ШКОЛА ЖУРНАЛИСТА

Творческая инициатива «побьёт» клиповость мышления?


Было много гостей, речей, заверений: в Минске провели очередной, X Белорусский международный медиафорум. На сегодняшнем уроке в «Школе журналиста» проанализируем основные тенденции, которые были в поле зрения участников форума. Не обошлось, как водится, и без идеологических установок от белорусских вип-персон медиа-пространства. Они, в свете стартующей уже скоро предвыборной кампании в Беларуси, представляют определенный интерес. Хотя нетрудно спрогнозировать: ничего принципиально нового не будет. Власть постарается всячески обосновать очередное продление своего «мандата доверия». Ну, а что электорат?..

Как белорусы относятся к СМИ и интернету? 

Электорат, само собой, нуждается в постоянной подпитке информацией. Белорусские социологи определили, без чего белорусы не представляют свой обычный день. В процентном соотношении получились такие показатели:

мобильный телефон – 54,5%; телевизор – 52%; интернет – 29,5%; печатные СМИ (газеты, журналы) – 20,5%; стационарный телефон – 19%; персональный компьютер (ноутбук, нетбук, планшет) – 17%; радиоприемник/радиоточка – 15%; печатная книга – 13,5%.

Согласно полученным данным, на середину 2015 года в Республике Беларусь  интернет-пользователями являются 64,5% граждан старше 18 лет (в 2014 году – 62,5%). Выходят в Сеть практически ежедневно 50% респондентов; еженедельно - 10%; несколько раз в месяц - 4,5%. Среди тех, кто обращается к интернету практически ежедневно, 41% – молодые люди в возрасте 18-29 лет.

Большая часть регулярной аудитории интернета – 47% – ежедневно находится онлайн от 1 до 3 часов; 22,5% респондентов обмениваются информацией в Сети от 3 до 6 часов в день; 7% - проводят в сети от 6 до 12  часов; 4,5% – более 12 часов; 18% – менее 1 часа;1% – не пользуются сервисами.

Эти данные – из результатов национального социологического опроса взрослого населения (18 лет и старше), проведенного во всех областных центрах страны и Минске, районных городах и сельских населенных пунктах с 26 марта по 6 апреля 2015 года. Объем выборки – 1 002 респондента. Статистическая погрешность не превышает ±3,1%.

Если вдуматься…

…То уже почти пять процентов интернет-пользователей Беларуси практически «переселились» в виртуальную реальность?!

Что это означает? Хорошо или плохо? А, может, – просто мода, которая скоро пройдет? Увы, но, кроме чисто статистических сведений, у нас в республике пока нет серьезных исследований на предмет воздействия новых медиа на аудиторию. И являются ли эти сетевые «паутины» медиа? Тоже пока никто не дал внятного ответа…

Ясно одно: развитие, втягивание людей в интернет-орбиту, уход читательской аудитории из сферы влияния традиционных медиа – налицо! С этим не спорят даже высокие идеологические чины РБ. Так, Игорь БУЗОВСКИЙ, заместитель главы Администрации Президента, высказался на пленарном заседании Х Белорусского медиафорума-2015 так: «Традиционным средствам массовой информации необходимо проявлять больше творческой инициативы».

Но как это делать? Спасет своеобразный нишевой маркетинг, который Игорь Бузовский предлагает взять на вооружение:

 – В новых условиях традиционным СМИ следует проявлять больше творческой инициативы в создании оригинальных информационных ниш. Если интернет имеет определенное преимущество в оперативности предоставления информации, то внимание традиционных печатных и электронных СМИ должно быть обращено на аналитичность подходов, выступающих альтернативой посылам, которые дает интернет-пространство...

Формулировочка, однако, не простая! Обязательно ли альтернативное пикирование? И если оно будет иметь место, то не является ли вышесказанное намеком на возрождение старой доброй контрпропаганды?

Честно? Попахивает нафталинчиком! Впрочем, дело тут даже не в пропаганде… А в том, что понятия «клиповость мышления», «выборочность и поверхностность информации» в настоящее время свойственны огромному количеству населения. "Но принять правильное решение – не просто получить информацию, а направить стратегически мышление населения наших стран – это задача более сложная и ответственная. Поэтому мнение, что уменьшается роль печатных средств массовой информации, радио и телевидения, считаю неуместным", – сказал Игорь Бузовский.

Словом, кому – клипы в голове, а кому – подправка этих самых картинок. В нужном «русле»…

Грустно. И печалька, как пишут в соцсетях, – в том, что никто… не думает про базовые ценности. Про объективность подаваемой информации. Про глубину исследования актуалий жизни. А еще – продуцирование новых идей для развития общества и государства.

Нет, главное – «направить стратегическое мышление населения наших стран»?..

Маргинальные проблемы, или Не «допущать» информационной войны на медийном поле!

Где-где, в в Беларуси приложат все необходимые усилия, чтобы национальное информационное пространство не стало ареной информационной войны. Это уже министр информации Беларуси Лилия Ананич заявила на пленарном заседании X Белорусского международного медиафорума "Партнерство во имя будущего: наследие Великой Победы", передает БЕЛТА.

