ШКОЛА ЖУРНАЛИСТА

Дописались…


Добрый день, уважаемые коллеги! Ну, вот, чреда новогодних праздников миновала – пора впрягаться в работу! Как то и велит нам Год лошади. Но, чтобы хорошо трудиться на ниве журналистики, всегда полезно подзаряжаться полезным опытом, анализировать наработки других, соотносить их с собственными представлениями и принципами, которые каждый из нас стремится привнести в профессию. А посему нет смысла отменять наши регулярные уроки в «Школе журналиста» на AGROLIVE.by. Кто еще не посещал – милости просим, присоединяйтесь! А поговорим сегодня еще раз на тему вечную – как работать с деревенским читателем, налаживать с ним обратную связь? Вернее, как не стоит всё это делать…

Вспомним: 2013 год был отмечен претендующими на знаковость переменами на медийном поле Беларуси. Коснулось это сектора прессы, в том числе крупных республиканских газет. Их тихой сапой поглотила (или, все-таки, рейдерским способом захватила?) одна, но самая-самая главная. Даже не знаю, революцией все это назвать или эволюцией?..

В «топку» оптимизации угодила и газета, которая практически никогда не под кем не «ходила», хотя названия меняла не один раз. Газета, которой в аграрно-индустриальной стране под названием Беларусь… просто нет никакого смысла под кого-то «ложиться». По причине ее несомненной эксклюзивности, неповторимости. Одна такая. Была? Или, все-таки, еще остается?

Почему речь ведем об особом положении газеты для аграрного сообщества? Да просто у этого издания всегда будет свой читатель! Другое дело, насколько в данный момент «электорату» еще вчера «Белорусской нивы», а сегодня – «Сельской газеты» действительно нужна ТАКАЯ газета о деревенской жизни? И не важно, есть ли у нее новая «крыша» либо нет… Впрочем, необходимость «сменить крышу» возникла ведь тоже не на пустом месте. На мой взгляд, тут имела место незаметная, подспудная, но весьма эффективная подготовительная работа. А велась она не один год, между прочим…

… Но вернемся к промежуточному результату этой самой деятельности. Чиновников, ведающих идеологической составляющей и державными финансами в Беларуси, понять можно. Ну, действительно, зачем небольшой стране сразу несколько госгазет, как две капли воды похожих на самую главную? Это ж пустая трата средств из государевой казны?! Может быть, а может -- и нет. Потому как НИКТО в стране толком и не озаботился, а с чего бы это уже не первый десяток лет газета-«сельчанка», «БН», «СГ», не важно, как ее называли, стремительно теряет читателя?! Оставаясь, при этом, в положении монопольном на медийном рынке?.. Ведь никаких конкурентов у нее нет и, похоже, в ближайшее время не предвидится?

Видать, никому в голову не пришла одна простая мысль: если, простите, бордель не приносит прибыли, то одни ли занавески «виноваты» вкупе с несчастными девочками? А, может, стоит поменять… управляющих этим самым борделем?!

И дело даже не в цифрах ежегодного убывания тиража. И не в Интернете, который – конкурент еще тот! 17 лет трудовой жизни, отданных именно этой газете, думаю, дают мне право высказать здесь свою точку зрения на случившееся. А то, что случай этот трагически-фарсовый, у меня сомнений нет. Ну, не война же, в конце концов, не разруха послевоенная в современной Беларуси! Чтобы вот так бездарно уничтожать самостоятельность вполне себе самодостаточного издания…

Отдать его в частные руки? Ни-ни, сами должны все контролировать! Идеология ведь – опора государственная, опасно ее упускать. Но загвоздка в том, есть ли на самом деле контроль, стремление понять, а что, собственно, за сельскую газету имеем?.. Или все отдали на откуп «вечным» и, безусловно одобренным «сверху» управителям? А спрашивать с оных еще и не пытались? Спрашивать -- за результат…

Ключевой вопрос тут в другом. А нужна ли, вообще, сегодня белорусскому государству сильная, правдивая, максимально отображающая реалии непростой сельской жизни, сложнейшего производственного сектора АПК газета?

