ШКОЛА ЖУРНАЛИСТА

Ищите героя, творите героя!

Азаренко Вікторія
Два информационных повода есть у меня, дорогие друзья, чтобы провести очередной урок в нашей заочной «Школе журналиста». Во-первых, мы давно не встречались, спасибо моим коллегам – выручали, давали, надеюсь, немало пищи для размышления и усваивания. (А я, тем временем, основательно поразмышляла над тем, что расскажу сегодня – о поисках героя для журналистского осмысления, о способах и методах его «укрощения»). Во-вторых, берусь за перо, чтобы обсудить с вами «горячую» тему, которая в эти дни наверняка заполонит все белорусские СМИ. Речь – о великолепной Виктории Азаренко и ее взлете на позицию первой теннисистки планеты…

Начнем с аграрного информационного поля, где, коль уж хотим добиться максимального результата, придется изрядно попотеть! Найти героя для будущей публикации – в данном случае, не полдела, а только примерно пятая часть содеянного. Ведь, в отличие от медийно-раскрученных персон, заученно раздающих направо и налево банальные интервью, аграрии «страдают» очень неудобным для журналиста… немногословием. Чтобы добиться согласия на общение, вам придется сформулировать достаточно убедительную причину, по которой чрезвычайно занятые -- в любое время года! -- люди согласятся оторваться на «прием» журналиста. Обтекаемые формулировки типа «хотелось бы написать про то-то и то-то», «рассказать о вас, как о личности» -- малополезны, ибо рискуете в ответ получить отказы, с формулировками типа: «почему обо мне, и так все писано-переписано». По возможности, нетривиально сформулируйте хотя бы зачатки главной темы вашего будущего «опуса»! Понимаю, что нарываюсь на возражение: «Дескать, это ж как умудрится, если плоховато еще знаешь отрасль АПК, саму деревню не «прощупал» как следует?» Совет здесь только один: регулярно и лично, не через Интернет только, изучать предмет рассмотрения! Иначе – в Интернете, быть может, и будете кому-то интересны, а вот в деревне – большущий вопрос!

Надо заметить: еще лет десять назад престиж нашего брата, журналиста-аграрника, в глазах потенциального героя был несоизмеримо выше, нежели сейчас. Чем это обусловлено? К сожалению, мы сами во многом низвели значимость собственной профессии к уровню, который молодежь формулирует известным выражением «ниже плинтуса». Слово, которое несем в эфир, на газетную полосу, девальвировалось настолько, что лично меня даже удивляет слегка временами – неужто кому-то еще хочется общаться со «славными» представителями аграрной прессы? А все потому, что отображаемые нами реалии все дальше и дальше уходят от правды жизни. И, естественно, аграрий, который в гуще той самой жизни, не желает глядеться в кривое зеркало, отображающее, простите за резкость, всякую «хренотень». Но только – не его сомнения, терзания, беды и заботы! Назревает и укрепляется неслабое отторжение интересов, ширится пропасть между объектами отображения и теми, кто по долгу совести и творческой стези должен создавать как можно более правдивый образ современной сельской жизни. Коллективное творчество – журналиста и героя – все чаще подменяется отношениями денежно-коммерческого толка. Мол, мы про вас «хорошо напишем», а вы нам – столько же «неплохо» заплатите…

Виновато ли в таком «искривлении» образа отображаемой реальности одно лишь журналистское сообщество? Нет, конечно! Это – из разряда процессов, происходящих в сообщающихся сосудах. Где «варится» изрядная порция политики, идеологии государевой и оппозиционной, а также, пусть не обижаются на меня сами аграрии, их перманентной, ментальной для белорусского сознания боязни, опаски – «как бы чего не вышло, уж лучше промолчу».

Последняя фраза – очень даже красноречиво характеризует потенциального героя для вашего аграрного журналистского выступления. Тут, это -- знаю по личному опыту, никогда не угадаешь, тем или немножко иным окажется при встрече ожидаемый персонаж? В прошлом году, кстати, по весне, созвонилась с одним успешным фермером, работающим на Могилевщине. Занимается глава КФХ животноводством, что пока еще для частного агросектора – вовсе не обычная практика. После телефонного «сговора» я процентов на девяносто был уверена: беседа пойдет при встрече как по маслу! У собеседника – наболело, по всему видать… А что вышло на деле? Признаюсь: еле-еле «поймала» то и дело ускользавшего собеседника.

