ШКОЛА ЖУРНАЛИСТА

«ГараШ», который наш…


Ноябрь люблю за «Листопад». 22-й уже по счету международный кинофестиваль в Минске проходит аккурат в эти дни. Нет, конечно, гоняться за обворожительной французской кинодивой Фанни Ардан интересно. Но куда любопытные посмотреть, а что такое из себя представляет белорусский кинематограф? Благо, и спасибо организаторам, уже второй год подряд есть конкурс, где соревнуются именно наши фильмы. Их и можно-то увидеть главным образом на «Листопаде». Что не есть хорошо, но – данность…

С Верой прощаться не спешим…

Эта небольшая рецензия – мой авторский киновзгляд. Нет, не претендующий на системность, ибо охватывает лишь один конкурсный день национального смотра. Удалось увидеть три картины – «Сладкое прощание Веры» Александры БУТОР, «Белорусский психопат» Никиты ЛАВРЕЦКОГО и, безусловно, самый обсуждаемый сейчас кинопроект Андрея КУРЕЙЧИКА «ГараШ».

Главное – наше кино живо! Оно есть! Быть может, вопреки мнению некоторых скептиков?

Признаки жизни? Основной, по-моему, -- в непохожести даже трех выбранных и просмотренных мною работ. В совершенной непохожести, подчеркну особо.

Нет однообразия, а есть стремление делать разное кино. У молодых, заметьте, режиссеров. Это значит – они ищут свои пути-дорожки в искусстве. Это значит – непременно хотят удивлять. И – быть свободными от каких-то стереотипов и установок, в том числе идеологических.

Вот Александра Бутор. В прошлом году молодой режиссер представила на «Листопаде» продолжение культовых «Белых рос». Нынче – вполне добротная мелодрама от нее же. «Сладкое прощание Веры» -- конечно, не душераздирающее зрелище и не бьющее по нервам, не цепляющее надолго. История вполне себе житейская. Женская. Немного экзальтированная. Немного рафинированная. В меру поучительная. Словом, сходите как-нибудь на картину эту, если хотите просто отдохнуть! Особенно в компании любимого или любимой…

Что почерпнете? Да всё вечные, но вечно забываемые истины. О том напоминающие, что люди порой не с теми и не тех любят. Но жизнь, она мудрая, и непременно – всё будет! Хотя и не сразу…

В напряге

Никита Лаврецкий… Это – самый молодой из режиссеров, участвующих в национальном конкурсе. Говорят, его творчество кого-то изрядно раздражает. Не знаю, не знаю… Возбуждает некоторые мысли – это да. В частности, картина, хронометражем чуть более часа, под названием «Белорусский психопат», -- словно комок нервов. Или натянутая пружина. Или дамоклов меч…

Сравнений много. А мысли? Мысли о том, что все-таки в голове у нынешних молодых людей? Что с ними происходит на стыке перманентных возвращений из виртуала в реал? К чему приводит стремление доминировать, быть как все и чуть-чуть круче всех?

Мне увиделись в работе Лаврецкого ницшеанские мотивы. Но это – очень личное восприятие. А, вообще, фильм – о вреде всяческой зацикленности. И немного о том, почему на нашей почве, тут «произрастают» жуткая механика в мыслях и страшная душевная пустота.

Черно-белая лента с финалом, в который страшновато вникать, -- психологична и по-документальному скупо выписана. Порой создавалось впечатление: смотришь какой-то театральный этюд или социологические зарисовки на тему большого исследования. Думается, многообещающее начало – киноманам явно стоит ждать от Никиты Лаврецкого больших свершений!

Вместо одного ю-туба – полные кинозалы

«ГараШ» -- удивительное социальное событие этой осени. Почему не просто кинематографическое? Не только из-за переполненных залов во время «Листопада». Об этом фильме говорят. Его могут вполне растащить на цитаты. Он харизматичен. Он совсем «тутэйшы», он наш…

Не киношедевр, как уже успели подчеркнуть критики? Так никто и не ставил задачу создать изысканное высокопрофессиональное зрелище. «ГараШ», тем не менее, останется в истории белорусского кино. Однозначно, останется!

