АГРОТУРИЗМ

Креативная экономика от энтузиастов и… полуугасшее льготное кредитование от государства


Время итожить первые две пятилетки отечественного агроэкотуризма! Ведь именно на финише 2002 года был дан старт новому для Беларуси делу. Что же теперь в активе и пассиве у именинника -- белорусского агроэкотуризма?
Колхозно-совхозному бытию нашлась альтернатива

Китайская пословица гласит: стоит слегка опасаться собственных желаний-мечтаний, ибо им, как известно, свойственно сбываться. Немногочисленных же энтузиастов, которые десять лет назад взялись за развитие в Беларуси нового дела – сельского туризма, собственные дерзновенные порывы ничуть не смущали. Хотя, казалось бы, на тот момент и отставали мы даже от ближайших соседей, не говоря уже про итальянцев, и, вообще, самого понятия «агробизнес» в ходу не было?

Но пока многие вели в деревне традиционное сельхозпроизводство, мало-помалу стали проклёвываться ростки уже совершенно нового экономического мышления. И вот уже, спустя десять лет, есть повод проанализировать, чего же добились, какие трудности преодолевали и преодолевают эти люди, которых формально и немного казенно называем – «субъектами агроэкотуризма».

Во-первых, с помощью этих отчаянных смельчаков удалось доказать: колхозно-совхозному бытию в белорусской глубинке есть альтернатива!

Во-вторых, в непосредственно туриндустрии страны новичок довольно скоро смог из дебютантов вырваться в… «передовики».

-- Как раз этот вид туристического бизнеса оказался наиболее удачным, динамично развивающимся, пользующимся спросом -- как у отечественного, так и у зарубежного путешественника, отдыхающего, -- заметил недавно на пресс-конференции в Минске Вадим Кармазин, директор департамента по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь.

По официальной статистике, сегодня в нашей республике зарегистрировано около 1900 агроусадеб (в прошлом году было около 1600). Получается, за текущий – прибавилось примерно 350? Не стоит, однако, тут впадать в излишнюю эйфорию: не все зарегистрированные объекты можно смело называть работающими. Примерно 30 процентов из зарегистрированных все еще в стадии становления. Но в Минспорта и туризма не скрывают оптимизма: если судить по цифрам, то в 2012 году на белорусских агроусадьбах побывает больше туристов, чем в 2011-м, тогда их оказалось 145 тысяч. Чиновников от туризма радует тот факт, что к этому бизнесу подключаются крупные сельхозпредприятия – уже 82 имеют гостевые домики.

-- Большое спасибо государству за поддержку! – акцентирует Валерия Клицунова, председатель правления БОО «Отдых в деревне». – Сейчас в это трудно поверить, но десять лет назад не было фактически никакой «критической массы» энтузиастов. Но, создав объединение, мы бросили клич – и потихоньку стало формироваться сообщество. Людей, которые подняли дело, которое можно сейчас назвать рычагом развития Беларуси. Наш агроэкотуризм по-хорошему выстрелил! Сейчас активно работает на деревню, ее возрождение. И мы верим, что условия хозяйствования не изменятся – сможем и дальше раскручивать глубинку, ее неповторимый потенциал – природный, культурно-исторический…

Прирастать уже не комнатами, а… домиками

Вадим Кармазин, директор департамента по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, считает, что из всей отечественной индустрии отдыха именно сельский туризм смог о себе наиболее ярко заявить. Именно в этом сегменте сложилась наиболее эффективная модель частно-государственного партнерства.

Правда, стоит иметь в виду: фактически безналоговое существование, продленное до 2021 года, изначально дает фору именно данному виду бизнеса. В этом плане могут последовать скептические возражения: дескать, всем бы бизнесменам, да такие преференции. На что есть резонный контраргумент: а все ли бизнес-проекты могут спасать от бульдозера, по сути, аутентичные белорусские «хаты»?! А там, где осталось хотя бы несколько домиков-неноводелов – там продолжает жить и своеобразная, «адметная» деревенька!

В Беларуси уже появились целые регионы, где такое вот возрождение в новом качестве приобрело масштабы вовсе не единичных случаев! Директор департамента по туризму Минспорта и туризма назвал на днях сразу несколько таких точек на карте: Кореличский район, почти вся Витебщина… Думается, государство не прогадало, освободив хозяев таких проектов от налогового бремени. Агротуризм, как раз, -- яркий пример социально-ответственного бизнеса, который, подобно шустрому локомотивчику, тащит за собой переход в новое качество конкретных, зачастую – угасавших безнадежно, деревень.

Возможно, скоро на многих агроусадьбах, кроме основных домов, вырастут и еще гостевые: Вадим Кармазин говорит, что прорабатывается возможность принятия соответствующего законодательного акта. Вот так: начинали с пары-тройки комнат, а теперь – может замахиваться и на прирост целыми домиками?

