ШКОЛА ЖУРНАЛИСТА

Об эффективности… «мифической козы»


Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня очередной урок в виртуальной «Школе журналиста» на www.agrolive.by. Постоянный эксперт нашего Интернет-ресурса Валерий СОЛЯНИК продолжает анализировать, как главное аграрное периодическое издание Беларуси, «Сельская газета», освещает проблемы отечественного животноводства. Это – вторая часть комплексного урока. Первую можно найти по ссылке: “Чья вина в превращении Беларуси в западноевропейский свинарник?”

В статье «Деньги пойдут в точки роста» («Сельская газета» от 4 июня 2016 года) читаем: «В ГП «ЖодиноАгроПлемЭлита» Премьер-министр  побывал на экспериментальной козоводческой ферме, где ему доложили об эффективности ее функционирования в рамках реализации программ Союзного государства «БелРосТрансген» и «БелРосТрансген-2».

В статье «Время генетики» («СГ» от 7 июня 2016 года) приводится такое журналистское суждение: «Даже на мой дилетантский и чисто потребительский вкус это – стопроцентное попадание в десятку. Конечно, генетика! Именно на государственном, правительственном уровне самое время найти причины, почему…  мы так и не вышли на среднегодовой удой по стране в 5 тысяч килограммов молока от коровы. Или где наше мраморное мясо: себе – по праздникам и системно – на экспорт…

В ГП «ЖодиноАгроПлемЭлита» Премьер-министр  поставил генетику на первый план в эффективном развитии АПК на будущую пятилетку. И даже при всем том, что объемы финансирования будут ограничены, цель того стоит. Если сконцентрировать имеющиеся и сэкономленные на иных направлениях (скажем, на мифических трансгенных козах и проваленном импорте овечьих стад) средства, можно еще плотнее, еще стремительнее соединить науку с практикой...»

У меня сложилось такое впечатление, что представители СМИ, в данном случае уважаемой «Сельской газеты», не до конца  представляют, какие процессы реально протекают в зоотехнической науке и животноводстве нашего государства.

Далее постараюсь подробно аргументировать…

Руководство  страны приказало своим госструктурам «решить ряд задач»: производство мраморной говядины, возрождение овцеводства, создание стада трансгенных коз.  На уровне Минсельхозпрода были написаны программы, на уровне правительства – приняты постановления.

Как ни странно, но вопросы научного обеспечения (сопровождения) этих задач (исключением являются трансгенные козы), были решены учеными нашей страны. Причем, еще… во времена СССР. В настоящее время, по мнению представителей СМИ, практическая реализация разработок ученых-зоотехников является экономически неэффективной для нашего государства. Так, затратив почти 20 млн. у.е. денежных средств из бюджета Союзного государства и пару-тройку пятилеток времени, – в итоге получена «мифическая трансгенная коза». Выделение и освоение  сотен тыс. у.е., для закупки племенных животных для производства мраморной говядины, овечьей шерсти, баранины, привело к значительному удорожанию конечной продукции, на которую так рассчитывало руководство страны. И, особо акцентируем, – к реальной, отнюдь не мифической, убыточности для конкретных сельхозпредприятий.

Возникает вопрос: кем и когда были «сэкономлены средства на мифических трансгенных козах и проваленном импорте овечьих стад»? Ведь, по заверению чиновников, мы «имеем дело» с эффективностью мифических животных?

Ответ кроется в полном игнорировании, на протяжении десятков лет, зоотехнических и зоогигиенических законов товарного производства продукции животноводства. Как можно было навязывать сельхозпредприятиям производство мясного скота или овец, если закупочные цены на сырье от этих видов животных… не покрывают даже затраты на их выращивание?!

