ШКОЛА ЖУРНАЛИСТА

Медиа «подогревают» информационную тревожность. Это неистребимо?


Нынче просто просматривать заголовки в новостных лентах – надобно иметь устойчивую психику и крепкие нервы! А то ненароком можно впасть в депрессивное состояние, и надолго. Порой эмоциональность в оперативных журналистских материалах «льётся» через край. Но чем это обусловлено и уместно ли стремиться к большему нагнетанию «градуса» читательского внимания? Это актуальная тема обсуждалась 23 января на медиатоке в Press Club Belarus.

Организаторы умышленно не пригласили в качестве спикеров «чистых» новостийщиков из информагентств. Понятно, что цепляющая за всевозможные струны новость – их главный хлеб, и, по сути, действительно стоящей альтернативы эмоциональной броскости в этом случае не просматривается.

А вот в более разноплановых СМИ, на медиа-ресурсах в интернете – вопрос про излишнюю эмоциональность в новостях, прежде всего, в заголовках, вполне резонно ставить. И, возможно, даже ребром. Хотя сетевой хайп никто не отменял: все гонятся за просмотровостью, лайками, комментариями. Ведь во многом этим сегодня – к сожалению, на наш взгляд – определяется действенность, эффективность конкретного СМИ, ресурса. В конце концов, от этого зависят доходность и заработки журналистов.

Эпоха эмоциональных заголовков

Да, можно констатировать: сейчас наступила эпоха эмоциональных новостей, – поделилась своим мнением во время проведения медиатока главный редактор интернет-портала TUT.by Марина ЗОЛОТОВА. – Причем, такое явление как информационная тревожность в читательской аудитории побуждает журналистов выдавать за новости сообщения, не являющиеся таковыми.

Кардинальным образом поменялись подходы к заголовкам, в первую очередь. Именно анализируя их, можно четко проследить: да, наличие у читательской аудитории, отдельных ее представителей зависимости от соцсетей, боязни пропустить что-то «важное» – губительно как для потребителей информации, так и для журналистского сообщества.

По мнение спикеров медиатока, в Беларуси, как и во всем мире, сейчас медиа явно «подогревают» информационную тревожность аудитории. И здесь щекотливым видится вопрос: а, собственно, несут ли СМИ, другие ресурсы ответственность за достаточно высокий уровень этой тревожности? По мнению М. Золотовой, «хотя для нас и очень соблазнительно сорвать траффик, отвечать придется; в первую очередь – за то, что с помощью эмоциональных манипуляций сознание человека и общества сильно забивается инфошумом».

Просчитывать на несколько ходов вперед   

По мнению главного редактора «КП в Беларуси» Андрея ЛЕВКОВСКОГО, жареные новости с эмоциональными заголовками, которые рассказывают про «звезд» в разных сферах, селебрити, других раскрученных персон, – хлеб «Комсомолки» сегодня. И без них изданию не обойтись. В данном контексте многое зависит от общей концепции редакционной политики, стиля изложения информации, подходов руководства конкретного СМИ. То, что табу для одних, – вполне допустимо и даже желательно для других.

– В любом случае, главный редактор, размещая ту или иную новость, содержащую сильную эмоциональную составляющую, должен прогнозировать дальнейшее развитие ситуации, возможную реакцию героев публикации, других сторон, – обращает внимание главред TUT.by.

Эмоции, оценочные суждения со стороны журналиста должны быть максимально нейтральными. В чем-то – осторожными. И тут важны применяемые в заметке лексемы. Сильные – вроде «страшный», «ужасный», «вопиющий» – допустимы, но лучше, чтоб они были вложены в уста тех людей, которые сообщают журналисту. Самому же ему стоит воздерживаться от использования таких слов.

Не новое явление

Трансформация новостей в наше время привела к тому, что даже в такой редакции, как «КП в Беларуси», уже нет отдела новостей как такового, в его классическом виде. На молодых и дерзких, претендующих на статус СМИ белорусских интернет-ресурсах, например, City Dog – дай бог, если по одному новостийщику в «чистом виде» сыщется. Тем не менее, именно в интернете молодая поросль журналистов позволяет себе быть эмоциональными в заголовках и не только.

На каком фоне всё это происходит? Во-первых, на опыте предшественников и зарубежных коллег, ведь эмоциональность в журналистике – явление отнюдь не новое, эта грань профессии довольно долго шлифовалась, развивалась. И о ней спорили и раньше. Во-вторых, и это уже наши, белорусские, реалии – на фоне недостаточной конкуренции, слабой журналистской культуры, специфической общественно-политической ситуации в целом в стране.

Где тонкая грань между подачей информации сухо и эмоциональной оценкой со стороны редакции, но, в первую очередь, пишущим новость журналистом? – рассуждала М. Золотова. – Все начинает плясать от самого пишущего. У нас журналист должен четко понимать: перейдешь эту грань – может прилететь сразу с нескольких сторон. От своего же руководства, госорганов, читателей…

Фактчекинг для «вау»

Важный аспект: использование всевозможных «вау» в новостях не должно искажать общий смысл того, о чем сообщается. Кроме того, от СМИ широкого профиля люди ждут не только сугубо информационных сообщений. Есть запрос на некую расшифровку, подробности, а, впоследствии – возможно, и аналитическое осмысление.

В этом плане, кстати, конкуренцию журналистам-новостийщикам и не только им в последнее время все активнее составляют телеграмм-каналы. Но они грешат то излишним субъективизмом, то сознательным умалчиванием другой стороны медали. Информация, которая там подается, нередко нуждается в серьезном фактчекинге. Это касается и непосредственно потребителей информации, и журналистов-профессионалов, которые черпают ее, делая основой для своих будущих материалов.

Итого…

Но в каких же случаях новостная эмоциональность – только приветствуется, выигрышно смотрится и воспринимается? По мнению участников медиатока, подобное уместно в:  фотофактах, картинках;  развлекательных сообщениях;  жизненных, мотивирующих историях, когда в центре внимания – человеческие судьбы, личностные описания и т.д.; серьезных текстах, когда требуется передать настроение, подчеркнуть детали.

Фото www.agrolive.by

 


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Роман ГОЛОВЧЕНКО, премьер-министр Беларуси:

    – Мы скорбим вместе с родными и близкими (по поводу гибели сотрудника КГБ в столичной квартире по улице Якубовского. – Прим. www.agrolive.by). Но мы должны сделать и выводы. Те, кто встал на путь экстремизма, не остановятся ни перед чем. И об этом нас предупреждал глава государства 30 июля на встрече с активом страны. Тогда он сказал, что деструктивные силы взяли на вооружение тактику заговоров, попыток терактов, кураторы которых находятся за границей. Поэтому в качестве одной из важнейших мер по обеспечению безопасности в нынешних условиях Президент обозначил укрепление дисциплины на всех уровнях и во всех сферах деятельности. Это в равной степени касается не только исполнительской, но и производственной и технологической дисциплины...

    ЦИФРА

    568 тонн клубней

    ввезено в Беларусь с начала массовой уборки картофеля урожая 2021 года (август-сентябрь). Как подчеркивает сообщивший эту информацию официальный сайт Минсельхозпрода, «основное направление использования – промышленная переработка».

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Даследчы атрад у Вераб’ях. І не толькі…

    Сёлета ў ліпені ў Глыбоцкім раёне, што на Віцебшчыне, праходзіла дыялекталагічная экспедыцыя, якую ладзілі вучоныя Інстытута мовазнаўства імя Якуба Коласа.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)