ШКОЛА ЖУРНАЛИСТА

Михаил КАДЫРОВ: «В плане идеологии (а лучше говорить -- мировоззрения) наша страна ныне – это корабль без руля и ветрил…»


Добрый день, дорогие коллеги! Сегодня в нашей «Школе журналиста» урок на трудную, многогранную тему: насколько, все-таки, белорусская государственная идеологическая доктрина жизнеспособна -- в условиях бурно развивающихся информационных технологий, новых подходов к трансформации традиционных СМИ, жесткой конкуренции со стороны альтернативных каналов информации? А делится своим субъективным взглядом на очерченные выше проблемы видный отечественный ученый-аграрник Михаил Анатольевич Кадыров…

«Подвигла меня к написанию данной статьи шокирующая информация, появившаяся на правительственном сайте. Министр внутренних дел Беларуси Игорь Шуневич совершенно оправданно считает: «Сотрудник органов внутренних дел, человек в погонах, обязан быть идеологически обучен и воспитан, как никто другой в государстве». А вот далее он поясняет, что ничего нового специалисты не стали выдумывать: «Мы возвращаемся к тем методам и формам обучения личного состава, которые существовали еще в советское время. Они были опробованы, действенны, и, с учетом определенной корректировки, подойдут нам сегодня. Считаем, что положительные сдвиги, видимые результаты в скором времени станут заметны всему белорусскому обществу».

Эти слова министра убеждают: через двадцать лет независимого существования  в мировоззренческом плане у белорусских властей… ничего не поменялось. Нынешний мировоззренческий вакуум она пытается опять заполнить неорганичной, искусственной, оказавшейся, в итоге, неэффективной советской идеологией.

Можно сказать: при этом, своеобразный идеологический корабль без руля и ветрил движется по очень опасному мелководью!

Но обличать, конечно же, легче, чем предложить конструктивные подходы в такой сложнейшей сфере, как государственная идеология. Тем более, что в Конституции Республики Беларусь 1994 года, в статье 4, говорится: «Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений».

И, все же, осмелюсь предложить некий концептуальный, стратегический подход. Прошу рассматривать данный материал как информацию для размышления и повод для дискуссий.

По-моему, основой государственной идеологии (а лучше сказать -- преобладающим мировоззрением) могли бы в Беларуси стать идеи христианской демократии.

Христианско-демократические идеи возникли в ХIХ веке, но реально движущей силой истории стали после Второй мировой войны в нескольких странах: в Германии, Италии, Бельгии, некоторых других (но -- в меньшей мере).

Но, прежде всего, хочу обратить внимание на очень важное, можно сказать, ключевое обстоятельство. Его точно и глубоко выразил Сергей Чапнин, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» и газеты «Церковный вестник», член межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Он отмечает: уже в середине девяностых годов прошлого века пришла православная идеология. Что такое «православная идеология»? Это -- те кусочки православия, которые можно усвоить без реального воцерковления. Это -- православие без Христа, это -- христианство без любви. Бог идеологии не нужен, а нужны обряды, ритуалы, убеждения… Как-то очень быстро миф о Святой Руси стал рядышком с мифом о Советском Союзе! Однако, ни то, ни другое не имеет отношения к реальной истории. Сергей Чапнин пишет: «Наша история очень «неудобная» -- она сложная и трагическая. Миф для массового сознания восполняет потребность в простых конструкциях. Миф о Советском Союзе придумали коммунисты, миф о Святой Руси сочиняют не расставшиеся с коммунистическим прошлым православные идеологи… Те, кто родом из Советского Союза, заражены идеологизмом. И православные здесь -- не исключение».

В чем же суть христианской демократии? Когда с определенного времени в Европе  общество стало уходить от теоцентричности, то есть, вышло из этапа развития, когда религия определяла все – экономику, политику, быт, право, размышления человека, то оно вступило в противоречие с церковью, с христианским миропониманием. Многие годы, даже столетия шла борьба между мыслящей частью европейского общества и церковью.

В течение ХIХ и в начале ХХ столетия, по ряду причин, западное общество, во многом атеистическое, стало менять свое отношение к вере, к католическим и протестантским церквям, но, при этом, и сами Церкви стали меняться, адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. Постепенно в католицизме и протестантизме стала возникать «идеология» – пересмотр отношения к окружающему миру.

Так, постепенно, вызревает то, что после Второй Мировой войны станет христианской демократией – готовностью идти в этот обезбоженный мир, мир страшный, переживший две мировые войны. Идти, чтобы попытаться его как-то улучшить, опираясь на христианские ценности. И такой подход оказался успешным, в частности, в Германии, которой было в тот период особенно сложно. Ведь после войны там были разгромлены практически все старые общественные институты, политические партии. Страна разрушена, население деморализовано, разобщено, сковано страхом. Нацизм там, как коммунизм в Советском Союзе, уничтожил очень многое.