У меня есть ответ на этот вопрос, но – оставлю его при себе. Замечу лишь, что в течение второго полугодия 2013-го не раз обсуждала слияние тогда еще «БН» с «большим братом»… Обсуждала с разными людьми. Среди них, что удивило, нашлись искренние почитатели газеты даже в ее нынешней (!) версии. (Хотя практически все отмечали явную схожесть с изданием, к которому вскорости должна была отойти главная крестьянская газета страны…) Поразило и другое: порой читатели «БН» задавали поистине риторический, в данном контексте, вопрос: «А что ж никто не спросил у нас, что бишь читателей, хотим ли мы самостоятельное сельское издание либо какое-то приложение к… более сильному?»

Я отвечала людям то, что думала и сейчас думаю. Как ни крути, а газету слили, не интересуясь, ничуть, мнением простого читателя на сей счет. Подумаешь – какая разница фермеру или колхознику, он, глядишь, и не «въедет» ни во что? Забот полон рот, до газеты ли?

Можно, конечно, поменять название – вернуть одно из тех, под которыми газета некогда была действительно авторитетным, уважаемым, читаемым на селе. Что и сделано с 1 января 2014 года – у нас в республике снова есть «Сельская газета»!

Ура, товарищи?!

 Вперед -- к светлому будущему в виде выросших тиража и, следовательно, реанимированного авторитета?!

С бросанием чепчиков, однако, повременим. Реформаторы, рейдеры и прочие, кто сегодня определяет судьбу этого совершенно особого издания, забыли одну простую истину: нельзя, лихо уничтожив практически все традиции, наработки нескольких поколений газетчиков «сельчанки», рассчитывать на успех.

Вся проблема в том, что СЕЛЬСКУЮ ГАЗЕТУ (не по названию, а по духу и сути) НУЖНО УМЕТЬ делать! И, главное, ХОТЕТЬ уметь делать.

Главное, что упущено, -- как раз четкая, отлаженная система работы с читателем. Когда-то наши старшие коллеги с гордостью получали всесоюзную премию имени Марии Ульяновой. За что? Да за то, что читательское присутствие ощущалось в каждом номере, газета буквально жила и «дышала» за счет притока свежего «воздуха», то бишь информации из глубин деревенской жизни. Полоса «Ваше письмо», едва ли не в каждом номере – серьезная корреспонденция по острому сигналу из конверта…

Где всё это? Куда испарилось?

Недавно попыталась отыскать в Интернет-версии обновленной «СГ» некое подобие хотя бы робкой попытки журналистского выезда по письму. (О странице писем отдельной вообще молчу – нет у читателей сегодня своего небольшого пятачка, где можно было бы выпустить пар, поделить наболевшим, порассуждать над разными проблемами – от масштаба своего села до государственного уровня…) Так, вот за полгода – ни следа хотя бы одной (!) качественной корреспонденции, которая бы родилась после выезда по письму.

Что же предлагается сельскому читателю взамен возможности высказаться, увидеть себя, свои сокровенные мысли, чаяния на страницах любимого издания? Надуманные, а порой и явно  высосанные из пальца ответы на вопросы, далекие от деревенских реалий.

И, правда, – «друг» Интернет неплохо выручает! Зачем ехать на село? Там же нужно копаться в сложных коллизиях страшноватой для непосвященных сельской жизни…

Еще процветает телефонное право: это когда некий читатель задает вопрос, а чиновник местный бодро рапортует – мол, чего это население раскудахталось, всё у нас по закону, всё путем… И неча жаловаться, вообще! Проанализировав редкие критические материалы по обращениям в теперь уже «СГ», отчетливо видишь – сделаны они для галочки, лишь бы «заткнуть рот» и жалобщикам надоедливым, и удовлетворить потребности в справочном материале министерских чиновников. Коим, как известно, нужно регулярно отчитываться «наверх» по поводу проведенной в СМИ работы с обращениями граждан.

А где же читатель, его жизнь, его заботы, его надежды?

А зачем сии материи, если главное – и не это вовсе? И газета делается не для него, маленького человечка, а для того, чтобы « аграрная политика» партия блюлась. 

Грустно это, грустно. Одним словом, дописались…

Но законы жанра ведь все равно велят что-то там изображать? В данном случае речь идет об имитации «бурного, содержательного» диалога по линии «читатель – газета». Правда, иной раз рвение в этом нелегком деле приобретает полуанекдотичные формы.

