СЕЛЬСКИЕ ВЕСТИ

Лайфхак от МАРТа: как накормить белорусов отечественными яблоками?


Впечатляющий урожай белорусских яблок в нынешнем году обострил давний конфликт производителей и торговли. Ветки ломятся, а на полках магазинов куда чаще можно встретить импортные плоды. Вопрос поднимался на уровне вице-премьера Михаила РУСОГО.

Дошло и до резолюции главы государства: «Обеспечить закупку, заготовку и переработку сельхозпродукции, особенно яблок и груш, задействовать для этого все имеющиеся мощности, установить достойную цену за выращенную продукцию». В итоге МАРТ сказал свое веское слово и анонсировал скорое решение проблемы.

Масштабы проблемы обозначил начальник отдела координации контрольной деятельности МАРТ Кирилл СЛАБКО, рассказав о проводимом с августа 2018-го мониторинге соблюдения ассортиментного перечня по плодоовощной продукции и отдельно – по яблокам. Если в 20-х числах августа до 40% магазинов не обеспечивали требуемый ассортимент белорусского яблока, в сентябре  – речь шла о 7% магазинов. А по последнему обследованию проблемы с яблоками были только в 2%.

Точки раздора

Впрочем, первый замминистра антимонопольного регулирования и торговли Артур КАРПОВИЧ иллюзий не питает: тут заслуга настойчивых рекомендаций госорганов, а вопросы пока есть, и решения они требуют на нескольких уровнях. «Точки раздора между производителями и сетями надо постараться снять», – потребовал он.

«Все мы жители этой страны. Важны наши налоги, платежи в бюджет. И если мы наплевательски будем относиться к собственным производителям, такая будет и страна», – отметил первый замминистра. Он подчеркнул, что речь не идет о запрете или ограничениях импорта. «Но на такое ваше отношение к производителю будет такое же отношение к вам. Хочется, чтобы каждый из вас встал на место производителей, пропустил это через себя. Мне обидно, когда отечественные яблоки в магазине выглядят не очень», – обратился Карпович к представителям ритейла.

«Мы можем поставить и не хуже», – раздалась реплика из зала, где собрались производители.

 Не рассчитываются вовремя и не проявляют  ценовой гибкости

Представитель Минсельхозпрода Татьяна КАРБАНОВИЧ отметила, что урожай плодово-ягодной продукции в нынешнем году на 40% больше прошлогоднего. Яблок планируется заготовить 180?200 тысяч тонн. При этом она обратила внимание на то, что импорт заметно падает: в январе-июле импортировано 155,2 тысячи тонн свежих яблок, всего треть к аналогичному периоду прошлого года. Экспорт составил 30,6 тысячи тонн (минус 1,4%).

Но проблема известная – продукт есть, образцы прекрасные, а по факту на полках –  совсем другая продукция. А белорусская – едет на экспорт.

Это не отрицают и производители. «Урожай рекордный, яблок много, но это еще полбеды. Мы боимся, что яблоко переспеет раньше, чем наша торговля купит», – рассказывает Вадим ЯНУШ, глава фермерского хозяйства «Януш».

«Кто здесь у нас купит столько, сколько мы производим? Мы продаем в Норильск, Мурманск – берут машинами, рассчитываются по предоплате, забирают большие объемы. Я не могу вхолостую год отработать  – мы 12 месяцев несем затраты, а потом ждем еще до полугода, пока рассчитаются сети», – продолжил свою мысль фермер под одобрительный гул коллег.

Януш признается, что в 2016 году пытался штурмовать и белорусские сети. «Это нереально, зачем стучаться в стену? У наших сетей нет гибкой ценовой политики. Желания покупать наше яблоко мы не видим. А ведь мы валюту привозим в страну, а они –  вывозят», – подчеркнул частный садовод.

Диктат входной цены

Замдиректора Толочинского консервного завода Лариса БУКАНОВИЧ подняла еще один больной вопрос – диктат входной цены. «Мы называем — 1 рубль без НДС, но они предлагают другие цены – 0,4-0,5 рубля, и еще говорят, что мы неконкурентоспособны», – сетует замдиректора. А в итоге цена импортного яблока на полке – до 3-6 рублей доходит.

