ШКОЛА ЖУРНАЛИСТА

Гжегож ЛИНДЕНБЕРГ: «…Будущее в журналистике принадлежит не изданиям, но авторам»


«Последняя печатная газета будет продана через семь лет, потом останутся только цифровые медиа, а покупать читатели будут не полное издание газеты или журнала, а отдельные статьи», — считает один из основателей польской платформы наноплатежей Webnalist, которая создана для развития и поддержки качественной журналистики. Об этом, а также о том, каким образом можно монетизировать качественный контент в Интернете, Гжегож Линденберг рассказал на открытой лекции в Минске, организованной в рамках Пресс-клуба Беларусь в партнерстве с «Деловым интернетом». На сегодняшнем уроке в нашей «Школе журналиста» предлагаем Вам, уважаемые коллеги, проникнуться наиболее яркими тезисами лекции Линденберга…

Об источниках новостей

«Сейчас мы наблюдаем снижение роли традиционных медиа. Для большинства молодых людей в возрасте 35 лет в США самым важным источником информации является Фейсбук. Затем идут CNN, местное телевидение, а на четвертом месте снова Интернет – Google News.

В Польше молодые люди, может быть, года на два отстают от этой американской динамики, в Беларуси, думаю, точно также. Печатные газеты и телевидение становятся все менее важным источником новостей.

 Если вы хотите быть издателем будущего, вам просто необходимо присутствовать в Интернете! Если тенденция будет сохраняться, то последняя печатная газета будет продана через семь лет, и после этого цифровые медиа будут самым важным источником информации для людей».

О финансировании новостного онлайн-контента

«Цифровой мир до сих пор был не в состоянии финансировать качественную журналистику. Какие источники финансирования доступны для новостного онлайн-контента? Сами по себе они делятся на две основные группы.

Есть внешние источники, не связанные с тем, что происходит у вас на сайте. Эти внешние источники могут быть, например, печатным вариантом вашей газеты. Большинство серьезных газет получают доходы от печатных изданий, они не могли существовать исключительно онлайн. Есть сайты интернет-изданий, которые финансируются богатым владельцем издания. Есть еще спонсоры, различные фонды, которые спонсируют различные источники информации. Внешним источником может быть и государство. В Беларуси, к примеру, государство субсидирует некоторые новостные платформы. Но тут есть вопрос: может ли быть качественная журналистика при поддержке государства в СМИ, работающем на государство? Вряд ли.

Вторая группа источников финансирования – внутренние источники, напрямую связанные с сайтом. На вашем сайте может находиться магазин, в который могут зайти ваши читатели, которые пришли почитать новости бесплатно.

Самое распространенное средство зарабатывания денег — реклама. Крупные сайты успешно продают рекламу. Но проблема в том, что читатель, который приходит на сайт за новостями, не видит рекламу. 60% читателей используют adblock (расширение для блокировки рекламы), я сам его использую. Компании пытаются найти какое-то решение. Можно заблокировать доступ к сайту для тех, кто использует adblock — ему предлагается смотреть сайт на платной основе. Данный вариант более справедлив. Но платить-то читатели за пользование сайтом не любят, и это— не очень серьезный способ получения дохода. Тем не менее, дополнительный его источник. Плюс есть так называемые привилегированные читатели, которые платят за подписку на издание и имеют какое-то преимущество по сравнению с другими читателями. К примеру, могут участвовать в дискуссии.

Но подписка на цифровой контент сейчас не в состоянии поддерживать существование новостных учреждений.

Большинство печатных газет, когда ввели цифровую подписку, получили в четыре-пять раз меньше подписчиков. Плюс цены на электронную подписку тоже ниже. The Washington Post продает годовую подписку на цифровые издания за 39 долларов. Каждое печатное издание The Washington Post стоит доллар, а воскресные издания — два доллара. С другой стороны, за 39 долларов вы получаете 360 выпусков в год, поэтому цифровая подписка у них успешно работает. Но этим могут похвастаться лишь крупные издания.

Традиционным способом продажи цифровых изданий является продажа доступа на какое-то время, на час или на два-три часа, к определенным материалам. Для читателей это сложно и неудобно. Потому модель неуспешна».

О продаже отдельных статей

Почему даже дешевая подписка не срабатывает в Интернете? Потому, что люди не хотят платить в Интернете вообще ни за что! Покупка подписки противоречит логике Интернета. Это — среда, в которой люди действуют импульсивно: я хочу взять и прочитать что-то прямо сейчас! И я не знаю, будет ли мне интересно это издание через полгода. Очень редко люди заходят на сайт, чтобы прочитать все, что там есть, прочитать полное издание газеты. Они заходят, чтобы прочитать отдельные статьи.

Продажа отдельных статей – то, что сделал Apple в iTunes, когда предложил покупать отдельные песни вместо покупки целых альбомов. Люди за 99 центов, в Америке это — ничто, покупали песню. И это сработало.

В журналистике сейчас точно также главной единицей является не издание, не полный выпуск, а отдельная статья. Но как продавать отдельные статьи таким образом, чтобы людям было просто их покупать?

Сейчас есть два способа организации такой работы. Первому уже полтора года, его использует голландская компания Blendle. Это своего рода цифровой киоск. Сейчас все газеты и журналы, которые есть в Голландии, доступны онлайн на этом сайте. Они берут каждый журнал и каждую газету и разбирают на отдельные составляющие. На экране это выглядит точно так же, как в печатной версии. Работает все так: вы регистрируетесь на сайте, а  при регистрации получаете в качестве бонуса статей на 5 евро. Каждая статья, которую вы читаете, стоит 20-30 центов. Когда вы исчерпали кредит, вам надо внести на свой аккаунт 10 евро, чтобы дальше читать статьи. Достаточно простая система. Интересно вот что: когда вы зайдете на сайт какого-нибудь из этих изданий, а у них есть свои сайты, там не будет ни слова о том, что их статьи вы можете прочитать на Blendle.

