ШКОЛА ЖУРНАЛИСТА

Куда подевались скоты для… мест?


Накануне знаковых поездок Президента, связанных со сверкой курса по фермскому обновлению в стране, газета «Белорусская нива» рассказала, о чем шел разговор на коллегии Минсельхозпрода, посвященной текущим делам в животноводстве. Когда знакомишься с газетным отчетом, датированным концом июля, невольно возникает стойкое ощущение дежавю: те же телята-«монстры», выпивающие немерено молока, те же победные реляции – за первое полугодие 2012-го валовое производство молока в стране выросло, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, аж на 7 процентов!

Отчего ж тогда в Беларуси – дефицит дешевого, доступного для малообеспеченных слоев населения молока? Это, между прочим, не измышления каких-то там «неправильных» журналистов или экспертов. Это – пассаж из того же номера «Белорусской нивы», где сообщается о коллегии Минсельхозпрода. Журналиста главной крестьянской газеты (!) республики несказанно удивило: похоже, что в гродненских магазинах пенсионеры и впрямь штурмуют с утра пораньше прилавки, на которые выбрасывают, совсем как в эпоху совкового дефицита, недорогое молоко?!

Ни в коем случае не хочу обидеть никого из коллег – просто на примере одного газетного номера удобно будет порассуждать о необходимости системного видения ситуации для журналиста-аграрника. Если, конечно, рискует причислять себя к оным, то должен понимать: бывают случаи, когда можно показать свою недокомпетентность, скажем так, очень легко. Достаточно лишь повторить за начальниками нужные сведения и «правильно» интерпретировать факты.

Почему в Беларуси сегодня не хватает дешевого молока? Может, потому, что засилье переработчика оставляет из года в год крестьянина-сырьевика – на задворках агробизнеса? А, может, из-за того, что привередливый покупатель не проявляет должного патриотизма и не берет дорогое молоко, из солидарности с безупречно работающим, нацеленным в светлые экспортные дали отечественным АПК?

Почему-то ни в «Белорусской ниве», ни в других изданиях не нахожу подобного заглубления в тему. Оно, понятное дело, мало кому выгодно. Потому, как подталкивает к необходимости делать аналитические выводы, что при сегодняшнем состоянии белорусской журналистики, прогосударственной -- во всяком случае, небезопасно. Во многих смыслах. Ибо поставить под сомнение правильность стратегии в молочном деле – значит, автоматически не согласиться с «политикой партии»? Но журналист, коль он настоящий, а не писака на заказ – всегда плывет наперекор течению! Тем он и ценен в глазах общества!

…Помню, как в начале 2010-го схлопотала нагоняй -- за себя и своего героя, председателя среднего по меркам республики СПК на Брестчине. Обсуждая тему повышения молочной эффективности, возможности достижения к 2015 году вала в десять миллионов тонн, мы с собеседником посмели усомниться в достижении эпохального рубежа. Во всяком случае, председатель честно признал: на уровне своего хозяйства он требуемой планки не достигнет.

Это разве -- не правда жизни?! Аграрной… К такому мнению не нужно прислушиваться? Риторические вопросы…

Давайте, однако, сравним – что изменилось с тех пор, со времен 2010-го? Немногое… Да, шумят-кипят фермские строительство, реконструкция. По районам «шастают» толпы контролеров, добросовестно выискивающих прорехи в большом деле… Снимают стружку с отстающих начальников местного масштаба – снова удручающее чувство дежавю. Так хочется спросить: «Ну, и сколько весь этот цирк будет продолжаться?..»

…Почему – «цирк», спросите вы? Снова обратимся к номеру «Белорусской нивы» за 24 июля 2012 года. Оказывается, схватились за голову участники коллегии Минсельхозпрода, -- «несвоевременное и неполное заполнение комплексов исчисляется ежегодными потерями в миллиарды рублей»! Тоже мне, Америку открыли: да само строительство этих самых чудо-ферм – уже аукцион… невиданной расточительности. Но мало кого волнует, что иное скотоместо, на конкретном МТК обошлось чуть ли не в полквартиры, по человеческому-то стоимостному «измерению»!

«Белорусская нива» приводит такую «калькуляцию»: сто неработающих скотомест приносят 690-700 миллионов рублей потерь (правда, не уточняется, за какой период времени – Прим. AGROLIVE.by).

Сейчас на Брестчине не заполнено 800 скотомест. На Витебщине – 600. На Гомельщине – 1700. На Могилевщине – 1900. На Гродненщине – 2100! На Минщине – более 4000!

Куда подевалися скоты для супердорогих мест? «Растворились» в трескотливой цифири, регулярно вещающей о победоносном выполнении прогнозных показателей?..

…А дешевое молоко? Разве ж оно будет в достатке – при такой-то затратной агроэкономике? И… упорном стремлении ставить телегу впереди лошади? То бишь, разворачивать строительство ферм, под которые ни-че-го-шеньки не готово – не проведена работа по комплектованию стадом, не подобраны грамотные специалисты, не создана оптимальная кормовая стратегия…

С уважением всегда Ваша Инна ГАРМЕЛЬ

Фото AGROLIVE.by

P.S. При создании данного комментария использовались материалы номера «Белорусской нивы» за 24 июля 2012 года.


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Александр ЛУКАШЕНКО, Президент Беларуси:

    – Стоит вопрос: надо ли сегодня Беларуси производить значительно больше сельхозпродукции, чем сейчас? Мы не будем форсировать это, потому что продать тяжело. Вы видите, как мы пробиваемся на китайский рынок, диверсифицируем продажи продовольствия по всему миру, чтобы не зависеть от одного российского рынка. Мы идем во все точки для того, чтобы продать то, что мы сегодня производим с избытком…

    ЦИФРА

    1,15 млн т зерна вместе с кукурузой (при плане 1,5 млн т)

    получили аграрии Гродненщины по итогам 2018 года. Об этом сообщил губернатор региона Владимир КРАВЦОВ, докладывая Президенту Александру ЛУКАШЕНКО во время визита последнего в Гродно в октябре.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Белорусские фермеры не готовы работать с торговыми сетями, но покупатели будут искать органик продукты в гипермаркетах

    Только 43,2 процента белорусов осведомлены, что такое органические продукты и чем они отличаются от обычных. Основная часть информированных покупателей, в первую очередь, будет искать такую еду на полках гипермаркетов. И лишь 10% – заказывать на интернет-сайтах. Такие любопытные данные получены в ходе социологического исследования, которое провели в текущем году, по заказу Центра экологических решений (ЦЭР), специалисты Информационно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь. www.agrolive.by побывал на презентации результатов, организованной в Минске.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)