СЕЛЬСКИЕ ВЕСТИ

Мнение. Георгий ГРИЦ: «Пора расставить торговые акценты в глубинке»


В Беларуси необходимо изменить подходы к развитию торговли в малых городах и на селе и определить приоритеты в этой сфере. Такое мнение корреспонденту БЕЛТА высказал известный в стране экономист, заместитель директора по науке Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси Георгий ГРИЦ (на снимке).

Ученый напомнил, что в Беларуси под руководством вице-премьера Михаила Русого создана межведомственная рабочая группа для совершенствования торгового обслуживания населения, проживающего в сельских населенных пунктах. "В этой связи крайне актуальны данные научно-исследовательской работы, проведенной в конце июля 2016 года Институтом экономики Национальной академии наук. Ее результаты показали, что наиболее низкие цены в стране предлагает торговая сеть "Евроопт", – отметил эксперт.

По словам Г. Грица, в среднем цены крупнейшего белорусского ретейлера ниже на 13-19%, чем в других сетях, при этом разница с ценами двух сетей из числа участвовавших в исследовании достигает 22%. Разница цен с небольшими магазинами, обслуживающими сегодня население малых городов и сельской местности, гораздо выше. "И для того, чтобы обеспечить население товарами по доступным ценам, нужно, прежде всего, создавать конкуренцию в торговле в малых городах и на селе. Государство должно руководствоваться тем, что интересы конечного покупателя для него приоритетны. Пока же ситуация далека от совершенства. Проблема отсутствия должной конкуренции в сфере торговли особенно характерна для регионов –  малых городов и деревень. А, значит, государство должно создать условия для работы крупных торговых сетей в глубинке", – убежден ученый.

По данным исследований, которые проводились в прошлые годы Институтом социологии НАН и Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента, в малых городах и сельской местности появления магазинов торговой сети "Евроопт" ждут 93% населения. Однако для появления торговых сетей в сельской местности, считает Г. Гриц, существует немало препятствий. По словам эксперта, ретейлерам, желающим построить торговые объекты в малых городах или на селе, предоставляют либо непригодные для этого участки, либо выдвигают непосильные инфраструктурные обременения. Это делает стоимость строительства слишком высокой, а инвестпроекты – глубоко убыточными. "Кроме указанных выше проблем есть и еще один острый момент: банки отказываются кредитовать инвестиционные проекты в сельской местност, их останавливает как высокая стоимость строительства, так и неприемлемые риски финансирования таких проектов. Например, у того же "Евроопта" для инвестирования в малых городах и на селе нет свободных оборотных средств. В результате за последний год лидер розничной торговли практически прекратил строительство торговых объектов в регионах. Возникает вопрос: если мы хотим обеспечить торговое обслуживание сельского населения и малых городов по приемлемым ценам, может, в общих интересах обеспечить розничную сеть, работающую в сегменте низких цен, более доступными кредитными ресурсами?" – задается вопросом Георгий Гриц.

Ценовые исследования, проведенные Институтом экономики, – это только вершина айсберга, считает ученый. А выводы должны быть глубокими: ведь если торговые сети занимают нишу обеспечения продуктами и промышленными товарами слоев населения с невысоким уровнем доходов, таким сетям нужно помогать.

"Экономическая ситуация меняется, и хорошо, что проблематика торгового обеспечения в глубинке получила столь пристальное внимание со стороны государства. В этой сфере необходимо менять приоритеты, обеспечивая господдержку отрасли не деньгами из бюджета, а определенными преференциями. Это будет гораздо полезнее для страны и всего нашего общества", – убежден Георгий Гриц.

Источник фото: www.zautra.by


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Александр ЛУКАШЕНКО, Президент Беларуси:

    – Стоит вопрос: надо ли сегодня Беларуси производить значительно больше сельхозпродукции, чем сейчас? Мы не будем форсировать это, потому что продать тяжело. Вы видите, как мы пробиваемся на китайский рынок, диверсифицируем продажи продовольствия по всему миру, чтобы не зависеть от одного российского рынка. Мы идем во все точки для того, чтобы продать то, что мы сегодня производим с избытком…

    ЦИФРА

    1,15 млн т зерна вместе с кукурузой (при плане 1,5 млн т)

    получили аграрии Гродненщины по итогам 2018 года. Об этом сообщил губернатор региона Владимир КРАВЦОВ, докладывая Президенту Александру ЛУКАШЕНКО во время визита последнего в Гродно в октябре.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Белорусские фермеры не готовы работать с торговыми сетями, но покупатели будут искать органик продукты в гипермаркетах

    Только 43,2 процента белорусов осведомлены, что такое органические продукты и чем они отличаются от обычных. Основная часть информированных покупателей, в первую очередь, будет искать такую еду на полках гипермаркетов. И лишь 10% – заказывать на интернет-сайтах. Такие любопытные данные получены в ходе социологического исследования, которое провели в текущем году, по заказу Центра экологических решений (ЦЭР), специалисты Информационно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь. www.agrolive.by побывал на презентации результатов, организованной в Минске.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)