СЕЛЬСКИЕ ВЕСТИ

Зачем вайттоппинг белорусской дороге в глубинке?


Белорусские дорожники вот-вот проведут не совсем обычный для наших широт ремонт сразу на трех опытных участках – в Минском, Гродненском, Могилевском районах. Планируется впервые применить американскую технологию whitetopping (вайттоппинг). В чем ее суть и какие выгоды сулит ее применение в наших условиях? Обо всем этом корреспондент «Республиканской строительной газеты (РСГ)» разузнала у Вячеслав ЯРОМКО, Заслуженного деятеля науки Республики Беларусь, доктора технических наук, профессора, главного научного сотрудника дорожного управления ГП «БелдорНИИ».

– Вайттоппинг – это технология, которая предусматривает ремонт изношенных асфальтобетонных покрытий слоями цементобетона, – сразу же ввел в курс дела эксперт.

– Вячеслав Николаевич, насколько мне известно, применение ее в Беларуси пойдет в русле общей тенденции – нужно ведь продукцию модернизированных цементных заводов активнее задействовать в строительстве и ремонте дорог?

Да, есть такой актуальный вопрос – куда девать цемент после модернизации трех предприятий. Внутри страны мы можем использовать порядка 4-4,5 миллионов тонн. А замахнулись на производство 10 миллионов. (Фактически сейчас производится не более 6 миллионов тонн в год). Но, все равно, 1,5-2 миллиона тонн необходимо где-то использовать.

Если мысленно вернуться в советские времена, то мы тогда делали уже цементобетонные покрытия, но не хватало под это дело цемента. Нам, дорожникам, просто не выделялось столько, сколько хотели задействовать.

– Но ведь вайттоппинг – американская технология. Получается, заимствуем зарубежный опыт?

В США технология появилась более 70 лет назад. Используется, к слову, для ремонта вовсе не хайвэев, а дорог более низкого класса. Наши специалисты подступались к тому же. Но недостаток цемента не позволял широко задействовать вайттоппинг раньше. А теперь, можно сказать, белорусские дорожники с оптимизмом восприняли модернизацию цементной индустрии Беларуси. Ведь срок службы цементобетонных дорог в 2,5 раза дольше, чем асфальтобетонных.

– Когда созрела идея приспособить данную технологию для ремонта белорусских дорог?

Замена цементом асфальтобетона при ремонте – перспективна. Обычно асфальтированные дороги мы ремонтируем с помощи асфальтобетона, то есть асфальтом по асфальту. Вайттоппинг же в буквальном переводе означает – «белое по черному». По темному асфальту укладывается светлый слой бетона. В Беларуси дорог с асфальтобетонным покрытием – порядка 40 тысяч км. Точной цифры, сколько из асфальтированных магистралей на сегодня нуждается в ремонте, у меня нет, но, думаю, примерно 20-30%.

В 2014 году, когда Президент Беларуси Александр Лукашенко посещал строительство первого участка второй кольцевой дороги вокруг Минска, была поставлена задача – активнее использовать наш отечественный цемент. Причем, по двум направлениям – в строительстве новых дорог (вторая кольцевая вокруг Минска строится третий год, один участок, в 47 км, сдан в эксплуатацию в 2015 году). Там – уже цементобетонное покрытие, по-новому все делается. Сейчас ведутся работы на втором участке, протяженностью 44 км, в 2016 году они должны быть закончены.

Планируется как можно больше использовать цементобетона в «одежке» даже улиц, дорог местного значения. А в плане ремонта решили, что нужно попробовать делать так, как за рубежом. Тут вайттоппинг – нам в подмогу… 

– В чем преимущества вайттоппинга?

– Основное преимущество – в более длительных, примерно в 1,5-2 раза, сроках службы дорожного покрытия после ремонта. Себестоимость? Да, первоначальная стоимость ремонта с применением технологии вайттоппинг может быть выше. Но, с учетом так называемых приведенных затрат, это окажется более выгодным.

Знаю, что в районе поселка Самохваловичи Минского района будет один из первых опытных участков, отремонтированных с применением технологии вайттопинг?

Верно! Протяженность его 1100 метров. Расположен на дороге четвертой категории, шириной 6 метров (это местная автодорога). Направление – от Самохваловичей на Мариполь. Его выбрал заказчик – «Минскоблдорстрой». К слову, задание подобрать такие участки было дано всем областям, но пока определились только три – столичная, Гродненская, Могилевская. В двух других областях подобраны участки в Гродненском и Могилевском районах, протяженностью каждый от 1,5 до 2 км.

В 2016 году необходимо выполнить такие работы на всех трех участках. Сейчас ведется их обследование, составление проектной документации. Наш институт будет вести научно-техническое сопровождение этих работ. Финансирование планируется за счет областных бюджетов. Точнее, за счет имеющихся в каждой области дорожных фондов. Думаю, удастся в каждом регионе изыскать средства, чтобы выполнить задание Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь и отремонтировать с применением технологии вайттопинг по опытному участку дороги. А затем возможно и более широкое применение. Надеемся, посмотреть готовый участок в районе Самохваловичей можно будет к концу лета текущего года.

МНЕНИЯ ПО ТЕМЕ

Почему в Беларуси стремятся расширить использование бетона для обустройства и ремонта автомобильных дорог? При соблюдении необходимых технологических условий укладки бетона гарантийный срок на подобные дороги доходит до 25 лет при максимуме в 10 лет на асфальтное покрытие.

Немаловажный аспект, который особо отметил Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО, заключается в одновременном снижении потребности в дорогостоящем импортном сырье (битуме) и повышении загрузки модернизированных в Беларуси цементных заводов.

Использование бетона при ремонте местных автомобильных дорог, в том числе проселочных, не потребует дорогостоящей сложной техники. 17 июля 2014 года, во время заседания выездного штаба по вопросам строительства второй кольцевой дороги вокруг Минска, вице-премьер Республики Беларусь Анатолий КАЛИНИН высказал такое мнение: «Мы связываем объемы производства цемента с таким масштабным строительством, как обустройство бетонных дорог повсеместно на территории Беларуси. Это положительно скажется на финансовых результатах цементных заводов". Он отметил: республика располагает всеми сырьевыми материалами, включая цемент, песок, щебень, гравий. "Применяются незначительные объемы добавок для эластичности и прочности бетона, но это небольшая доля импорта", — отметил Анатолий Калинин.

На снимке: общий вид дороги в США, отремонтированной по технологии whitetopping (вайттоппинг)

Фото из личного архива В. Яромко


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Николай СИЛИН, председатель Минской областной Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств:

    – Не повторится ли прошлогодняя ситуация с нехваткой белорусских яблок в белорусских же торговых сетях? Сегодня никто не даст вам гарантии неповторения: продолжается старая практика, при которой фермеры-яблочники просто не могут сдать продукцию. Даже тому же УП "Партизанское", имеющему хранилище, но заполняющему польским яблоком эти самые мощности для хранения.

    ЦИФРА

    Более 40% расходов бюджета на экономику Беларуси

    в первом полугодии 2019-го израсходовано на поддержку сельского хозяйства. Такую информацию обнародовал Телеграмм-канал «БелСелХоз» со ссылкой на доклад «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь», опубликованном на сайте Минфина.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    А. ЛУКАШЕНКО: «Справедливость должна лежать в основе всех действий местной «вертикали» власти»

    Об этом Президент Беларуси заявил 19 августа 2019 года, согласовывая назначение руководителей местных органов власти, сообщило БЕЛТА.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)