Ибо, пожалуй, впервые, припрятавшись слегка за легкой, почти шутовской формой, -- авторы сделали попытку осмыслить глобальное. И показать, собственно, а в какой стране мы живем, утрировав ее до размеров гаража в «культовом» столичном районе Шабаны.

Когда Андрей Курейчик, сценарист, режиссер и один из сопродюсеров ленты, со сцены в кинотеатре «Мир» говорил слова благодарности дирекции «Листопада»… Это не были дежурные слова. Хочется к ним присоединиться. Как же хорошо, что можно было посмотреть ленту не только на ю-тубе, как изначально предполагали Курейчик и его соавтор, второй продюсер Дмитрий Фрига.

И так верится – что-то меняется у нас, в нашем «гарашике», что-то меняется?... Ну, или не в нем, так в мозгах, в душах. Куда-то уходит пусть и небольшая, но толика страха. Зажатости. Правильности. Приспособленчества. Стремления жить тихо и бездарно. А вместо всего этого – глоток свободной иронии…

Может, оно и должно таким быть – современное белорусское независимое кино? Не зря же зовется важнейшим из искусств – возможно, способно на большее, чем просто развлекать?

-- Нам трудно сегодня рассуждать о современном белорусском независимом кино, -- заметил, представляя картину, Андрей Курейчик. – Потому, как и сами толком не знаем, каким оно должно быть. Верю, что наш путь – как бы должен состоять из небольших картин, отражающих черты нашего существования. А «ГараШ» -- это, в сущности, иронический киноэксперимент на час времени. Попытка исследовать степень собственной иронии. На фоне андеграундного гаража в Шабанах…

Фильм снимали в общей сложности всего 4 дня. На большее не хватило денег, которые и так были «из семейных бюджетов», пошутили продюсеры. Но нашлись еще единомышленники, которые снимались не гонорара ради, а из стремления поддержать интересное начинание энтузиастов. В главной роли -- молодой актер Артем Курень. А слезы Александра Куллинковича, культового рок-музыканта и непрофессионального актера с явным актерским потенциалом,  – один из самых сильных моментов ленты.

Сатира? Юмор? Ирония? Все это есть в фильме «ГараШ». И есть большущая грусть. Слезы – сквозь смех, и смех на грани неизбывной тоски.

Это все Беларусь. Это – наше. То, что сидит в нас, но мы в большинстве своем держим эту боль-несвободу в клетке. Потому, что боимся. Потому, что нам трудно взглянуть правде в глаза.

Кино помогает все это преодолеть. Пусть только на час, пока сидим в кинозале…

На снимке: момент съемок фильма, крайний справа – Андрей КУРЕЙЧИК

Фото www.tut.by


Система Orphus

ПОИСК ПО САЙТУ

СКАЗАНО!

Вадим МАХАНЬКО, генеральный директор НПЦ НАН Беларуси по картофелеводству и плодоовощеводству:

– В перспективе с нашей помощью в республике будет осуществлен переход всех промышленных картофелеводческих хозяйств на использование междурядьев в 90 см (вместо превалирующих нынче 75 см). Зачем это делать? В гребень при 75-сантиметровом междурядьи «помещается» урожайность на уровне 40 т/га. Если урожай выше 50 т/га, то объема гребня уже не хватает, чтобы защитить клубни, например, от болезней, есть и другие нюансы. А вот при наличии междурядья в 90 см гребень выполнит эти функции гораздо эффективнее…

ЦИФРА

На 0,5% увеличилось

в январе 2024 года производство сельскохозяйственной продукции в Евразийском экономическом союзе в хозяйствах всех категорий по сравнению с январем 2023 года. Об сообщается в экспресс-информации ЕЭК, которую приводит телеграмм-канал БелСелХоз.

ГЛАС(З) НАРОДА

Васильки разместить – не проблема…

В Витебской области реализуется туристический проект «Васильковый край». Он объединит более 300 ключевых туристических объектов региона.

СИЗОХРЕНИЯ

Вверх по склону, ведущему вниз…

Вверх по склону, ведущему вниз…

Фото Владимира СИЗА.

ПОЧТА@AGROLIVE.BY

Логин:
Пароль:

(что это)