СЕЛЬСКИЕ ВЕСТИ

Мнение. Георгий ГРИЦ: «Пора расставить торговые акценты в глубинке»


В Беларуси необходимо изменить подходы к развитию торговли в малых городах и на селе и определить приоритеты в этой сфере. Такое мнение корреспонденту БЕЛТА высказал известный в стране экономист, заместитель директора по науке Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси Георгий ГРИЦ (на снимке).

Ученый напомнил, что в Беларуси под руководством вице-премьера Михаила Русого создана межведомственная рабочая группа для совершенствования торгового обслуживания населения, проживающего в сельских населенных пунктах. "В этой связи крайне актуальны данные научно-исследовательской работы, проведенной в конце июля 2016 года Институтом экономики Национальной академии наук. Ее результаты показали, что наиболее низкие цены в стране предлагает торговая сеть "Евроопт", – отметил эксперт.

По словам Г. Грица, в среднем цены крупнейшего белорусского ретейлера ниже на 13-19%, чем в других сетях, при этом разница с ценами двух сетей из числа участвовавших в исследовании достигает 22%. Разница цен с небольшими магазинами, обслуживающими сегодня население малых городов и сельской местности, гораздо выше. "И для того, чтобы обеспечить население товарами по доступным ценам, нужно, прежде всего, создавать конкуренцию в торговле в малых городах и на селе. Государство должно руководствоваться тем, что интересы конечного покупателя для него приоритетны. Пока же ситуация далека от совершенства. Проблема отсутствия должной конкуренции в сфере торговли особенно характерна для регионов –  малых городов и деревень. А, значит, государство должно создать условия для работы крупных торговых сетей в глубинке", – убежден ученый.

По данным исследований, которые проводились в прошлые годы Институтом социологии НАН и Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента, в малых городах и сельской местности появления магазинов торговой сети "Евроопт" ждут 93% населения. Однако для появления торговых сетей в сельской местности, считает Г. Гриц, существует немало препятствий. По словам эксперта, ретейлерам, желающим построить торговые объекты в малых городах или на селе, предоставляют либо непригодные для этого участки, либо выдвигают непосильные инфраструктурные обременения. Это делает стоимость строительства слишком высокой, а инвестпроекты – глубоко убыточными. "Кроме указанных выше проблем есть и еще один острый момент: банки отказываются кредитовать инвестиционные проекты в сельской местност, их останавливает как высокая стоимость строительства, так и неприемлемые риски финансирования таких проектов. Например, у того же "Евроопта" для инвестирования в малых городах и на селе нет свободных оборотных средств. В результате за последний год лидер розничной торговли практически прекратил строительство торговых объектов в регионах. Возникает вопрос: если мы хотим обеспечить торговое обслуживание сельского населения и малых городов по приемлемым ценам, может, в общих интересах обеспечить розничную сеть, работающую в сегменте низких цен, более доступными кредитными ресурсами?" – задается вопросом Георгий Гриц.

Ценовые исследования, проведенные Институтом экономики, – это только вершина айсберга, считает ученый. А выводы должны быть глубокими: ведь если торговые сети занимают нишу обеспечения продуктами и промышленными товарами слоев населения с невысоким уровнем доходов, таким сетям нужно помогать.

"Экономическая ситуация меняется, и хорошо, что проблематика торгового обеспечения в глубинке получила столь пристальное внимание со стороны государства. В этой сфере необходимо менять приоритеты, обеспечивая господдержку отрасли не деньгами из бюджета, а определенными преференциями. Это будет гораздо полезнее для страны и всего нашего общества", – убежден Георгий Гриц.

Источник фото: www.zautra.by


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Алексей БОГДАНОВ, начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Беларуси:

    – Россия остается важнейшим торгово-экономическим партнером для белорусских производителей сельхозпродукции, которая пользуется высокой лояльностью потребителей. Стратегия на этом рынке такова: сохранить достигнутое за прошлые годы. А вот дополнительные объемы производства и по мясу, и по молоку поставлять на разные рынки, диверсифицируя экспорт. Мы реально понимаем, что Россия занимается очень хорошим делом — импортозамещением, наращиванием собственного производства. Негоже такой стране зависеть от кого-то по импорту основных продуктов питания…

    ЦИФРА

    С 64 до чуть менее 30 тысяч единиц

    упали за последние годы, по сравнению с 2012-м, объемы производства тракторов в Беларуси. Об этом, как сообщает БЕЛТА, доложил на совещании у Президента А. ЛУКАШЕНКО министр промышленности РБ Виталий ВОВК.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    В Гомельском районе – органик сад

    Здесь будут выращивать яблоки, груши и абрикосы без «химии». Местные фрукты прекрасно дополнят школьные обеды, а излишки планируют продавать – деньги пойдут на поддержку школы. К тому же сад станет местом отдыха деревенских жителей, сообщили www.agrolive.by в Центре экологических решений (ЦЭР).

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)