ШКОЛА ЖУРНАЛИСТА

На медиаполе – тренды, деньги, дебаты…


Медиаток под ёлкой в Press Club Belarus случился 23 декабря. Передовое журналистское сообщество обсудило, чем 2019-й отличался от предыдущих в медийном пространстве Беларуси. А вдруг эти результаты станут определяющими в новом году?

ГосТВ основательно «подкормили»

Под маркой того, что нужно увеличивать долю национального контента на госканалах, в 2019-м общее бюджетное финансирование оных подняли с более чем 50-ти до 70 с гаком млн рублей. Впрочем, как уже успели отметить аналитики в сфере медиа, корм оказался не совсем в коня. То бишь, российский контент не сильно сократился.

К слову, главным российским нарративом к концу года стал такой: «нет альтернативы сотрудничеству наших двух стран». Во всяком случае, 32% белорусских и 48% российских СМИ транслировали именно эту тезу, отметил журналист и медиаэксперт Павлюк БЫКОВСКИЙ.

Доля печатных СМИ уменьшается

Этот же аналитик в уходящем году наблюдал за тем, читают или не читают белорусы газеты. По мнению П. Быковского, важным трендом остается все-таки сокращение на медиарынке доли печатных СМИ, перераспределение ее в пользу интернет-ресурсов.

Бизнес на кооперации брендов

Анна ШУТОВА, главный редактор Marketing.by, проанализировала, что происходило в 2019-м на «денежном фронте». Главный итог года – бренды тратят на интернет-продвижение всё больше и больше. (Есть вероятность, что данная тенденция перекочует и в 2020-й). Баннеры, через сетевые агентства и непосредственно напрямую через медиа, проекты нативной рекламы – в ход шли всевозможные методы и инструменты. Причем, скачок сразу на 17% по затратам на оплату рекламы произошел уже в начале уходящего года (по сравнению с аналогичным периодом 2018-го).

Что примечательно, усиливается сегментация – бренды практически перестали замахиваться на всеохватность аудитории. Их интересует, как завоевать совершенно конкретных представителей ЦА. Здесь применяют такие ходы как нестандартные проекты, интерактивы. Все чётче прослеживается привязка к серьезным социальным, экологическим проблематикам.

На ниве кооперации брендов и медиа – также оживление. Тут особо активничали сотовые операторы, не отставали и производители продуктов питания.

Два рекламных агентства

Еще – к околоденежной тематике. Среди новаций стоит отметить создание, во-первых, государственного рекламного агентства, которое будет аккумулировать рекламные потоки и направлять сами понимаете, куда. О-вторых, что-то похоже замутили региональщики – у них тоже будет свое рекламное агентство (общее).

Подкасты и фактчекинг

Павел СВЕРДЛОВ, главный редактор Euroradio, рассказал: 2019-й стал годом, когда многие СМИ и интернет-ресурсы уделили много внимания фактчекингу. Тут даже гостелеканал ОНТ проявил «креатив» и «современный творческий подход». Правда, с вполне ожидаемым результатом: нередко «проверки» данного СМИ становятся поводом для фактчекинга со стороны уже других медиа.

«Подкасты продолжили свое успешное развитие на нашем медиапространстве, – акцентировал П. Свердлов. – Причем, тематический спектр их широк – от мовы и спорта до секса».   

Где главные нарушители профстандартов?

Алексей ШУНТОВ, координатор группы мониторинга Media IQ, напомнил, что именно в 2019-м, по инициативе Press Club Belarus, был запущен проект, не имеющий аналогов. Его цель – контроль поддержания высокой планки профессиональных стандартов в белорусских СМИ. В поле зрения мониторщиков попали 19 средств массовой информации и ресурсов. Среди тех, кто в течение всего года чаще других нарушал 6 главных журналистских стандартов, оказались все те же государственные телеканалы – ОНТ, СТВ, Беларусь 1.