Почему издатели не рекламируют этот сервис? Думаю, они боятся, что эта система может показать, кто зарабатывает деньги для газеты. Выяснится, что из 200 или 400 журналистов, которые там работают, только 20 приносят газете прибыль. И что делать с остальными?

Blendle пять лет понадобилось для того, чтобы убедить издателей с ними сотрудничать. Поначалу тех, кто регистрировался на сайте и начинал платить дальше, было 30%. Потом процент рос, люди убеждались в том, что этой услугой стоит пользоваться. Сейчас у них полмиллиона пользователей.

Месяц назад я открыл свой сайт Webnalist.com. Разница в том, что Blendle – это цифровой киоск, ты покупаешь статьи сегодняшних газет и журналов. Наш проект другой. Мы хотели создать нечто, что было бы гибким, с помощью чего можно было бы продавать не только статьи, но и фильмы, музыку, фотогалереи, pdf – все, что имеет свой адрес в Интернете. Когда человек хочет прочитать статью, он кликает на нее и попадает на сайт издания или блог автора. Регистрация простая: через Фейсбук или мобильный телефон. Дальше человек получает кредит на сумму четыре злотых. Можно читать статьи, пока не исчерпаешь кредит. Дальше пополняете свой аккаунт. Пока открыто 500 аккаунтов, но это лишь за месяц работы. Со временем мы рассчитываем иметь много подписчиков. Мы объясняем посетителям сайта, что деньги идут на поддержку качественной журналистики. За месяц был лишь один злобный комментарий, что в Интернете все должно быть бесплатно».

О будущем журналистики

«Я думаю, что будущее этой сферы — не обязательно за крупными медиа-компаниями, тем более, печатными. Будущее — за компаниями с новыми идеями. Мы сейчас помогаем отдельным авторам зарабатывать на своих статьях и надеемся, что система станет популярна у элитных читателей. Мы рассчитываем, что нас будет читать 5% интернет-аудитории. Почему именно столько? Различные исследования показывают, что от 5% до 10% пользователей Интернета согласны заплатить за качественный контент. Я думаю, что будущее в журналистике принадлежит не изданиям, а отдельным людям, отдельным авторам».

Текст: Наталия КРИВЕЦ

Источник фото: www.afisha.tut.by

Еще мнения по теме

Этот материал вызвал оживленный обмен мнениями в сети FACEBOOK. AGROLIVE.by собрал для вас самые примечательные суждения…

Инна ГАРМЕЛЬ: В Беларуси скоро все более-менее качественные авторы, опытные журналисты с именем вынуждены будут… создавать свои сайты?!

Денис ЛАСКО: Еще можно размещать свои материалы в интернет-версиях СМИ, которые имеют пейволл. Например, так делает “Слон” с материалами Олега Кашина. Это подходит тем авторам, на чьи статьи есть конкретная аудитория. Но такая система подходит очень немногим. Я, например, кроме Кашина больше таких кейсов не слышал. (Автор получает процент дохода СМИ от тех читателей, которые оплатили подписку, чтобы прочитать его статью). Думаю, там еще есть другие метрики, и с пейволлом можно играть.

Инна ГАРМЕЛЬ: Денис, думаете, и у нас скоро такое будет практиковаться? Или нет спроса – нет и предложения?

Денис ЛАСКО: Мне кажется, что нет. Я не уверен, что у нас есть достаточно авторов, у которых есть своя личная аудитория. И у нас нет Интернет-СМИ с пейволлами, чтобы этот автор мог себя продвигать в соцсетях и «гнать» оттуда своих читателей на сайт СМИ, где они могут оплатить его материал…

Андрей СЫТЬКО: Да, вынуждены будут создавать сайты, причем, вне национальной доменной зоны.

Yahor MAISEYENKA: У меня такое чувство, что все основные сайты зоны by мертвы или «перегружены» молодыми «гениями». Тут бы и «вкинуть» в сеть новое. Без грязных желтушных статей.

Инна ГАРМЕЛЬ: Вот именно – «гениями». Но… похожими друг на друга, как две капли воды. Меня же когда-то учили – каждого настоящего журналиста должны отличать свой неповторимый стиль изложения, свой кейс тем, свои тематические колеи. Отсюда и формируется своя аудитория… Однако, загвоздка в том, что всего этого добиваться нужно даже не годами, а десятилетиями! Боюсь, молодые коллеги-«гении» не имеют сейчас для этого ни времени, ни карт-бланша от руководства, ни собственного желания-понимания  – всё это нужно неустанно нарабатывать… 

 

 

 


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Григорий РАПОТА, госсекретарь Союзного государства Беларуси и России:

    – Особую озабоченность и споры вызывает вопрос допуска белорусских сельхозпродуктов на российский рынок. При этом стабильно в структуре белорусских поставок в Россию ведущее место занимают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 35 процентов. Более того, последние три года, несмотря на кипящие страсти, уровень поставок сельскохозяйственной продукции в Россию сохраняется на неизменно высоком уровне.

    ЦИФРА

    В 1,5 раза в 2017 году

    вырос экспорт сельскохозяйственной продукции из Беларуси в страны Евросоюза, сообщил министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид ЗАЯЦ на пресс-конференции в пресс-центре БЕЛТА.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Проблемы небольшого аграрного района в Беларуси: работы нет, но люди терпят

    За день до визита Александра ЛУКАШЕНКО (в ноябре 2017 года – Прим. www.agrolive.by) на центральной улице Буда-Кошелево смешались техника и люди. В воздухе – запах краски, рев болгарок и шорох щеток по асфальту.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)