СЕЛЬСКИЕ ВЕСТИ

Представитель Минсельхозпрода РБ про особенности белорусского сельхозэкспорта: "Некоторым приходилось продавать ниже себестоимости. А куда деваться?»


Белорусский сельскохозяйственный экспорт в условиях падения цен на ключевые для внешней торговли товары, нефтепродукты и калийные удобрения, становится объектом все более пристального внимания. Растут объемы и, вместе с ними, – давление и внимание к белорусским производителям со стороны конкурентов и проверяющих. О том, как Беларусь планирует отвоевывать рынки и почему производители не желают искать альтернативы привычному российскому рынку, журналистам рассказал начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Беларуси Алексей БОГДАНОВ (на снимке).

Растем и догоняем

«Ежедневно АПК приносит в бюджет валютную выручку на 11 млн долларов. С учетом выходных. Из них 6 млн долларов — продукция предприятий системы Минсельхозпрода», — позитивно начал общение с прессой Богданов.

По итогам января-мая 2016 года предприятия Минсельхозпрода экспортировали продукции на 839,5 млн долларов (минус 5,6% к аналогичному периоду прошлого года). Причем, недобор по сравнению с 2015-м, обусловленный снижением уровня цен, постепенно сокращается — по оперативным данным, за полугодие экспорт достиг 1,056 млрд долларов, что на 4,9% ниже уровня прошлого года.

По базовому прогнозу, уточнил начальник управления, по итогам года выручка от сельхозэкспорта сравняется с прошлогодней, по оптимистичному — вырастет на 5,5%.

Как особо подчеркнул Алексей Богданов, АПК остается одной из немногих отраслей в сфере производства товаров, плюсующей в натуральном выражении. К примеру, за пять месяцев рост экспорта в натуральном выражении обеспечил дополнительную выручку в размере 90 млн долларов. Экспорт молока и молочных продуктов за этот период вырос на 16,1% (на 209 тысяч тонн), мяса и мясопродуктов — на 5,5% (на 3,8 тысяч тонн).

«Впервые за долгие годы по экспорту мяса мы вышли в плюс. Вы помните — мы были закрыты для поставок из-за АЧС в 2013-м году, — отметил собеседник.  – В том числе прирост поставок изделий из мяса и мясных консервов составил 30%, колбасных изделий — 79,6%. Особенно радует — это конечный продукт с высокой добавленной стоимостью, о чем мы постоянно говорили предприятиям — хватит торговать полутушами! Ваша прибыль — это торговля готовыми изделиями».

Небольшой прирост есть по мясу птицы и говядине. Насчет свинины Алексей Богданов пояснил:  «Наконец, сдвинулась с мертвой точки свинина — предусмотренные санитарными и ветеринарными нормами периоды закончились, поставки стали возобновляться. Тут рост — тысячи процентов, скорее, можно говорить о возобновлении экспорта».

Прирост поставок сливочного масла составил — 17,5%, сыра — 36,4%, творога — 11,6%, сухого молока — 10,2%. Снижение есть только по сухому обезжиренному молоку — сырье стараются перенаправить на выпуск продуктов с более высокой добавленной стоимостью, кроме того, сокращение предусмотрено балансами взаимных поставок с Россией.

А. Богданов заверяет: все экспортные поставки белорусской сельхозпродукции имеют положительную рентабельность: по мясу — около 20%, по молочной продукции — от 20 до 40%. При этом в нынешнем году удалось повысить экспортные цены по молоку и мясу в российских рублях. «Благодаря продуманной и грамотной внешней маркетинговой политике», — загодочно улыбался Богданов, не углубляясь в традиционно закрытую тему. К примеру, экспортная цена сыра в российских рублях выросла на 16%, сухого обезжиренного молока — на 26%.

Есть уже позитивные сигналы с мировых рынков — к примеру, в ЕС отмечен рост цен на масло, что производители считают очень благоприятным фактором.

«Окопались — не выковырять»

Отдельная тема внешней торговли в последние годы — диверсификация. На столе у начальника главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода РБ — путеводитель по Австралии из серии «Оранжевый гид». Но шутки, мол, вот и дальше дальней дуги белорусы нацелились, оказываются реальным направлением. «Это от главы Австралийского союза предпринимателей. Целую программу с ним разработали. Вот и книжку дал полистать. Диверсификация у нас идет по многим странам», — рассказал представителям белорусских СМИ Алексей Богданов.

В 2016  году поставки продукции АПК Беларуси осуществлялись в 48 стран, как и в прошлом году. Среди новых направлений в Минсельхозпроде отметили начало поставок белорусской курятины от Дзержинской птицефабрики – через американскую Rastelli Foods Group, Inc – в Кению по программе ООН.

