ЛИЦА

Поиск прогрессивного мировоззрения – естественная потребность нормально развивающегося общества (окончание)


Читать сначала
В белорусской деревне: живут или выживают?

Аграрная сфера Беларуси — в непростой ситуации. Плодородие пашни убывает, засоренность полей увеличилась, техническая база, при всех позитивных сдвигах, достигнутых в последние годы, все еще далека от нормативной, большинство ферм исчерпали срок эксплуатации, устарели. Ежегодно меняется до 25 процентов руководителей хозяйств, а количество убыточных предприятий с каждым годом не уменьшается, долги АПК — очень велики и всё растут... Продолжительность жизни мужчин на селе составляет 62 – 64 года (в Германии – около 78). Даже в среде руководителей и специалистов преобладают неуверенность, апатия, понимание временности нынешнего, скажем так, аграрного организационно-экономического устройства.

Однажды (еще в 2003 году), как член Совета Республики, я присутствовал на парламентских слушаниях по предпринимательству. Шло на редкость содержательное обсуждение состояния нашей экономики, поиск прогрессивного пути ее дальнейшего развития. Уже тогда, в 2003-м, председатель Постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Т. Быкова, после глубокого анализа, была вынуждена констатировать: «Сегодня в стране достигнута стабильность в финансовой сфере и значительно снижены темпы инфляции, рядом — громадный незакрытый российский рынок, и у нас ниже мировых цены на энергоносители. Что же мешает нашим хозяйствующим субъектам обеспечивать стабильную, рентабельную работу? Почему из года в год не выполняются прогнозные показатели по производственным инвестициям, хронически нарастает убыточность предприятий, объемы взаимной задолженности и запасов готовой продукции на складах? Почему при наличии такой плотной и четко функционирующей сети контрольно-проверочных органов и предельно жестких мер наказаний свыше 30 процентов финансовых потоков государства уходит в тень? Почему в течение десяти лет мы так и не смогли сформировать стабильный, динамично развивающийся частный сектор, зарабатывающий деньги в основном не на финансовых схемах, а на новых технологиях?

Думаю, что причины этого кроются не в каких-либо психо¬физиологических особенностях белорусских деловых людей, их склонности к «легким деньгам», а, во многом, обусловлены самой социально-экономической структурой нашего общества. Главной макроэкономической причиной, сдерживающей развитие деловой активности субъектов, является отсутствие последовательной государственной политики, гарантирующей соблюдение права частной собственности – основы экономической стабильности общества и его качественной динамики».

Скажете, вышеприведенная цитата устарела, потеряла актуальность? Если бы…

И по сей день факторами, препятствующими развитию самостоятельности, инициативы субъектов нашей экономики, являются: чрезмерное вмешательство государства в хозяйственную деятельность; рост числа контрольно-проверочных органов и расширение их функций на все новые и новые сферы деятельности; постоянно усиливающаяся бюрократизация управления экономикой, отдающая многие жизненно важные вопросы хозяйствующих субъектов на «откуп» чиновнику (а не закону!).

«Лучше иметь курицу завтра, чем яйцо сегодня»

В целом, формирование нормального делового климата в стране невозможно без существенных макроэкономических изменений, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы, инвестиционной активности. Главными факторами в этом направлении должны стать: гарантия прав частной собственности; формирование конкурентной среды и рыночной инфраструктуры, а также надлежащих условий для свободного движения товаров, капитала и рабочей силы.

Уроки истории свидетельствуют, что насилие в любой форме – административной, экономической – неприемлемый метод решения социальных, политических, мировоззренческих, иных вопросов. Принудительный труд всегда малопривлекателен. Макроэкономические и управленческие просчеты нельзя компенсировать усилением администрирования, «авральности» на микроуровне, стимулированием «кнутом» или «пряником» инициативы, усердия «низов». Лучшая забота о социуме – это наведение строжайшего, разумного порядка на макроэкономическом и управленческом уровнях. На макроуровне должен действовать принцип: «Лучше иметь курицу завтра, чем яйцо сегодня». Забота о социуме в ущерб макроэкономике, в конечном итоге, больно бьет по самому народу и приводит к потере управляемости экономикой.

