ШКОЛА ЖУРНАЛИСТА

Белорусский фоторепортер стала финалисткой престижного конкурса World Press Photo


На разговор Надежда БУЖАН соглашается неохотно: говорит, что не очень хочется пиарить себя, пока коллеги сидят в тюрьме. Но надо – значит, надо. Примерно такое же отношение у девушки к работе: если надо – значит, отключаем эмоции, идем снимать, снимать и еще раз снимать.

По какому принципу выбирают победителя?

Возможно, именно это упорство и привело Надежду к статусу финалистки самого престижного в мире конкурса профессиональной фотографии – World Press Photo (в номинации spot news – «Горячие новости»).

Подать свои фотографии на рассмотрение может каждый профессиональный фотограф: для этого нужно просто отправить свои снимки на указанный адрес. В этом году желающих набралось 4315 человек из 130 стран.

Далее экспертное жюри выбирает те фотографии, которые ему нравятся. Эта процедура проходит в несколько этапов, и каждый раз, если участника одобряют, ему на емейл «падает» письмо: мол, вы проходите дальше. Так происходит до момента, пока не отбирают всего трех финалистов в каждой номинации. Их несколько, в том числе – «Горячие новости».

Затем из тройки финалистов в каждой номинации определяют первое, второе и третье место. Это происходит в апреле. В теории у Надежды есть шанс стать и первой. Обладатель Гран-при – победитель номинации «Фото года» – объявляется уже после определения первых мест в каждой номинации. Именно среди них идет борьба за главный титул.

Поступила на журфак из интереса, но там в руки попала камера…

Попадание в число призеров World Press Photo для белоруса – редкость. Это происходит лишь третий раз в истории: в 1988-м жюри отметило снимок Юрия ИВАНОВА, а в 2020-м второе место в категории «Портрет/Серии» заняла Татьяна ТКАЧЕВА. Казалось бы, чтобы прийти к такому успеху, надо грезить фотографией с детства. Но нет: Надежда до старших классов думала, что надо быть юристом, бухгалтером или экономистом – в общем, иметь «серьезную» профессию.

А в журналистику попала, можно сказать, через студию эстрадной песни «Виктория» – там занималась в детстве. У меня нет особых вокальных данных, но мне нравилось. Так получилось, что моя преподавательница стала еще основательницей одной программы на радио «Мир», и она устроила кастинг ведущих среди учащихся студии. Я попала в эфир. Та программа никакого отношения к журналистике не имела, но это было первой возможностью посмотреть, что там – за чертой, которую не может пересекать слушатель, – вспоминает девушка. – Так что спасибо Ольге МЕШКОВОЙ-ШВЕЦ. Выходит, она поспособствовала тому, чтобы я стала тем, кем стала.

Через программу на «Мире» познакомилась с редактором газеты «Переходный возраст». И завертелось: окружение заставило Надежду думать о факультете журналистики БГУ.

Я хотела поступать на направление «аудиовизуальная журналистика», при этом четко понимала, что диктор на телевидении – это не журналист. Просто знала: вряд ли буду этим диктором. Мне всего лишь хотелось не сидеть в офисе, а заниматься чем-то необычным, – объясняет фотограф. — Но мне не хватило баллов, поэтому пошла на «веб-журналистику».

Спросите – где здесь фотография? Надежда на этот счет не боится иронизировать:

На факультете была шутка вроде «кто не умеет писать – тот идет в фотографы». Я всегда понимала, что не писатель. Правильно доносить мысль до людей с помощью слова – не моя сильная сторона. Для этого тоже должен быть талант. Мне же просто хотелось посмотреть на журфак изнутри.

Дальше – пары Александра НИКОЛАЙЧУКА. По словам Надежды, он пришел в первый раз к ним в аудиторию и в довольно грубой манере сказал студентам-первокурсникам: «Вы — никто».

Преподаватель разделил группу на две части и поручил за неделю создать сайт, его концепцию и наполнить его материалами, – вспоминает фотограф. – Думаю, он пытался нас спровоцировать на что-то. Николайчук – один из немногих, кто пытался научить нас чему-то практическому. И круто, что я попала в ту группу людей, которым если говорят: «Вы г… но», – они пытаются доказать: «Нет. Вообще-то, мы можем». Хотя тогда даже не делали телефонов с нормальными камерами – был, наверное, 2010 год. Снимали на ужасные аппараты.