"Порой средствам массовой информации подбрасываются фактически несуществующие маргинальные проблемы, а затем… нагнетается напряженность в обществе. При этом, для инициаторов таких манипуляций нет ничего святого. Цель этих спекуляций совершенно очевидна – вбить клин между странами и народами. И современная история, к сожалению, дает нам много таких примеров, – отметила Лилия Ананич. – Беларусь отметает такую политику и такие устремления. Наше информационное пространство, национальные средства массовой информации в абсолютном своем большинстве демонстрируют стремление к взвешенному, конструктивному освещению самых сложных проблем современности. Мы сделаем все для того, чтобы информационное пространство Беларуси не стало ареной информационной войны".

По словам министра, в прозвучавшем на форуме приветствии Президента Беларуси Александра Лукашенко особо отмечена историческая ответственность СМИ перед обществом, необходимость их конструктивной позиции. "Стремительное развитие медиапространства, информационных и коммуникационных технологий превратили медиасреду в системообразующий фактор жизнедеятельности общества и государства. Современные конфликты наглядно убеждают: искушение использовать масс-медиа как пропагандистский ресурс в информационном противостоянии не ушло в прошлое. К сожалению, информационные провокации стали повседневной рутиной, которые формируют у людей искаженную картину мира", – констатировала Лилия Ананич.

Она отметила, что существует множество примеров, когда в деструктивных целях используются национальные, конфессиональные, политические, социально-экономические проблемы, которые обладают наибольшим конфликтным потенциалом. "Такое проблемное поле существует во многих странах и регионах, но эти вопросы требуют объективной медийной артикуляции. Решение любых проблем может быть найдено только в конструктивном ключе. Передергивание фактов, нагнетание страстей, поиск врагов всегда ведут к общественным противостояниям и конфликтам", - подчеркнула министр.

"Мы вынуждены сегодня по-новому взглянуть на существующую систему защиты своего информационного пространства. Она должна быть гибкой, отвечать всем требованиям времени. И первоочередная задача здесь - оградить граждан от использования в отношении их манипуляционных технологий, не нарушив, при этом, конституционного права граждан на получении информации", – заявила Лилия Ананич.

Бедные граждане! Некоторые из них так и не «догоняют», что их проблемы – маргинальные, картина мира в головах ихних – искаженная. И, о, ужас, – по сути, являются подопытными кроликами, на коих испытываются «манипуляционные технологии»…

...При всем уважении к вышесказанному, не можем никак разделить подобный подход! Есть подозрения, что эта самая читательская аудитория не так и оболванена. «Няма дурных», как говорят по-белорусски. Сами разберутся: и с картиной мира, и с манипуляциями.

Думается, в связи с этим медиа-сообществам в странах СНГ стоило бы задуматься о сугубо внутренних проблемах. Априори, ведь, считается: производим суперкачественный информационный продукт! (Особенно – в газетах типа самой главной в Беларуси и других тоже)… Вроде, и придраться не к чему?

Но «оболваненная аудитория» придирается, да еще как! К слову, по неофициальным сведениям, в эту подписную кампанию печатные госСМИ Беларуси переживают не самые лучшие эмоции и настроения. Им был отправлен четкий, прямой месседж: «Ребята, подписку мы вам отныне делать не будем! Выкручивайтесь сами…»

Будет интересно взглянуть на тиражи «ведущих» газет в июле 2015-го…  

…На этом наш очередной урок подошел к концу. «Школа журналиста», однако, и не думает закрываться. Продолжим скоро вместе обсуждать актуальные проблемы современной журналистики... 


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Александр ЛУКАШЕНКО, Президент Беларуси:

    – Стоит вопрос: надо ли сегодня Беларуси производить значительно больше сельхозпродукции, чем сейчас? Мы не будем форсировать это, потому что продать тяжело. Вы видите, как мы пробиваемся на китайский рынок, диверсифицируем продажи продовольствия по всему миру, чтобы не зависеть от одного российского рынка. Мы идем во все точки для того, чтобы продать то, что мы сегодня производим с избытком…

    ЦИФРА

    1,15 млн т зерна вместе с кукурузой (при плане 1,5 млн т)

    получили аграрии Гродненщины по итогам 2018 года. Об этом сообщил губернатор региона Владимир КРАВЦОВ, докладывая Президенту Александру ЛУКАШЕНКО во время визита последнего в Гродно в октябре.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Белорусские фермеры не готовы работать с торговыми сетями, но покупатели будут искать органик продукты в гипермаркетах

    Только 43,2 процента белорусов осведомлены, что такое органические продукты и чем они отличаются от обычных. Основная часть информированных покупателей, в первую очередь, будет искать такую еду на полках гипермаркетов. И лишь 10% – заказывать на интернет-сайтах. Такие любопытные данные получены в ходе социологического исследования, которое провели в текущем году, по заказу Центра экологических решений (ЦЭР), специалисты Информационно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь. www.agrolive.by побывал на презентации результатов, организованной в Минске.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)