ШКОЛА ЖУРНАЛИСТА

От идеи к гранту: как обстоят дела печатные в Европе?


«Сколько еще просуществуют печатные периодические издания?» -- этот вопрос давно стал риторическим. Но, все же, поискать ответ на него, а, заодно, познакомиться с журналистикой Польши, Чехии, Венгрии и Словакии смогли участники международного проекта «Учебный тур украинских и белорусских журналистов в страны Вышеградской группы». Среди них и я. Познавательная и действительно полезная, в профессиональном плане, поездка состоялась благодаря Международной ассоциации институций регионального развития «МАІРР» (г. Ужгород, Украина), Полесскому фонду международных и региональных исследований (г. Чернигов, Украина), Ассоциации регионального развития «КІUТ» (г. Захонь, Венгрия) и при поддержке Международного Вышеградского Фонда и Международного Фонда «Возрождение».

Где найти финансирование для своего проекта и как привлечь аудиторию, белорусским и украинским журналистам — также подсказывали нам европейские коллеги, во время учебного тура в страны Вышеградской группы. А ведь еще лет десять назад некоторые эксперты уверенно предрекали скорое исчезновение «газет и журналов на бумаге». Говорили, мол, читатель уйдет в Интернет, появятся новые технические устройства, на которые будут скачивать прежние и новые газеты и журналы в электронном виде. Действительно, сегодня планшет с Wi-Fi роутером и PDF-версия полюбившегося издания стали нормой. Однако многие издания по-прежнему существуют, отмечая свои 50-летние и даже 90-летние юбилеи. Более того, мировой опыт показывает, что привычные бумажные страницы остаются предпочтительнее экранов мониторов.

К слову, когда появились планшеты, многие американские издатели бросились создавать специальные электронные версии своих детищ для новых электронных «игрушек». Только за первые сутки было скачано 24 тысячи копий электронной версии одного из журналов концерна Сonde Nast (именно он издает известные во всем мире GQ, Vogue, The New Yorker). А всего в Интернете на него подписалось 105 тысяч человек, при том, что тираж печатной версии был всего 80 тысяч экземпляров. Но недолго радовались издатели – уже через год число электронных подписчиков сократилось до 22-х, зато тираж печатного журнала возрос до 130 тысяч. А известный Men’s Health смог продать только две тысячи электронных версий журнала при печатном тираже 200 тысяч экземпляров.

Но это — далекая буржуазная Америка. А как обстоят дела печатные в Европе?..

…В первой стране на нашем пути, Польше, говорили о близкой и белорусским издателям проблеме – стремительном сокращении тиражей изданий. В частности, популярнейшая сегодня польская «Газета Выборча» когда-то имела тираж в миллион экземпляров. Сегодня он сократился до 230 тысяч, из которых только 60 тысяч доставляется читателям по подписке. Тем не менее, польские журналисты с трудом верят в полное исчезновение традиционных печатных изданий.

— Мне кажется, через несколько лет люди начнут возвращаться к газетам, потому как поймут, что им не хватает информации. В то же время, они могут забыть о своей потребности в информации. Тогда большинство СМИ действительно исчезнет. Но, при этом, сохранится узкий круг людей, которые будут пользоваться несколькими специализированными, я бы сказал, элитарными изданиями, — высказался на встрече с белорусскими и украинскими коллегами польский журналист «Газеты Выборча» Мартин Войтеховский.

Несколько иной взгляд на проблему — у венгерских журналистов. Представитель областной венгерской газеты из города Ниредьгаза считает, что печатным СМИ осталось существовать всего 10-15 лет:

— Если же технические средства коммуникации, технологии и дальше будет столь стремительно развиваться, то и нам следует идти одновременно в двух направлениях: продолжать выпускать печатное издание и активно осваивать, завоевывать Интернет!

Что касается последнего, то здесь печатным изданиям придется столкнуться с жесткой конкуренцией. На этот раз не только со стороны других газет и журналов, но и новостных Интернет-порталов, которые, в отличие от традиционных СМИ, успели освоиться во Всемирной паутине и завоевать свою аудиторию. К тому же, перед газетами встанет вопрос о заработке в Интернете.

— Сегодня люди еще не готовы платить за информацию в Интернете. Разве что какие-то специализированные организации, — заметил Мартин Войтеховский и тут же привел в пример польскую газету «Политика», которая открыла платный ресурс в Интернете, но пока не может похвастаться его активной посещаемостью. По словам Войтеховского, на западе издатели работают в этом направлении уже несколько лет, но пока тоже без особых успехов.

