ШКОЛА ЖУРНАЛИСТА

Не попасть в сетевой «переплет»…


Как представителю той или иной редакции сохранить к ней лояльность, высказывая свою позицию в личных аккаунтах соцсетей? Можно ли надеяться, что подписание некого корпоративного документа позволит на сто процентов избежать конфликта сторон? Чему должны научить профессиональных журналистов недавние истории вроде скандала, разгоревшегося между Иваном ШИЛО и руководством телеканала «Белсат»? Сегодня в нашей «ШКОЛЕ ЖУРНАЛИСТА» на www.agrolive.by – урок на тему, в которой тесной переплетены закон, моральные принципы, нормы журналистской этики и добрая воля, здравый смысл…

Содержательная, полезная дискуссия – по этому же вопросу – состоялась недавно, во время медиатока в Press Club Belarus. Очевидно, что такое обсуждение назревало давно – слишком уж быстро меняются правила игры на медийном поле, бурно на него вторгаются «смежники» – блогеры, лидеры мнений…

Лайк стоит работы?

…И непосредственно соцсети уже становятся не просто источником информации, а и ареной ожесточенных словесных баталий. Законодательные же нормы и инициативы не всегда поспевают за оперативными изменениями. Даже профессиональному журналисту, при всем-то его опыте, сложновато бывает сориентироваться, что к чему. И как себя вести, чтобы не угодить в переплет: не потерять доверие работодателя, а то и работу как таковую? Поставив, допустим, «не тот» (или «не там», «не тому») лайк? А уж про то, как влияет размещенный журналистом пост в соцсети…

У нас на «Радио Свобода» такие моменты, как лояльность, возможные высказывания журналистов в личных аккаунтах, безусловно, не остаются без внимания как руководства, так и сотрудников кадровой службы, – рассказал во время медиатока известный журналист, сотрудник зарубежной редакции данного СМИ Франак ВЕЧОРКО. – Интересный момент: если, допустим, у вас начались личные отношения с коллегой из того же отдела, то об этом нужно официально сообщить. Как правило, после этого пару разводят по разным подразделениям, дабы не было прямого подчинения и так далее.

Политические взгляды – под прикрытием

Работая за границей, в Европе, Ф. Вечорко сравнивает, насколько и чем отличается работа белорусских журналистов, которые ведут свои аккаунты в соцсетях, и зарубежных, например, чешских. По мнению нашего коллеги, в Европе сейчас явная тенденция к деполитизации высказываний, т.е. журналисты и сами предпочитают, и их на это ориентируют работодатели – не высказывать явно, неприкрыто свои политические взгляды, предпочтения.

Например, журналисты Би-би-си придерживаются в этом плане четко выработанных правил – даже в личных постах не выражают своего одобрения тем или иным политикам, общественным силам. У них даже есть обязанность вести отдельный личный аккаунт, который отслеживается руководством редакции.

В Беларуси ситуация принципиально иная, политика тут сильно влияет на медиа, в противовес западным реалиям, где медийный рынок довольно явно отделен от политической борьбы, старается  сохранять нейтралитет,  – пояснил Франак Вечорко. – А в наших реалиях, когда не сформировано независимое медийное поле, власть фактически заставляет представителей СМИ быть политическими активистами. На мой взгляд, это не совсем нормальная ситуация! Она должна быть явлением временным, в будущем – нужно стремиться от такого положения вещей уходить…

Любопытно, что высказываясь на заданную тему, Ф. Вечорко допустил возможность и даже полезность критических замечаний, через посты в соцсетях,  в адрес коллег, которые работают в госСМИ. Как это стыкуется с нормами журналистской этики, корпоративной солидарности? По мнению сотрудника «Радио Свобода», в данном случае супротивники выступают как «госпропагандисты, ослабляющие и без того не совершенное медийное поле Беларуси». И нет ничего зазорного в том, чтобы противостоять им. Вот только какими методами? Опускаясь до их уровня?..

Сами виноваты, что… проспали?

Бывшая журналистка телеканала ОНТ Мария СЫСОЙ, уволенная, по ее же словам, не только из-за конкретного материала и обнародования ситуации вокруг него через соцсети, но и потому, что «новое руководство канала подбирало новую команду исключительно под себя», – говорила о недооценке влияния соцсетей со стороны самих руководителей редакций. Возможно, аналогичные случаи не только в Беларуси, но и в России, Украине – следствие того, что поздно спохватились. А до этого просто не озаботились тем, чтобы документально прописать четкие правила поведения для сотрудников?

Потому как соцсети долгое время не воспринимались в качестве медиа-ресурсов, но, вместе с тем, журналисты, работающие на конкретные СМИ, постоянно ассоциировались и ассоциируются с данными же редакциями, – акцентировала Мария Сысой. – Да, сейчас уже некоторые старые, авторитетные СМИ такие документы ввели, но более молодые, новые – не торопятся. Уповают, что, мол, и так все понятно?..

«Да, не могу критиковать руководство. А президента Польши?..»

Присутствовавший на медиатоке Иван Шило принципиально только отвечал на вопросы, никак не выразив свою позицию в виде, допустим, небольшого спитча. Да, согласился бывший сотрудник «Белсата», «я не могу критиковать компанию, которая взяла меня на работу». Тем более, если в этой редакции как раз есть соответствующий документ, и Шило его подписал, чего сам не отрицает.

