СЕЛЬСКИЕ ВЕСТИ

Реальный сектор. Стратегия развития АПК Беларуси. Реальные предложения от "Реального сектора"


В конце января 2014 года правительство Беларуси обратилось к гражданам с просьбой присылать предложения по реформированию агропромышленного комплекса (АПК) Республики Беларусь. Образована и комиссия по подготовке проекта реформ.

А на днях премьер-министр Михаил Мясникович заговорил о проблемах в молочном производстве. И есть от чего ему волноваться: в 2013 году на 1,1% снижено производство молока (90,5% от задания), на 4,9% упал средний надой от коровы, на 1,7% уменьшилась товарность молока, на 3,1% -- реализация молока. И это – несмотря на массированную инвестиционную поддержку государства и в прошлом (результаты должны были бы проявиться сегодня), и сегодня. И это – на фоне нарастающих проблем в социальной сфере на селе, усложнении там демографической ситуации (в республике в школах уже более 300 классов, где только 1 (!) ученик). Причем, в 2014 году существенных улучшений, в связи со сложной обстановкой в экономике республики, не предвидится.

Все это свидетельствует о принципиальных пороках существующей организации дел в АПК. И меры действительно нужно принимать срочно! Однако, поскольку ведущую роль в комиссии по реформе играют Котковец и Шейман, особых надежд на комиссию возлагать не приходится.

Тем не менее, я счел нужным тоже направить свои предложения в Совмин. И продублировать, представив эти предложения в "Реальном секторе". Итак:

Предложения по стратегии развития АПК

в Республике Беларусь

Исходные

Аграрная политика в каждой стране является не только частью экономической политики, но и частью политики социальной. И как таковая должна включать:

-- обеспечение продовольственной безопасности страны;

-- мероприятия по обеспечению экономической эффективности сельхозпроизводства;

-- мероприятия по хозяйственному освоению территории страны;

-- мероприятия по обеспечению социальной и производственной инфраструктуры;

-- мероприятия по обеспечению социальных стандартов для работников, занятых в сельхозпроизводстве.

В настоящее время продовольственная безопасность страны в целом обеспечена. В дальнейшем она нуждается только в мониторинге и поддержании.

Экономическая эффективность сельхозпроизводства сегодня недостаточна. Лишь 10-15% сельхозпредприятий успешны. Существующий уровень закупочных цен обеспечивает для них высокий уровень рентабельности. Они стянули на себя лучшие трудовые ресурсы регионов, заняли ниши первичной переработки сельхозпродукции. Обеспечили приемлемый уровень социальных стандартов для своих работников. И, в то же время, "нижние" 20% хозяйств обезлюдели, их земля и инфраструктура приходят в упадок. С их уровнем производства, при нынешнем уровне закупочных цен, хозяйства эти глубоко убыточны, и их убытки перекрывают прибыли успешных хозяйств.

Нет большого смысла поднимать все хозяйства до уровня передовых: нет сегодня таких рынков сбыта, которые способны принять резко возросшие объемы сельхозпродукции. Одно дело – продовольственная безопасность, другое – широкомасштабный экспорт, развивать который только на СНГ заведомо неперспективно. А экспорт по другим направлениям не подготовлен. Но только под обеспечение продовольственной безопасности и имеющиеся рынки сбыта у нас – серьезное аграрное перенаселение, столько работников не надо.

Для обеспечения социальной и производственной инфраструктуры необходима определенная минимальная плотность населения. Она достигнута и поддерживается на территории 10-15% хозяйств. На территории не менее 20% хозяйств инфраструктура деградирует и плотность населения уменьшается. Точно так же и социальные стандарты: надежно обеспечиваются только для работников успешных хозяйств.

Действующие меры господдержки АПК (фиксированные закупочные цены, дотируемые цены на топливо, выборочная инвестиционная поддержка, проч.), при общем дефиците квалифицированной рабочей силы, приводят к ожесточенной конкуренции СПК за нее с последующим расслоением хозяйств по экономическим параметрам и деградацией более слабых.

Перспективная модель

Объектом аграрной политики в РБ предлагается выбрать район. Поскольку выбор СПК не позволяет координировать, в рамках этой политики, развитие инфраструктуры, экономическое и социальное развитие.

На территории района необходимо сформировать (желательно – равномерным распределением) 5-6 относительно крупных населенных пунктов (возможно – на базе имеющихся агрогородков) с полным комплектом социальных услуг под обеспечение территории.

В производственном плане из имеющихся (в среднем) 35 СПК 8-10 должны сформировать экономически устойчивые крупнотоварные хозяйства. Часть из них войдут в состав вертикально интегрированных холдингов (не обязательно базирующихся в районе), часть – образуют многопрофильные хозяйства.

8-10 самых слабых СПК должны подвергнуться процедуре банкротства. Некоторая часть их земель и часть кадров могут быть переведены в другие хозяйства. Из оставшихся земель должны быть сформированы 200-250 ферм. В среднем -- по 100 га.