Сильное государство не нуждается в раздутом бюрократическом аппарате. Оно опирается на закон и волю народа, активное участие народа в решении всех жизненно важных вопросов развития общества.

Между качеством жизни современников и сохранением среды обитания для потомков

«Красной нитью» через всю книгу академика Никонова, о которой мы упоминали выше, проходит мысль: «Общество будет процветать лишь в условиях свободы человека, господства здравого смысла, справедливости и согласия с природой».

Цепочка «почва — культурное растение — человек, хозяйствующий на земле» на сегодняшний день, в сущности, — «разобщенная целостность». А ведь звенья этой цепи — в высшей степени взаимозависимы и взаимообусловлены. Одной из задач земледелия является расширенное воспроизводство плодородия почвы, чтобы растение могло существовать комфортно и продуктивно. Задача селекции – генетически улучшать растение, повышая его приспособленность к конкретным почвенно-климатическим условиям. При этом, большинство растений в промежутке между вегетациями существуют в форме семени. Задача семеноводов – получать улучшенные, кондиционные семена. Девиз времени – урожай должен быть экономически оправдан, экологически безопасен для окружающей среды, качественен для потребления. Глобальная проблема времени, более осознаваемая ныне в богатых странах, — это достижения компромисса между качеством жизни нынешних поколений и сохранением среды обитания для наших потомков.

Человек организует всё, что связано с производством качественной и в достаточном количестве растениеводческой продукции, в систему земледелия. Убежден, что в перспективе именно в оптимизации системы земледелия, в повышении ее продуктивности и устойчивости — один из главных, приоритетных резервов надежной стабилизации социальной жизни государства. Благополучие в земледелии – основа прогрессивного развития животноводства. Результат их взаимодействия – базис для успешной работы отрасли переработки, сбыта сельскохозяйственной продукции. От эффективности последней, в свою очередь, зависит продовольственная безопасность, а, следовательно, от них вместе — во многом и социально-политическая ситуация в государстве.

В растениеводстве мы обязаны научиться экономить, сохранять и увеличивать почвенное плодородие, использовать «даровые» (от слова «дарить») возобновляемые силы природы. Не следует забывать, что это — не только солнечный свет, вода, тепло, углекислый газ, естественное плодородие почв, но и азот бобовых, растения-почвоулучшатели (клевер, люцерна, люпин, редька масличная, эффективные и правильно вносимые органические удобрения, рациональные севообороты, фитоценотические меры борьбы с сорной растительностью, генетически устойчивые сорта, смешанные посевы, использование ландшафтных преимуществ, оптимальные сроки выполнения технологических операций и многое другое. Поистине, здесь кроются колоссальные неиспользуемые резервы!

Наш путь к благополучию и независимости от злых козней погоды, внешних экономических кризисов, чьих-то геополитических интересов – это, прежде всего, путь наращивания силы и здоровья белорусской почвы, т.е. увеличения показателей её плодородия и чистоты (избавления до оптимума от сорняков, вредителей и болезней), поддержания и развития отечественных селекции и семеноводства.

Контуры идеологической доктрины

Вопрос о необходимости реального реформирования аграрного сектора звучит в последнее время все более настойчиво. Президент Беларуси Александр Лукашенко не раз говорил: «Нельзя больше позволять неэффективное использование сельхозугодий и выделяемых агрокомплексу огромных бюджетных ресурсов. Убыточные хозяйства, которые за многие годы не смогли наладить современное производство, необходимо реформировать».

Старая система тем и хороша для консервативных кадров, что управление и знания являлись стандартными, стабильными и стереотипными. Новая рыночная — хороша только для предприимчивых и динамичных субъектов. Здесь нельзя надеяться на посторонний патернализм, недопустимо иждивенчество, тут надо действовать и принимать быстрые решения, а, значит, надо быть компетентным, уверенным и свободным. В условиях новой рыночной системы все зависит от своевременности и грамотности. Рынок – это непременная и непрерывная многоаспектная учеба!

