СЕЛЬСКИЕ ВЕСТИ

Зачем вайттоппинг белорусской дороге в глубинке?


Белорусские дорожники вот-вот проведут не совсем обычный для наших широт ремонт сразу на трех опытных участках – в Минском, Гродненском, Могилевском районах. Планируется впервые применить американскую технологию whitetopping (вайттоппинг). В чем ее суть и какие выгоды сулит ее применение в наших условиях? Обо всем этом корреспондент «Республиканской строительной газеты (РСГ)» разузнала у Вячеслав ЯРОМКО, Заслуженного деятеля науки Республики Беларусь, доктора технических наук, профессора, главного научного сотрудника дорожного управления ГП «БелдорНИИ».

– Вайттоппинг – это технология, которая предусматривает ремонт изношенных асфальтобетонных покрытий слоями цементобетона, – сразу же ввел в курс дела эксперт.

– Вячеслав Николаевич, насколько мне известно, применение ее в Беларуси пойдет в русле общей тенденции – нужно ведь продукцию модернизированных цементных заводов активнее задействовать в строительстве и ремонте дорог?

Да, есть такой актуальный вопрос – куда девать цемент после модернизации трех предприятий. Внутри страны мы можем использовать порядка 4-4,5 миллионов тонн. А замахнулись на производство 10 миллионов. (Фактически сейчас производится не более 6 миллионов тонн в год). Но, все равно, 1,5-2 миллиона тонн необходимо где-то использовать.

Если мысленно вернуться в советские времена, то мы тогда делали уже цементобетонные покрытия, но не хватало под это дело цемента. Нам, дорожникам, просто не выделялось столько, сколько хотели задействовать.

– Но ведь вайттоппинг – американская технология. Получается, заимствуем зарубежный опыт?

В США технология появилась более 70 лет назад. Используется, к слову, для ремонта вовсе не хайвэев, а дорог более низкого класса. Наши специалисты подступались к тому же. Но недостаток цемента не позволял широко задействовать вайттоппинг раньше. А теперь, можно сказать, белорусские дорожники с оптимизмом восприняли модернизацию цементной индустрии Беларуси. Ведь срок службы цементобетонных дорог в 2,5 раза дольше, чем асфальтобетонных.

– Когда созрела идея приспособить данную технологию для ремонта белорусских дорог?

Замена цементом асфальтобетона при ремонте – перспективна. Обычно асфальтированные дороги мы ремонтируем с помощи асфальтобетона, то есть асфальтом по асфальту. Вайттоппинг же в буквальном переводе означает – «белое по черному». По темному асфальту укладывается светлый слой бетона. В Беларуси дорог с асфальтобетонным покрытием – порядка 40 тысяч км. Точной цифры, сколько из асфальтированных магистралей на сегодня нуждается в ремонте, у меня нет, но, думаю, примерно 20-30%.

В 2014 году, когда Президент Беларуси Александр Лукашенко посещал строительство первого участка второй кольцевой дороги вокруг Минска, была поставлена задача – активнее использовать наш отечественный цемент. Причем, по двум направлениям – в строительстве новых дорог (вторая кольцевая вокруг Минска строится третий год, один участок, в 47 км, сдан в эксплуатацию в 2015 году). Там – уже цементобетонное покрытие, по-новому все делается. Сейчас ведутся работы на втором участке, протяженностью 44 км, в 2016 году они должны быть закончены.

Планируется как можно больше использовать цементобетона в «одежке» даже улиц, дорог местного значения. А в плане ремонта решили, что нужно попробовать делать так, как за рубежом. Тут вайттоппинг – нам в подмогу… 

– В чем преимущества вайттоппинга?

– Основное преимущество – в более длительных, примерно в 1,5-2 раза, сроках службы дорожного покрытия после ремонта. Себестоимость? Да, первоначальная стоимость ремонта с применением технологии вайттоппинг может быть выше. Но, с учетом так называемых приведенных затрат, это окажется более выгодным.