В погоне за всевозможными «заманухами» западных селекционеров и генетиков, идущих в разрез с нашим производственным и прочим менталитетом, мы позабыли о прописных зоотехнических истинах. Еще во времена СССР в среднестатистическом колхозе, в скотоводстве было замкнутое производство: получали молоко, выращивали для себя и на экспорт телок, откармливали бычков для получения высококачественной говядины. Здравомыслящие руководители не шли на поводу у чиновников, ратовавших за всевозможную специализацию скотоводческих хозяйств, не продавали молодняк на промышленные комплексы (телочники, откормочники), а осуществляли выращивание в своем хозяйстве. В итоге получали выгоду и от производства молока, и от производства говядины, и от полученных органических удобрений.

К слову, белорусское скотоводство, как ни удивительно, – схожа с  Белорусской железной дорогой. У нее грузовые перевозки прибыльны, а пассажирские – убыточны. Но, при этом, руководство страны почему-то не  указывает БелЖД, чтобы они перевели все пассажирские перевозки в премиум-сегмент, точнее, транспортировали сплошь всех пассажиров поездами  бизнес-класса. Этот вопрос решала, решает и будет решать БелЖД, не обращая внимания ни на министерство, к которому относится, ни на правительство.

Господа чиновники, пожалуйста, не пишите, не обсуждайте и не принимайте всевозможные программы! А дайте долгосрочный заказ (не менее чем на 25 лет) на объемы производства того или иного вида животноводческого сырья. Укажите конкретные закупочные цены на него, т.е. оплатите эти объемы, и, упаси Вас Бог, – не агитируйте за заморскую генетику!

Любой зоотехник знает: использование импортной генетики приводит к снижению защитных сил организма наших животных, на порядок увеличивает затраты на ветеринарное обслуживание. Посмотрите правде в глаза: мы в ХХI веке! И не можем реально накормить имеющееся поголовье сельскохозяйственных животных, но, одновременно, сотни миллиардов бюджетных средств, по сути, умышленно выводим за рубеж, оплачивая труд зарубежных генетиков.

Подытоживая…

Вчитываясь в материалы той же «Сельской газеты», отчетливо понимаешь: белорусскому государству – прежде всего, чиновникам из правительства и представителям СМИ – интересны внешнеэкономические отношения, работа с банками и с перерабатывающими предприятиями. Но, увы, не проблемы производителей сельхозпродукции. У нас, вместо прозрачных материально-денежных отношений между государством и сельхозпроизводителями, основанных на долгосрочных нормативно-правовых актах, наличествуют исключительно программно-постановленческие, разносно-совещательные отношения. То и дело из самых разных кабинетов слышится: «Усилить, укрепить, направить!». Впрочем, толку от такой системы мало. Процесс вялотекущий и… ни к чему никого не обязывающий. И так – десятилетиями…

 

Валерий СОЛЯНИК, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

 

Фото из архива www.agrolive.by

 


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Александр ЛУКАШЕНКО, Президент Беларуси:

    – Стоит вопрос: надо ли сегодня Беларуси производить значительно больше сельхозпродукции, чем сейчас? Мы не будем форсировать это, потому что продать тяжело. Вы видите, как мы пробиваемся на китайский рынок, диверсифицируем продажи продовольствия по всему миру, чтобы не зависеть от одного российского рынка. Мы идем во все точки для того, чтобы продать то, что мы сегодня производим с избытком…

    ЦИФРА

    1,15 млн т зерна вместе с кукурузой (при плане 1,5 млн т)

    получили аграрии Гродненщины по итогам 2018 года. Об этом сообщил губернатор региона Владимир КРАВЦОВ, докладывая Президенту Александру ЛУКАШЕНКО во время визита последнего в Гродно в октябре.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Белорусские фермеры не готовы работать с торговыми сетями, но покупатели будут искать органик продукты в гипермаркетах

    Только 43,2 процента белорусов осведомлены, что такое органические продукты и чем они отличаются от обычных. Основная часть информированных покупателей, в первую очередь, будет искать такую еду на полках гипермаркетов. И лишь 10% – заказывать на интернет-сайтах. Такие любопытные данные получены в ходе социологического исследования, которое провели в текущем году, по заказу Центра экологических решений (ЦЭР), специалисты Информационно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь. www.agrolive.by побывал на презентации результатов, организованной в Минске.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)