Предлагаемые или директивно доводимые «сверху» рекомендации или распоряжения, как показывает история АПК любой страны, весьма сложно, часто вообще безрезультатно реализуются «в низах» — при преобладании там инертности, безразличия, безынициативности, иждивенчества, воровства и пьянства. И люди – носители этих качеств – таковыми становятся именно в силу тех условий, в которые они были десятилетиями поставлены. Это именно то бытие, которое породило адекватное себе сознание.

Анализируя с этих позиций состояние, тенденции и перспективы развития современного белорусского земледелия, следует признать: эффективного землепользования не может быть в принципе без хозяина-собственника и макроэкономических условий, соответствующих современному аграрному рынку.

Резюмируя изложенное, выделил бы следующие основы прогрессивного мировоззрения, или некоторые контуры идеологической доктрины.

1. Государственный суверенитет Беларуси как абсолютная, не дискуссируемая ценность. Возрождение белорусской самобытности.

2. Рыночное устройство экономики как наиболее эффективное ее состояние. Неуклонное, последовательное, динамичное движение к социально-ориентированному рынку.

3. Вера, духовность. Многие выдающиеся современные ученые считают, что XXI век станет веком Великого Синтеза Науки, Религии и Искусства и что именно этот Синтез породит то прекрасное новое Знание и мировосприятие, которые спасут цивилизацию.

4. Демократия (именно как истинное народовластие – и это не обязательно прямые выборы главы государства всем народом) — исторически апробированный механизм осуществления социальной справедливости и одна из главных основ эффективного управления и прогрессивного развития государства. Мы должны перестать «издеваться» над понятием «демократия»! Если будет реальная, органичная, культурная демократия, неизбежно внимание к воле избирателя и неизбежна социальная ориентация рынка.

«Куда мы должны идти?»

Думая о ближайшей перспективе, на вопрос: «Куда мы должны идти?» я бы ответил следующим образом: цель движения должна пониматься не как движение к некому конечному состоянию (к чему мы так привыкли, к примеру, движемся в «рыночный социализм»), а как движение по направляющему вектору изменений, слагаемые которого отражают ведущие глобальные исторически оправдавшие себя тенденции мирового развития:

— переход к постиндустриальным технологиям;

— участие в общемировой информационной коммуникационной революции;

— становление институтов гражданского общества,

— истинное разделение и независимость властей,

— свободные, регулируемые только законом, СМИ,

— развитие реального местного самоуправления.

— многоукладная открытая экономика;

— гибкое сочетание в управлении экономикой сильных государственных регулирующих начал и механизмов самонастройки;

— мощный средний класс;

— привлечение инвестиций;

— конструктивная (максимально «не поверхностная», правдивая и гуманная) информационная среда;

— переход к интеллигентно-взыскательному стилю руководства.

Опираясь на нравственность и духовность — к эффективной экономике!

Святейший Патриарх Кирилл отмечает: «Христианство не есть религия внешних повелений и запретов. Христианство есть поклонение Богу в духе и истине. Вера наша должна в первую очередь обновить внутреннего человека. Тогда исправленный и очищенный внутренний мир неизбежно проявит себя вовне, исцеляя и правильно формируя мир внешний. Собственно, внешний мир претерпевает благие изменения только тогда, когда действует в этом внешнем мире обновленный изнутри человек…».

Можно надеяться, оздоровление экономики хозяйств — должно оздоровить и условия жизни на селе, и самого Человека-работника на земле. Но этого будет мало для полноценного развития Человека. Я затрагиваю сейчас те извечные, очень сложные, глубинные проблемы, говорить о которых непросто.

