ШКОЛА ЖУРНАЛИСТА

На медиаполе – тренды, деньги, дебаты…


Медиаток под ёлкой в Press Club Belarus случился 23 декабря. Передовое журналистское сообщество обсудило, чем 2019-й отличался от предыдущих в медийном пространстве Беларуси. А вдруг эти результаты станут определяющими в новом году?

ГосТВ основательно «подкормили»

Под маркой того, что нужно увеличивать долю национального контента на госканалах, в 2019-м общее бюджетное финансирование оных подняли с более чем 50-ти до 70 с гаком млн рублей. Впрочем, как уже успели отметить аналитики в сфере медиа, корм оказался не совсем в коня. То бишь, российский контент не сильно сократился.

К слову, главным российским нарративом к концу года стал такой: «нет альтернативы сотрудничеству наших двух стран». Во всяком случае, 32% белорусских и 48% российских СМИ транслировали именно эту тезу, отметил журналист и медиаэксперт Павлюк БЫКОВСКИЙ.

Доля печатных СМИ уменьшается

Этот же аналитик в уходящем году наблюдал за тем, читают или не читают белорусы газеты. По мнению П. Быковского, важным трендом остается все-таки сокращение на медиарынке доли печатных СМИ, перераспределение ее в пользу интернет-ресурсов.

Бизнес на кооперации брендов

Анна ШУТОВА, главный редактор Marketing.by, проанализировала, что происходило в 2019-м на «денежном фронте». Главный итог года – бренды тратят на интернет-продвижение всё больше и больше. (Есть вероятность, что данная тенденция перекочует и в 2020-й). Баннеры, через сетевые агентства и непосредственно напрямую через медиа, проекты нативной рекламы – в ход шли всевозможные методы и инструменты. Причем, скачок сразу на 17% по затратам на оплату рекламы произошел уже в начале уходящего года (по сравнению с аналогичным периодом 2018-го).

Что примечательно, усиливается сегментация – бренды практически перестали замахиваться на всеохватность аудитории. Их интересует, как завоевать совершенно конкретных представителей ЦА. Здесь применяют такие ходы как нестандартные проекты, интерактивы. Все чётче прослеживается привязка к серьезным социальным, экологическим проблематикам.

На ниве кооперации брендов и медиа – также оживление. Тут особо активничали сотовые операторы, не отставали и производители продуктов питания.

Два рекламных агентства

Еще – к околоденежной тематике. Среди новаций стоит отметить создание, во-первых, государственного рекламного агентства, которое будет аккумулировать рекламные потоки и направлять сами понимаете, куда. О-вторых, что-то похоже замутили региональщики – у них тоже будет свое рекламное агентство (общее).

Подкасты и фактчекинг

Павел СВЕРДЛОВ, главный редактор Euroradio, рассказал: 2019-й стал годом, когда многие СМИ и интернет-ресурсы уделили много внимания фактчекингу. Тут даже гостелеканал ОНТ проявил «креатив» и «современный творческий подход». Правда, с вполне ожидаемым результатом: нередко «проверки» данного СМИ становятся поводом для фактчекинга со стороны уже других медиа.

«Подкасты продолжили свое успешное развитие на нашем медиапространстве, – акцентировал П. Свердлов. – Причем, тематический спектр их широк – от мовы и спорта до секса».   

Где главные нарушители профстандартов?

Алексей ШУНТОВ, координатор группы мониторинга Media IQ, напомнил, что именно в 2019-м, по инициативе Press Club Belarus, был запущен проект, не имеющий аналогов. Его цель – контроль поддержания высокой планки профессиональных стандартов в белорусских СМИ. В поле зрения мониторщиков попали 19 средств массовой информации и ресурсов. Среди тех, кто в течение всего года чаще других нарушал 6 главных журналистских стандартов, оказались все те же государственные телеканалы – ОНТ, СТВ, Беларусь 1.