«Упрямые» проценты

Такое развитие – качественное и количественное – вполне целесообразно, если учесть, что в прошлом году белорусские агроусадьбы посетили гости из 64 стран мира! Значит, есть стабильный интерес? Да, но… Соотношение в гостевом потоке, при котором 86 процентов приходится на соотечественников, а остальное – на страны СНГ, с небольшой долей дальнего зарубежья, -- вряд ли стоит признавать оптимальным.

Очевидно, что уже завтра нужно думать, как укреплять въездной акцент -- с «прицелом» на туриста из дальнего зарубежья. Все время надеяться на своего соотечественника, тем более, что ценник не снижается – услуги белорусских усадеб по-прежнему держаться на довольно высоком уровне. 45 долларов в сутки, с 3-разовым питанием, набором всевозможных развлечений – таков, примерно, прайс лучших белорусских усадеб. Дорого? Можно поискать дешевле, но и сервис будет – тоже соответствующий цене. Во всяком случае, новогодье уже сегодня раскуплено – мест на агроусадьбах не сыскать…

А где ж брать золотой запас, на случай-то развития?

Агроэкотуризм по-белорусски заставил нас по-иному взглянуть на потенциал той же глубинки. Появились, с подачи ОО «Отдых в деревне», целые «зеленые» маршруты – причем, энтузиастам удалось расшевелить поначалу скептически настроенных местных чиновников. Те представители местных властей, кто «влез» в это дело с головой, теперь всерьез говорят не только о молоке, мясе, зерне и прогнозных показателях. Бизнес на отдыхе в глубинке, считает Вадим Кармазин, стал примером эффективного частно-государственного партнерства:

-- О каких-либо конфликтах, недопониманиях между субъектами агроэкотуризма и местными властями практически не доводилось слышать. Но это не значит, что турбизнес в этом сегменте идет беспроблемно.

По мнению директора департамента по туризму Минспорта и туризма, пожалуй, более всего мешает успешному становлению небольших турпроектов на селе финансовая загвоздка. Программа льготного кредитования, стартовавшая в 2007 году на базе «Белагропромбанка», не то, чтобы свернута совсем. Нет, продолжает действовать, однако в прошлом году по Беларуси было выдано всего 32 кредита на развитие усадебного отдыха по-деревенски. В этом году, хотя он еще не завершился, -- пока лишь 18.

-- А в чем все-таки причина, согласитесь, угасающего интереса к получению льготных кредитов? – спросила я экспертов на пресс-конференции, посвященной 10-летию белорусского агроэкотуризма.

Вадим Кармазин заверил: в Минспорта и туризма понимают, что ситуацию нужно как-то исправлять. Сейчас готовятся предложения в Совет Министров – об упрощении процедуры получения кредитов, а также о возможности увеличения размеров, сумм, предоставляемых банком. Последнее обстоятельство особенно актуально для крупных сельхозпредприятий, которые могли бы брать больше денег, но… К слову, именно с 2009 года, когда, по инициативе госконтроля, ужесточились требования к данным кредитополучателям – интерес и стал угасающим. В частности, чтобы разжиться миллионами на развитие, под льготный процент, нужно показывать не потенциальные, а реальные доходы. Вадим Кармазин привел такую цифру: зарплата либо иной доход кредитополучателя, физического лица, должен быть в районе 10,5 миллиона рублей. Много ли таких энтузиастов найдется сейчас в глубинке?

-- Да, поначалу мы были несказанно рады, что пошло льготное кредитование, -- прокомментировала Валерия Клицунова, председатель правления БОО «Отдых в деревне». – Надо заметить, многим эти кредиты помогли, и серьезно! Но потом, видимо, на уровне банковском, контролирующем не прозвучало убедительно, что ведь это – не просто программа кредитования, а социально-значимая, обеспечивающая создание новых рабочих мест. Ужесточились требования – пропала легкость получения. Можно идти тут либо по пути исключения из общих правил, либо – банк мог бы застраховать риски. В любом случае, мы все, сообща, должны в ближайшее время поработать, чтобы программа льготного кредитования из полуугасшего состояния снова перешла в активное…

Хозяева рассуждают и планируют…

По словам Андрея Нижника, хозяина агроусадьбы «Заречаны», что в Пуховичском районе, есть случаи, когда хозяева не могли и за пять-шесть лет получить нужный кредит. Много денег, времени, сил уходит на собирание бумаг, пробивание своих идей, проектов. «А, вообще-то, мы все – сумасшедшие немного, «сдвинутые» на постоянном переделывании, улучшении матбазы своих усадеб», -- сочно, емко выразил суть личности настоящего хозяина туробъекта в деревне сам Нижник. И посетовал, что, хотя его объект давно стал местом, куда съезжается немало иностранных туристов, деревня-то – без газа. И особой надежды, что данное благо цивилизации появится в Заречанах, нет? Похоже на то…