Надо осознать, что после, в общем-то, внезапного развала СССР и советской системы, при всех присущих ей несовершенствах и недостатках, из страны, и прежде всего, из ее информационной жизни ушли некие сдерживающие «скрепы», факторы, направляющие развитие в стабильное русло. Все-таки, чтобы ни говорили, в советское время у большинства граждан была безграничная вера в могущество страны, в благополучный завтрашний день. При этом, высоких стандартов жизни (по западным меркам) большинство людей не знало. Страна располагала огромным количеством природных ресурсов, находившихся в собственности государства. Система казалась вечной и незыблемой. Гражданам страны неустанно доказывали, что они живут в исторически самой передовой общественной формации в мире (это уже потом, в более зрелом возрасте, приходило понимание, что система далека от совершенства).

Удивительно, как советская система пала в «один день». И старая, пусть «совковая», несовершенная, идеология в одночасье рухнула, а новая, естественно, еще не могла появиться. Возникла некая атмосфера пустоты, «вакуума» и, следовательно, ненаправленности мировоззренческого выбора, во многом предопределяющего развитие человека.

Не допустить «царства греха»!

Часто приходится слышать, что «национальную идею придумать невозможно». Она должна естественно вызреть в жизни. Предпринимались попытки разработать основы государственной идеологии (к примеру, программа «Радзiма, розум, дабрабыт»). Очевидно, одно другому не противоречит. Должны работать интеллектуалы, должны вызревать идеи в гуще народной жизни. Может быть, так будет более правильно. Мне ближе понимание национальной идеологии, высказанное недавно одним из иерархов Русской православной церкви: «Сохранение подлинного знания о смысле жизни, смысле истории и о должном идеале государственности — это и есть та готовая национальная идеология, которую лишь достаточно сделать действующей и применить к современности».

Ведь каждый человек, невзирая на его уровень образованности, культуры, рано или поздно задумывается о смысле жизни. Для чего мы пришли в этот мир, как жить достойно? Потом невольно задумываешься о смысле истории, почему она была именно такая? И понимаем ли мы ее? Конечно же, приходит на ум вопрос об идеале — совершенном государстве. Ведь и экономика, и социальная жизнь, и нравственность общества во многом предопределяются сущностью государственного устройства. Это, несомненно, — важнейшие вопросы! Исторически мысль человеческая постоянно над ними билась. По моему мнению, погружаясь в их осмысление — неизбежно приходишь к вопросам веры.

Русский философ Иван Ильин писал: «Надо понять, что религиозная вера может быть цельна и искренна только тогда, когда она свободна.

Приказ и требование бессильны создать веру. Запрет и гонение не могут прекратить ее. Ибо вера есть цветок Благодати, дар веющего Духа. И все приказы и запреты могут привести только к притворству и лицемерию. Но притворствовать и лицемерить будут не лучшие люди, а худшие. Поэтому исповедные гонения дают преимущества худшим людям и осуществляют отбор лжецов и симулянтов. Вера есть личная и добровольная связь души с Богом; именно поэтому на нее нельзя покушаться, ее нельзя вымогать, ее нельзя преследовать и гнать”.

Раньше нас учили, что «религия — это опиум для народа», удел старушек и малообразованных людей.

К счастью, в серьезной литературе по-другому понимается роль Веры в жизни современного человека и науки. Приведу слова доктора Вернера фон Брауна, который в 70-е годы прошлого столетия руководил американской программой по освоению и изучению космоса. Вот что он пишет: «Две наиболее мощные силы в мире – религия и наука – определяют и формируют нашу цивилизацию. Через науку человек пытается проникнуть в тайны мироздания, через религию – пытается познать Создателя. Ни одна из этих сил не действует независимо».

Сегодня в ученой среде нет однозначно негативных оценок веры. В. Гейзенберг, крупнейший физик XX века, образно сказал: «Первый глоток из сосуда естествознания порождает атеизм, но на дне этого сосуда нас встретит Бог». Наука развивается совсем, по историческим меркам, недолго — всего 2-3 века, и ей еще предстоит открыть еще очень многое. В науке ныне — «крупица знаемого пред горой неизвестного».