Имейте в виду: в данном случае имело место элементарное стремление не наломать дров, не сделать себе же хуже, «наговорив лишнего журналистке». Осуждать человека? Можно, но -- бесперспективно! Просто журналист-профессионал, неплохо знающий предмет исследования, то бишь сельскую жизнь и агропроизводство, должен быть готов к некоторым «капризам» потенциального героя. Его нужно убедить, сагитировать на совместное творчество, а это – сложно! Ибо журналисту приходится ломать стереотипы, «лезть» в душу, брать часть страхов, опасений, читай – ответственности за изреченное слово, на себя. В наших современных реалиях это ой, как нелегко! В принципе, сейчас белорусское бытие определяется во многом принципом «абы спихнуть на кого другого».

…Еще о героях, точнее – о героине. Давно следила, болела и немало писала о Вике Азаренко. Причем, когда примерно год назад рассуждала на страницах «Белорусской нивы» о том, что девушка с именем победительницы станет первой ракеткой мира… Коллеги по редакционному коллективу скептически усмехались: да, интересно, но… Однако, есть такое качество у журналиста, стремящегося не плыть по течению времени, а опережать его. Интуитивно каждый профессионал нашего дела должен уметь работать на опережение – видеть, чувствовать то, что станет реальностью не завтра и даже не послезавтра. Но такой дар не дается свыше, он развивается, укрепляется годами упорного труда над собой, в первую очередь! (Ну и, понятное дело, творческими условиями, в которые ты либо попадаешь, либо – нет…) Такой титанический журналистский труд схож с тем, который принес Вике Азаренко историческую победу. Ведь в эту девочку, эмоционально, физически «испытавшую» себя на прочность долгие годы, почти никто не верил. Помните – сколько раз Азаренко буквально выносили с корта?!

Это теперь все отечественные СМИ, главным образом – несущие мощный идеологический «заряд» -- соревнуются в количестве отведенного газетного места, эфирного времени под жизнеописание «подвигов» 22-летней «звезды» мирового тенниса, с понедельника, 30 января 2012-го, ставшей первой ракеткой мира. И мало кто вспомнит, что, по сути, добиваться всего-всего Вике пришлось за пределами Беларуси. Да, она любит свою страну, охотно принимает клюшку в презент от главы белорусского государства, помнит о своих корнях… Но задавался ли кто из моих коллег элементарным вопросом, а сколько таких викторий мы фактически теряем? Ведь большой теннис у нас по-прежнему – удел фанатов-одиночек, рисковых родителей, отправляющих своих мальчиков и девочек за моря-океаны, в престижные школы, на житье в семьи друзей?!

…Ищите героя! Вычисляйте его заранее, на год-два до того, как «выстрелит»! Трудно так творить? Согласна! Но – наша профессия, она, вообще-то, «вредная» чрезвычайно! В ней не спрячешься за идеологическую целесообразность, политическую конъюнктуру и заимствования чужих мыслей…

На снимке: Виктория АЗАРЕНКО Источник фото: www.gotennis.ru

Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Александр ЛУКАШЕНКО, Президент Беларуси:

    – Стоит вопрос: надо ли сегодня Беларуси производить значительно больше сельхозпродукции, чем сейчас? Мы не будем форсировать это, потому что продать тяжело. Вы видите, как мы пробиваемся на китайский рынок, диверсифицируем продажи продовольствия по всему миру, чтобы не зависеть от одного российского рынка. Мы идем во все точки для того, чтобы продать то, что мы сегодня производим с избытком…

    ЦИФРА

    1,15 млн т зерна вместе с кукурузой (при плане 1,5 млн т)

    получили аграрии Гродненщины по итогам 2018 года. Об этом сообщил губернатор региона Владимир КРАВЦОВ, докладывая Президенту Александру ЛУКАШЕНКО во время визита последнего в Гродно в октябре.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Белорусские фермеры не готовы работать с торговыми сетями, но покупатели будут искать органик продукты в гипермаркетах

    Только 43,2 процента белорусов осведомлены, что такое органические продукты и чем они отличаются от обычных. Основная часть информированных покупателей, в первую очередь, будет искать такую еду на полках гипермаркетов. И лишь 10% – заказывать на интернет-сайтах. Такие любопытные данные получены в ходе социологического исследования, которое провели в текущем году, по заказу Центра экологических решений (ЦЭР), специалисты Информационно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь. www.agrolive.by побывал на презентации результатов, организованной в Минске.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)