СЕЛЬСКИЕ ВЕСТИ

Мнение. Яков ЯРОЦКИЙ: «МТЗ нужно сосредоточить свои усилия на внутреннем рынке»


Не так давно Минский тракторный завод представлял, в том числе и на выставке «Белагро-2016», свою новинку, модель энергонасыщенного трактора МТЗ-4522. Габариты «железного коня», нет слов, – впечатляют. Но насколько функционально ко двору придется разработка именно на внутреннем рынке? Тем ли путем движется флагман белорусского и мирового тракторостроения и чего ждут от предприятия отечественные аграрии? Своим мнением с www.agrolive.by поделился известный в Беларуси аграрный аналитик, кандидат технических наук, директор Учебного центра повышения квалификации руководящих работников и специалистов Могилевского облсельхозпрода Яков ЯРОЦКИЙ (на снимке).

–       Куда устремлена сегодня конструкторская, производственная мысль на МТЗ? Мне доводилось слышать, что завод старается успешно конкурировать с западными производителями тракторов, известными мировыми брендами. В качестве якобы сильного аргумента приводится то, что в новой модели МТЗ-4522 заложены некоторые отечественные разработки, связанные с электроникой.

Как всё обстоит на самом деле? К сожалению, той электроники, которой следовало бы оснастить трактор подобного уровня энергонасыщенности, в данной модели нет. А есть механическое увеличение размера трактора и его мощности.

Что касается насыщенности электроникой, функций управления агрегатами, то они остались точно такими же, как и у предыдущих моделей – МТЗ-3022, МТЗ-3522. Это обстоятельство меня, как технаря, поразило более всего. Ведь так быть не должно! Сегодня на Западе конкуренты достигли такого уровня, что техника, которая агрегатируется с трактором, может… сама эффективно управлять тягловым средством! Потому, как на ней установлены специальные сенсоры, датчики, и когда с агрегатом что-то не так, сигнал соответствующий тут же поступает в сам трактор. И далее, в автоматическом режиме, корректируются параметры: например, если нужно, меняется режим движения, подача топлива. Это так называемая система управления ИЗОБУС.  

Увы, но ничего такого не заложено в модели МТЗ-4522, да и в готовящейся заводом “пятисотке”, думаю, тоже не будет подобной системы управления. А что есть взамен? По моему субъективному мнению, попытка угнаться за импортным трендом. Но я должен авторитетно заявить: сегодня перекрыть наработки ведущих мировых производителей МТЗ будет очень и очень сложно.

Вряд ли на мировом рынке у нашего флагмана тракторостроения получится в обозримой перспективе на равных конкурировать с зарубежными мощными корпорациями. Поэтому нужно думать сейчас, в первую очередь, не про экспортные поставки, а про своего, отечественного, агрария. Решать задачу поставок тракторов на внутренний рынок, но не в отдельности, оторвано, а вкупе с тем, что следует «цеплять» на «железного коня». С каким именно орудием будет агрегатироваться трактор? И не вызовет ли применение новейшей модели МТЗ, вместе с тем или иным агрегатом, удорожания обработки одного га угодий?

А ведь в последнее время в этом аспекте наблюдается ощутимый рост, что, в конечном итоге, влияет на удорожание получаемой с полей продукции. Если раньше в Беларуси гектар можно было вспахать за 100 тысяч неденоминированных белорусских рублей, то на весну-лето 2016-го эта трата составляла уже 460 тысяч рублей! Есть опаска, что использование МТЗ-4522 на пахоте и вовсе приведет к затрачиванию под миллион рублей на каждом га! Поскольку сам трактор новый, предполагается, по стоимости – окажется гораздо дороже более ранних моделей. И плуг к нему придется покупать более дорогой, и потребление топлива увеличится. Кстати, белорусский плуг не окажется дешевле импортного, поскольку он тоже металлоёмкий. А металл стоит дорого…

Проблема в том, что для уменьшения стоимости  единицы выполняемой работы должна работать автоматика. Ибо на сегодня человек уже не в состоянии в режиме напряженного рабочего дня каждую минуту анализировать и принимать решения. За него это делает автоматика. В зарубежных аналогах так и происходит, к слову. Вот почему, несмотря на высокую цену импортной техники, себестоимость получаемой сельхозпродукции снижается.