Фермы -- сдавать в долгосрочную аренду (на 8-10 лет) как единые хозяйственные комплексы. Предусмотреть квалификационные требования (профильное образование и (или) стаж работы в агрокомплексе) к фермерам. Предусмотреть единственными основаниями расторжения договоров аренды финансовое банкротство фермера или резкое ухудшение качества почвы на ферме.

Затраты фермера на улучшение качества почвы и на капитальные вложения (при согласовании с райсельхозпродом) должны засчитываться в арендную плату. При расторжении договора аренды непогашенная часть инвестиций должна быть фермеру возмещена. Для следующего арендатора, соответственно, будут увеличены арендные платежи. Предусмотреть как преимущественное право членов семьи на перезаключение договора аренды, так и возможность передачи фермы в частную собственность, но не ранее, чем через 10 лет аренды. Исключить, при этом, передачу фермы в собственность или в аренду людям, не соответствующим квалификационным требованиям.

Оставшиеся средние хозяйства должны специализироваться по более узким направлениям.

В крупных населенных пунктах или на базе мехдворов обанкротившихся хозяйств сформировать (часть – в частной собственности) ПМК типа МТС, обеспечив их (частью – через лизинг) техникой для выполнения полного цикла работ -- для оказания услуг средним хозяйствам и фермерам по обработке почвы. Предусмотреть возможность для них выполнения таких работ за пределами района и даже республики, используя возможность получения таких заказов в других климатических зонах.

Меры государственной поддержки АПК, как правило, должны носить характер товарного кредита, который должен закрываться поставкой определенной продукции по фиксированным закупочным ценам. При невыполнении поставок – штраф на сумму недопоставленной продукции по рыночным ценам.

Сочетание мощных крупнотоварных, средних специализированных хозяйств, ПМК и ферм должно позволить обеспечить гибкость сельхозпроизводства и его устойчивость к изменению конъюнктуры рынков. Их равномерное распределение по территории района должно позволить сбалансированно развивать производственную и социальную инфраструктуру, обеспечивать ее доступность для фермеров и средних хозяйств.

Для обеспечения необходимой для устойчивого развития плотности населения организовать размещение в относительно крупных населенных пунктах небольших промышленных производств всех форм собственности. Для их организации в областных центрах создать соответствующие инжиниринговые фирмы, способные организовать вынос простых производств из городов. Создаваемые производства передать в частную собственность через долгосрочный лизинг.

Мероприятия по развитию АПК

Для реализации перспективной структуры необходимо проведение масштабного эксперимента. Для чего -- выделить в разных зонах 2-3 района, экономику агросектора которых преобразовать по предложенной схеме.

Для пилотных проектов есть смысл выбрать два района: один – на трудоизбыточном западе, другой – на трудодефицитном северо-востоке. Желательно – в сельской глубинке. У них – несколько разные проблемы. Сделать проект, предусмотрев и небольшие промпредприятия, и фермы, и крупные хозяйства. И всю инфраструктуру, включая малую энергетику, связь, дороги. Широко обсудить с населением. Пригласить инвесторов. Придут – хорошо, нет – строить силами государства. В кредит, немедленно перекредитовывая и передавая построенные небольшие промпредприятия и фермы в аренду частникам с правом выкупа.

Разработать типовые проекты ферм, включая оптимальный размер угодий, комплект техники, зданий и сооружений. Разработать и организовать производство в республике комплектных мини-птичников, пасек, хранилищ для плодоовощной продукции.

На создаваемые ПМК возложить обязанность обработки полей временно не используемых ферм с выращиванием зерна и кормов.
Отработанные на пилотных проектах процедуры модернизации немедленно тиражировать.

Заключение

Полученная нами в наследство колхозно-совхозная структура АПК сегодняшним условиям хозяйствования не соответствует. Она недостаточно гибка, плохо приспосабливается к изменяющимся условиям. Нерационально использует рабочую силу, иждивенчески -- господдержку. В то же время отказываться от преимуществ крупнотоварного производства нерационально. Выбор форм хозяйствования для каждого района и объекта, видимо, должен определяться "по месту", исходя из структуры полей, наличия рабочей силы и других условий. С постепенной передачей функций обслуживания и развития социальной и производственной инфраструктуры местным государственным организациям.

Фото AGROLIVE.by


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Владимир ЛОГИНОВ, главный научный сотрудник Института природопользования НАН Беларуси, академик:

    – Иногда человек преувеличивает свою роль в изменении климата. Как раз естественные факторы, а, точнее Мировой океан через водяной пар, может, к примеру, модулировать температуру. Влиять на нее таким образом. И тут уже мы не при чем. Это естественный фактор изменения климата. Так было и так будет.

    ЦИФРА

    50-70%

    составляет достоверность прогноза погоды от Белгидрометцентра. Такие данные озвучил Александр Лукашенко 11 мая, во время очередного дня назначений. Он поручил Администрации Президента разобраться с работой синоптиков.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    «Дохнут свиньи, сдохнет комплекс, а нам потом на что жить?»

    «Они не едят по четыре дня, вообще. Только подойдешь — визжат как резаные и стучат зубами, а потом -- ложатся и тихо умирают. Невозможно смотреть на это», -- вздыхают работники ОАО «Селекционно-гибридный центр «Заречье» Рогачевского района.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)