Знаю, что в районе поселка Самохваловичи Минского района будет один из первых опытных участков, отремонтированных с применением технологии вайттопинг?

Верно! Протяженность его 1100 метров. Расположен на дороге четвертой категории, шириной 6 метров (это местная автодорога). Направление – от Самохваловичей на Мариполь. Его выбрал заказчик – «Минскоблдорстрой». К слову, задание подобрать такие участки было дано всем областям, но пока определились только три – столичная, Гродненская, Могилевская. В двух других областях подобраны участки в Гродненском и Могилевском районах, протяженностью каждый от 1,5 до 2 км.

В 2016 году необходимо выполнить такие работы на всех трех участках. Сейчас ведется их обследование, составление проектной документации. Наш институт будет вести научно-техническое сопровождение этих работ. Финансирование планируется за счет областных бюджетов. Точнее, за счет имеющихся в каждой области дорожных фондов. Думаю, удастся в каждом регионе изыскать средства, чтобы выполнить задание Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь и отремонтировать с применением технологии вайттопинг по опытному участку дороги. А затем возможно и более широкое применение. Надеемся, посмотреть готовый участок в районе Самохваловичей можно будет к концу лета текущего года.

МНЕНИЯ ПО ТЕМЕ

Почему в Беларуси стремятся расширить использование бетона для обустройства и ремонта автомобильных дорог? При соблюдении необходимых технологических условий укладки бетона гарантийный срок на подобные дороги доходит до 25 лет при максимуме в 10 лет на асфальтное покрытие.

Немаловажный аспект, который особо отметил Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО, заключается в одновременном снижении потребности в дорогостоящем импортном сырье (битуме) и повышении загрузки модернизированных в Беларуси цементных заводов.

Использование бетона при ремонте местных автомобильных дорог, в том числе проселочных, не потребует дорогостоящей сложной техники. 17 июля 2014 года, во время заседания выездного штаба по вопросам строительства второй кольцевой дороги вокруг Минска, вице-премьер Республики Беларусь Анатолий КАЛИНИН высказал такое мнение: «Мы связываем объемы производства цемента с таким масштабным строительством, как обустройство бетонных дорог повсеместно на территории Беларуси. Это положительно скажется на финансовых результатах цементных заводов". Он отметил: республика располагает всеми сырьевыми материалами, включая цемент, песок, щебень, гравий. "Применяются незначительные объемы добавок для эластичности и прочности бетона, но это небольшая доля импорта", — отметил Анатолий Калинин.

На снимке: общий вид дороги в США, отремонтированной по технологии whitetopping (вайттоппинг)

Фото из личного архива В. Яромко


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Алексей ГОРДЕЕВ, вице-премьер Российской Федерации:

    – У нас возникает перепроизводство зерна, это уже очевидно. 2017-й достаточно явно это показал, ведь впервые в истории страны, в рамках сельскохозяйственного года, на экспорт было отправлено более 50 миллионов тонн зерна. При этом мы видим, сколько не используется продуктивной пашни в стране. И когда начинаем обсуждать тему штрафов и отъема земли у нерадивых сельхозпроизводителей, то, конечно, корень зла здесь экономический: ты производишь продукцию, а она никому не нужна, отсюда пустеет земля…

    ЦИФРА

    В 58 стран мира

    за 5 месяцев 2018 года поставили продукцию предприятия Минсельхозпрода РБ. Это на три страны больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, сообщило БЕЛТА со ссылкой на начальника главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Алексея БОГДАНОВА.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Почти спортивная экзотика, или О создании в полесской глубинке бейсбольного клуба

    «Однажды известного бейсболиста Дерека Джитера спросили, каково это – играть в лучшей команде мира. Он ответил: «Не знаю. Я никогда не играл за «Логишинских волков», – шутят бейсболисты из городского поселка Логишин, что под Пинском.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)