ЭКОНОМИКА

Минсельхозпрод частично рассекретил рентабельность продаж по экспорту


Экспортные поставки белорусской сельскохозяйственной продукции в прошлом году, перспективы 2023-го, подходы к освоению новых рынков – такой была тематика пресс-конференции в Национальном пресс-центре. Журналисты слушали и спрашивали заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Вадима ШАГОЙКО (на снимке).

Оптимистичный зачин

В своем вступительном слове агрочиновник акцентировал, что «мы достигли в прошлом году рекордных результатов – добились выручки по экспорту продовольствия в 8,3 млрд. долл. США». На сегодня белорусское продовольствие продается в широкий круг стран (всего около 100). По-прежнему основным и самым премиальным остается российский: за ним – 70% всех поставок. (Видно, что про озвученную некогда формулу-ориентир «30х30х30» сейчас как-то и неуместно заикаться? – Прим. www.agrolive.by).

Впрочем, в Минсельхозпроде заверяют: расширяется не только ассортимент, но и география поставок. Наряду с продуктами вроде сухого молока или сухой сыворотки растут объемы отгруженной цельномолочки, хорошие результаты достигнуты по сырам, сливочному маслу.

– Уделяем большое внимания рынкам азиатских странах, а также емкому и перспективному для нас китайскому, – акцентировал В. Шагойко. – Не забываем и про африканский регион: изучаем тамошние предпочтения, осуществляем поставки пробных партий тех или иных продуктов. Наши усилия приносят неплохой эффект – за 2022 год в целом приросли на четверть по выручке, если сравнивать с 2021-м. Доля продэкспорта в общем объеме экспорта Беларуси сейчас – более 20%.

В продолжение – каверзные вопросы

Журналистов интересовало, почему сейчас, зимой, цены на отечественные тепличные огурцы и помидоры большие, чем на завозные овощи и фрукты? Почему не удается избежать импорта из России в данном рыночном сегменте? Наконец, продолжат ли торговые сети закупаться у иностранных поставщиков в ущерб белорусскому товаропроизводителю?

– У нас достаточно много тепличных мощностей, да и для выращивания в открытом грунте – тоже, – ответил В. Шагойко. – Проблема в том, что в не сезон, а это ноябрь – февраль, очень сложно закрывать под полную потребность запросы торговли и покупателя. Ведь не все наши теплицы пока оборудованы необходимыми технологиями для производства продукции в межсезонье (имеются в виду прежде всего технологии светокультуры). Но правительством поставлена задача: дооснастить наше тепличное хозяйство, возможно, достроить еще современные теплицы – с тем, чтобы уйти от импорта в межсезонье. А в сезон, к слову, такая наша продукция активно экспортируется.

Что до закупочных предпочтений торговых сетей, то В. Шагойко «кивнул» в сторону МАРТа, который «постоянно регулирует этот вопрос, но, естественно, когда отечественной продукции не хватает – без импорта обойтись не удается».

В развитие – политическое влияние

В прошлом году политика сильно влияла на экономику во всем мире. Белорусский продэкспорт тоже оказался затронутым данным воздействием. Выразилось оно в изменении логистических путей, возникавших заминках при выстраивании поставок.

– Поскольку до этого мы и представить себе не могли, что политика сможет настолько сильно влиять, пришлось на марше перестраиваться, – рассказал В. Шагойко. – Где-то идти на снижение маржинальности поставляемых продуктов, удорожание логистики. При этом даже в европейские страны наша продукция как поставлялась, так и поставляется (в частности, в Польшу). На этом направлении зафиксирован прирост валютной выручки.

Вместе с тем, признал замминистра, «прирост экспорта на четверть случился как за счет хорошо складывавшейся для нас конъюнктуры рынка, так и за счет увеличения объемов поставок по отдельным видам продукции».

К примеру, на молочную продукцию цены выросли на 30%, подорожало и мясо. Белорусские экспортеры, при этом, стали продавать больше высокомаржинальной переработанной продукции: колбас, консервов и др. А вот сбыт мяса в тушах и полутушах стал меньше в объемах. Но, если смотреть по результату, то он неплох, считает В. Шагойко, за счет «средних цен поставок».

