ШКОЛА ЖУРНАЛИСТА

Дмитрий СУРНИН: как «вкусно подать» содержание с помощью дизайна, инфографики, фото и текста?


Редактура – это то, что определяет, кто и зачем прочтет ваш текст, подчеркивает Дмитрий СУРНИН (на снимке), экс-главный редактор московской редакции газеты «Мой район» (гиперлокальный еженедельник, выходит в Москве и Cанкт-Петербурге), а ныне медиаконсультант, руководитель региональных программ Internews Networks. Он дал участникам V Медийного конгресса 12 советов. Простыми их назвал сам Сурнин. И объяснил так: следование им не требует серьезной технической подготовки и длительного обучения, а лишь работы мозга – главного редакторского инструмента. Советы Сурнина по подаче контента касаются как газет, так и сайтов – несмотря на то, что он приводит «бумажные» примеры, их легко экстраполировать на работу в интернете.

Вот что советует Дмитрий Сурнин.

1. Первая полоса (первый экран) – ваш главный инструмент. Это витрина, которая продает ваше богатое содержание тому читателю, которого вы хотите заполучить для своего издания. Только от вас зависит, что это будет за читатель.

Несколько редакторских решений первой полосы для одного и того же контента приводят к разному эффекту воздействия на аудиторию. Например, оставляют ощущение официоза; те же события, но выбраны другие истории, связанные ними; расставлены иные смысловые акценты с точки зрения визуальной подачи – что главное, что второстепенное; подача, более рассчитанная на деловую аудиторию; «все плохо, все умрем»; легковесная, «желтая» подача.

Это элементарный редакторский инструмент: манипулируя приоритетами и расставляя акценты, мы формируем ощущение от издания. От того, какое текстовое и визуальное ощущение мы сформируем, зависит то, какую аудиторию мы получим.

2. Всегда ищите героя. Потому, что проблемы всегда одни и те же: строящиеся развязки, протекающие трубы, дураки и дороги. Но истории вокруг проблем – всегда разные.

Тут еще важен технический нюанс – когда у вас есть герой, то у вас есть, кого фотографировать.

На практике часто бывает так: пишут текст, и к нему ставят более-менее подходящую картинку из интернета.

Например, когда-то в газете «Мой район» мы описывали демографический феномен, суть которого в том, что наибольшее количество зачатий приходится на ноябрь. Можно было подать эту историю, снабдив ее отвлеченным фото. А можно -- сделать незамысловатую вещь – найти «ноябрьского» ребенка и его родителей. История не про этих людей, но они прекрасно ее иллюстрируют.

Герой также нужен для того, чтобы читатель мог себя идентифицировать с вашим персонажем, «узнать себя в газете». От того, каких людей читатель будет видеть в СМИ, зависит, будет ли он себя с ними ассоциировать. А, соответственно, и будет ли он ваше издание покупать. Поэтому -- думайте, каких героев выбирать.

3. Работайте с фотографиями. Когда решили, кого снимать, подумайте, как и где это нужно делать!

Общие рекомендации таковы: портрет – это второе, о чем вы должны думать. Перво-наперво подумайте, что происходит и можете ли вы это снять?

Если, все же, решили иллюстрировать текст портретом, то подумайте, как именно вы его снимете. Во-первых, вытащите человека из-за стола! Во-вторых, если речь идет о вручении почетных грамот, то помните: их дают за что-то определенное. Показывайте людей за тем занятием, за которое они эти грамоты получили. В-третьих, чтобы портрет вышел оживленным, поговорите с людьми, поспорьте, поваляйте дурака.

Если это групповое фото – с помощью инфографики расскажите о людях на нем.

Фотографии, даже не самые удачные, можно «озвучить» -- дополнить их цитатами и информацией.

4. Подписывайте фотографии. Информативная подпись спасает даже самую среднюю фотографию. Я считаю, что проблемы с подписью возникают только потому, что фотографы почему-то не могут взять и поговорить с человеком, которого снимают. Наверное, потому что наши фотографы чувствуют себя не фотожурналистами, а фотохудожниками.

