки в тех же Ахремовцах и Друе. С этим нужно что-то делать!

Но как так получилось, что сельчан «разлучили» с крестьянской газетой? Причин тут, может, и несколько, но, по-моему, стоит вернуться немного назад, во времена не столь отдаленные. Сначала Совмин, парламент Беларуси научреждали новых изданий – «Народную газету», «Республику»… Им ведь тоже нужен подписчик. А где его брать, если село стареет, демография – хромает?

И, потом, ни один депутат, родом из деревни, регулярно наезжая в районы своего округа, не озаботился продвижением в массы газеты-«сельчанки». Все забыли, как она пробивала конкурентные права для поступления в вузы именно для сельских абитуриентов. Да и мало о чем еще усердно хлопотала, но… Хорошее забывается скоро, очень скоро…

…А позже одно издание, пользуясь близостью к властным коридорам, получив солидный финансовый ресурс, – быстренько «приоделось» в кричаще-современный дизайн, начало рекламировать себя по ТВ, как самое «тиражное, современное». Тем временем, «БН» оставалась в скромном двухцветном «платьице». В конце концов, правда, «наверху» как будто бы и спохватились. Минсельхозпрод провозгласил «манифест» -- всем предприятиям АПК Беларуси всенепременно пользоваться информацией «БН»! Но тут подоспела новая «напасть»: количество сельхозпредприятий стало стремительно убывать, уменьшаться в… разы! На фоне глобального укрупнения как-то незаметно было принято менее громкое решение, практически никому особо не бросившееся в глаза. А именно: в 2009 году, когда укрупнительная стратегия стала разворачиваться на всю катушку, Минсельхозпрод стал учредителем издания «Хозяин». Не скажу про него ничего плохого, нет... Однако, как ни крути, издание это – узконаправленное, усадебной и приусадебной, тематики, скорее, даже для дачников больше, нежели для широких слоев деревенского населения. (Тут можно спорить, пожалуйста!). Тем не менее, издание – с явным протекционистским продвижением. Идет в сельские библиотеки повсеместно. В то время, как более широкого по охвату, периодичности, тематической палитре издания – газеты «Белорусская нива» -- мало где сыщешь, в храмах книги-то из глубинки.

И тираж у «Хозяина» -- неплох. Чего нельзя сказать о «БН», чей должен быть много больше нынешнего, и может быть! Однако, логика отдельных властных структур, делающих ставку на то или иное издание, порой «неисповедима». Да, на словах призывают к «экономическим рычагам управления, созданию равных конкурентных условий», а на деле – «разлучают» сельского читателя с главной крестьянской газетой?! Где конструктивная логика?

Как тут поправить дело? Ох, сложно будет. Слишком много времени упущено. Одной головы явно мало, чтобы выработать меры по исправлению ситуации.

…Давайте подумаем вместе? С учетом еще одной грани рассматриваемого предмета… Как я говорил выше, по большому счету, идеология для всех государственных изданий у нас выработана одна, универсальная: быть конкурентоспособными духовно и физически. Но в аграрном сегменте нашей экономики, для обеспечения информирования крестьян, ни «СБ», ни «Р», ни «НГ», как и все прочие, как и все вместе взятые, не в состоянии заменить одну-единственную газету – «Белорусской нивой» она теперь называется! Такая простая аксиома… А чиновники разных рангов, отвечающие за реформу в госСМИ, усечь ее не могут. И всё – пускай течет, как течет? Подумаешь, сократим лишнее издание? И дело с концом?.. Но, призадумайтесь, товарищи, кто тогда завладеет информационным полем аграрной журналистики?..»


Система Orphus

ПОИСК ПО САЙТУ

СКАЗАНО!

Андрей ПИЛИПУК, директор Института системных исследований в АПК НАН Беларуси, доктор сельскохозяйственных наук:

– Самая главная проблема сегодня для белорусского села – это даже не технологии. Это – кадры. Сегодня можно приобрести, создать, выстроить технологии, где-то – разово, где-то – обеспечив пилотный проект. Но, не решив кадровую проблему, мы будем постоянно иметь и нерешенные же технологические вопросы. Более того, они будут нарастать как снежный ком.

ЦИФРА

12%

всей площади (территории) Беларуси даже спустя 38 лет после катастрофы на ЧАЭС остается загрязненной радионуклидами. Об этом сообщили на пресс-конференции в Национальном пресс-центре представители Госатомнадзора РБ.

ГЛАС(З) НАРОДА

Васильки разместить – не проблема…

В Витебской области реализуется туристический проект «Васильковый край». Он объединит более 300 ключевых туристических объектов региона.

СИЗОХРЕНИЯ

Вверх по склону, ведущему вниз…

Вверх по склону, ведущему вниз…

Фото Владимира СИЗА.

ПОЧТА@AGROLIVE.BY

Логин:
Пароль:

(что это)