ШКОЛА ЖУРНАЛИСТА

СМИ и село. Кому выгодно смотреться в несуществующее зеркало?


Тема нашего первого урока: «Как стать своим в деревне? Зачем, вообще, сельским реалиям попадать под журналистский «прицел?»

Проблема нынешнего состояния белорусской журналистики — тема, которая тянет на отдельную монографию, диссертацию, ни много ни мало! Сказать, что нынче жить в нашей профессии можно, — значит, погрешить против истины. В ней можно только выживать. Вопрос стоит настолько жестко, что впору говорить о практически полной потере авторитета и престижа. Но если вы, мой коллега, хотите оставаться в профессии и, более того, замахиваетесь на роль журналиста-аграрника... Приготовьтесь к суровой борьбе на выживание! Если, конечно, хотите оставаться ЖУРНАЛИСТОМ!

Есть объективные причины, почему писать о селе, агропроизводстве, самом деревенском укладе жизни — архисложно. Потому, и это главное, — вам придется стать своим в деревне, а сделать это из уютного городского кабинета или только «ползая» по Интернет-сайтам просто нереально! Бывать регулярно на селе — вот необходимое условие, а его «потянет» далеко не каждый, даже маститый журналист.

Вам оно надо? Тогда — читайте дальше! То, о чем сказано выше, было всегда — с объективными трудностями справлялись предыдущие поколения журналистов-аграрников, моих уважаемых коллег, учителей, которым передаю огромный привет, пользуясь случаем. (Чтобы никого не обидеть, поименно не перечисляю!) Но теперь добавились проблемы текущего момента. Основная — журналистика, поднимающая темы сельской жизни, увы, сегодня очевидно деградирует.(Рискую получить контрмнение, которое с удовольствием выслушаю, однако, согласитесь, объективной публицистической картины о жизни современной белорусской деревне сегодня нет. В первую очередь, имею в виду прессу, поддерживаемую государством, в частном же «секторе» есть более успешные, хотя и единичные, попытки сделать востребованные издания, но — с более узким специализированным уклоном...

— Что такое, в идеале, пресса в любой стране, в любом сообществе человеческих индивидуумов? — вот «кусочек» рассуждений на заданную тему, которые я почерпнула из беседы с фермером Михаилом Шрубом, одним из авторитетнейших белорусских аграриев, главой преуспевающего крестьянского хозяйства на Полесье. — Источник информации о РЕАЛЬНОМ состоянии дел, настроений, явлений в обществе! В данном случае — речь о крестьянской среде, деревне, где идей, раздумий, споров, разных мнений ничуть не меньше бурлит, чем где-нибудь в рафинированной городской среде. На мой взгляд, сейчас состояние белорусской прессы, журналистики в целом таково, что отсутствует реальная связь между обществом и теми, кто принимает решение. О какой корректировке курса на марше, в таком разе, можно говорить?! Все ограничивается, например, в государственных СМИ — констатацией мудрости решений, принимаемых «сверху». А еще — всяческим обелением и восхвалением того, что якобы делается «хорошими управленцами» для деревни. И — всё? Да, пожалуй... А где же объективное, по максимуму, зеркало, в котором бы отображалась, преломлялась сельская жизнь?! Она-то — многогранна, богата на выражение самых разных мнений. В прессе же — сплошной «одобрям-с!» или попытки выдать аналитику, которые с головой «выдают» авторов, которые никогда в жизни не были в селе. Но «со знанием дела» пишут про него, даже рецепты подбрасывают, как, дескать, нам деревню поднимать...

