СЕЛЬСКИЕ ВЕСТИ

Представитель Минсельхозпрода РБ про особенности белорусского сельхозэкспорта: "Некоторым приходилось продавать ниже себестоимости. А куда деваться?»


Белорусский сельскохозяйственный экспорт в условиях падения цен на ключевые для внешней торговли товары, нефтепродукты и калийные удобрения, становится объектом все более пристального внимания. Растут объемы и, вместе с ними, – давление и внимание к белорусским производителям со стороны конкурентов и проверяющих. О том, как Беларусь планирует отвоевывать рынки и почему производители не желают искать альтернативы привычному российскому рынку, журналистам рассказал начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Беларуси Алексей БОГДАНОВ (на снимке).

Растем и догоняем

«Ежедневно АПК приносит в бюджет валютную выручку на 11 млн долларов. С учетом выходных. Из них 6 млн долларов — продукция предприятий системы Минсельхозпрода», — позитивно начал общение с прессой Богданов.

По итогам января-мая 2016 года предприятия Минсельхозпрода экспортировали продукции на 839,5 млн долларов (минус 5,6% к аналогичному периоду прошлого года). Причем, недобор по сравнению с 2015-м, обусловленный снижением уровня цен, постепенно сокращается — по оперативным данным, за полугодие экспорт достиг 1,056 млрд долларов, что на 4,9% ниже уровня прошлого года.

По базовому прогнозу, уточнил начальник управления, по итогам года выручка от сельхозэкспорта сравняется с прошлогодней, по оптимистичному — вырастет на 5,5%.

Как особо подчеркнул Алексей Богданов, АПК остается одной из немногих отраслей в сфере производства товаров, плюсующей в натуральном выражении. К примеру, за пять месяцев рост экспорта в натуральном выражении обеспечил дополнительную выручку в размере 90 млн долларов. Экспорт молока и молочных продуктов за этот период вырос на 16,1% (на 209 тысяч тонн), мяса и мясопродуктов — на 5,5% (на 3,8 тысяч тонн).

«Впервые за долгие годы по экспорту мяса мы вышли в плюс. Вы помните — мы были закрыты для поставок из-за АЧС в 2013-м году, — отметил собеседник.  – В том числе прирост поставок изделий из мяса и мясных консервов составил 30%, колбасных изделий — 79,6%. Особенно радует — это конечный продукт с высокой добавленной стоимостью, о чем мы постоянно говорили предприятиям — хватит торговать полутушами! Ваша прибыль — это торговля готовыми изделиями».

Небольшой прирост есть по мясу птицы и говядине. Насчет свинины Алексей Богданов пояснил:  «Наконец, сдвинулась с мертвой точки свинина — предусмотренные санитарными и ветеринарными нормами периоды закончились, поставки стали возобновляться. Тут рост — тысячи процентов, скорее, можно говорить о возобновлении экспорта».

Прирост поставок сливочного масла составил — 17,5%, сыра — 36,4%, творога — 11,6%, сухого молока — 10,2%. Снижение есть только по сухому обезжиренному молоку — сырье стараются перенаправить на выпуск продуктов с более высокой добавленной стоимостью, кроме того, сокращение предусмотрено балансами взаимных поставок с Россией.

А. Богданов заверяет: все экспортные поставки белорусской сельхозпродукции имеют положительную рентабельность: по мясу — около 20%, по молочной продукции — от 20 до 40%. При этом в нынешнем году удалось повысить экспортные цены по молоку и мясу в российских рублях. «Благодаря продуманной и грамотной внешней маркетинговой политике», — загодочно улыбался Богданов, не углубляясь в традиционно закрытую тему. К примеру, экспортная цена сыра в российских рублях выросла на 16%, сухого обезжиренного молока — на 26%.

Есть уже позитивные сигналы с мировых рынков — к примеру, в ЕС отмечен рост цен на масло, что производители считают очень благоприятным фактором.

«Окопались — не выковырять»

Отдельная тема внешней торговли в последние годы — диверсификация. На столе у начальника главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода РБ — путеводитель по Австралии из серии «Оранжевый гид». Но шутки, мол, вот и дальше дальней дуги белорусы нацелились, оказываются реальным направлением. «Это от главы Австралийского союза предпринимателей. Целую программу с ним разработали. Вот и книжку дал полистать. Диверсификация у нас идет по многим странам», — рассказал представителям белорусских СМИ Алексей Богданов.

В 2016  году поставки продукции АПК Беларуси осуществлялись в 48 стран, как и в прошлом году. Среди новых направлений в Минсельхозпроде отметили начало поставок белорусской курятины от Дзержинской птицефабрики – через американскую Rastelli Foods Group, Inc – в Кению по программе ООН.