Так появился любительский сайт с фотоисториями. Никто из группы первокурсников еще не понимал, что это такое, но случилось главное: камера попала в руки Надежды. Постепенно студенты на сайт «забили», но наша собеседница и нынешний фоторепортер TUT.BY Дарья БУРЯКИНА решили, что будут заниматься фотосъемками.

Дальше – работа в государственной газете и фрилансерский хлеб

Через некоторое время тогдашняя студентка пришла на практику на TUT.BY и параллельно продолжала работать на радио. Говорит, что в то время портал еще совсем не был теперешним сайтом – даже должность фоторедактора еще не ввели. Так что и «отчитывать» за снимки тоже было некому.

Мне было прикольно, необычно, интересно. Я же училась на «веб-журналистике» – это для того времени новая специализация, сайты были первопроходцами. Никто не понимал толком, чем отличается интернет-журналистика от газетной. И, возможно, работа на телевидении тогда вызывала больший вау-эффект, чем практика на TUT.BY, – рассуждает сейчас Надежда. – Но можно было всегда подойти к главному редактору Марине ЗОЛОТОВОЙ, посоветоваться, поговорить. Тогда это не казалось чем-то важным, но после опыта в государственной газете стало ясно: не везде так легко можно подойти и поговорить с Главным.

Опыт в государственной газете – это еще одна практика и распределение в «Звязду». По словам девушки, когда она пришла туда в первый раз, не знали, что с ней делать: мало того, что фотограф, так еще – и «веб-журналист» в печатном издании.

Но это был хороший опыт. Теперь я прошла через государственное СМИ и могу сравнивать, как там и как здесь. Там были профессионалы, и до сих пор они есть. Хочу сказать большое спасибо Анатолию КЛЕЩУКУ – ведущему фотомастеру «Звязды». В любом месте есть люди, которые могут научить полезному, – считает собеседница. – Многое, наверное, мне все же осталось непонятным. Скажу так: интернет дает больше свободы для творчества, газета – это ограничения. Пусть и волшебство: интересное чувство – идти в киоск, покупать газету со своими напечатанными фото…

Уволилась оттуда Надежда по своему желанию – не сразу после распределения, а позже. Причина – захотелось развиваться, попробовать новое. Тем более, пока работала в газете, девушка прошла отбор на курс по проектной фотографии образовательно-культурного центра ЦЭХ, организованный Юлией ДОРОШКЕВИЧ. Лекторами там были фоторедактор Андрей ПОЛИКАНОВ, фотографы Татьяна ПЛОТНИКОВА и Юрий КОЗЫРЕВ. Учеба продолжалась в течение полугода, и, говорит Надежда, она полностью изменила ее представление о фотожурналистике. До этого курса ей казалось, что она делает что-то не так.

И я понимала, что этот курс мне поможет. Но у меня было ужасное портфолио! Преподаватели признавались, что взяли меня из-за трогательного мотивационного письма. Я там так и написала: «Очень хочу к вам, потому что нужно и можно лучше, но не знаю, как это сделать. Надеюсь, вы поможете». Это были 2014−2015 годы, и со мной учились известные белорусские фотожурналисты. То есть совершенно неизвестная девочка из газеты попала к «звездам».

С новыми знаниями уходила девушка в никуда.

При этом на фрилансе я смогла зарабатывать столько же, а потом и больше, чем раньше. В «Звязде» у меня была небольшая зарплата. Но какой статус мне нравится больше, понять не могу до сих пор. Если не работать на одно СМИ, то можешь выбирать – снимать или отдыхать. С другой стороны, если захочешь в отпуск, то не будет отпускных. Штатных сотрудников редакция защитит, но есть и контракт, который обязывает делать определенное количество работы в месяц.

В своей карьере фотограф снимала для TUT.BY, by.tribuna.com, «Звязды», «Нашай Нівы». Но в какой-то момент только на фрилансе Надежда почувствовала себя «вне общества» – и ей захотелось снова быть частью редакции. В этот момент в «Нашай Ніве» появилась вакансия фотографа – через собеседование девушку приняли на работу.

За что «Нашай Ніве» большое спасибо – она лучшая, – улыбается Надежда. – Вообще, у нас рынок очень маленький: тяжело найти работу в другом издании, если уходишь из своего. Покидая «Звязду», я даже не знала, хватит ли мне денег, чтобы прожить без постоянной работы. Насчет свадебной или коммерческой съемки не имею ничего против. Просто свадьбы я не умею фотографировать.