Бесспорно, очень важную роль в восстановлении, возрождении Германии сыграл так называемый план Маршалла – экономическая программа помощи Западной Европе со стороны США, осуществлявшаяся в период с 1948 по 1952 годы. Инициатива была призвана воспрепятствовать развалу Европы, способствовать созданию развитой экономики западноевропейских стран. Основными направлениями помощи стали субсидии и кредиты, составившие десятую часть общего объема вложений в восстанавливаемую экономику стран. Помощь предусматривала принятие некоторых обязательств со стороны стран Европы, в частности -- речь шла о восстановлении нормального функционирования внешней торговли. При проведении этой программы в жизнь учитывались американские интересы. Так, например, выбор товаров для импорта оставался за США и не всегда  соответствовал запросам европейских стран, как и финансирование закупок оборудования. Кроме того, США имели определенные льготы в виде доступа к источникам сырья, приобретения товаров.

Программа была основана на совпадении долгосрочных интересов США и европейских стран -- позволила создать мощную базу для дальнейшего развития экономики Европы. Но, отмечая большое значение плана Маршалла, следует особо подчеркнуть, что «идеологическое обеспечение», реализацию этого плана осуществили католическая и протестантская церкви.

Церковь, прежде всего, католическая, была чуть ли не единственной организацией, которая выжила, поскольку ей было что сказать людям. И священники пошли на заводы, фабрики, стройки  – пошли, говоря по-нашему, в народ. Послевоенный подъем, восстановление Западной Германии – во многом заслуга церкви. Немцы даже говорят, что, хотя ФРГ родилась в Бонне, но «зачата» она была в Риме.

При формировании христианской демократии удалось примирить католиков и протестантов. Был создан Христианско-демократический союз, в который входили и католики, и протестанты. Они отринули свои теологические фундаментальные противоречия и стали работать вместе. В эту партию пришло огромное количество простых людей, а христианские политики, общественные деятели, священники тоже пошли к простым людям, и они все вместе восстанавливали Германию. Конечно, здесь многое определялось позициями, доброй волей духовных лидеров церквей и государственных властей, степенью взаимопонимания, доверия и готовностью к сотрудничеству.

В результате была создана удивительная страна, которая во многом сумела преодолеть зло нацизма, нацистских преступлений, и здесь -- громадная роль Христианско-демократического союза! Лидеры партии, его теоретики понимали, что работают в либеральном, буржуазном, во многом атеистическом мире, и отказались от претензий вернуться в былые времена – к сакральному социальному порядку, к тотальной церковности.

Другая особенность христианской демократии – субсидиарность. Она означает, что сильные должны помогать слабым, влиятельные люди – простым гражданам. Это была целенаправленная помощь: и индивидуальная, и коллективная, и организационная – самая разная. Помощь, которой так до этого не хватало западному обществу!

Характерны для христианской демократии также идеи социальной ответственности, участия людей в управлении обществом. Рабочие должны как-то соучаствовать в управлении предприятием, студенты – университетами, родители и старшеклассники – школами. И католическая, и протестантская церкви, и Христианско-демократический союз, и их сторонники боролись за идею участия людей в управлении страной. Они понимали, что одной политической демократии – полноценного парламента, свободных честных выборов, свободных СМИ – мало! А нужно массовое участие людей в решении общественных проблем!

…В нашей же стране тоталитаризм за 70 лет растоптал практически всё. У нас тоже не было нормальных партий, свободных профсоюзов, организаций. И похоже шла безжалостная борьба с церковью, но церковь выжила.

Где же современной Беларуси найти резервы, чтобы выйти из нынешнего затянувшегося посткоммунистического кризиса? Безусловно, нынче есть большая надежда, что в нашем обществе окажутся действенными христианско-демократические идеи, возникнут эффективные организации. Православная церковь, как наиболее многочисленная в Беларуси, пострадала наиболее от коммунистического тоталитаризма, но ныне набирает силу и влияние. Впрочем, как и другие христианские конфессии.

Еще в ХIХ веке у православных славянофилов можно найти идеи социального христианства, социального делания демократически настроенных православных верующих людей. «Демократически» – слово заезженное, но после тоталитарного опыта ХХ столетия очевидно, что тоталитаризму последовательно противостоят именно либерально-демократические идеи. Только их нельзя оставлять без христианского наполнения, без милосердия, любви, солидарности, субсидиарности!

К сожалению, на постсоветском пространстве, в том числе и в Беларуси, эффективных христианско-демократических организаций по существу нет, но потребность в них в обществе есть.

Нужно новое мировоззрение – не идеология, а именно мировоззрение,  в котором христианские идеи уживаются с либеральными, социал-демократическими. На Западе ведь не только церкви приспосабливались, но и к церквям приспосабливались. Необходимо понимать, что общество не может быть расколото, что даже, если мы атеисты, -- не можем отрицать христианские ценности, поскольку это -- основа современной культуры, цивилизации. Можно сказать, что будущее Беларуси, если оно есть, то -- непременно в синтетическом мировоззрении, где христианская традиция переплетется с идеями социальной эволюции, самостоятельности человека, гражданского общества.

