ШКОЛА ЖУРНАЛИСТА

Михаил КАДЫРОВ: «В плане идеологии (а лучше говорить -- мировоззрения) наша страна ныне – это корабль без руля и ветрил…»


Добрый день, дорогие коллеги! Сегодня в нашей «Школе журналиста» урок на трудную, многогранную тему: насколько, все-таки, белорусская государственная идеологическая доктрина жизнеспособна -- в условиях бурно развивающихся информационных технологий, новых подходов к трансформации традиционных СМИ, жесткой конкуренции со стороны альтернативных каналов информации? А делится своим субъективным взглядом на очерченные выше проблемы видный отечественный ученый-аграрник Михаил Анатольевич Кадыров…

«Подвигла меня к написанию данной статьи шокирующая информация, появившаяся на правительственном сайте. Министр внутренних дел Беларуси Игорь Шуневич совершенно оправданно считает: «Сотрудник органов внутренних дел, человек в погонах, обязан быть идеологически обучен и воспитан, как никто другой в государстве». А вот далее он поясняет, что ничего нового специалисты не стали выдумывать: «Мы возвращаемся к тем методам и формам обучения личного состава, которые существовали еще в советское время. Они были опробованы, действенны, и, с учетом определенной корректировки, подойдут нам сегодня. Считаем, что положительные сдвиги, видимые результаты в скором времени станут заметны всему белорусскому обществу».

Эти слова министра убеждают: через двадцать лет независимого существования  в мировоззренческом плане у белорусских властей… ничего не поменялось. Нынешний мировоззренческий вакуум она пытается опять заполнить неорганичной, искусственной, оказавшейся, в итоге, неэффективной советской идеологией.

Можно сказать: при этом, своеобразный идеологический корабль без руля и ветрил движется по очень опасному мелководью!

Но обличать, конечно же, легче, чем предложить конструктивные подходы в такой сложнейшей сфере, как государственная идеология. Тем более, что в Конституции Республики Беларусь 1994 года, в статье 4, говорится: «Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений».

И, все же, осмелюсь предложить некий концептуальный, стратегический подход. Прошу рассматривать данный материал как информацию для размышления и повод для дискуссий.

По-моему, основой государственной идеологии (а лучше сказать -- преобладающим мировоззрением) могли бы в Беларуси стать идеи христианской демократии.

Христианско-демократические идеи возникли в ХIХ веке, но реально движущей силой истории стали после Второй мировой войны в нескольких странах: в Германии, Италии, Бельгии, некоторых других (но -- в меньшей мере).

Но, прежде всего, хочу обратить внимание на очень важное, можно сказать, ключевое обстоятельство. Его точно и глубоко выразил Сергей Чапнин, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» и газеты «Церковный вестник», член межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Он отмечает: уже в середине девяностых годов прошлого века пришла православная идеология. Что такое «православная идеология»? Это -- те кусочки православия, которые можно усвоить без реального воцерковления. Это -- православие без Христа, это -- христианство без любви. Бог идеологии не нужен, а нужны обряды, ритуалы, убеждения… Как-то очень быстро миф о Святой Руси стал рядышком с мифом о Советском Союзе! Однако, ни то, ни другое не имеет отношения к реальной истории. Сергей Чапнин пишет: «Наша история очень «неудобная» -- она сложная и трагическая. Миф для массового сознания восполняет потребность в простых конструкциях. Миф о Советском Союзе придумали коммунисты, миф о Святой Руси сочиняют не расставшиеся с коммунистическим прошлым православные идеологи… Те, кто родом из Советского Союза, заражены идеологизмом. И православные здесь -- не исключение».

В чем же суть христианской демократии? Когда с определенного времени в Европе  общество стало уходить от теоцентричности, то есть, вышло из этапа развития, когда религия определяла все – экономику, политику, быт, право, размышления человека, то оно вступило в противоречие с церковью, с христианским миропониманием. Многие годы, даже столетия шла борьба между мыслящей частью европейского общества и церковью.