Мыслитель Френсис Бэкон говорил: «Только малое знание уводит от Бога. Большое знание приводит к Нему». Я думаю, осмысление данной темы коснется в ближайшие годы многих людей.

Недавно Никита Михалков, на вопрос «Что Вы считаете хуже предательства?», ответил так: «Страшнее этого может быть только отсутствие Бога в человеке, отсутствие потребности в Боге. Одиночество — это отсутствие потребности в Боге».

Философ Иван Ильин писал: «…Нечего браться за освобождение и очищение страны без совести, а она живет только в искренней и цельной душе, где она звучит как голос Божий <...> после всего пережитого и выстраданного надо искать и найти путь к Богу. Пути безбожия, бессовестности, бесчестия, дьявольской лжи исхожены и изведаны. Они обречены и оказались погибельными. Необходимо глубокое обновление душ! И никакие лозунги, и никакое политическое пустословие его не заменят — ни «демократия», ни «федерация», ни «свобода», ни «равенство», ни иное что-либо».

Святейший Патриарх Кирилл, в одной из проповедей, сказал, что: «…по единому мнению святых отцов, два порока обнаруживают саму природу человеческого греха – это гордыня и ложь. Если жизнь основывать на грехе, то такая жизнь является непрочной. Грех и жизнь несовместимы. Вот почему мы имеем свидетельство о том, что грех порождает смерть – в том смысле, что жизнь по закону греха несовместима с бытием человеческим. Жить по греху – значит разрушать жизнь. Но есть и другое отношение к греху – когда грех оправдывается, более того, когда между грехом и праведностью, правдой и ложью ставится знак равенства. Мы сейчас переживаем, впервые за всю человеческую историю, эпоху, которая стирает границу между грехом и праведностью, между правдой и ложью. Поэтому в грехе не раскаиваются, а нередко грехом еще и бравируют, сознательно полагая грех в основу жизни. Но если грех порождает смерть, то такое мировосприятие и такое поведение означают самоубийство. Речь идет не о самоубийстве человека – это самоубийство человеческого общества».

Патриарх предупреждает: «Если будут окончательно стерты границы между добром и злом, если люди, потерявшие способность отличать добро от зла, будут основывать на грехе свою жизнь, будь то личную, семейную, общественную, государственную, общечеловеческую, вселенскую, то это будет означать конец света, о котором говорит слово Божие, это и есть господство греха, когда грех будет восприниматься как норма жизни».

Михаил КАДЫРОВ, первый заместитель генерального директора по науке НПЦ НАН Беларуси по земледелию, доктор сельскохозяйственных наук


Система Orphus

ПОИСК ПО САЙТУ

СКАЗАНО!

Вадим МАХАНЬКО, генеральный директор НПЦ НАН Беларуси по картофелеводству и плодоовощеводству:

– В перспективе с нашей помощью в республике будет осуществлен переход всех промышленных картофелеводческих хозяйств на использование междурядьев в 90 см (вместо превалирующих нынче 75 см). Зачем это делать? В гребень при 75-сантиметровом междурядьи «помещается» урожайность на уровне 40 т/га. Если урожай выше 50 т/га, то объема гребня уже не хватает, чтобы защитить клубни, например, от болезней, есть и другие нюансы. А вот при наличии междурядья в 90 см гребень выполнит эти функции гораздо эффективнее…

ЦИФРА

На 0,5% увеличилось

в январе 2024 года производство сельскохозяйственной продукции в Евразийском экономическом союзе в хозяйствах всех категорий по сравнению с январем 2023 года. Об сообщается в экспресс-информации ЕЭК, которую приводит телеграмм-канал БелСелХоз.

ГЛАС(З) НАРОДА

Васильки разместить – не проблема…

В Витебской области реализуется туристический проект «Васильковый край». Он объединит более 300 ключевых туристических объектов региона.

СИЗОХРЕНИЯ

Вверх по склону, ведущему вниз…

Вверх по склону, ведущему вниз…

Фото Владимира СИЗА.

ПОЧТА@AGROLIVE.BY

Логин:
Пароль:

(что это)