Известный российский ученый Юрий Пивоваров, академик РАН,  считает: «Думаю, на этих путях (то есть христианской демократии – Прим. авт.) Россия сможет выйти из того кошмарного кризиса, в котором она находится в своей посткоммунистической истории. Конечно, здесь огромная ответственность ложиться на нашу церковь, на ее духовных лидеров. Говорю об этом смиренно, как член Русской Православной Церкви, но, как историк, я понимаю, что Церковь должна повернуться лицом к современному миру, и это, по-моему, уже и происходит... Речь идет не о заигрывании с отжившими политическими формами и социальными отношениями, но о понимании, что устроение России возможно лишь на путях создания солидарного и справедливого гражданского общества, правовой государственности, и здесь христианские ценности должны корректировать бездушное лицо государства, бездушные законы».

На Западе католические и протестантские мыслители сыграли огромную роль в христианизации права. Ведь все общества в истории человечества знали только два способа регулирования: религиозный либо правовой. Идеологические тоталитарные регулирования держатся 20, 50, 70 лет, но, в итоге, все такие попытки проваливаются, заканчиваются кровавым крахом. Примеров в истории этому достаточно много. Выбирать можно только между религиозным и правовым. Католическая и протестантские церкви решили, что религиозное регулирование сегодня невозможно. Значит, надо христианизировать право, создавать христианское естественное право – синтез веры и юридических институтов.

И, очевидно, для Беларуси -- выход не на путях бездушного либерализма, современного дикого капитализма, не в реставрации коммунистического тоталитаризма, не в использовании православных лозунгов для тоталитарных целей, а только -- в синтезе либерально-демократических, социал-демократических и православных идей!

Люди веры должны идти в народ. Ныне уже есть замечательные журналы, сайты, телевизионные программы, и это очень важно. Но надо и идти лично к простым людям, сделать то, что в свое время предприняли  немецкие священники. Убежден: в Беларуси способны на это!

 Думаю, есть два варианта развития событий: или Беларусь встанет на христианско-демократический путь (и социал-демократический, и либеральный), или ее могут ожидать социальные потрясения.

Осмелюсь предложить: нужно создавать, и как можно быстрее, Белорусский Христианско-демократический Союз, объединяющий в себе представителей всех христианских конфессий, национально ориентированную интеллигенцию, ученых, деятелей культуры и искусства, всех неравнодушных людей.

К счастью, по ряду причин, сделать это оперативно будет, в организационном плане, относительно не сложно.

Если только у нынешних властей хватит мудрости понять, что конструктивная оппозиция -- это не «пятая колонна», не «дерьмократы», не «отморозки» и т.д., а обязательный, объективно необходимый компонент нормальной политической системы…

При таком подходе уже в 2015-2016 годах Белорусский Христианско-демократический Союз смог бы стать реальной политической силой, серьезно оживившей и оздоровившей политическую жизнь в Беларуси. Союз привнес бы в нее новое качество, атмосферу поиска истины, стремления к правде, милосердию, мировоззренческой культуре и социальной ответственности, опору на ненасильственные, сугубо конституционные методы борьбы.

Наивно думать, что заформализованный БРСМ, зависимые профсоюзы, женские общественные организации и «почти как партия» «Белая Русь» обеспечат полноценную, плодотворную политическую жизнь в стране.

И, подытоживая, хочу отметить: подобные материалы, несомненно, должны писать люди более профессиональные, более компетентные  в этой тематике, чем я.  Но они,  к сожалению, не пишут в СМИ (или, по-видимому, редко пишут?). Взявшись за написание данного материала, испытывал и трудности, и некоторую неловкость. Заранее прошу более профессиональных и образованных коллег простить мне такую дерзость. Но, в моем понимании, эта проблема -- судьбоносная для Беларуси. Тешу себя надеждой, что данный материал станет стимулом к написанию другими о христианской демократии более глубоко, основательно, ярче и логичней.

Доктор с.-х. наук, профессор, Лауреат Государственной премии в области науки и техники М.А. Кадыров-Боровский


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Алексей ГОРДЕЕВ, вице-премьер Российской Федерации:

    – У нас возникает перепроизводство зерна, это уже очевидно. 2017-й достаточно явно это показал, ведь впервые в истории страны, в рамках сельскохозяйственного года, на экспорт было отправлено более 50 миллионов тонн зерна. При этом мы видим, сколько не используется продуктивной пашни в стране. И когда начинаем обсуждать тему штрафов и отъема земли у нерадивых сельхозпроизводителей, то, конечно, корень зла здесь экономический: ты производишь продукцию, а она никому не нужна, отсюда пустеет земля…

    ЦИФРА

    В 58 стран мира

    за 5 месяцев 2018 года поставили продукцию предприятия Минсельхозпрода РБ. Это на три страны больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, сообщило БЕЛТА со ссылкой на начальника главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Алексея БОГДАНОВА.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Почти спортивная экзотика, или О создании в полесской глубинке бейсбольного клуба

    «Однажды известного бейсболиста Дерека Джитера спросили, каково это – играть в лучшей команде мира. Он ответил: «Не знаю. Я никогда не играл за «Логишинских волков», – шутят бейсболисты из городского поселка Логишин, что под Пинском.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)