«Проблема диверсификации в том, что на мировом рынке цены ниже, чем наши экспортные цены на рынке ЕАЭС. С учетом кризиса и непростой ситуации, мы стараемся получить максимальную прибыль от экспорта. Поэтому приоритет пока этим рынкам», — уточнил начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода РБ . В настоящее время на рынках СНГ реализуется 95% белорусской экспортной сельхозпродукции. В частности, поставки в Россию за 5 месяцев составили 793,6 млн долларов. По темпам роста на постсоветском пространстве лидирует Украина — здесь восстанавливаются поставки, и объемы выросли уже в 10 раз.

В дальнее зарубежье Беларусь экспортировала продуктов на 14 млн долларов. Здесь серьезный рост показала Румыния (в 3 раза, до 282,6 тысяч долларов), Вьетнам (в 3 раза, на 330 тысяч тонн). На 350 тыс долларов осуществлено поставок в январе-мае 2016 года  в Пакистан. Там прекрасно продается белорусское детское питание от ОАО «Беллакт» — в год планируется отгружать только этой продукции на 1 млн долларов, пояснил Алексей Богданов.

В Китай объемы идут серьезные — 3,3 млн долларов за 5 месяцев, но экспорт упал на 7%, за счет снижения поставок льноволокна, которое стали больше перерабатывать в Беларуси и двукратного падения цен на сыворотку.

В страны дальней дуги, так называемые «новые перспективные рынки сбыта», за пять месяцев экспортировано продукции на 874,6 тысяч долларов. Задание на 2016-й год увеличено в разы — 3,2 млн долларов против 800 тысяч в прошлом году.

«Многие предприятия не дорабатывают на этих направлениях. Не выковырять с российского рынка! Чтобы заставить в Грузию, к примеру, поехать, там национальная выставка будет, надо просто «переламывать» наших производителей, — посетовал Алексей Богданов. — Вот от Могилевской области едет один хлебозавод. А „Бабушкина крынка“ где?» Чиновник подчеркнул, что не призывает производителей поставлять большие объемы на более дешевые рынки («не убыточные», как подчеркивают в Минсельхозпроде), но искать новые возможности и рынки необходимо.

«Почему „Савушкин продукт“ может найти, может экспортировать и в Китай, и в ЕС, и на Филиппины, а другие не могут? Это говорит о неразвитости их внешнеэкономических служб, отсутствии планирования, денег под внешнее маркетинговое продвижение», — растолковал свое видение проблемы  начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода РБ.

Чем грозит белорусскому АПК высокая зависимость от одного рынка?

Она слишком рискованна, уверяют специалисты: любые проблемы перепроизводства, ветеринарные претензии, валютные катаклизмы могут парализовать всю работу. К примеру, цена на мясо птицы в кризис упала — доходила до 1 доллара за килограмм против прежних 2-х. И это при нашей себестоимости – 1,3−1,4 доллара. «Некоторым приходилось продавать ниже себестоимости. А куда деваться? И тогда Дзержинской птицефабрике этот контракт на Кению пришелся очень кстати. Стабильный рынок, хороший объем. И пусть цена на входе на новые рынки невысока — это дает перспективу, уверенность», — резюмировал Алексей Богданов.

Источник фото: www.embassybel.ru


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Александр ЛУКАШЕНКО, Президент Беларуси:

    – Стоит вопрос: надо ли сегодня Беларуси производить значительно больше сельхозпродукции, чем сейчас? Мы не будем форсировать это, потому что продать тяжело. Вы видите, как мы пробиваемся на китайский рынок, диверсифицируем продажи продовольствия по всему миру, чтобы не зависеть от одного российского рынка. Мы идем во все точки для того, чтобы продать то, что мы сегодня производим с избытком…

    ЦИФРА

    1,15 млн т зерна вместе с кукурузой (при плане 1,5 млн т)

    получили аграрии Гродненщины по итогам 2018 года. Об этом сообщил губернатор региона Владимир КРАВЦОВ, докладывая Президенту Александру ЛУКАШЕНКО во время визита последнего в Гродно в октябре.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Белорусские фермеры не готовы работать с торговыми сетями, но покупатели будут искать органик продукты в гипермаркетах

    Только 43,2 процента белорусов осведомлены, что такое органические продукты и чем они отличаются от обычных. Основная часть информированных покупателей, в первую очередь, будет искать такую еду на полках гипермаркетов. И лишь 10% – заказывать на интернет-сайтах. Такие любопытные данные получены в ходе социологического исследования, которое провели в текущем году, по заказу Центра экологических решений (ЦЭР), специалисты Информационно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь. www.agrolive.by побывал на презентации результатов, организованной в Минске.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)