ШКОЛА ЖУРНАЛИСТА

«Не опережать свою страну, свой народ и своего читателя...»


Пока сидела в Press Club Belarus и слушала, как подводятся медийные итоги 2018-го, не оставляло меня стойкое ощущение… собственной трогательной неуместности. Ну, или, если сказать помягче – некоторой моей оригинальности в восприятии будущего. Но вот чего? Журналистики? Или, все-таки, коммерциализованных ее проявлений, вызванных непростыми условиями, в которых бытует и развивается нынче любимая профессия? Но тогда где же она, белорусская журналистика? И с каких пор перестала ставить задачу – играть на опережение?..

Вот вам и тема, итожащая календарный и, соответственно, очередной учебный год в нашей «ШКОЛЕ ЖУРНАЛИСТА» на www.agrolive.by. Понятно, что столь широко поставленная проблема никак не уложится в стандартный урок-публикацию, но, всё же…

Фраза, вынесенная в заголовок, – потерпите! – будет ближе к концу. А для начала – о тех самых трендах, коими вполне заслуженно козыряет молодая и новая журналистская поросль. (О, на ее бодром и энергичном фоне я себя ощущаю уже почти  черепахой Тортиллой, которой не менее 300 лет и которая «выползла из тьмы» понаблюдать, чем «нынче пудрят носы»!)…

Тренд 1. Создание комьюнити, альтернативные формы монетизации, переосмысление в качестве бизнеса

Деньги – на бочку! В смысле – сколько реально заработать на раскрученном интернет-ресурсе? В пример приводились «Про бизнес», «GrodnoLife». Руководитель первого Виталий ВОЛЯНЮК поделился цифрами: за уходящий 2018-й выручка ресурса составила 1,7 млн Br. Это и билеты на всевозможные ивенты, и подписка на клубные продукты…  Хотели 2 млн – не получилось. На будущий год ставят задачу увеличивать нерекламную выручку, но, главное, – «чувствовать аудиторию и давать тот продукт, который ей нужен».

Честно говоря, тут мое слегка устаревшее журналистское сознание запротестовало. Ну, совсем я не в коммерческом тренде! Ибо всегда считала и продолжаю считать, что журналистский продукт должен быть самодостаточен настолько, дабы не зависеть от вкусов переменчивых разных там ЦА. Но, по всему видать, всё это мало общего имеет с современными тенденциями по коммерциализации информационного поля. Правда, при чем тут качественная журналистика? Ничего общего с ней, понятно, стратегии типа симбиоза масс-маркета и соцсетей не имеют. Но тем, кто занимается такого рода информированием, ясное дело, нужно думать над глобальными идеями. Вроде той, скажем, чем заменить стремительно устаревающий (грозящий финансово прогореть) ивентинг…

Тренд 2. Ценности. Социальные

Когда на сцену вышли представители проекта «Имена», мне стало как-то уютнее и роднее, что ли. Порадовалась за коллег: смогли же добиться того, чтобы на развитие их продукта, конкретную помощь за год аж 15 тысяч человек перечислили свои кровные. На данный момент проект имеет в активе более 2,5 тысячи постоянных жертвователей (подписчиков). В 2018-м авторы идеи развивали и любопытные корпоративные начинания: к примеру, совместно с одним из коммерческих банков Беларуси…

Есть ли будущее у «Имен»? По идее, да, но сами авторы осторожничают. Говорят, что прогнозы на 2019-й – дело неблагодарное, в общем-то. Как все повернется, неизвестно. Но, если по мне, так пусть бы «Имена» жили! На самом деле – проект симпатичный, социально значимый и объединяющий людей. Что само по себе в наше время – не такое и частое явление…

Тренд 3. Новые формы и форматы сетевого пространства

Подкасты, сторис, телеграмм-каналы… За прошедший год великий и могучий изрядно обогатился новыми понятиями. Связаны они, в первую очередь, с новациями в плане подачи информации на сетевых просторах. Большей частью это касается технических и технологических «фишек»  Журналист и эксперт Франак ВЕЧОРКО полагает: именно в следующем, 2019-м, предстоит как-то определиться с культурой ведения и подачи подкастов.

– «Сеть» телеграмм-каналов – и это уже объективная реальность, влияющая на развитие средств коммуникации, – отметил Ф. Вечорко. – Таким образом прежде никто не работал. Что самое примечательное, данный формат хорошо, эффективно зарекомендовал себя именно в кризисные моменты, когда обычные формы и каналы передачи информации были не так полезны. Например, в момент напряженности в Азовском море.

Видеоблог, перекочевывающий на телеканал, – тоже тренд из последних. «НЕХТА» на «Белсате» стал уже довольно действенным инструментом своеобразного опровержения информации, которая подается по официальным каналам в Беларуси.

