ШКОЛА ЖУРНАЛИСТА

Пэйвол: в помощь печатной версии газеты? Или?..


Так умрут либо не умрут к такому-то году традиционные газеты? То бишь, бумажные, которые читают по старинке? Пожалуй, это ключевой вопрос – насколько далеко заведет нас всех стремительная цифровая трансформация, затронувшая СМИ по всему миру? А пока строятся прогнозы, газеты, все же, продолжают выходить. Приспосабливаясь к новым реалиям, стремясь вписаться в круто изменившиеся правила игры. Как именно они это делают? Сегодня это станет темой очередного урока в «ШКОЛЕ ЖУРНАЛИСТА» на www.agrolive.by...

Управляющий редактор, редактор национальных новостей Gazeta Wyborcza (Польша) Роман ИМЕЛЬСКИЙ в минувшем ноябре побывал в Минске. По приглашению Press Club Belarus прочел лекцию о путях цифровой трансформации, поделился тем опытом, который наработан в его издании. Кстати, Gazeta Wyborcza – явно одна из тех газет, которые даже в масштабах Европы не проспали цифрофизацию печатных СМИ. Вовремя поняли, что переход на «цифру» – это не бирюльки! А новая, вполне себе серьезная, реальность.

Печатный тираж уменьшился, но…

СМИ, бизнес в этом сегменте – сложный, причем так дело обстоит во всем мире, а не только в Польше или Беларуси, акцентировал польский журналист. – В принципе, мы в своем издании достаточно оперативно отреагировали: быстро поняли, что за «цифрой» – неплохие перспективы просматриваются. Естественно, пришлось искать подходы по монетизации цифровой версии издания.

Дальше – немного цифр. В иные годы тираж печатной версии Gazeta Wyborcza доходил до 1 миллиона экземпляров. Сейчас – около 100 тысяч. В общей же структуре доходов от реализации 70% по-прежнему составляет выручка, полученная за счет печатной версии. И пока, что особенно подчеркивает Роман Имельский, – за счет интернета получается еще 30%.

Готов ли читатель платить за качественную информацию?

Конечно же, куда без пэйвола? Польские коллеги практикуют систему платной подписки на размещенные в интернете наиболее выигрышные, талантливо сделанные и затрагивающие актуальные для социума темы. Да-да, именно так, а не иначе!

На своем опыте убедились: продавать стоит качественный достоверный и мастерски сделанный журналистский продукт, на сегодня уже не так важны и, следовательно, доходны скорость подачи, высокая информационная насыщенность, – заметил Роман Имельский.

Но тут встает актуальный вопрос: насколько готовы  сегодня ушедшие в интернет платить за серьезную аналитику от профессиональных журналистов? Может, им хватает и блогерских вбросов с односторонними оценками, выводами?

Это действительно общая проблема, решать которую можно по-разному, но отдавать бесплатно – далеко не единственный выход, – рассуждает польский журналист. – Рецепт тут один: в любом случае, для начала – надо стремиться делать хорошую журналистику. Каждый день! Без этого не будет не только пэйвола, вообще, никакого авторитета у читателя.

Дорого удовольствие!

Что любопытно, практиковать тот же пэйвол в Gazeta Wyborcza начинали с попыток продавать материалы вовсе не самые оперативные, «горячие» с точки зрения событийности. Так, одной из самых хорошо монетизированных, по итогу, оказалась статья на социальную тему – о приемных семьях (она собрала 900 платных подписчиков). Полтысячи принесло расследование о финансовых махинациях в банковском секторе, к примеру. То есть, качественные журналистские продукты – трудоемкие, затратные, требующие достаточно глубокого погружения в тему, разработки ее.

А журналистика – это, вообще, удовольствие не из дешевых, и хороший журналист тоже дорого обходится любой редакции, – говорит Роман Имельский. – Необходимо постоянно инвестировать в оборудование, необходимую технику, но важно понимать, при этом, что журналистика – не только способ зарабатывать деньги, а еще и МИССИЯ. Без хорошей, сделанной по лекалам профессии, а не любительства журналистики не будет демократического общества. А это значит – в стране не будет прогресса, нацеленности на развитие.

