ШКОЛА ЖУРНАЛИСТА

Творческая инициатива «побьёт» клиповость мышления?


Было много гостей, речей, заверений: в Минске провели очередной, X Белорусский международный медиафорум. На сегодняшнем уроке в «Школе журналиста» проанализируем основные тенденции, которые были в поле зрения участников форума. Не обошлось, как водится, и без идеологических установок от белорусских вип-персон медиа-пространства. Они, в свете стартующей уже скоро предвыборной кампании в Беларуси, представляют определенный интерес. Хотя нетрудно спрогнозировать: ничего принципиально нового не будет. Власть постарается всячески обосновать очередное продление своего «мандата доверия». Ну, а что электорат?..

Как белорусы относятся к СМИ и интернету? 

Электорат, само собой, нуждается в постоянной подпитке информацией. Белорусские социологи определили, без чего белорусы не представляют свой обычный день. В процентном соотношении получились такие показатели:

мобильный телефон – 54,5%; телевизор – 52%; интернет – 29,5%; печатные СМИ (газеты, журналы) – 20,5%; стационарный телефон – 19%; персональный компьютер (ноутбук, нетбук, планшет) – 17%; радиоприемник/радиоточка – 15%; печатная книга – 13,5%.

Согласно полученным данным, на середину 2015 года в Республике Беларусь  интернет-пользователями являются 64,5% граждан старше 18 лет (в 2014 году – 62,5%). Выходят в Сеть практически ежедневно 50% респондентов; еженедельно - 10%; несколько раз в месяц - 4,5%. Среди тех, кто обращается к интернету практически ежедневно, 41% – молодые люди в возрасте 18-29 лет.

Большая часть регулярной аудитории интернета – 47% – ежедневно находится онлайн от 1 до 3 часов; 22,5% респондентов обмениваются информацией в Сети от 3 до 6 часов в день; 7% - проводят в сети от 6 до 12  часов; 4,5% – более 12 часов; 18% – менее 1 часа;1% – не пользуются сервисами.

Эти данные – из результатов национального социологического опроса взрослого населения (18 лет и старше), проведенного во всех областных центрах страны и Минске, районных городах и сельских населенных пунктах с 26 марта по 6 апреля 2015 года. Объем выборки – 1 002 респондента. Статистическая погрешность не превышает ±3,1%.

Если вдуматься…

…То уже почти пять процентов интернет-пользователей Беларуси практически «переселились» в виртуальную реальность?!

Что это означает? Хорошо или плохо? А, может, – просто мода, которая скоро пройдет? Увы, но, кроме чисто статистических сведений, у нас в республике пока нет серьезных исследований на предмет воздействия новых медиа на аудиторию. И являются ли эти сетевые «паутины» медиа? Тоже пока никто не дал внятного ответа…

Ясно одно: развитие, втягивание людей в интернет-орбиту, уход читательской аудитории из сферы влияния традиционных медиа – налицо! С этим не спорят даже высокие идеологические чины РБ. Так, Игорь БУЗОВСКИЙ, заместитель главы Администрации Президента, высказался на пленарном заседании Х Белорусского медиафорума-2015 так: «Традиционным средствам массовой информации необходимо проявлять больше творческой инициативы».

Но как это делать? Спасет своеобразный нишевой маркетинг, который Игорь Бузовский предлагает взять на вооружение:

 – В новых условиях традиционным СМИ следует проявлять больше творческой инициативы в создании оригинальных информационных ниш. Если интернет имеет определенное преимущество в оперативности предоставления информации, то внимание традиционных печатных и электронных СМИ должно быть обращено на аналитичность подходов, выступающих альтернативой посылам, которые дает интернет-пространство...

Формулировочка, однако, не простая! Обязательно ли альтернативное пикирование? И если оно будет иметь место, то не является ли вышесказанное намеком на возрождение старой доброй контрпропаганды?

Честно? Попахивает нафталинчиком! Впрочем, дело тут даже не в пропаганде… А в том, что понятия «клиповость мышления», «выборочность и поверхностность информации» в настоящее время свойственны огромному количеству населения. "Но принять правильное решение – не просто получить информацию, а направить стратегически мышление населения наших стран – это задача более сложная и ответственная. Поэтому мнение, что уменьшается роль печатных средств массовой информации, радио и телевидения, считаю неуместным", – сказал Игорь Бузовский.

Словом, кому – клипы в голове, а кому – подправка этих самых картинок. В нужном «русле»…

Грустно. И печалька, как пишут в соцсетях, – в том, что никто… не думает про базовые ценности. Про объективность подаваемой информации. Про глубину исследования актуалий жизни. А еще – продуцирование новых идей для развития общества и государства.

Нет, главное – «направить стратегическое мышление населения наших стран»?..

Маргинальные проблемы, или Не «допущать» информационной войны на медийном поле!