5. Придумывайте простые и умные иллюстрации. Многие истории, утверждения, идеи и факты можно проиллюстрировать простыми способами, без применения сложных технических средств. Например, в Санкт-Петербурге была скандальная история с небоскребом. Как уверяли застройщики, здание не испортит вид, потому что его самого не будет видно из-за туманов. А рядом есть похожее строение – телевышка. Репортеры снимали ее в течение года, и таким несложным техническим способом продемонстрировали, что застройщики лукавят – вышку не видно из-за туманов всего несколько дней в году.

6. Делайте инфографику. Даже простая, сделанная в Excel инфографика – лучше, чем нагромождение цифр.

7. Используйте для инфографики мир вокруг вас.

Чтобы делать интересную инфографику, необязательно использовать сложные графические программы.

8.Беспощадно режьте текст. Бывает крайне мало текстов, которые действительно заслуживают той длины, которую для них предусмотрел автор. Лично я, как редактор, не вижу причин для текстов размером более 10 тысяч знаков.

Все остальное – это:

-- контекст, который надо давать другими текстами или другими форматами;

-- несколько историй, смешанных в одном тексте;

-- словоблудие.

9. Помогайте людям читать. Используйте « текстографику» (термин Дмитрия Сурнина – Ред.): врезки, summary boxes и т.д. Summary можно делать по любому поводу. Даже -- в авторских колонках. И это -- абсолютно «живой» интернет-формат.

10. Выбирайте правильный формат. Колоссальная проблема -- неправильно выбранный формат изложения истории. Хуже всего, по моим наблюдениям, обстоит дело с интервью. Интервью как метод сбора информации путают с интервью как методом ее изложения. Интервью, оформленное как интервью, нужно только тогда, когда вы хотите передать что именно и как именно говорил человек, как он реагировал на ваши вопросы. А если он говорит о том, сколько стоит ипотека, то прежде, чем давать такую информацию в формате интервью, задумайтесь, а удобно ли будет читателю ею пользоваться. Отвечу: категорически неудобно! Поэтому лучше озвученные цифры дать таблицей.

11.Концентрируйтесь на главном. Лучше иметь на развороте одну крупную фотографию, чем десяток мелких, неинтересных, не привлекающих внимание.

12. Используйте гибкие модели. Жесткий макет делает номера вашего издания скучными, похожими один на другой. Хорошая модель должна давать достаточно свободы для адекватных действий в разных ситуациях.

Макет должен предусматривать все возможности: шапка «плавает», опускается хоть до дна, главный текст может быть хоть с горизонтальным фото, хоть с вертикальным, хоть вообще без фото... И то, что от этого якобы страдает узнаваемость СМИ, неправда! Да, работа с таким макетом требует больше редакторского внимания, но зато он позволяет принять именно то решение, которое будет самым лучшим образом выполнять главную задачу – продавать ваше уникальное содержание.

Подготовила Леся ГАНЖА, «Редакторский портал»

Источник фото: «Редакторский портал»


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Владимир НОВИЦКИЙ, глава ФХ «Новицких» Лунинецкого района:

    – Почему сегодня в Беларусі колхозы попросту раздеты? Они много зарабатывают, но получается, что для мясокомбинатов выступают спонсорами. Цена закупки не соответствует себестоимости. Не говоря уже, чтоб получить прибыль. Моя задача – разобраться и поставить всё на своё место. Если кто-то думает, что меня будет учить – так не пойдёт...

    ЦИФРА

    130 лизинговых компаний

    на сегодня входят в реестр Национального банка РБ.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    В деревне, где оставалось пять жителей, – теперь 100 домов

    В последние годы все больше череповчан, желая сбежать от городской суеты, поглядывают в сторону деревни. Почему? Мы постарались узнать на конкретном примере. «Голос…» побеседовал с жителями уютной маленькой деревеньки Юрьевец, что в 7 км от города. Итак, как же череповчане изменили ее жизнь?

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)