СЕЛЬСКИЕ ВЕСТИ

4 препоны, тормозящие развитие органического сельского хозяйства в Беларуси


Фермеров, которые занимаются органическим сельским хозяйством, в нашей стране можно пересчитать по пальцам. Тех, чья «органичность» подтверждена международным сертификатом, ещё меньше. Из 8632,3 тысячи гектаров, отведенных под нужды сельского хозяйства, всего 700 – под экопроизводством. Почему органическое сельское хозяйство всё ещё так слабо развито в Беларуси и что мешает его продвижению?

Казалось бы, живём в аграрной стране, да и тема здорового питания с каждым днём становится всё более модной. Портал Ecoidea.by решил разобраться в теме вместе с органическими фермерами.

На полках псевдо-«био» и «эко»

Палки в колёса органическим фермерам часто ставят производители, которые занимаются гринвошингом. Из-за обилия ложной маркировки покупатели не могут отличить натуральный продукт от рекламной уловки. А ведь фермеры, чтобы получить право называть свой продукт органическим, тратят много времени, денег и сил: сертификация занимает около трёх лет, и после этого её регулярно нужно обновлять.

На сегодня нам сложно доказать покупателям, что наша продукция органическая, потому что на полках есть продукты с приставками «био», «эко». Такие продукты люди воспринимают как чистые. Эта продукция дискредитирует органического фермера, -- считает глава фермерского хозяйства «Вермиэкопродукт» Игорь ХВАЩЕВСКИЙ. — Когда человек начинает интересоваться и узнает, что это обычная сметана, обычный кефир, продукты произведены по таким же технологиям, что их соседи по полке, не имеющие волшебной приставки, у покупателей наступает разочарование. Кто же теперь поверит, что продукты органических фермеров не такая же подделка?

Для того чтобы лже-экопродукты пропали с полок, нужен закон, который бы запрещал указывать на упаковке экологичность, если эта информация не подтверждена сертификатом, считают фермеры. Это бы защитило права органических производителей на их продукцию и гарантировало бы покупателю, что товар с маркировкой, действительно, органический.

Нет законодательной базы

Маркировка экопродукции — это не единственный вопрос, который должен законодательно регулироваться в Беларуси. Меж тем, появление закона об органическом сельском хозяйстве в нашей стране можно ожидать уже в ближайшие годы. Как рассказал начальник отдела сельхозпроизводства Министерства экономики Дмитрий КЛЕГА, в 2016–2017 годах будет рассмотрен закон о производстве и обращении органической сельскохозяйственной продукции. Сейчас концепция закона находится на рассмотрении в Администрации Президента.

Концепцию закона в течение двух лет разрабатывали около 20 организаций, в том числе Минсельхозпрод, Госкомитет по стандартизации и общественные организации, среди которых был и Центр экологических решений.

Концепция этого закона рамочная, норм по сравнению с Европой немного — до 30 статей, которые определяют полномочия госорганов, общественных организаций и описывают ключевые требования к органическому сельскому хозяйству. К закону будет разработано около 20 технических нормативных правовых актов, в которых будут указаны конкретные требования к растениеводству, животноводству, пчеловодству, аквакультуре, переработке, сбору дикоросов (грибы, ягоды, берёзовый сок) и другим отраслям.

Закон разрабатывался с целью быть равным европейскому стандарту. Другого варианта быть не может, ведь, если требования нашего закона не будут соответствовать  европейским, смысла в нём не будет. За основу взяли аналогичные европейские законы и адаптировали к белорусским условиям. Зачем изобретать велосипед, если в Европе подобный закон работает очень хорошо? — поясняет специалист по органическому сельскому хозяйству Центра экологических решений Любомир КЛЕПАЧ. — Этот документ нужен, в первую очередь, для развития внутреннего рынка, потому что фермеры требуют правил игры, а покупатели хотят подтверждение качества продуктов на полках.

Высокая стоимость и низкая рентабельность продуктов

Многие покупатели и рады бы питаться чистыми продуктами, но останавливают цены. Они порой в несколько раз больше, чем на обычные продукты. Такая разбежка — это не прихоть местных фермеров, а мировая практика, поясняет владелица магазина фермерских товаров «ЭкаЕжа» Надежда СОБОЛЕВСКАЯ:

— Во всём мире откровенно говорят: органические продукты не могут стоить как обычные, это миф. Но человеку психологически сложно это воспринять. В Америке разница между органическими и неорганическими продуктами в 2–3 раза, в Европе чуть ниже. Например, в Швеции — 30 процентов. Разбежка сильно зависит от внутреннего рынка, но она есть всегда.

Денежный вопрос беспокоит и производителей. Органическому фермеру сложно работать рентабельно. Сейчас фермерам никто материально не помогает, а ведь эта поддержка очень нужна, особенно на начальном этапе, делится мнением глава крестьянского фермерского хозяйства «ДАК» Дмитрий КРЫЛОВ:

— В переходный период, когда обычный фермер переходит на органическое земледелие, снижается урожайность, затраты становятся больше, а выход продукта – меньше. Если получается продать товар по себестоимости, это уже хорошо. Так фермеру надо продержаться три года. Пойти на эти шаги самому, без поддержки, очень сложно, нужно сделать колоссальные затраты и получить меньше, чем получал бы с помощью традиционного земледелия. Это многих останавливает.

Поддержка может быть не только государственной, покупатели тоже могут влиять на ситуацию. К примеру, в США для начинающих фермеров есть так называемая система коробок. Весной, когда фермеру нужны вложения в будущий урожай, потенциальный покупатель может заплатить деньги вперед и весь будущий сезон периодически получать коробку свежих фермерских продуктов.

Нет объединения, которое бы защищало интересы органических фермеров

Ещё один актуальный вопрос — объединение фермеров. Нужна профессиональная ассоциация, которая бы представляла «органиков» в органах власти, в общении с населением и с общественностью. При этом сами фермеры должны подсказать, как сделать лучше, используя европейский и американский опыт.

Не может фермер и выращивать продукцию, и отстаивать свои интересы. Уже сейчас об этом надо задумываться не кому-нибудь со стороны, а фермерам. Центр экологических решений готов стать площадкой, где можно обсудить, какой бы мы хотели видеть ассоциацию, какие функции у неё будут, но инициатива должна идти снизу, — резюмировал Любомир Клепач.

На снимке: (слева направо) – Надежда СОБОЛЕВСКАЯ, Дмитрий КРЫЛОВ и представитель посольства США в РБ Марина КАСПЕРОВИЧ во время одной из дискуссий в ЦЭР о развитии белорусского органического сельского хозяйства

Фото предоставлено Центром экологических решений

 


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Сергей СИДОРСКИЙ, член Коллегии (министр) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК:

    – Для развития интеграции и устранения необоснованных барьеров в торговле необходима передача на наднациональный уровень полномочий по принятию решений о введении запретов и ограничений на взаимные поставки продукции в союзе.

    ЦИФРА

    Минус 43 процента –

    такова, по результатам работы за 2017-й, рентабельность продаж КРС в живом весе в АПК Беларуси. Об этом сообщила «Сельская газета».

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Александр ЛАПОТЕНТОВ: " Просто у нас необычная работа с людьми. И „дворцы“ для коров мы не строим…"

    Так председатель СПК «Колхоз «Родина» Белыничского района Александр Лапотентов (на снимке) объясняет нетипично высокие для аграриев зарплаты и рентабельность хозяйства. Недавно сюда приезжал Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО: подарил легковое авто Geely и наказал всем развиваться по примеру «Родины». Мы узнали, что это значит. И как, например, производство говядины в Беларуси можно сделать прибыльным.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)