Какого читателя из какой соцсети «вылавливать»?

Gazeta Wyborcza на финансовой основе сотрудничала, в частности, с Google. Естественно, нельзя сейчас представить любое издание и без присутствия его, в том или ином виде, в социальных сетях. И тут есть варианты, как говорится. Польские коллеги выбрали для себя 3 основные сети: Фэйсбук (там, в основном, нормальные люди), Твиттер («обитают» по большей части журналисты, политики, общественные деятели), Инстаграмм (популярна среди молодежи).

Я не зря привел эти определения – нельзя сваливать в любую сеть одинаковый контент, в надежде, что на него «клюнет» тот самый, подходящий, читатель! – обратил внимание на важный аспект Роман Имельский. – Разумно, учитывая характер аудитории той или иной сети, вбрасывать в нее определенного рода информацию. Самая явная тенденция: молодые люди, до 40 лет, сейчас уже практически не читают длинные, серьезные тексты. Еще меньше времени они тратят на просмотр телепередач. В этом плане, к слову, у ТВ намечаются серьезные проблемы – в Польше, вообще, теперь телеканалы смотрят те, кому за 55 лет.

На Фэйсбуке Gazeta Wyborcza постит не только отдельные материалы, но и создает аккаунты, скажем, для отдельных приложений к основному изданию. В этой соцсети меньше размещается политических комментариев, больше социального контента. А вот в Твиттере – наоборот, оттуда нередко на сайт издания приходят люди, которых удалось «подцепить» на «крючки» иного рода.

Между прочим,  на сегодня даже такое солидное, нишевое, имиджевое печатное издание, как «Файнэншнл таймс», присутствует в Инстаграмм. Правда, считает Роман Имельский, чтобы быть успешными в этой сети, важно иметь в штате редакции  высокопрофессиональных фоторепортеров. Что также стоит денег, согласимся и на чем, чего греха таить, у нас привыкли экономить. Может, зря?..

Формировать лояльный пул

У нас сформирована так называемая активная группа читателей, в которой примерно поровну мужчин и женщин, лояльная, болеющая за любимую газету, находящаяся с ней как бы на постоянной связи, – рассказал напоследок Роман Имельский. – Стараемся эту связь не ослаблять, быть с этим пулом в постоянном диалоге. Проводить всевозможные акции.

Например, чтобы, все же, приобщать молодежь к чтению, недавно провели акцию среди избирателей, впервые пришедших на участки для голосования. Вручили некоторым бесплатные подписки на газету.  Одним словом, все средства хороши, чтобы завоевать аудиторию. В том числе и такую сложную, как молодежная...

Фото www.agrolive.by


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Роман ГОЛОВЧЕНКО, премьер-министр Беларуси:

    – Мы скорбим вместе с родными и близкими (по поводу гибели сотрудника КГБ в столичной квартире по улице Якубовского. – Прим. www.agrolive.by). Но мы должны сделать и выводы. Те, кто встал на путь экстремизма, не остановятся ни перед чем. И об этом нас предупреждал глава государства 30 июля на встрече с активом страны. Тогда он сказал, что деструктивные силы взяли на вооружение тактику заговоров, попыток терактов, кураторы которых находятся за границей. Поэтому в качестве одной из важнейших мер по обеспечению безопасности в нынешних условиях Президент обозначил укрепление дисциплины на всех уровнях и во всех сферах деятельности. Это в равной степени касается не только исполнительской, но и производственной и технологической дисциплины...

    ЦИФРА

    568 тонн клубней

    ввезено в Беларусь с начала массовой уборки картофеля урожая 2021 года (август-сентябрь). Как подчеркивает сообщивший эту информацию официальный сайт Минсельхозпрода, «основное направление использования – промышленная переработка».

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Даследчы атрад у Вераб’ях. І не толькі…

    Сёлета ў ліпені ў Глыбоцкім раёне, што на Віцебшчыне, праходзіла дыялекталагічная экспедыцыя, якую ладзілі вучоныя Інстытута мовазнаўства імя Якуба Коласа.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)