Где-где, в в Беларуси приложат все необходимые усилия, чтобы национальное информационное пространство не стало ареной информационной войны. Это уже министр информации Беларуси Лилия Ананич заявила на пленарном заседании X Белорусского международного медиафорума "Партнерство во имя будущего: наследие Великой Победы", передает БЕЛТА.

"Порой средствам массовой информации подбрасываются фактически несуществующие маргинальные проблемы, а затем… нагнетается напряженность в обществе. При этом, для инициаторов таких манипуляций нет ничего святого. Цель этих спекуляций совершенно очевидна – вбить клин между странами и народами. И современная история, к сожалению, дает нам много таких примеров, – отметила Лилия Ананич. – Беларусь отметает такую политику и такие устремления. Наше информационное пространство, национальные средства массовой информации в абсолютном своем большинстве демонстрируют стремление к взвешенному, конструктивному освещению самых сложных проблем современности. Мы сделаем все для того, чтобы информационное пространство Беларуси не стало ареной информационной войны".

По словам министра, в прозвучавшем на форуме приветствии Президента Беларуси Александра Лукашенко особо отмечена историческая ответственность СМИ перед обществом, необходимость их конструктивной позиции. "Стремительное развитие медиапространства, информационных и коммуникационных технологий превратили медиасреду в системообразующий фактор жизнедеятельности общества и государства. Современные конфликты наглядно убеждают: искушение использовать масс-медиа как пропагандистский ресурс в информационном противостоянии не ушло в прошлое. К сожалению, информационные провокации стали повседневной рутиной, которые формируют у людей искаженную картину мира", – констатировала Лилия Ананич.

Она отметила, что существует множество примеров, когда в деструктивных целях используются национальные, конфессиональные, политические, социально-экономические проблемы, которые обладают наибольшим конфликтным потенциалом. "Такое проблемное поле существует во многих странах и регионах, но эти вопросы требуют объективной медийной артикуляции. Решение любых проблем может быть найдено только в конструктивном ключе. Передергивание фактов, нагнетание страстей, поиск врагов всегда ведут к общественным противостояниям и конфликтам", - подчеркнула министр.

"Мы вынуждены сегодня по-новому взглянуть на существующую систему защиты своего информационного пространства. Она должна быть гибкой, отвечать всем требованиям времени. И первоочередная задача здесь - оградить граждан от использования в отношении их манипуляционных технологий, не нарушив, при этом, конституционного права граждан на получении информации", – заявила Лилия Ананич.

Бедные граждане! Некоторые из них так и не «догоняют», что их проблемы – маргинальные, картина мира в головах ихних – искаженная. И, о, ужас, – по сути, являются подопытными кроликами, на коих испытываются «манипуляционные технологии»…

...При всем уважении к вышесказанному, не можем никак разделить подобный подход! Есть подозрения, что эта самая читательская аудитория не так и оболванена. «Няма дурных», как говорят по-белорусски. Сами разберутся: и с картиной мира, и с манипуляциями.

Думается, в связи с этим медиа-сообществам в странах СНГ стоило бы задуматься о сугубо внутренних проблемах. Априори, ведь, считается: производим суперкачественный информационный продукт! (Особенно – в газетах типа самой главной в Беларуси и других тоже)… Вроде, и придраться не к чему?

Но «оболваненная аудитория» придирается, да еще как! К слову, по неофициальным сведениям, в эту подписную кампанию печатные госСМИ Беларуси переживают не самые лучшие эмоции и настроения. Им был отправлен четкий, прямой месседж: «Ребята, подписку мы вам отныне делать не будем! Выкручивайтесь сами…»

Будет интересно взглянуть на тиражи «ведущих» газет в июле 2015-го…  

…На этом наш очередной урок подошел к концу. «Школа журналиста», однако, и не думает закрываться. Продолжим скоро вместе обсуждать актуальные проблемы современной журналистики... 


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Алексей ГОРДЕЕВ, вице-премьер Российской Федерации:

    – У нас возникает перепроизводство зерна, это уже очевидно. 2017-й достаточно явно это показал, ведь впервые в истории страны, в рамках сельскохозяйственного года, на экспорт было отправлено более 50 миллионов тонн зерна. При этом мы видим, сколько не используется продуктивной пашни в стране. И когда начинаем обсуждать тему штрафов и отъема земли у нерадивых сельхозпроизводителей, то, конечно, корень зла здесь экономический: ты производишь продукцию, а она никому не нужна, отсюда пустеет земля…

    ЦИФРА

    В 58 стран мира

    за 5 месяцев 2018 года поставили продукцию предприятия Минсельхозпрода РБ. Это на три страны больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, сообщило БЕЛТА со ссылкой на начальника главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Алексея БОГДАНОВА.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Почти спортивная экзотика, или О создании в полесской глубинке бейсбольного клуба

    «Однажды известного бейсболиста Дерека Джитера спросили, каково это – играть в лучшей команде мира. Он ответил: «Не знаю. Я никогда не играл за «Логишинских волков», – шутят бейсболисты из городского поселка Логишин, что под Пинском.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)