В молочном сегменте ситуация – примерно такая же: масло, сыры продемонстрировали большую доходность, чем молоко, сметана, сливки, т.е. продукты с более низкой маржинальностью.

Напоследок – об экономической эффективности

Давно уж журналисты хотят услышать о рентабельности продаж на экспорт белорусской еды. А сейчас у коллег появился и дополнительный интерес: нет ли дебиторской задолженности у белорусских переработчиков сырья?

– Экономическая эффективность от экспорта выше, чем от реализации на внутреннем рынке, – пояснил В. Шагойко. – В прошлом году это стало одним из инструментов сдерживания инфляции внутри страны. Реалии таковы, что прибыль в пищевой переработке сейчас формируется в основном за счет экспорта.

Агрочиновник назвал примерные прошлогодние показатели рентабельности, но – не в целом, не в среднем, а только по отдельным высокомаржинальным продуктам: так, по сырам и сливочному маслу рентабельность составила от 20 до 40%. А вопрос дебиторской задолженность даже не рассматривается, поскольку «ее у нас просто нет», заверил В. Шагойко.

Между прочим, добавил он, сейчас рассматривается вопрос о переводе платежей между российскими и белорусскими партнерами в российские рубли – «мы ведь идем путем углубления интеграции».

Но на пути развития белорусской пищевки есть и ухабы. Они связаны с экономическими сложностями, вызванными, к примеру, присоединением к некоторым предприятиям убыточных. По мнению В. Шагойко, такие локальные сложности не должны отвлекать от главного:

– На сегодня Беларусь входит в 5-ку стран – мировых лидеров по экспорту молочных продуктов. В этой связи большое внимание уделяется государством, вкладываются серьезные финансы как в развитие сырьевой базы, так и в модернизацию перерабатывающих мощностей. Да, идем путем укрупнения: из более чем сотни молзаводов по всей стране теперь осталось 33 крупных. И это движение продолжается. Конечно, в определенные моменты процесс по отдельным предприятиям может идти не так гладко. С финансовыми сложностями – в том числе. Но государство при необходимости принимает оперативные меры через принятие нормативных документов. Касательно той же Витебщины – работает указ №70, которым, в   частности, предоставляются отсрочки по платежам. Выполнять поставленную задачу по укреплению сырьевых зон, оздоровлению присоединенных предприятий все равно придется. Данные вопросы постоянно на контроле, рассматриваются на уровне правительства, Минсельхозпрода, областей…

Фото БЕЛТА 


Система Orphus

ПОИСК ПО САЙТУ

СКАЗАНО!

Алексей МЕЛЕЩЕНЯ, генеральный директор НПЦ НАН Беларуси по земледелию:

– К сожалению, белорусское рапсовое масло дороже, чем аналогичный российский продукт. Можно задаться резонным вопросом: а почему так? Ведь наше государство активно поддерживает и сырьевиков, и переработчиков? Но проблема в том, что пытаемся конкурировать наравне с аграриями, располагающими высокопродуктивными чернозёмами. Да, россияне порой не сильно заботятся про повышение плодородия почв, но все равно, даже с учетом истощения чернозёмов, на них урожайность маслосемян рапса получается выше. А отсюда и меньшая цена по рынку на сырье.

ЦИФРА

9,9 млн. рублей

планируется вложить в 2024-2025 годах в хлебопекарную отрасль Беларуси. Об этом сообщил официальный сайт Минсельхозпрода РБ.

ГЛАС(З) НАРОДА

Нарочь попала в число лучших озер на постсоветском пространстве

Российские туроператоры отмечают возросший спрос на путешествия в республики бывшего СССР. Летом активно выбирают озера, совмещая визит туда с каким-нибудь видом отдыха. Названы и лучшие озера на постсоветском пространстве. Так, Нарочь ценят за чистую воду и хвойный лес рядом, а Севан, что в Армении, – за божественные виды.

СИЗОХРЕНИЯ

Вверх по склону, ведущему вниз…

Вверх по склону, ведущему вниз…

Фото Владимира СИЗА.

ПОЧТА@AGROLIVE.BY

Логин:
Пароль:

(что это)