«Проблема диверсификации в том, что на мировом рынке цены ниже, чем наши экспортные цены на рынке ЕАЭС. С учетом кризиса и непростой ситуации, мы стараемся получить максимальную прибыль от экспорта. Поэтому приоритет пока этим рынкам», — уточнил начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода РБ . В настоящее время на рынках СНГ реализуется 95% белорусской экспортной сельхозпродукции. В частности, поставки в Россию за 5 месяцев составили 793,6 млн долларов. По темпам роста на постсоветском пространстве лидирует Украина — здесь восстанавливаются поставки, и объемы выросли уже в 10 раз.

В дальнее зарубежье Беларусь экспортировала продуктов на 14 млн долларов. Здесь серьезный рост показала Румыния (в 3 раза, до 282,6 тысяч долларов), Вьетнам (в 3 раза, на 330 тысяч тонн). На 350 тыс долларов осуществлено поставок в январе-мае 2016 года  в Пакистан. Там прекрасно продается белорусское детское питание от ОАО «Беллакт» — в год планируется отгружать только этой продукции на 1 млн долларов, пояснил Алексей Богданов.

В Китай объемы идут серьезные — 3,3 млн долларов за 5 месяцев, но экспорт упал на 7%, за счет снижения поставок льноволокна, которое стали больше перерабатывать в Беларуси и двукратного падения цен на сыворотку.

В страны дальней дуги, так называемые «новые перспективные рынки сбыта», за пять месяцев экспортировано продукции на 874,6 тысяч долларов. Задание на 2016-й год увеличено в разы — 3,2 млн долларов против 800 тысяч в прошлом году.

«Многие предприятия не дорабатывают на этих направлениях. Не выковырять с российского рынка! Чтобы заставить в Грузию, к примеру, поехать, там национальная выставка будет, надо просто «переламывать» наших производителей, — посетовал Алексей Богданов. — Вот от Могилевской области едет один хлебозавод. А „Бабушкина крынка“ где?» Чиновник подчеркнул, что не призывает производителей поставлять большие объемы на более дешевые рынки («не убыточные», как подчеркивают в Минсельхозпроде), но искать новые возможности и рынки необходимо.

«Почему „Савушкин продукт“ может найти, может экспортировать и в Китай, и в ЕС, и на Филиппины, а другие не могут? Это говорит о неразвитости их внешнеэкономических служб, отсутствии планирования, денег под внешнее маркетинговое продвижение», — растолковал свое видение проблемы  начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода РБ.

Чем грозит белорусскому АПК высокая зависимость от одного рынка?

Она слишком рискованна, уверяют специалисты: любые проблемы перепроизводства, ветеринарные претензии, валютные катаклизмы могут парализовать всю работу. К примеру, цена на мясо птицы в кризис упала — доходила до 1 доллара за килограмм против прежних 2-х. И это при нашей себестоимости – 1,3−1,4 доллара. «Некоторым приходилось продавать ниже себестоимости. А куда деваться? И тогда Дзержинской птицефабрике этот контракт на Кению пришелся очень кстати. Стабильный рынок, хороший объем. И пусть цена на входе на новые рынки невысока — это дает перспективу, уверенность», — резюмировал Алексей Богданов.

Источник фото: www.embassybel.ru


Система Orphus

ПОИСК ПО САЙТУ

СКАЗАНО!

Вадим МАХАНЬКО, генеральный директор НПЦ НАН Беларуси по картофелеводству и плодоовощеводству:

– В перспективе с нашей помощью в республике будет осуществлен переход всех промышленных картофелеводческих хозяйств на использование междурядьев в 90 см (вместо превалирующих нынче 75 см). Зачем это делать? В гребень при 75-сантиметровом междурядьи «помещается» урожайность на уровне 40 т/га. Если урожай выше 50 т/га, то объема гребня уже не хватает, чтобы защитить клубни, например, от болезней, есть и другие нюансы. А вот при наличии междурядья в 90 см гребень выполнит эти функции гораздо эффективнее…

ЦИФРА

На 0,5% увеличилось

в январе 2024 года производство сельскохозяйственной продукции в Евразийском экономическом союзе в хозяйствах всех категорий по сравнению с январем 2023 года. Об сообщается в экспресс-информации ЕЭК, которую приводит телеграмм-канал БелСелХоз.

ГЛАС(З) НАРОДА

Васильки разместить – не проблема…

В Витебской области реализуется туристический проект «Васильковый край». Он объединит более 300 ключевых туристических объектов региона.

СИЗОХРЕНИЯ

Вверх по склону, ведущему вниз…

Вверх по склону, ведущему вниз…

Фото Владимира СИЗА.

ПОЧТА@AGROLIVE.BY

Логин:
Пароль:

(что это)