В течение ХIХ и в начале ХХ столетия, по ряду причин, западное общество, во многом атеистическое, стало менять свое отношение к вере, к католическим и протестантским церквям, но, при этом, и сами Церкви стали меняться, адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. Постепенно в католицизме и протестантизме стала возникать «идеология» – пересмотр отношения к окружающему миру.

Так, постепенно, вызревает то, что после Второй Мировой войны станет христианской демократией – готовностью идти в этот обезбоженный мир, мир страшный, переживший две мировые войны. Идти, чтобы попытаться его как-то улучшить, опираясь на христианские ценности. И такой подход оказался успешным, в частности, в Германии, которой было в тот период особенно сложно. Ведь после войны там были разгромлены практически все старые общественные институты, политические партии. Страна разрушена, население деморализовано, разобщено, сковано страхом. Нацизм там, как коммунизм в Советском Союзе, уничтожил очень многое.

Бесспорно, очень важную роль в восстановлении, возрождении Германии сыграл так называемый план Маршалла – экономическая программа помощи Западной Европе со стороны США, осуществлявшаяся в период с 1948 по 1952 годы. Инициатива была призвана воспрепятствовать развалу Европы, способствовать созданию развитой экономики западноевропейских стран. Основными направлениями помощи стали субсидии и кредиты, составившие десятую часть общего объема вложений в восстанавливаемую экономику стран. Помощь предусматривала принятие некоторых обязательств со стороны стран Европы, в частности -- речь шла о восстановлении нормального функционирования внешней торговли. При проведении этой программы в жизнь учитывались американские интересы. Так, например, выбор товаров для импорта оставался за США и не всегда  соответствовал запросам европейских стран, как и финансирование закупок оборудования. Кроме того, США имели определенные льготы в виде доступа к источникам сырья, приобретения товаров.

Программа была основана на совпадении долгосрочных интересов США и европейских стран -- позволила создать мощную базу для дальнейшего развития экономики Европы. Но, отмечая большое значение плана Маршалла, следует особо подчеркнуть, что «идеологическое обеспечение», реализацию этого плана осуществили католическая и протестантская церкви.

Церковь, прежде всего, католическая, была чуть ли не единственной организацией, которая выжила, поскольку ей было что сказать людям. И священники пошли на заводы, фабрики, стройки  – пошли, говоря по-нашему, в народ. Послевоенный подъем, восстановление Западной Германии – во многом заслуга церкви. Немцы даже говорят, что, хотя ФРГ родилась в Бонне, но «зачата» она была в Риме.

При формировании христианской демократии удалось примирить католиков и протестантов. Был создан Христианско-демократический союз, в который входили и католики, и протестанты. Они отринули свои теологические фундаментальные противоречия и стали работать вместе. В эту партию пришло огромное количество простых людей, а христианские политики, общественные деятели, священники тоже пошли к простым людям, и они все вместе восстанавливали Германию. Конечно, здесь многое определялось позициями, доброй волей духовных лидеров церквей и государственных властей, степенью взаимопонимания, доверия и готовностью к сотрудничеству.

В результате была создана удивительная страна, которая во многом сумела преодолеть зло нацизма, нацистских преступлений, и здесь -- громадная роль Христианско-демократического союза! Лидеры партии, его теоретики понимали, что работают в либеральном, буржуазном, во многом атеистическом мире, и отказались от претензий вернуться в былые времена – к сакральному социальному порядку, к тотальной церковности.

Другая особенность христианской демократии – субсидиарность. Она означает, что сильные должны помогать слабым, влиятельные люди – простым гражданам. Это была целенаправленная помощь: и индивидуальная, и коллективная, и организационная – самая разная. Помощь, которой так до этого не хватало западному обществу!