«Использование заранее приготовленных, одних и тех же фраз на разных «кнопках», превращение журналиста в активиста и агитатора, к примеру, за участие в выборах досрочно, умолчание (как было при освещении ситуации вокруг крестов в Куропатах и взрыва пиротехники на празднике 3 июля), иные манипуляции – вот что нам удалось не только обнаружить, но и документально закрепить в ходе мониторинга Media IQ, – подытожил А. Шунтов. А основательница Press Club Belarus Юлия СЛУЦКАЯ пообещала, что в 2020-м мониторинг не угаснет, а, наоборот, в видоизмененном формате – продолжит свое дело…

С медиаграмотностью у белорусов…

…пока не очень хорошо, резюмировал Франак ВЯЧОРКО, вице-президент Digital Communication Network. Белорусские читательская и зрительская аудитории по-прежнему плетется в хвосте всевозможных рейтингов по медиаграмотности. Но лед, похоже, потихоньку трогается: в уходящем году в Беларуси удалось провести крупный специализированный форум, посвященный данной проблематике. Эксперты из Молдовы, России, Украины, представители местных заинтересованных организаций вырабатывали общие и конкретные для каждой страны подходы.

«Можно сказать, кейс медиаграмотности стал одним из объединяющих моментов для нашего профессионального сообщества в 2019 году», – считает Ф. Вячорко.

Проект года – «Дэбаты-2019»

Настоящих медиапрорывов было не очень много. Но к числу таковых можно смело отнести серию "Дэбаты-2019" сайта Naviny.by. В данном случае информагентство БелаПАН явно вырвалось за рамки формата, каждодневной новостной рутины.

Продюсер серии Андрей АЛЕКСАНДРОВ охарактеризовал «Дэбаты-2019» как «решение не ждать, когда у нас в Беларуси появится публичная политика». Впервые в 28-летней истории агентства удалось выйти на использование полноценного телевизионного формата. Столкнуть на одной дискуссионной площадке представителей разных политических взглядов. Заполучить довольно ярких персонажей – к примеру, Геннадия ДАВЫДЬКО и Андрея САВИНЫХ.

«Дипломат, а теперь уже и депутат, отметил, что наши дебаты были организованы лучше, нежели аналогичные на госТВ, – говорит А. Александров. – Было заметно: белорусские политики, придерживающиеся разных взглядов и позиций, скучают по дискуссиям. Возможности схлестнуться в словесном споре с людьми, которые имеют другую точку зрения…»

Что ж, не за горами – еще одна выборная кампания. Год следующий как нельзя лучше подходит для того, чтобы продолжить начатое. Во всяком случае, в БелаПАН надеются: подобный формат в спокойном русле – то, чего не хватает журналистике. В стране, где по-прежнему нет публичной политики…   

Источник иллюстрации: официальная страница Press Club Belarus в FACEBOOK

 


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Роман ГОЛОВЧЕНКО, премьер-министр Беларуси:

    – Мы скорбим вместе с родными и близкими (по поводу гибели сотрудника КГБ в столичной квартире по улице Якубовского. – Прим. www.agrolive.by). Но мы должны сделать и выводы. Те, кто встал на путь экстремизма, не остановятся ни перед чем. И об этом нас предупреждал глава государства 30 июля на встрече с активом страны. Тогда он сказал, что деструктивные силы взяли на вооружение тактику заговоров, попыток терактов, кураторы которых находятся за границей. Поэтому в качестве одной из важнейших мер по обеспечению безопасности в нынешних условиях Президент обозначил укрепление дисциплины на всех уровнях и во всех сферах деятельности. Это в равной степени касается не только исполнительской, но и производственной и технологической дисциплины...

    ЦИФРА

    568 тонн клубней

    ввезено в Беларусь с начала массовой уборки картофеля урожая 2021 года (август-сентябрь). Как подчеркивает сообщивший эту информацию официальный сайт Минсельхозпрода, «основное направление использования – промышленная переработка».

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Даследчы атрад у Вераб’ях. І не толькі…

    Сёлета ў ліпені ў Глыбоцкім раёне, што на Віцебшчыне, праходзіла дыялекталагічная экспедыцыя, якую ладзілі вучоныя Інстытута мовазнаўства імя Якуба Коласа.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)