«Использование заранее приготовленных, одних и тех же фраз на разных «кнопках», превращение журналиста в активиста и агитатора, к примеру, за участие в выборах досрочно, умолчание (как было при освещении ситуации вокруг крестов в Куропатах и взрыва пиротехники на празднике 3 июля), иные манипуляции – вот что нам удалось не только обнаружить, но и документально закрепить в ходе мониторинга Media IQ, – подытожил А. Шунтов. А основательница Press Club Belarus Юлия СЛУЦКАЯ пообещала, что в 2020-м мониторинг не угаснет, а, наоборот, в видоизмененном формате – продолжит свое дело…

С медиаграмотностью у белорусов…

…пока не очень хорошо, резюмировал Франак ВЯЧОРКО, вице-президент Digital Communication Network. Белорусские читательская и зрительская аудитории по-прежнему плетется в хвосте всевозможных рейтингов по медиаграмотности. Но лед, похоже, потихоньку трогается: в уходящем году в Беларуси удалось провести крупный специализированный форум, посвященный данной проблематике. Эксперты из Молдовы, России, Украины, представители местных заинтересованных организаций вырабатывали общие и конкретные для каждой страны подходы.

«Можно сказать, кейс медиаграмотности стал одним из объединяющих моментов для нашего профессионального сообщества в 2019 году», – считает Ф. Вячорко.

Проект года – «Дэбаты-2019»

Настоящих медиапрорывов было не очень много. Но к числу таковых можно смело отнести серию "Дэбаты-2019" сайта Naviny.by. В данном случае информагентство БелаПАН явно вырвалось за рамки формата, каждодневной новостной рутины.

Продюсер серии Андрей АЛЕКСАНДРОВ охарактеризовал «Дэбаты-2019» как «решение не ждать, когда у нас в Беларуси появится публичная политика». Впервые в 28-летней истории агентства удалось выйти на использование полноценного телевизионного формата. Столкнуть на одной дискуссионной площадке представителей разных политических взглядов. Заполучить довольно ярких персонажей – к примеру, Геннадия ДАВЫДЬКО и Андрея САВИНЫХ.

«Дипломат, а теперь уже и депутат, отметил, что наши дебаты были организованы лучше, нежели аналогичные на госТВ, – говорит А. Александров. – Было заметно: белорусские политики, придерживающиеся разных взглядов и позиций, скучают по дискуссиям. Возможности схлестнуться в словесном споре с людьми, которые имеют другую точку зрения…»

Что ж, не за горами – еще одна выборная кампания. Год следующий как нельзя лучше подходит для того, чтобы продолжить начатое. Во всяком случае, в БелаПАН надеются: подобный формат в спокойном русле – то, чего не хватает журналистике. В стране, где по-прежнему нет публичной политики…   

Источник иллюстрации: официальная страница Press Club Belarus в FACEBOOK

 


Система Orphus

ПОИСК ПО САЙТУ

СКАЗАНО!

Вадим МАХАНЬКО, генеральный директор НПЦ НАН Беларуси по картофелеводству и плодоовощеводству:

– В перспективе с нашей помощью в республике будет осуществлен переход всех промышленных картофелеводческих хозяйств на использование междурядьев в 90 см (вместо превалирующих нынче 75 см). Зачем это делать? В гребень при 75-сантиметровом междурядьи «помещается» урожайность на уровне 40 т/га. Если урожай выше 50 т/га, то объема гребня уже не хватает, чтобы защитить клубни, например, от болезней, есть и другие нюансы. А вот при наличии междурядья в 90 см гребень выполнит эти функции гораздо эффективнее…

ЦИФРА

На 0,5% увеличилось

в январе 2024 года производство сельскохозяйственной продукции в Евразийском экономическом союзе в хозяйствах всех категорий по сравнению с январем 2023 года. Об сообщается в экспресс-информации ЕЭК, которую приводит телеграмм-канал БелСелХоз.

ГЛАС(З) НАРОДА

Васильки разместить – не проблема…

В Витебской области реализуется туристический проект «Васильковый край». Он объединит более 300 ключевых туристических объектов региона.

СИЗОХРЕНИЯ

Вверх по склону, ведущему вниз…

Вверх по склону, ведущему вниз…

Фото Владимира СИЗА.

ПОЧТА@AGROLIVE.BY

Логин:
Пароль:

(что это)