Характерны для христианской демократии также идеи социальной ответственности, участия людей в управлении обществом. Рабочие должны как-то соучаствовать в управлении предприятием, студенты – университетами, родители и старшеклассники – школами. И католическая, и протестантская церкви, и Христианско-демократический союз, и их сторонники боролись за идею участия людей в управлении страной. Они понимали, что одной политической демократии – полноценного парламента, свободных честных выборов, свободных СМИ – мало! А нужно массовое участие людей в решении общественных проблем!

…В нашей же стране тоталитаризм за 70 лет растоптал практически всё. У нас тоже не было нормальных партий, свободных профсоюзов, организаций. И похоже шла безжалостная борьба с церковью, но церковь выжила.

Где же современной Беларуси найти резервы, чтобы выйти из нынешнего затянувшегося посткоммунистического кризиса? Безусловно, нынче есть большая надежда, что в нашем обществе окажутся действенными христианско-демократические идеи, возникнут эффективные организации. Православная церковь, как наиболее многочисленная в Беларуси, пострадала наиболее от коммунистического тоталитаризма, но ныне набирает силу и влияние. Впрочем, как и другие христианские конфессии.

Еще в ХIХ веке у православных славянофилов можно найти идеи социального христианства, социального делания демократически настроенных православных верующих людей. «Демократически» – слово заезженное, но после тоталитарного опыта ХХ столетия очевидно, что тоталитаризму последовательно противостоят именно либерально-демократические идеи. Только их нельзя оставлять без христианского наполнения, без милосердия, любви, солидарности, субсидиарности!

К сожалению, на постсоветском пространстве, в том числе и в Беларуси, эффективных христианско-демократических организаций по существу нет, но потребность в них в обществе есть.

Нужно новое мировоззрение – не идеология, а именно мировоззрение,  в котором христианские идеи уживаются с либеральными, социал-демократическими. На Западе ведь не только церкви приспосабливались, но и к церквям приспосабливались. Необходимо понимать, что общество не может быть расколото, что даже, если мы атеисты, -- не можем отрицать христианские ценности, поскольку это -- основа современной культуры, цивилизации. Можно сказать, что будущее Беларуси, если оно есть, то -- непременно в синтетическом мировоззрении, где христианская традиция переплетется с идеями социальной эволюции, самостоятельности человека, гражданского общества.

Известный российский ученый Юрий Пивоваров, академик РАН,  считает: «Думаю, на этих путях (то есть христианской демократии – Прим. авт.) Россия сможет выйти из того кошмарного кризиса, в котором она находится в своей посткоммунистической истории. Конечно, здесь огромная ответственность ложиться на нашу церковь, на ее духовных лидеров. Говорю об этом смиренно, как член Русской Православной Церкви, но, как историк, я понимаю, что Церковь должна повернуться лицом к современному миру, и это, по-моему, уже и происходит... Речь идет не о заигрывании с отжившими политическими формами и социальными отношениями, но о понимании, что устроение России возможно лишь на путях создания солидарного и справедливого гражданского общества, правовой государственности, и здесь христианские ценности должны корректировать бездушное лицо государства, бездушные законы».

На Западе католические и протестантские мыслители сыграли огромную роль в христианизации права. Ведь все общества в истории человечества знали только два способа регулирования: религиозный либо правовой. Идеологические тоталитарные регулирования держатся 20, 50, 70 лет, но, в итоге, все такие попытки проваливаются, заканчиваются кровавым крахом. Примеров в истории этому достаточно много. Выбирать можно только между религиозным и правовым. Католическая и протестантские церкви решили, что религиозное регулирование сегодня невозможно. Значит, надо христианизировать право, создавать христианское естественное право – синтез веры и юридических институтов.

И, очевидно, для Беларуси -- выход не на путях бездушного либерализма, современного дикого капитализма, не в реставрации коммунистического тоталитаризма, не в использовании православных лозунгов для тоталитарных целей, а только -- в синтезе либерально-демократических, социал-демократических и православных идей!

