ШКОЛА ЖУРНАЛИСТА

Пэйвол: в помощь печатной версии газеты? Или?..


Так умрут либо не умрут к такому-то году традиционные газеты? То бишь, бумажные, которые читают по старинке? Пожалуй, это ключевой вопрос – насколько далеко заведет нас всех стремительная цифровая трансформация, затронувшая СМИ по всему миру? А пока строятся прогнозы, газеты, все же, продолжают выходить. Приспосабливаясь к новым реалиям, стремясь вписаться в круто изменившиеся правила игры. Как именно они это делают? Сегодня это станет темой очередного урока в «ШКОЛЕ ЖУРНАЛИСТА» на www.agrolive.by...

Управляющий редактор, редактор национальных новостей Gazeta Wyborcza (Польша) Роман ИМЕЛЬСКИЙ в минувшем ноябре побывал в Минске. По приглашению Press Club Belarus прочел лекцию о путях цифровой трансформации, поделился тем опытом, который наработан в его издании. Кстати, Gazeta Wyborcza – явно одна из тех газет, которые даже в масштабах Европы не проспали цифрофизацию печатных СМИ. Вовремя поняли, что переход на «цифру» – это не бирюльки! А новая, вполне себе серьезная, реальность.

Печатный тираж уменьшился, но…

СМИ, бизнес в этом сегменте – сложный, причем так дело обстоит во всем мире, а не только в Польше или Беларуси, акцентировал польский журналист. – В принципе, мы в своем издании достаточно оперативно отреагировали: быстро поняли, что за «цифрой» – неплохие перспективы просматриваются. Естественно, пришлось искать подходы по монетизации цифровой версии издания.

Дальше – немного цифр. В иные годы тираж печатной версии Gazeta Wyborcza доходил до 1 миллиона экземпляров. Сейчас – около 100 тысяч. В общей же структуре доходов от реализации 70% по-прежнему составляет выручка, полученная за счет печатной версии. И пока, что особенно подчеркивает Роман Имельский, – за счет интернета получается еще 30%.

Готов ли читатель платить за качественную информацию?

Конечно же, куда без пэйвола? Польские коллеги практикуют систему платной подписки на размещенные в интернете наиболее выигрышные, талантливо сделанные и затрагивающие актуальные для социума темы. Да-да, именно так, а не иначе!

На своем опыте убедились: продавать стоит качественный достоверный и мастерски сделанный журналистский продукт, на сегодня уже не так важны и, следовательно, доходны скорость подачи, высокая информационная насыщенность, – заметил Роман Имельский.

Но тут встает актуальный вопрос: насколько готовы  сегодня ушедшие в интернет платить за серьезную аналитику от профессиональных журналистов? Может, им хватает и блогерских вбросов с односторонними оценками, выводами?

Это действительно общая проблема, решать которую можно по-разному, но отдавать бесплатно – далеко не единственный выход, – рассуждает польский журналист. – Рецепт тут один: в любом случае, для начала – надо стремиться делать хорошую журналистику. Каждый день! Без этого не будет не только пэйвола, вообще, никакого авторитета у читателя.

Дорого удовольствие!

Что любопытно, практиковать тот же пэйвол в Gazeta Wyborcza начинали с попыток продавать материалы вовсе не самые оперативные, «горячие» с точки зрения событийности. Так, одной из самых хорошо монетизированных, по итогу, оказалась статья на социальную тему – о приемных семьях (она собрала 900 платных подписчиков). Полтысячи принесло расследование о финансовых махинациях в банковском секторе, к примеру. То есть, качественные журналистские продукты – трудоемкие, затратные, требующие достаточно глубокого погружения в тему, разработки ее.

А журналистика – это, вообще, удовольствие не из дешевых, и хороший журналист тоже дорого обходится любой редакции, – говорит Роман Имельский. – Необходимо постоянно инвестировать в оборудование, необходимую технику, но важно понимать, при этом, что журналистика – не только способ зарабатывать деньги, а еще и МИССИЯ. Без хорошей, сделанной по лекалам профессии, а не любительства журналистики не будет демократического общества. А это значит – в стране не будет прогресса, нацеленности на развитие.

Какого читателя из какой соцсети «вылавливать»?

Gazeta Wyborcza на финансовой основе сотрудничала, в частности, с Google. Естественно, нельзя сейчас представить любое издание и без присутствия его, в том или ином виде, в социальных сетях. И тут есть варианты, как говорится. Польские коллеги выбрали для себя 3 основные сети: Фэйсбук (там, в основном, нормальные люди), Твиттер («обитают» по большей части журналисты, политики, общественные деятели), Инстаграмм (популярна среди молодежи).

Я не зря привел эти определения – нельзя сваливать в любую сеть одинаковый контент, в надежде, что на него «клюнет» тот самый, подходящий, читатель! – обратил внимание на важный аспект Роман Имельский. – Разумно, учитывая характер аудитории той или иной сети, вбрасывать в нее определенного рода информацию. Самая явная тенденция: молодые люди, до 40 лет, сейчас уже практически не читают длинные, серьезные тексты. Еще меньше времени они тратят на просмотр телепередач. В этом плане, к слову, у ТВ намечаются серьезные проблемы – в Польше, вообще, теперь телеканалы смотрят те, кому за 55 лет.

На Фэйсбуке Gazeta Wyborcza постит не только отдельные материалы, но и создает аккаунты, скажем, для отдельных приложений к основному изданию. В этой соцсети меньше размещается политических комментариев, больше социального контента. А вот в Твиттере – наоборот, оттуда нередко на сайт издания приходят люди, которых удалось «подцепить» на «крючки» иного рода.

Между прочим,  на сегодня даже такое солидное, нишевое, имиджевое печатное издание, как «Файнэншнл таймс», присутствует в Инстаграмм. Правда, считает Роман Имельский, чтобы быть успешными в этой сети, важно иметь в штате редакции  высокопрофессиональных фоторепортеров. Что также стоит денег, согласимся и на чем, чего греха таить, у нас привыкли экономить. Может, зря?..

Формировать лояльный пул

У нас сформирована так называемая активная группа читателей, в которой примерно поровну мужчин и женщин, лояльная, болеющая за любимую газету, находящаяся с ней как бы на постоянной связи, – рассказал напоследок Роман Имельский. – Стараемся эту связь не ослаблять, быть с этим пулом в постоянном диалоге. Проводить всевозможные акции.

Например, чтобы, все же, приобщать молодежь к чтению, недавно провели акцию среди избирателей, впервые пришедших на участки для голосования. Вручили некоторым бесплатные подписки на газету.  Одним словом, все средства хороши, чтобы завоевать аудиторию. В том числе и такую сложную, как молодежная...

Фото www.agrolive.by


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Леонид ЗАЯЦ, министр сельского хозяйства Республики Беларусь:

    – Мы проигрываем нашим соседям в себестоимости продукции, тратим на одну треть больше, чем поляк, немец, француз и другие.

    ЦИФРА

    7-е место в Европе

    занимает Беларусь среди стран-«лидеров» по уровню смертности от болезней, вызванных неправильным питанием.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Так ли страшен серый волк?..

    Правда ли, что в Беларуси волки терроризируют глухие деревни? И почему у нас стал встречаться шакал? www.vkurier.by решил разузнать, откуда растут ноги у мифов о местных чупакабрах…

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)