Но вот как быть с тем, что в подобных документах нет конкретики? И никак там не упоминается невозможность любой критики в адрес польского президента (посредством размещения красноречивого фото в личном аккаунте И. Шило. – Прим. www.agrolive.by)?

Участники медиатока сошлись во мнении: в подобных случаях понятие «стратегическое видение руководства редакции», применительно к проштрафившемуся сотруднику, может трактоваться довольно широко. И уж если конфликт заходит слишком далеко, начинает вредить имиджу обеих противоборствующих сторон, то целесообразно участие некого третьего органа. Он должен выступить в роли своеобразного третейского судьи, или, точнее, медиатора, который поможет принять оптимальное для двух сторон решение. В этом плане наработанный опыт есть у радиостанции «Эхо Москвы».

Документ документом, но нужен и здравый смысл

Невозможно застраховаться от конфликтов, вызванных участием твоих коллег, подчиненных в активной жизни в соцсетях, – таково мнение главного редактора «Еўрарадыё” Павла СВЕРДЛОВА. – Даже при том, если заставить всех поголовно подписать самый продвинутый и объемный документ – некий кодекс поведения в соцсетях. Такового у нас, кстати, нет. Тем не менее, как редактору, мне приходится сглаживать подобные острые углы, разруливать какие-то конфликтные ситуации. При этом никогда не заставляю авторов удалять их спорные посты.

«Маньяка» не остановишь кодексом

По мнению главного редактора TUT.by (где тоже нет подобного кодекса, – прим. www.agrolive.by) Марины ЗОЛОТОВОЙ, суровый надзор со стороны руководства в данном случае неконструктивен:

Куда важнее самим журналистам все время помнить про такое понятие, как «персональный бренд» и про то, как его легко можно подпортить. Не пиши в соцсетях того, чего ты не мог бы написать в своей статье – такой личный принцип должен быть взят на вооружение. Любой человек несет ответственность за то, что изрекает, пишет, а уж журналист – тем более. Конечно, есть своеобразные «маньяки», которых не остановит никакой кодекс. Для меня, как редактора, все-таки главнее не то, что журналист пишет в своем аккаунте, а его профессионализм. Мне кажется, способность регулировать свое поведение в соцсетях, не допускать конфликтов – тоже часть этого самого профессионализма… 

Снижать эмоциональный накал

Возвращаясь к уже упомянутым кейсам…

На том же ОНТ сейчас все-таки разрабатывают документ, который будет регулировать поведение сотрудников в соцсетях. История же полемики между Иваном Шило и руководством телеканала «Белсат» позволяет сделать вывод про обоюдную вину и слишком уж накаленный эмоциональный градус, который был допущен при пикировке в соцсетях. Но, в любом случае, это была открытая, неанонимная перепалка. Что лучше, нежели бы начался откровенный порочный троллинг: с созданием фейковых аккаунтов и поливанием грязью всех и вся (для белорусского сегмента интернета, увы, еще порой не изжитая практика).

Итого…

Выбор сегодня у белорусского журналиста не столь и велик. Финансовый вопрос для многих коллег стоит очень остро. Медийный рынок настолько мал, что поневоле приходится держаться за уже имеющееся рабочее место. Во многом успешность такой тактики зависит от усилий самого журналиста, его способности, простите за тавтологии, приспособиться к невеселым реалиям и не остаться без куска хлеба. Для чего, понятное дело, приходится проявлять осторожность, осмотрительность в высказываниях. Помня, что твой личный аккаунт – не совсем личный, а очень даже публичный.

Однако, с другой стороны,  журналист, если он профи, обязан быть честным перед самим собой. Иметь гражданскую позицию, право выражать ее. Иметь, наконец, право на ошибку. И не быть, при этом, заклеймённым на всю оставшуюся жизнь и карьеру. В этом плане сильная самоцензура не есть хорошо: она может повредить творческому развитию, совершенствованию…

Такая вот балансировка. Сложная, но, при желании, она может быть вполне успешной. За сим  – на сегодня все. До встречи на новых уроках в нашей «ШКОЛЕ ЖУРНАЛИСТА» на www.agrolive.by!   

Источник иллюстрации: vothouse.ru


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Ирина УСОВА, руководитель проекта ГЭФ-ПРООН-Минприроды «Беларусь: Поддержка зеленого градостроительства в малых и средних городах Беларуси» («Зеленые города»):

    – Вопрос увязки градостроительства, городского планирования и городской мобильности нужно поднимать, поскольку на данном этапе в Беларуси, к сожалению, между этими составляющими нет устойчивой связи.

    ЦИФРА

    Цягам 20 гадоў

    клімат у Беларусі памяняецца істотна: зіма са снегам і марозам практычна знікне. Аб гэтым паведаміў тэлеканал “Белсат”.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Аграгарадок – не пустое слова?

    Грамадзяне, захоўвайце грошы ў ашчаднай касе! А што рабіць, калі той касы няма? У аграгарадку Язна, што ў Міёрскім раёне Віцебскай вобласці, да канца года ліквідуюць аддзяленне «Беларусбанка». Маўляў, немэтазгодна і нерэнтабельна. Як нерэнтабельна збудаваць у Язне і большую краму, дарэчы.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)