Для чего тогда разрабатывают на МТЗ модели, которые ничего принципиально нового в себе не содержат, в плане той же автоматики? Это нужно посадить рядышком руководство, конструкторов и попросить их предоставить убедительные аргументы, расчеты, почему именно разрабатывается модель в таком виде, какой экономический эффект от ее использования и так далее. К сожалению, таких расчетов нет. Банально осваиваются деньги. Бездумно…

Нельзя, впрочем, утверждать, будто бы в той же новинке, МТЗ-4522, «мертва» конструкторская мысль. Просто еще на стадии создания любой модели к конструктору должен подключаться экономист. Чтобы все детально просчитывать и сигнализировать: мол,  вы так делаете – но будет же дороже? Предпринимайте необходимые шаги для удешевления  и так далее. А что вы уже сделали для этого? Все ли ресурсы задействовали?

Например, по той же электронике. Допустим, внедрим довольно дорогой вариант. Но ведь если за счет этой системы производственный процесс будет идти быстрее, с меньшими затратами, в результате удельный показатель на единицу выполненной работы окажется меньше.

Никто у нас ничего не считает? Возможно, какие-то расчеты и ведутся. Но не настолько серьезные, чтобы впоследствии отвечать за каждый вложенный рубль. Чтобы обеспечивать, по итогу, хотя бы процентов 10 рентабельности выпускаемой продукции.

 Вот, много дебатов было и до сих пор ведутся вокруг известного Президентского Указа №78. Аграрию велено на 25 % снижать себестоимость производимой продукции. Но как же остальные, в частности, тот же МТЗ? Допустим, завтра трактор, стоимостью 3 миллиарда неденоминированных рублей, становится на прикол из-за брака заводского. А от этого трактора зависит обработка едва ли не всех угодий хозяйства. Что, опять аграрий виноват?!

А брак – по тем же энергонасыщенным моделям МТЗ – по-прежнему остается головной болью внутреннего потребителя. И много этого брака… Да, «35-ку» немного подправили: увеличили мощность, меньше стала греться. По шинам удалось отбиться от использования отечественных, перейти на импортные, ибо производственники буквально «волком выли». И, вправду, сколько можно было говорить, что бобруйская шина не выдерживает нагрузок?! Лопалась, рвалась, и не по вине самих механизаторов. А потому, что изначально изготовлена была некачественно.

 

Фото Руслана ГАРМЕЛЯ   

 


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Алексей БОГДАНОВ, начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Беларуси:

    – Россия остается важнейшим торгово-экономическим партнером для белорусских производителей сельхозпродукции, которая пользуется высокой лояльностью потребителей. Стратегия на этом рынке такова: сохранить достигнутое за прошлые годы. А вот дополнительные объемы производства и по мясу, и по молоку поставлять на разные рынки, диверсифицируя экспорт. Мы реально понимаем, что Россия занимается очень хорошим делом — импортозамещением, наращиванием собственного производства. Негоже такой стране зависеть от кого-то по импорту основных продуктов питания…

    ЦИФРА

    С 64 до чуть менее 30 тысяч единиц

    упали за последние годы, по сравнению с 2012-м, объемы производства тракторов в Беларуси. Об этом, как сообщает БЕЛТА, доложил на совещании у Президента А. ЛУКАШЕНКО министр промышленности РБ Виталий ВОВК.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    В Гомельском районе – органик сад

    Здесь будут выращивать яблоки, груши и абрикосы без «химии». Местные фрукты прекрасно дополнят школьные обеды, а излишки планируют продавать – деньги пойдут на поддержку школы. К тому же сад станет местом отдыха деревенских жителей, сообщили www.agrolive.by в Центре экологических решений (ЦЭР).

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)