Кого сама считает победителем

Фото-финалист было сделано в июле 2020-го, еще до непосредственно самих   массовых протестов. В момент съемки Надежда даже не думала, что ей придется сделать более страшные снимки – в августе и позже. Как говорит сама девушка, до сих пор не хочется в это верить: пока работаешь на адреналине, даже не вникаешь в суть происходящего.

– Ведь твой профессиональный долг – показывать новости, а не делать вид, что всего этого не происходит. Я же не могу сказать: «Не буду это снимать». Какие фото мне запомнились за эти полгода… Не знаю. Не знаю, правда – не знаю. А можно – не про протесты? Говорить об этом нет настроения, – в итоге просит фотограф. – Да, я находилась рядом с коллегой Наташей ЛУБНЕВСКОЙ, когда ей в ногу попала пуля. Но я убежала раньше: мне повезло, а она смело осталась снимать на телефон…

Что касается денежной части вопроса, то статус World Press Photo – просто приятность, никаких бонусов не предусмотрено. Кроме ощущения того, что тебя ценят.

Я очень скромный человек, правда. Всегда сомневаюсь во всем, мне даже шампунь сложно выбрать, не говоря уже о рабочих моментах. Поэтому, когда тебя признают на конкурсе или ты становишься участником выставки, ты как бы говоришь себе: «Значит, я иду в правильном направлении в профессии», – говорит Надежда. – Но во всем должна быть золотая середина: нужно жить не только конкурсами, важно трезво смотреть на вещи. Моя миссия – чтобы моя работа помогала людям.

Свою новую «награду» Надежда никак не праздновала. Узнала об этом более   недели назад, но по условиям конкурса не могла говорить о достижении до официального объявления. А 10 марта – в день, когда новость разлетелась, – девушка была у стоматолога. Вот такая проза жизни.

Финалистка престижного конкурса уверена: даже если ты не совсем талантлив, но, все равно, очень хочешь чем-то заниматься, то трудолюбием, усердием, ежедневными тренировками добьешься результата.

Как в спорте. Да, может, ты не будешь звездой в своем «виде». Но у тебя это будет получаться на уровне. Такие люди тоже нужны, не все рождаются талантливыми сразу. Есть люди в хорошем смысле исполнительные. Я думаю так и о себе как о фотографе. Если захочешь, все возможно. Главное – желание, – уверена Надежда. – Я знаю талантливых людей, у которых нет желания, и они свой талант губят. Хотя изначально им дано в тысячу раз больше, чем кому-то другому. Все очень относительно.

Фотограф признается, что World Press Photo был конкурсом-мечтой: еще с университета было желание туда попасть, хотя бы и финалисткой. И вот – все сбылось:

– Но я считаю, что все фотожурналисты, которые работали «в поле» (на месте протестных событий. — Прим. TUT.BY) в 2020 году, заслужили эту победу. Конкурс – большая лотерея. И сейчас этот билет, образно говоря, вытянули с моей фамилией. Как бы это написать, чтобы не звучало, как будто я скромничаю?

В качестве иллюстрации к материалу: та самая фотография, вышедшая в финал World Press Photo.

Фото Н. БУЖАН, «Наша Ніва»


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Роман ГОЛОВЧЕНКО, премьер-министр Беларуси:

    – Мы скорбим вместе с родными и близкими (по поводу гибели сотрудника КГБ в столичной квартире по улице Якубовского. – Прим. www.agrolive.by). Но мы должны сделать и выводы. Те, кто встал на путь экстремизма, не остановятся ни перед чем. И об этом нас предупреждал глава государства 30 июля на встрече с активом страны. Тогда он сказал, что деструктивные силы взяли на вооружение тактику заговоров, попыток терактов, кураторы которых находятся за границей. Поэтому в качестве одной из важнейших мер по обеспечению безопасности в нынешних условиях Президент обозначил укрепление дисциплины на всех уровнях и во всех сферах деятельности. Это в равной степени касается не только исполнительской, но и производственной и технологической дисциплины...

    ЦИФРА

    568 тонн клубней

    ввезено в Беларусь с начала массовой уборки картофеля урожая 2021 года (август-сентябрь). Как подчеркивает сообщивший эту информацию официальный сайт Минсельхозпрода, «основное направление использования – промышленная переработка».

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Даследчы атрад у Вераб’ях. І не толькі…

    Сёлета ў ліпені ў Глыбоцкім раёне, што на Віцебшчыне, праходзіла дыялекталагічная экспедыцыя, якую ладзілі вучоныя Інстытута мовазнаўства імя Якуба Коласа.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)