ШКОЛА ЖУРНАЛИСТА

О пользе развития я-бренда и вредности офисного сидения


Как стать хорошим журналистом? Если вы собрались связать свою жизнь с журналистикой, этот небольшой текст вам как раз подойдет. Если вы уже пишете туда-сюда, но не знаете, как развиваться дальше, то и для вас пост не будет лишним. Сегодня я хочу рассказать о нескольких простых приемах, позволяющих становиться -- как журналисту, так и просто автору текстов -- лучше изо дня в день.

Конечно, абсолютно универсальных решений не бывает. Все мы со своими особенностями, со своими персональными ценностями, заложенными родителями, школой и двором, с представлениями о прекрасном. Если глубже: все люди видят мир через свои фильтры, накладывающие отпечаток на персональное творчество. Безусловно, большинство из нас, что называется, творит лишь на частном уровне (например, крутит котлеты на кухне по семейному рецепту или придерживается определенных вкусов при выборе сериалов на вечер), но некоторые профессии или хобби предполагают вынос творчества в народ.

Журналисты как раз из этих, которым приходится показывать продукцию собственного мозга довольно широким слоям трудящихся. Другими словами, представители нашей профессии обнажают свои ценности, свое видение мироустройства, отраженное в текстах, роликах и прочих единицах творчества. Из этого исходит первое правило, необходимое к соблюдению на пути к профессиональному росту:

1. Журналист обязан читать (смотреть) максимально большое число текстов (роликов) своих коллег по изданию, по стране и по миру. Не только для того, чтобы перенимать чужой профессиональный опыт, но и сравнивать себя с другими, размывая свой домашний, бытовой, опыт, который только мешает.

Следующее правило касается таких черт, как настойчивость и усидчивость:

2. Журналист должен очень долго набивать руку. Как повар отрабатывает блюдо, так мы раз за разом учимся делать достойный текст, расставлять слова и связывать мысли лучше, еще лучше… Проверить профессиональный рост довольно просто, достаточно открыть свои же тексты годичной, пятилетней давности и почитать. Если чувствуется определенный дискомфорт («Мне смешно читать то, что я писал тогда»), значит, рост еще продолжается.

Это – конечный процесс, и завершается он раньше условного выхода на пенсию. Я пока этой точки не достиг, а профессиональным писательством занимаюсь без малого 18 лет.

Еще одно неочевидное правило:

3. Журналист должен читать художественную литературу. Именно из художественной литературы, предполагающей существенно большую концентрацию таланта, мы забираем к себе в публицистику некоторые приемы, важные для хороших текстов. Кроме того, для журналиста критически важно расширять базу слов, а это невозможно без книг.

Четвертое правило я бы отнес к чертам характера — их тоже нужно развивать:

4. Журналист никогда не должен цепляться за старое, делать так, как учили деды журфака или кто там еще у вас в авторитетах. Конечно, те знания, которые мы получаем в ходе учебы и практики в каких-либо СМИ, имеют большую ценность, но в большинстве случаев эти знания достаточно быстро теряют актуальность. Для журналиста полезнее не в университете учиться, а черпать знания из коллективного разума, то есть Интернета. Гуглите!

О пятом правиле вы могли и не подозревать:

5. Журналист должен ставить для самого себя т.н. майлстоуны, точки на графике профессионального роста — например, «сделать репортаж из шахты», «получить премию «Золотое перо», «взять интервью у президента», «стать главным редактором в 30 лет». Без некоторых оговорок достижение этих майлстоунов невозможно без профессионального роста и, в то же время, они неплохо мотивируют. В конце концов, нужно же как-то измерять степень профпригодности — и не только выручкой.

Шестое правило многие любят игнорировать (и потому не развиваются):

6. Стать хорошим журналистом нельзя в стенах офиса. Не бывает офисных журналистов, бывают офисные писаки, а это, как говорят у меня в блоге, две большие разницы. Хороший журналист в прошлом и настоящем — полевой работник. Прошедший коровники, репортажи с участковыми и инспекцией по делам несовершеннолетних. Другого пути нет.

Седьмое правило:

7. Чтобы стать классным специалистом, нужно забыть про традиционный рабочий распорядок. Журналист просыпается рано, делает много и добавляет себе геморроя на выходной. Пытаться обмануть этот график практически невозможно.

Ну и, пожалуй, восьмое:

8. Для построения журналистской карьеры я бы посоветовал развивать я-бренд. Не прятаться за псевдонимами, не тупить на пресс-конференциях. Не забывать гордиться сделанным. Требовать от издания явного и прямого указания на авторство текста, рубрики. Хороший журналист всегда неплохой пиарщик самого себя.

С уважением,

Денис БЛИЩ (на снимке), известный белорусский блогер и журналист

Источник фото: spring96.org


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Александр ЛУКАШЕНКО, Президент Беларуси:

    – Стоит вопрос: надо ли сегодня Беларуси производить значительно больше сельхозпродукции, чем сейчас? Мы не будем форсировать это, потому что продать тяжело. Вы видите, как мы пробиваемся на китайский рынок, диверсифицируем продажи продовольствия по всему миру, чтобы не зависеть от одного российского рынка. Мы идем во все точки для того, чтобы продать то, что мы сегодня производим с избытком…

    ЦИФРА

    1,15 млн т зерна вместе с кукурузой (при плане 1,5 млн т)

    получили аграрии Гродненщины по итогам 2018 года. Об этом сообщил губернатор региона Владимир КРАВЦОВ, докладывая Президенту Александру ЛУКАШЕНКО во время визита последнего в Гродно в октябре.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Белорусские фермеры не готовы работать с торговыми сетями, но покупатели будут искать органик продукты в гипермаркетах

    Только 43,2 процента белорусов осведомлены, что такое органические продукты и чем они отличаются от обычных. Основная часть информированных покупателей, в первую очередь, будет искать такую еду на полках гипермаркетов. И лишь 10% – заказывать на интернет-сайтах. Такие любопытные данные получены в ходе социологического исследования, которое провели в текущем году, по заказу Центра экологических решений (ЦЭР), специалисты Информационно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь. www.agrolive.by побывал на презентации результатов, организованной в Минске.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)