
ШКОЛА ЖУРНАЛИСТА
ФАКТ И КОММЕНТАРИЙ. Против фейков и протестных настроений

Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО подписал обновленные версии трех законов – о СМИ, массовых мероприятиях и электросвязи. Об этом 24 мая с.г. сообщили в пресс-службе белорусского политика.
В новой редакции закона о СМИ расширен список информации, которую недопустимо размещать на интернет-ресурсах. В случае публикации на таких площадках сведений о запрещенной экстремисткой деятельности либо ее пропаганды, прокурор Минска, генеральный и областные прокуроры наделяются правом блокировки таких изданий.
Из закона о массовых мероприятиях исключается возможность уведомительного порядка организации. Теперь проводить их можно будет только после согласования с местным органами власти. Также нельзя вести онлайн-эфиры с места подобных мероприятий, что распространяется и на журналистов, если это касается нарушающих действующее законодательство случаев.
Также вне зависимости от времени создания СМИ их учредителями не могут выступать иностранные юрлица и граждане, а также лица без гражданства и юридические лица с иностранным участием.
Помимо этого, отныне нельзя собирать, получать и использовать денежные средства и иное имущество, а также выполнять работы и оказывать услуги в качестве возмещения расходов, если это касается ответственности в части нарушения порядка проведения массовых мероприятий.
В части услуг электросвязи дополнительные функции лягут и на поставщиков услуг. Их, как и операторов, обяжут предпринимать ряд дополнительных мер по работе своей инфраструктуры, говорится в документе.
Закон, корректирующий законодательство о СМИ, будет дополнительным барьером для распространения фейков и укрепит безопасность государства в информсфере. Такое мнение корреспонденту БЕЛТА высказала заместитель председателя Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей Лилия АНАНИЧ (на снимке).
"Законодательство о СМИ, равно как и любые другие законодательные акты, не является застывшим. Тем более в такой сфере, когда технологии в буквальном смысле каждый день меняют в том числе и наше информационное пространство. Виртуальная среда стала сегодня мощным фактором влияния на людей и, к сожалению, интернет далеко не всегда служит интересам общества и государства, в том числе – выступает инструментом информационных, гибридных войн. И очень важно, чтобы сфера информации имела четкое государственное регулирование, соблюдался баланс государственных и общественных интересов, не допускалось разрушения нравственных, общественных устоев и сохранялась, оберегалась национальная безопасность", – сказала Л. Ананич.
Парламентарий отметила в законе два главных постулата. "Закон нацелен на обеспечение реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и обеспечение национальной безопасности Беларуси в информационной сфере, защиту государственных и общественных интересов, – подчеркнула она. – Очень существенно то, что целый ряд статей направлен на регулирование деятельности в интернет-пространстве. Так, запрещается распространять результаты опросов общественного мнения, которые относятся к общественно-политической ситуации в стране, референдумам, выборам главы государства, депутатов Палаты представителей, на основании сведений, которые получены от организаций без соответствующей аккредитации. Запрещается распространение информации с гиперссылками на те информационные ресурсы, доступ к которым ограничен".
Устанавливается, что наряду с решением суда выпуск СМИ может быть прекращен решением Мининформа (например, в случае вынесения юридическому лицу, на которое возложены функции редакции СМИ, либо учредителю СМИ, либо владельцу сетевого издания двух и более письменных предупреждений).
"Закон наделяет генерального прокурора, прокуроров областей и города Минска правом на ограничение доступа к интернет-ресурсу, сетевому изданию. Это принципиально важно, потому что сегодня интернет – быстрая информация, и в случаях угроз национальной безопасности это позволит принимать адекватные решения, в том числе и в оперативном порядке. Аналогичным образом они наделяются правом выносить постановления о возобновлении доступа к интернет-ресурсу, сетевому изданию, если таковые условия будут выполняться", – пояснила Л. Ананич.
Предусматриваются меры, направленные на минимизацию иностранного влияния на белорусский информационный рынок. Вводится, к примеру, возможность лишения аккредитации журналиста СМИ, если им или юридическим лицом, на которое возложены функции редакции СМИ, нарушен установленный порядок аккредитации, либо распространены сведения, не соответствующие действительности и порочащие деловую репутацию организации, аккредитовавшей журналиста, либо совершено умышленное противоправное деяние в процессе профессиональной деятельности. Закрепляется возможность ограничения доступа к копии интернет-ресурса, доступ к которому ранее был ограничен.
"В законе о массовых мероприятиях также есть определенные положения, которые касаются деятельности представителей СМИ. Стримы, которые мы наблюдали с несанкционированных массовых мероприятий, – вне закона. Поэтому в законе четко регламентируется, что можно, а что нельзя при освещении СМИ несанкционированных массовых мероприятий»,– заявила депутат.
Источник фото: mediabrest.by