Далее – цитирую сайт «БН». Вот какое сообщение для читательского сообщества появилось на нем в середине декабря прошлого года…

«Как жить с алкоголиком?»

За самый искренний рассказ читатель «БН» получит приз — подписку на газету на 3 месяца

КАК-ТО раз директора одного из реабилитационных центров для алкоголиков спросили: «Что труднее всего в лечении зависимых от «градуса»: белая горячка, истощение организма или что-нибудь еще?» Он подумал и сказал: «Самое трудное — вылечить непьющих членов их семей».

Алкоголизм — во многом болезнь «семейная». И страдает от нее не столько зависимый человек, сколько самые близкие и родные. Как помочь больному — этот вопрос во многих семьях звучит как риторический. Уйти от него, спасать из последних сил или оставить все как есть? Может, у кого-то получилось найти выход из замкнутого круга, а может, кто-то до сих пор не может найти для себя ответа. Ждем ваших историй из жизни на адрес редакции: Минск, ул. Б. Хмельницкого, 10а, редакция газеты «Белорусская нива» с пометкой «Крик души», или на электронный адрес: serguc@mail.ru.

Автор самого трогательного и искреннего письма получит приз — подписку на газету на 3 месяца».

Не хотелось бы разжевывать прописные истины, но… Тот, кто мало-мальски знаком с азами сельского уклада жизни, самой деревенской ментальности, иронично усмехнётся. Ну, не в традициях на деревне выставляться по такому поводу, обнажаться и «спавядацца»! Если сельские люди и обсуждают подобную беду, приключающуюся в наших селах в последнее время едва ли не повально, -- то с тихой болью, горечью…

Додуматься раздавать за подобные откровения призы в виде бесплатной подписки на газету?! Это ж надо уметь, подумала я сначала. А потом пришла мысль – немного смахивает на скрытое ерничанье, не находите?

Разве ж так нужно осмысливать, с журналистской точки зрения, действительно одну из самых больных проблем в жизни современной белорусской деревни?!

Может, темой эпистолярного конкурса стоило бы избрать другую, например, такую: «А что приводит к повальному пьянству на селе? Что делается в государстве, дабы предотвратить массовое спаивание населения? Достаточно ли деревенский человек мотивирован для ведения здорового образа жизни или до его существования никому нет дела?»

Но это уже – другая газетная история. История реальных, а не высосанных из пальца размышлений, история, где есть место острым мыслям и тонким выводам. Но она возможна при условии, если в сельской газете дадут, наконец, слово самому читателю. Услышат его…

Когда случится сие знаменательное превращение в судьбе газеты, чья история приближается к вековому рубежу?

Не знаю, не знаю… Порой мне кажется, что никогда, во всяком случае, не при нашей жизни в профессии. Но – будем оптимистами! Видите ли, журналистика – слишком гибкая сфера общественной деятельности, чтобы ее могли «приватизировать» всерьез и надолго даже самые могущественные темные силы…

За сим остаюсь всегда Ваша Инна ГАРМЕЛЬ.

P.S. Хотелось бы узнать, на какие еще темы вам бы хотелось поговорить в нашей «Школе журналиста» в наступившем году. Ждем откликов и предложений!


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Владимир НОВИЦКИЙ, глава ФХ «Новицких» Лунинецкого района:

    – Почему сегодня в Беларусі колхозы попросту раздеты? Они много зарабатывают, но получается, что для мясокомбинатов выступают спонсорами. Цена закупки не соответствует себестоимости. Не говоря уже, чтоб получить прибыль. Моя задача – разобраться и поставить всё на своё место. Если кто-то думает, что меня будет учить – так не пойдёт...

    ЦИФРА

    130 лизинговых компаний

    на сегодня входят в реестр Национального банка РБ.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    В деревне, где оставалось пять жителей, – теперь 100 домов

    В последние годы все больше череповчан, желая сбежать от городской суеты, поглядывают в сторону деревни. Почему? Мы постарались узнать на конкретном примере. «Голос…» побеседовал с жителями уютной маленькой деревеньки Юрьевец, что в 7 км от города. Итак, как же череповчане изменили ее жизнь?

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)