Прислушайтесь к словам уважаемого агрария, дорогой коллега! И зарубить себе на носу — быть может, в любой другой сфере журналистского осмысления действительности на подобное мнение можно, грубо говоря, наплевать. Но по отношению к деревне, сельским «источникам информации» такой маневр глубоко не пройдет! И если вы не чувствуете потребности донести позицию сельского человека, а она чаще идет вразрез с начальственно-чиновничьими установками, — вам нечего делать в аграрной публицистике. Смените направление для собственного творческого роста! Не мучайтесь сами, не пытайтесь мучить своими «творениями» деревенского читателя! Он — не сдастся, не проголосует рублем за ваш информационный продукт. Откуда корни растут у этой «несгибаемой» тенденции? Все дело — в специфике сообщества, потребляющего наш информационный продукт. Помните: никогда в мировой истории, ни в одной стране крестьянин не занимал позицию полного и всеобъемлющего «одобрям-са» по отношению к власти! Это невозможно в принципе! Так что, исходя из этой реалии, сразу определяйтесь, кому вы служите...

...Можете спросить, а не стоит ли за такой установкой — служить интересам деревни, доносить до общества позицию сельчанина — все-таки прогиб? Только уже — не под власть имущих, а — под представителей гражданского общества, то бишь деревенского «лобби», если так можно выразиться? Ну, от статуса второй древнейшей нашу профессию невозможно избавить по определению. Но ведь никто и говорит, что нужно отмести противоположное, «вражеское», мнение, как якобы не существующее «в природе». Наоборот, речь идет о разумном балансе. Только здесь, как на выборах: если электорат не слышит самого себя в речах кандидата, значит, тот обречен на поражение.

Михаил Шруб считает: журналисту, публицисту-аналитику — в частности, вовсе не обязательно давать готовые рецепты выхода из сложных ситуаций, показывать пути развития деревни — одним словом, делать за других их работу, то есть строить стратегические и тактические схемы. Человек, пишущий о селе, должен подмечать такие факты, тенденции, находить, «откапывать» людей... Особых! Тех, которые, высказавшись, способны сработать своим мнением на перспективу. Показать — у всякой медали есть и оборотная сторона!

Однако, что делать сейчас, когда роль прессы в современных белорусских реалиях настолько измельчала? К ней ведь мало кто прислушивается? А сама она — способна только... «прислуживать»?..

Но это уже — тема для другого урока. А напоследок — еще одно наблюдение-пожелание от моего недавнего собеседника и вдумчивого читателя, зрителя, слушателя — Михаила Шруба:

— Беретесь за перо, чтобы написать о селе — чувствуйте ответственность, не пытайтесь нести ересь с умным видом! И будьте готовы к тому, что на свое «супермозговитое» писание можете получить резко критическую отповедь. Да, быть может, сельский человек не станет звонить, пререкаться, грозить судом и так далее — ему есть чем заняться, поверьте! Но вряд ли больше ваше фамилия, пусть и звучная в журналистских кругах, вызовет интерес у деревенского электората...

Ссылки по теме:
«Сельская газета всегда явление нравственно-созидательное…»


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Александр ЛУКАШЕНКО, Президент Беларуси:

    – Стоит вопрос: надо ли сегодня Беларуси производить значительно больше сельхозпродукции, чем сейчас? Мы не будем форсировать это, потому что продать тяжело. Вы видите, как мы пробиваемся на китайский рынок, диверсифицируем продажи продовольствия по всему миру, чтобы не зависеть от одного российского рынка. Мы идем во все точки для того, чтобы продать то, что мы сегодня производим с избытком…

    ЦИФРА

    1,15 млн т зерна вместе с кукурузой (при плане 1,5 млн т)

    получили аграрии Гродненщины по итогам 2018 года. Об этом сообщил губернатор региона Владимир КРАВЦОВ, докладывая Президенту Александру ЛУКАШЕНКО во время визита последнего в Гродно в октябре.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Белорусские фермеры не готовы работать с торговыми сетями, но покупатели будут искать органик продукты в гипермаркетах

    Только 43,2 процента белорусов осведомлены, что такое органические продукты и чем они отличаются от обычных. Основная часть информированных покупателей, в первую очередь, будет искать такую еду на полках гипермаркетов. И лишь 10% – заказывать на интернет-сайтах. Такие любопытные данные получены в ходе социологического исследования, которое провели в текущем году, по заказу Центра экологических решений (ЦЭР), специалисты Информационно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь. www.agrolive.by побывал на презентации результатов, организованной в Минске.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)