Еще одна «фишка» – короткие жанры. По сути, не языковые, а больше игровые, развлекательные (т.н. тик-токи). Те, кому сегодня до 16 и старше, катастрофически отлынивают от чтения. А «инфу» стремятся потреблять в максимально урезанном, простите, почти «кастрированном» виде. Например, в виде картинок, комиксов, видеофайлов и так далее.

И это, если призадуматься, – проблема! Ибо детки подрастут быстро. И кому мы, журналисты, будем вскоре нужны со своими лонг-ридами? Так что, видимо, придется, ужиматься – дабы уж совсем мысль обуздать, не давать ей растекаться по древу?..

Тренд 4. Продукты премиум-класса

Дорогие, рассчитанные на подготовленную, думающую, образованную и жаждущую повышать свой образовательный уровень читающую публику.  Главная из таких новинок-2018, безусловно, – белорусскоязычный научно-популярный журнал «Наша гісторыя”. “Отпочкование», плод развития  общего проекта под давно знакомым брендом «Наша Ніва”… Можно как угодно оценивать, но, черт побери, – занятное и познавательное чтиво! (По себе сужу, в первую очередь).

Как рассказал главред и того, и другого изданий Андрей ДЫНЬКО, аккурат накануне прихода 2019-го портал www.nn.by первым из белорусских сетевых ресурсов запустил платный доступ к некоторой доле своего контента.

Посмотрим, что из этого выйдет, – осторожно замечает А. Дынько.  – А что касается «Нашай гісторыі” –  с помощью мовы мы на страницах нового издания как бы переламываем еще довольно сильные колониальные стереотипы. Могу порадовать поклонников: с 2019-го журнал стабильно будет ежемесячным. И хотя стоимость номера не так мала, люди покупают. Кроме того, нами доказано: белорусскоязычное издание может стать неплохой рекламной площадкой. Во всяком случае, наш портал это подтвердил.

Вместо резюме

Не опережать свою страну, свой народ и своего читателя. Не гнаться за тем, что срабатывает или может сработать на других рынках. Это кредо команды Дынько. Как вам кажется: журналистское кредо? По мне – так… нет. Но, что поделать, такая она, современная трансформация нашего ремесла и нашего творчества. Придется как-то приспосабливаться?

Еще тенденция уходящего года: если то или иное медиа хочет прирасти аудиторией, его эксклюзивные видео должны быть на Ю-тубе. И это уже даже не обсуждается! В конце 2018-го, кстати, в этом плане неплохо “выстрелил” TUT.by. Между прочим, с серией репортажей о сельской жизни белорусского и сопредельных пограничий. Деревни, которые разделяют границы, но их жители в чем-то похожи, а в чем-то – различны… На Ю-тубе все это оценили. С чем и хочется поздравить коллег…

…А за сим – на сегодня все. Шлем всем вам, дорогие читатели www.agrolive.by, посетители наших уроков в «ШКОЛЕ ЖУРНАЛИСТА», самые теплые, искренние поздравления с наступающим, 2019-м! Как известно, он будет годом Свиньи. Самое что ни на есть сельскохозяйственное животное. Будем надеяться – не подложит оно каверзу какую всем нам (в виде самое себя)! А принесет только радость и удачу!!!   

Источник иллюстрации: mne-30.ru   


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Галина ДУБРОВИНА, советник директора ОАО «БЕЛГИПС» по техническим вопросам, внедрению и продвижению продукции, ученый-экоурбанист:

    – Беларусь находится на 3-м месте в мире по относительной смертности от болезней, связанных с загрязнением воздуха. Такие данные приводятся в немецком исследовании «Среднегодовые концентрации в атмосферном воздухе 2005-2017 гг.».

    ЦИФРА

    600-700 тыс. т зерна за рубежом

    планирует закупить на рубеже 2018 и 2019 годов Беларусь. Об этом сообщил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Владимир ГРАКУН на пресс-конференции в пресс-центре БЕЛТА.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Аб вёсцы Радастава, дзе адбывае “штрафбат для карупцыянераў” экс-кіраўнік Салігорскага раёна

    Гэтая вёска месьціцца за пару кілямэтраў ад украінскай мяжы. Тут вырас старшыня КДБ Валерый Вакульчык. Калісьці вёска была заможная, а цяпер тут можна зарабіць, толькі зьбіраючы ягады. Некалькі тыдняў таму старшынём мясцовага калгасу прызначылі Аляксандра РЫМАШЭЎСКАГА, які раней узначальваў Салігорскі райвыканкам. А ня так даўно быў абвінавачаны ў атрыманні хабару, асуджаны на 8 гадоў пазбаўлення волі. Але нечакана нават для яго адваката – выпушчаны з-за кратаў і адпраўлены адбываць “штрафбат для карупцыянераў” менавіта ў Радастава…

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)