СЕЛЬСКИЕ ВЕСТИ

Продовольственный экспорт: торговое сальдо – не в пользу Беларуси


Продажи за рубеж отечественного продовольствия составили за первое полугодие 2016 года 4,34 миллиарда долларов (по всем предприятия, не только системы Минсельхозпрода – Прим. AGROLIVE.by). Однако, так и не смогли перекрыть импорт еды в Беларусь, составивший 4,42 миллиарда, сообщила «Сельская газета». Как видно, торговое сальдо отнюдь не свидетельствует о положительном экономическом эффекте от поставок нашей еды за рубеж.

Как подчеркивают эксперты, судьба белорусского продэкспорта во многом зависит от ситуации на внешних рынках. Известно, Россия съедает около 90 процентов белорусского продовольствия. Но два года без пармезана, как грустно шутят сами россияне по поводу введения эмбарго, косвенно «цепляют» и Беларусь.

Минсельхоз России в целом позитивно оценивает влияние контрсанкций на внутренний рынок. Его глава Александр ТКАЧЕВ считает, что эмбарго в отношении стран ЕС помогло российским производителям стать более конкурентоспособными и создало условия для привлечения инвестиций в отрасль. Но полноценный результат от импортозамещения можно ожидать не ранее 4—5 лет, так как, по мнению председателя правления Евразийского делового союза Виктора КАМБОЛОВА, большинство инвестпроектов в российское сельское хозяйство имеют сроки выхода на производственную мощность как минимум от 2 до 5 лет. И это значит, что ожидать расширения продовольственных ниш на этом рынке не предвидится.

Однако, очевидно: полностью заменить европейские продукты производители РФ не могут. Прежде всего, это касается тех же сыров, фруктов и рыбной продукции. Несмотря на рост доли российского сыра на прилавках, некоторые его виды в дефиците. Белорусы, конечно же, воспользовались моментом и нарастили поставки в этом сегменте.

В стоимостном экспорте нашей молочной продукции основные позиции занимают сыры — более 30 процентов, сухое обезжиренное молоко — около 20, сливочное масло — 16,7 и творог — 5 процентов. Но проблема в том, что реальные доходы населения за два года сократились на 11 процентов, и потребитель перешел на более дешевые продукты питания. По прогнозу экспертов, возможен дальнейший сдвиг потребительских предпочтений в сторону круп, муки, масла и сахара. В Беларуси этого добра хватает с лихвой. Сейчас на российских прилавках еще пока достаточно сырого цельного молока, но осенью производителям придется переходить на импортные сухие ингредиенты. Средняя цена пакета молока держится ниже 50 рублей за литр, рост — в пределах инфляции. Больше половины его стоимости в магазине — это упаковка и торговая наценка: фермы продают молоко по 20—25 рублей. Если эта пропорция сохранится, то зимой цена за литр вырастет на 10 рублей.

Российские производители честно предупреждают, что они подтянут цены до европейского уровня, как только закончится летний сезон. Средняя закупочная цена сегодня в России уже перевалила за 21 рубль, молоко высшего сорта стоит где-то 26—27 рублей. Вполне логично зимой ожидать стоимость сырого молока в районе 30 рублей и выше, а высшего сорта — где-то 35 рублей. По сравнению с европейскими ценами это очень дорого. Но для белорусских экспортеров — выгодно.

Тем временем…

Доля белорусской сельскохозяйственной продукции на мировых рынках продолжает расти. Такое мнение высказала на пресс-конференции заместитель начальника главного управления растениеводства – начальник отдела по производству плодовоовощной продукции Минсельхозпрода Татьяна КАРБАНОВИЧ, передает БЕЛТА.

 "Ежегодные объемы производства позволяют обеспечивать потребности внутреннего рынка страны и увеличивать поставки на экспорт", – подчеркнула специалист.

В частности, в 2016 году на внешние рынки планируется поставить около 300 тыс. т картофеля, более 160 тыс. т овощей и 32 тыс. т плодово-ягодной продукции. Белорусская продукция востребована на рынках Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Мурманска и других российских городов. Возрастают объемы экспорта белорусского продовольствия в Азербайджан, Казахстан, Молдову, Украину. В последние годы белорусские аграрии увеличивают не только объемы производства, но и ассортимент выращиваемых сельхозкультур.

 (При подготовке данной публикации использована информация из статьи Ирины Германович «Аграрии принесли стране больше валюты, чем нефтяники», опубликованная в «Сельской газете»)

 

 


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Александр ЛУКАШЕНКО, Президент Беларуси:

    – Стоит вопрос: надо ли сегодня Беларуси производить значительно больше сельхозпродукции, чем сейчас? Мы не будем форсировать это, потому что продать тяжело. Вы видите, как мы пробиваемся на китайский рынок, диверсифицируем продажи продовольствия по всему миру, чтобы не зависеть от одного российского рынка. Мы идем во все точки для того, чтобы продать то, что мы сегодня производим с избытком…

    ЦИФРА

    1,15 млн т зерна вместе с кукурузой (при плане 1,5 млн т)

    получили аграрии Гродненщины по итогам 2018 года. Об этом сообщил губернатор региона Владимир КРАВЦОВ, докладывая Президенту Александру ЛУКАШЕНКО во время визита последнего в Гродно в октябре.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Белорусские фермеры не готовы работать с торговыми сетями, но покупатели будут искать органик продукты в гипермаркетах

    Только 43,2 процента белорусов осведомлены, что такое органические продукты и чем они отличаются от обычных. Основная часть информированных покупателей, в первую очередь, будет искать такую еду на полках гипермаркетов. И лишь 10% – заказывать на интернет-сайтах. Такие любопытные данные получены в ходе социологического исследования, которое провели в текущем году, по заказу Центра экологических решений (ЦЭР), специалисты Информационно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь. www.agrolive.by побывал на презентации результатов, организованной в Минске.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)