Люди веры должны идти в народ. Ныне уже есть замечательные журналы, сайты, телевизионные программы, и это очень важно. Но надо и идти лично к простым людям, сделать то, что в свое время предприняли  немецкие священники. Убежден: в Беларуси способны на это!

 Думаю, есть два варианта развития событий: или Беларусь встанет на христианско-демократический путь (и социал-демократический, и либеральный), или ее могут ожидать социальные потрясения.

Осмелюсь предложить: нужно создавать, и как можно быстрее, Белорусский Христианско-демократический Союз, объединяющий в себе представителей всех христианских конфессий, национально ориентированную интеллигенцию, ученых, деятелей культуры и искусства, всех неравнодушных людей.

К счастью, по ряду причин, сделать это оперативно будет, в организационном плане, относительно не сложно.

Если только у нынешних властей хватит мудрости понять, что конструктивная оппозиция -- это не «пятая колонна», не «дерьмократы», не «отморозки» и т.д., а обязательный, объективно необходимый компонент нормальной политической системы…

При таком подходе уже в 2015-2016 годах Белорусский Христианско-демократический Союз смог бы стать реальной политической силой, серьезно оживившей и оздоровившей политическую жизнь в Беларуси. Союз привнес бы в нее новое качество, атмосферу поиска истины, стремления к правде, милосердию, мировоззренческой культуре и социальной ответственности, опору на ненасильственные, сугубо конституционные методы борьбы.

Наивно думать, что заформализованный БРСМ, зависимые профсоюзы, женские общественные организации и «почти как партия» «Белая Русь» обеспечат полноценную, плодотворную политическую жизнь в стране.

И, подытоживая, хочу отметить: подобные материалы, несомненно, должны писать люди более профессиональные, более компетентные  в этой тематике, чем я.  Но они,  к сожалению, не пишут в СМИ (или, по-видимому, редко пишут?). Взявшись за написание данного материала, испытывал и трудности, и некоторую неловкость. Заранее прошу более профессиональных и образованных коллег простить мне такую дерзость. Но, в моем понимании, эта проблема -- судьбоносная для Беларуси. Тешу себя надеждой, что данный материал станет стимулом к написанию другими о христианской демократии более глубоко, основательно, ярче и логичней.

Доктор с.-х. наук, профессор, Лауреат Государственной премии в области науки и техники М.А. Кадыров-Боровский


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Александр ЛУКАШЕНКО, Президент Беларуси:

    – Стоит вопрос: надо ли сегодня Беларуси производить значительно больше сельхозпродукции, чем сейчас? Мы не будем форсировать это, потому что продать тяжело. Вы видите, как мы пробиваемся на китайский рынок, диверсифицируем продажи продовольствия по всему миру, чтобы не зависеть от одного российского рынка. Мы идем во все точки для того, чтобы продать то, что мы сегодня производим с избытком…

    ЦИФРА

    1,15 млн т зерна вместе с кукурузой (при плане 1,5 млн т)

    получили аграрии Гродненщины по итогам 2018 года. Об этом сообщил губернатор региона Владимир КРАВЦОВ, докладывая Президенту Александру ЛУКАШЕНКО во время визита последнего в Гродно в октябре.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Белорусские фермеры не готовы работать с торговыми сетями, но покупатели будут искать органик продукты в гипермаркетах

    Только 43,2 процента белорусов осведомлены, что такое органические продукты и чем они отличаются от обычных. Основная часть информированных покупателей, в первую очередь, будет искать такую еду на полках гипермаркетов. И лишь 10% – заказывать на интернет-сайтах. Такие любопытные данные получены в ходе социологического исследования, которое провели в текущем году, по заказу Центра экологических решений (ЦЭР), специалисты Информационно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь. www.agrolive.by побывал на презентации результатов, организованной в Минске.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)