СЕЛЬСКИЕ ВЕСТИ

Мнение. «Война пустых кастрюль»: ИП против правительства


Конфликт между ИП и государством длится несколько лет. Рано или поздно, правительство должно было «поставить точку». И оно пошло на этот шаг в конце 2015-го. В январе 2016-го индивидуальные предприниматели стали массово закрываться, обвиняя во всех грехах руководство республики. Но так ли идеальны сами ИПэшники? Может, им тоже следует задуматься над тем, что пришло время изменить подходы к работе?

О том, что мешает индивидуальным предпринимателям договориться с белорусскими производителями, рассуждает Елена КОВАЛЕВА (на снимке), экс-пресс-секретарь министра торговли Беларуси.

«Романтические» заблуждения ИП

Белорусы привыкли жить в неизменном мире. И это -- главная причина, которая мешает им быстро меняться. А современная действительность такова, что перестраиваться приходится «на марше». Не способен либо не хочешь – прощайте, бизнес и стабильность семейного бюджета.

Как бы долго ни протестовали индивидуальные предприниматели, но себя и семьи им кормить все-таки придется. А, значит, отложить в сторону недовольство правительством и изменившимися «правилами игры». И когда они это смогут сделать, придет осознание того, что белорусские производители -- не худшая возможность заработать деньги для семьи. Но для того, чтобы установить «контакт», необходимо понять и принять условия работы.

Как считает директор фабрики обуви «Боттичелли» Наум Кац, производителям и индивидуальным предпринимателям необходимо лучше понимать особенности работы друг друга и считаться с ними.

ИП – мелкий закупщик, ему требуется продукция сразу на складе и в разнообразном ассортименте. Ошибка предпринимателей в том, что они воспринимают белорусские фабрики и заводы как крупных оптовиков, а это не так. Успешному производителю требуется реализовать товар до февраля. Но проблема в том, что мелкорозничным торговцам продукция необходима лишь в марте, когда непосредственно начинается пик продаж. Предприниматели не могут себе позволить роскошь, чтобы товар, приобретенный у производителя, более месяца просто пылился либо на полках, либо в складских загашниках. Если это происходит – предприниматель несет убытки, его семья остается без устойчивого дохода.

Привычка получать товар и сразу же выставлять его на полки у мелких розничных торговцев появилась не сразу. Она была сформирована годами выживания в белорусских экономических условиях, когда им приходилось мотаться за товаром то в Польшу, то в Украину, то в Москву. И везде они могли приехать, закупиться, потом вернуться в Беларусь и сразу же начинать торговать.

С белорусским производителем эта «фишка» не пройдет. Но обижаться на отечественные фабрики и заводы не стоит – приехать на крупное китайское предприятие и сразу же получить товар ведь тоже невозможно. С продукцией белорусских производителей необходимо знакомиться заранее и заблаговременно подавать заявки, а не обращаться в последний момент, когда уже все модели зарезервированы, и товара на складах почти не осталось. Российские закупщики белорусской продукции всегда подают на нее заявки заблаговременно. Так почему же эта процедура так возмущает местных индивидуальных предпринимателей?

Закупиться «под завязку» розничные торговцы могут лишь у посредников-перекупщиков. Такую возможность белорусские ИПэшники имели в Москве, откуда, в основном, и ввозился дешевый китайский товар для торговли в многочисленных павильонах по всей Беларуси.

Так, может быть, в Беларуси следовало бы создать специальный центр продукции белорусских производителей, в который предприниматели могли бы подавать заявки на необходимую продукцию. А уж работники центра и стали бы тем самым посредническим звеном между производителем и мелкими розничными торговцами.

Предпринимателей можно понять в том плане, что они не обязаны бегать по каждому предприятию, выясняя условия закупок продукции. Необходим сайт, на котором эти условия и продукция, имеющаяся в наличии, будут «вывешиваться» централизованно. Собственником такого сайта должен стать, опять же, специализированный посреднический центр, который можно было бы назвать, например, «Центр белорусской логистики». В создании такого центра министерства торговли и экономики должны принимать непосредственное участие!

Еще одна частая причина «нытья» отечественных предпринимателей – предоплата, которую от них за свой товар требуют производители. Но в этом розничные торговцы лукавят. В Москве без предоплаты товар им тоже не отпускали. И нигде в мире не отпустят! Потому, что везде у производителей, как минимум, имеются сотрудники, которым необходимо платить за работу (не считая прочих затрат производителя, которые ему приходится возмещать через продаваемую продукцию для того, чтобы выжить).

В чем неправы производители?