Анатолий Ганец, создавший в Воложинском районе свою «Ганку», тоже одну из лучших белорусских усадеб, беспокоится, чтобы побольше информационных знаков, указателей вело к подобным объектам в глубинке. Но установить сегодня одну такую «шыльду» стоит ни много ни мало -- два миллиона рублей. А если, прикинул Ганец, его объект «требует» установки четырех указателей? Кому платить за них? Может, разделить затраты поровну – между местной властью и хозяевами усадеб?

-- Сегодня уже есть смысл говорить не о хозяевах усадеб, а о мини-туроператорах, -- рассуждает Валерия Клицунова. – В Беларуси агротуризм добывает нелегкие деньги. По сути, имеем дело с креативной экономикой: когда фактически из ничего приходится делать конкурентоспособный турпродукт – раскручивать какие-то подзабытые местные ремесла, культурные, исторические «фишки». Продолжим, посему, усердно трудится над региональными брендами – их еще предостаточно в Беларуси, например, Дрибинщина может удивлять своими валенками.

По словам Клицуновой, агроэкотуризм – красивая идея, которая объединяет белорусов. Сами же субъекты этого бизнеса продолжат объединяться в кластеры (такие, как уже созданы в Лепельском, Щучинском, Воложинском районах). А вот первый белорусский агроэкотуристический курорт, вместо анонсированной много раз реализации на Россонщине, может вполне появиться в другом месте. Воложинщина неожиданно тут перехватила инициативу.

Псевдо? Не нужно!

Словом, жизнь агротуристическая не стоит на месте. И в семье, что называется, не без отдельных «пришлых» личностей. Вадим Кармазин говорит, что хотя и в единичных, но все-таки случающихся ситуациях – под «маркой» агроусадьбы туристу может попасться… объект, допустим, придорожного сервиса. Да еще с не самым лучшим сервисом, зато – с бильярдным клубом и т.д., и т.п. Сейчас налоговиками готовится рейд-проверка, чтобы пресечь, если обнаружатся, конечно, подобные «точки» псевдоагротуризма.

-- Наверное, и местные органы власти должны более тщательно мониторить ситуацию, контролировать, чтобы заявленные проекты действительно соответствовали статусу агроэкотуристических, -- заметил Вадим Кармазин. – Не должна повториться история, имевшая место на Могилевщине, когда под видом агроусадьбы туристу предлагали остановиться фактически в обычном объекте придорожного сервиса…

Фото автора

Комментарий AGROLIVE.by

Да уж, контролировать государство гораздо! Но вот будет ли толк от чрезмерной опеки, обилия проверок? За все десять лет, в течение которых развивается белорусский агротуризм, остается неизжитым, увы, один устойчивый стереотип. Чиновники разных рангов, а в особенности на местах, почему-то железобетонно уверены – хозяева агроусадеб деньги гребут лопатой! А, стало быть, и газификация, и указатели – дело этих самых энтузиастов?


Система Orphus

ПОИСК ПО САЙТУ

СКАЗАНО!

Вадим МАХАНЬКО, генеральный директор НПЦ НАН Беларуси по картофелеводству и плодоовощеводству:

– В перспективе с нашей помощью в республике будет осуществлен переход всех промышленных картофелеводческих хозяйств на использование междурядьев в 90 см (вместо превалирующих нынче 75 см). Зачем это делать? В гребень при 75-сантиметровом междурядьи «помещается» урожайность на уровне 40 т/га. Если урожай выше 50 т/га, то объема гребня уже не хватает, чтобы защитить клубни, например, от болезней, есть и другие нюансы. А вот при наличии междурядья в 90 см гребень выполнит эти функции гораздо эффективнее…

ЦИФРА

На 0,5% увеличилось

в январе 2024 года производство сельскохозяйственной продукции в Евразийском экономическом союзе в хозяйствах всех категорий по сравнению с январем 2023 года. Об сообщается в экспресс-информации ЕЭК, которую приводит телеграмм-канал БелСелХоз.

ГЛАС(З) НАРОДА

Васильки разместить – не проблема…

В Витебской области реализуется туристический проект «Васильковый край». Он объединит более 300 ключевых туристических объектов региона.

СИЗОХРЕНИЯ

Вверх по склону, ведущему вниз…

Вверх по склону, ведущему вниз…

Фото Владимира СИЗА.

ПОЧТА@AGROLIVE.BY

Логин:
Пароль:

(что это)