«Причем, для нашей продукции не указан ни сорт, ни производитель, ни характеристики – для белорусской продукции не положено. Лучшую продукцию направляем в Беларусь, идем на отсрочку платежа. А в Россию — по предоплате и с полной маркировкой: и сорт, и «производитель Республика Беларусь», – подчеркнула Л. Буканович.

Глава крестьянского фермерского хозяйства «Спартан-Агро» Игорь АБРАМЧИК еще более категоричен. «Напишите в любом поисковике «яблоки оптом» – и я буду первой ссылкой. Но российский рынок предлагает цену минимум в 1,5 раза выше. Оптом – 75 копеек кило, а на поздние сорта – не ниже 1 рубля. Вы хотите, чтобы мы продавали тут дешево?» — аргументирует он.

«У нас до сих пор польское прошлогоднее возят и «доедают» – частник на сок лучше сдает. Но как влезть в сеть, если там цена для нас – 30 копеек? Не любим мы сами себя. В России нас любят больше», – говорит глава хозяйства «Боярский сад» Иван ЯЦИПОВИЧ.

Претензии ритейла к садоводам

Впрочем, претензий у ритейла тоже немало. Директор Ассоциации розничных сетей Наталья ШАБЛИНСКАЯ показывает на прекрасные отборные яблоки на столах: «Я вас слушаю, и у меня – сердце 160 ударов. Я только на ВДНХ на открытии видела такие! Это огромный труд, и его надо уважать и ценить. Но к нам приходит не такое яблоко! Могу сказать в защиту сетей: там нет альтруистов, их цель – прибыль. Мы всегда должны быть повернуты друг к другу лицом. Это задача наша, а не госорганов».

Шаблинская напомнила: сети заключают контракты на год, и в мае-июне их стоило проинформировать, что такой урожай ожидается. Посетовала она и на то, что местные власти требуют от торговли заключения договоров с конкретными местными хозяйствами, «причем, по конкретной, спущенной нам, цене».

Число сортов белорусских яблок на полках гиперов вырастет до 6

Точку в бурной (и местами конструктивной) дискуссии поставил МАРТ. Артур Карпович заявил, что подготовлен проект постановления МАРТ, корректирующий обязательные перечни товаров. Число наименований отечественных яблок сейчас, в сезон, будет удвоено: тем, кто обязан был иметь одну позицию, придется обеспечить две, и так далее – по всей цепочке. В гипермаркетах вместо 3 сортов надо будет иметь 6.

«Готовьтесь к этому. Других путей на сегодняшний день нет. Пока мы дискутируем, или сгниет яблоко, или все в Россию уедет. Потребитель не должен страдать», – резюмировал замминистра. Решение обещают принять уже до конца недели (до 7 октября, – прим. www.agrolive.by).

Источник фото: TUT.BY

 


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Александр ЛУКАШЕНКО, Президент Беларуси:

    – Стоит вопрос: надо ли сегодня Беларуси производить значительно больше сельхозпродукции, чем сейчас? Мы не будем форсировать это, потому что продать тяжело. Вы видите, как мы пробиваемся на китайский рынок, диверсифицируем продажи продовольствия по всему миру, чтобы не зависеть от одного российского рынка. Мы идем во все точки для того, чтобы продать то, что мы сегодня производим с избытком…

    ЦИФРА

    1,15 млн т зерна вместе с кукурузой (при плане 1,5 млн т)

    получили аграрии Гродненщины по итогам 2018 года. Об этом сообщил губернатор региона Владимир КРАВЦОВ, докладывая Президенту Александру ЛУКАШЕНКО во время визита последнего в Гродно в октябре.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Белорусские фермеры не готовы работать с торговыми сетями, но покупатели будут искать органик продукты в гипермаркетах

    Только 43,2 процента белорусов осведомлены, что такое органические продукты и чем они отличаются от обычных. Основная часть информированных покупателей, в первую очередь, будет искать такую еду на полках гипермаркетов. И лишь 10% – заказывать на интернет-сайтах. Такие любопытные данные получены в ходе социологического исследования, которое провели в текущем году, по заказу Центра экологических решений (ЦЭР), специалисты Информационно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь. www.agrolive.by побывал на презентации результатов, организованной в Минске.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)