Теряя тиражи, польские издатели всячески пытаются увеличить свою читательскую аудиторию и предлагают свои издания в самых удивительных для нас местах. К примеру, общественно-политическую информацию газеты «Политическая критика» они распространяют даже в… костелах. Впрочем, газета имеет религиозный подтекст, что не мешает ей в буквальном смысле со своей колокольни писать о светской жизни. Во многом это обусловлено менталитетом поляков – ярые католики, они не могут сбросить со счетов позицию костела.

Зачастую небольшие польские издания искусственно увеличивает реальный тираж, удваивая выпуск по сравнению с тем, что продается в действительности. Нераспроданный тираж распространяют среди прихожан костелов и прочих организаций, популяризируя, тем самым, издание. Пойти на такие траты газеты могут благодаря европейским грантам – иного финансирования у них нет. К слову, в Словакии, которую мы также посетили в ходе нашего учебного тура, вообще нет такого понятия, как «государственная пресса». Поэтому словацкие издания постоянно заботятся о том, как и где выиграть очередной грант, дающий материальный ресурс заниматься своей деятельностью.

За счет грантов Европейского союза живет и польский Интернет-проект Eastbook.eu. Когда-то он был создан польскими студентами факультета журналистики — в первую очередь, как площадка, где бы они смогли размещать свои материалы. Сегодня это — довольно крупный и успешный портал о Восточном партнерстве, который ежедневно посещают около тысячи интернет-пользователей. Сайт представлен на нескольких языках, в том числе русском и украинском. Отсутсвие белорусского языка ребята объясняют неналаженностью контактов с белорусскими журналистами. Как только появятся такие материалы, появится и белорусский язык на сайте.

За не менее серьезную тему при создании своего проекта «Память народа» взялись и ребята из Чехии. К работе с жертвами репрессий и Второй мировой войны они подошли действительно глобально, не став очередной социальной организацией, работающей с ветеранами, а — создав вполне успешный и востребованный медийный проект. Уже несколько лет успешно функционирует их сайт, на котором можно найти достоверную информацию об участниках тех событий, местах захоронений... Сайт на десяти языках, благодаря чему его ежедневно посещает около 700 пользователей со всего мира. Кроме того, раз в неделю ребята готовят тематическую радиопрограмму на одной из чешских радиостанций. Недавно они выпустили и книгу комиксов о войне, основанную на реальных жизненных историях. Перед каждым комиксом дается краткая информация о человеке, ставшем прототипом главного героя. А дальше – привлекательная для подростков история в картинках. Казалось бы, комиксы, которые мы привыкли считать чем-то совершенно дурацким и несерьезным, несовместимы с темой войны? Но в Чехии использовали эту популярную у юного поколения форму подачи информации, чтобы донести действительно важные вещи. Между прочим, это — не коммерческий проект. Существует «Память народа» тоже на гранты – пока они есть, проект будет жить.

…Венгерским издателями гранты позволяют не только выживать, но и с успехом поддерживать интерес читательской аудитории к своему изданию. Например, областная газета в Ниредьгазе постоянно проводит различные розыгрыши. Причем, отнюдь не с мелкими символическими призами – победителю, как правило, достается что-то из бытовой техники, а минимум раз в год на кону — новый автомобиль. К сожалению, белорусские издания не могут себе позволить таким образом «приручать» читателя. Впрочем, нам тоже никто не запрещает создать интересный проект и выиграть грант на его реализацию. Учебный тур с участием белорусских и украинских коллег показал, что креативная инициатива во многих случаях «наказуема» успехом…

На снимке: участники учебного тура в страны Вышеградской группы

Фото автора


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Алексей БОГДАНОВ, начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Беларуси:

    – Россия остается важнейшим торгово-экономическим партнером для белорусских производителей сельхозпродукции, которая пользуется высокой лояльностью потребителей. Стратегия на этом рынке такова: сохранить достигнутое за прошлые годы. А вот дополнительные объемы производства и по мясу, и по молоку поставлять на разные рынки, диверсифицируя экспорт. Мы реально понимаем, что Россия занимается очень хорошим делом — импортозамещением, наращиванием собственного производства. Негоже такой стране зависеть от кого-то по импорту основных продуктов питания…

    ЦИФРА

    С 64 до чуть менее 30 тысяч единиц

    упали за последние годы, по сравнению с 2012-м, объемы производства тракторов в Беларуси. Об этом, как сообщает БЕЛТА, доложил на совещании у Президента А. ЛУКАШЕНКО министр промышленности РБ Виталий ВОВК.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    В Гомельском районе – органик сад

    Здесь будут выращивать яблоки, груши и абрикосы без «химии». Местные фрукты прекрасно дополнят школьные обеды, а излишки планируют продавать – деньги пойдут на поддержку школы. К тому же сад станет местом отдыха деревенских жителей, сообщили www.agrolive.by в Центре экологических решений (ЦЭР).

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)