ИП почти наотрез отказываются работать с отечественными производителями, считая, что белорусские заводы и фабрики отстали в своем развитии от западных коллег, да на добрый десяток лет. И эти упреки со стороны ИП в адрес различных производителей не так уж беспочвенны. Белорусским заводам и фабрикам тоже имеет смысл пересмотреть некоторые подходы в работе.

Например, среди недостатков предприятий легкой промышленности известный модельер Саша Варламов в одном из своих интервью назвал устаревший модельный ряд и неспособность производителей быстро реагировать на последние модные тенденции. С дизайнером сложно не согласиться. Если сравнить одежду, которую мы видим в бутиках, с той, что предлагают продавать производители индивидуальным предпринимателям, отставание в актуальности моделей наблюдается не меньше, чем в 2-3 (!) сезона.

У современного покупателя -- не только широкий выбор, но и множество соблазнов. Купить приличные вещи можно при любом семейном бюджете. Бутики обновляют ассортимент каждые два-три месяца, нереализованный товар продается со значительными скидками. Часто цена на вещь «срезается» наполовину. Привередливый белорусский покупатель предпочитает вещь в тренде сезона из бутика, а не то, что вышло из моды почти полгода назад -- от белорусского производителя.

Еще одна проблема фабрик и заводов республики – завышенные цены на продукцию и часто некачественное сырье. Даже если модель изначально и обладает оригинальным дизайном… Беда в том, что вещь от белорусского производителя теряет товарный вид уже после нескольких «выходов в свет». К сожалению, в республике до сих пор не появилось предприятие, которое могло бы полностью удовлетворить потребность фабрик легкой промышленности в качественных и недорогих тканях. Производители одежды вынуждены закупать за границей дешевые ткани, чтобы удержать себестоимость на продукцию в «приличных рамках». И эти ткани, к сожалению, не отличаются высоким качеством.

Отечественные производители также страдают гигантизмом. На многих фабриках и заводах до сих пор не осознали, что Беларусь – маленькая страна. Население республики, особенно его женская часть, совершенно не мечтает ходить в одинаковых платьях, юбках! Соответственно, модели необходимо шить ограниченными партиями, постоянно обновляя модельный ряд.

Отечественные производители лукавят, когда предлагают ИП приобретать продукцию по тем же ценам, по которым она отдается на реализацию в магазины. Мелким розничным торговцам необходимо делать скидки. Сегодня продукция, которую предлагается взять на реализацию ИП, отдается им по ценам почти на 40% превышающим те цены, по которым этот же товар отправляется на экспорт. И пока для ИП белорусские производители не введут скидки, приближенные к себестоимости продукции, продавать их товар мелким розничным торговцам будет невыгодно. А уж лучше отдать продукцию ИП, даже по себестоимости, чем «томить» ее на складе. Грамотный руководитель-хозяйственник не станет «гноить» продукцию своего предприятия на складах!

Правительству пора отказаться от роли «надсмотрщика»

Индивидуальные предприниматели – мощнейшая сила. Но с ней белорусским производителям необходимо научиться ладить, как, впрочем, и правительству. А пока складывается впечатление, что Совет Министров, индивидуальные предприниматели и белорусские производители живут в… разных государствах. Несмотря на то, что население Беларуси славится толерантностью, в последние несколько лет тут практически разучились договариваться друг с другом.

Позиция «надсмотрщика» -- вместо посредника -- республиканского правительства удивляет вдвойне. От взаимной неприязни, неспособности договориться лучше жить не станет никто. Индивидуальным предпринимателям не на что будет кормить свои семьи, продукция белорусских производителей продолжит «гноиться» на складах, а правительство недополучит доход в казну в виде налоговых поступлений. Так, может быть, пора договориться, а не вести себя на всех уровнях, как дети в дворовой песочнице?..

Фото из личного архива Елены Ковалевой

 


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Владимир ЛОГИНОВ, главный научный сотрудник Института природопользования НАН Беларуси, академик:

    – Иногда человек преувеличивает свою роль в изменении климата. Как раз естественные факторы, а, точнее Мировой океан через водяной пар, может, к примеру, модулировать температуру. Влиять на нее таким образом. И тут уже мы не при чем. Это естественный фактор изменения климата. Так было и так будет.

    ЦИФРА

    50-70%

    составляет достоверность прогноза погоды от Белгидрометцентра. Такие данные озвучил Александр Лукашенко 11 мая, во время очередного дня назначений. Он поручил Администрации Президента разобраться с работой синоптиков.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    «Дохнут свиньи, сдохнет комплекс, а нам потом на что жить?»

    «Они не едят по четыре дня, вообще. Только подойдешь — визжат как резаные и стучат зубами, а потом -- ложатся и тихо умирают. Невозможно смотреть на это», -- вздыхают работники ОАО «Селекционно-гибридный центр «Заречье» Рогачевского района.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)