СЕЛЬСКИЙ ПРИЛАВОК

Председатель правления райпо – покупателям: «Либо поднимайте товарооборот в сельмаге, либо мы его готовим к закрытию…»


Нужны или нет в сельской глубинке стационарные магазины? Или кое-где можно обойтись автолавками? В деревне Старые Рязанцы Мстиславского района, видимо, скоро закроют магазин, который кажется местному райпо… обузой. Вместо нее торговли сельчанам обещают автомагазин на колесах, поведала AGROLIVE.by пенсионерка Мария Мантыцкая. И пояснила, почему такой вариант отнюдь не привел в восторг местных покупателей:

— В нашей деревне сегодня живет около сорока человек. И мы все довольны нашим магазином. Раньше был тут постоянный продавец, а как вышел на пенсию, магазин закрыли… К нам стала ездить автолавка. Зима, мороз под тридцать градусов, а мы всё стоим, ждем ее, чтобы не пропустить, бывало, и не один час приходилось караулить. Намерзались страшно, чтобы купить необходимые продукты. А приедет автолавка – хлеб зачастую черствый, колбаса — не самая лучшая. Бывало, даже с истекшим сроком годности привезут. Может, то, что в райцентре с прилавков не раскупили? В общем, намучились. И как же мы обрадовались, когда нашелся продавец в магазин – Елена Сазонова. Женщина сама — вежливая, опрятная, к нам, пожилым людям, внимательная. У нее всегда — приемлемый товар и чистота на прилавках. А теперь услышали, что райпо собирается закрыть наш магазин и снова пустить автолавку. Якобы — не выгодно сельмаг содержать. Но почему?! Продавец план перевыполняла.

По словам покупательницы, зарплату Сазоновой большую не платят – она всего лишь на полставки работает. Максимум — шестьсот тысяч рублей зарабатывает.

— В сельсовете, куда мы обратились, чтобы к нам пригласили представителей райисполкома или райпо, хотя бы, пояснить ситуацию – нам ничем не помогли, — сетует Мария Мантыцкая. — Так никто и не появился. Звонили в райпо с конкретным вопросом. Вот, автолавка ведь приезжает в то время, когда люди на работе. Ладно, мы, пенсионеры, дома сидим. А остальные? На что нам ответили, что остальные, когда им надо будет, пусть в поселок Новые Рязанцы едут отовариваться. Почему же к нам, сельским покупателям, такое отношение? Ведь этот магазин нужен, он без дела не простаивает?

Елене Саперовой, председателю правления Мстиславского райпо, AGROLIVE.by первым делом задал такой вопрос:

— Скажите, действительно ли решено закрывать магазин в деревне Старые Рязанцы?

— Да, я в курсе, что сельчане жалуются. Говорила с ними неоднократно, и даже приезжала в деревню, пообщаться, выяснить, что думают покупатели, – ответила Елена Михайловна. — В этом магазине довольно низкий товарооборот. В месяц — 10-12, а надо — хотя бы 25 миллионов рублей. Даже летом не получался такой товарооборот. А райпо ведь нужно из чего-то выплачивать хорошую среднюю зарплату своим работникам? Того же кочегара, который в магазине в Старых Рязанцах, содержать. Заведующая говорит, что реализация там слабенькая. Неужели сельчане закупаются только в местном магазине? Тем более, в поселке Новые Рязанцы, до которого максимум полтора километра от деревни, мы открыли новый магазин. Там намного больше товара. Видимо, многие ездят туда, закупаются? Я сказала прямо: либо поднимайте товарооборот в местном магазине, либо мы его планируем на закрытие. Во втором случае, конечно же, пустим автолавку.

— Но ведь покупатели остались недовольны тем, как их обслуживала прошлогодняя автолавка? Не всегда устраивало качество продуктов, например. Сельчане «подозревают», что им привозили не распроданный в городе товар, — интересуемся дальше у руководителя Мстиславского райпо.

— Товар, не распроданный в городе? Неправда! Закупаем и доставляем на село не залежавшийся где-нибудь товар, стараемся больше поставок делать напрямую от предприятий. Никто ж не заявляет, что та же привезенная в Старые Рязанцы колбаса сделана ну… прямо сегодня! Но на базе срок реализации ее составляет 30 суток. Все автолавки района работают напрямую с колбасным цехом и хлебозаводом. И если продукты не раскупаются, то в этот же день их завозят на возврат. Чтобы утром получить, к примеру, свежий хлеб. Кстати, по хлебу ситуация такая: сельчане все чаще и больше требуют у продавцов автолавок самый дешевый хлеб, тот, что без упаковки. Его еще «кирпичиком» в народе называют. Но даже у свежего «кирпичика» в дороге твердеет корочка. Особенно зимой – из-за перепадов температуры. Но это не значит, что хлеб – несвежий! Сельчанам я сама много раз говорила, что выгоднее взять хлеб в упаковке. Да, он немного дороже, но хранится дольше.

— Вопросы возникали и по графику приезда автолавки. Люди волнуются, что опять придется мерзнуть на морозе, дожидаясь машины. Говорят, часто автолавка опаздывает. А те, кто работают, сетуют на неудобное для них время приезда магазина на колесах, — и такой аспект проблемного вопроса обсуждаем с руководителем Мстиславского райпо.

— В прошлом году автолавка была действительно хуже, часто ломалась, — соглашается Елена Саперова – Теперь же райпо закупило четыре новые машины с холодильными камерами. Думаю, проблем по соблюдению графика не будет. Дороги там неплохие. Есть небольшой участок по пути, который иногда размывало дождями. Тогда машина задерживалась, но ненадолго. Сразу же вызывали дорожников.

По словам собеседницы, ей лично на неудобное время приезда автолавки никто из работающих покупателей не жаловался. Вопрос закрытия возможного сельмага Саперова обсуждала только с пенсионерами.

— Да, я понимаю людей, но пусть они поймут и нас. Не хотим конфликтов. Стараемся решить вопрос, чтобы обе стороны оказались с выгодой. Пока по магазину в Старых Рязанцах, его дальнейшей судьбе точного ответа дать не можем. Я отправила документы в райисполком на рассмотрение. По его итогам будем решать. Но даже если и закроем магазин, то автолавка будет приезжать в деревню строго по графику, два раза в неделю. Машина, правда, может задерживаться — надо ж учитывать, что для нее на день расписано 11 населенных пунктов, — подытожила Елена Саперова.

На снимке: это фото сделано не в Мстиславском районе… Однако много где по республике можно встретить райповские торговые точки с такими вот говорящими и ко многому, согласитесь, обязывающими названиями! Они напоминают о том, что в первую очередь, все-таки, система потребкооперации должна заботиться о покупателе из глубинки. А вот заботиться ли? Или, все же, на первое место ставит собственное процветание?

Фото AGROLIVE.by


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Григорий РАПОТА, госсекретарь Союзного государства Беларуси и России:

    – Особую озабоченность и споры вызывает вопрос допуска белорусских сельхозпродуктов на российский рынок. При этом стабильно в структуре белорусских поставок в Россию ведущее место занимают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 35 процентов. Более того, последние три года, несмотря на кипящие страсти, уровень поставок сельскохозяйственной продукции в Россию сохраняется на неизменно высоком уровне.

    ЦИФРА

    В 1,5 раза в 2017 году

    вырос экспорт сельскохозяйственной продукции из Беларуси в страны Евросоюза, сообщил министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид ЗАЯЦ на пресс-конференции в пресс-центре БЕЛТА.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Проблемы небольшого аграрного района в Беларуси: работы нет, но люди терпят

    За день до визита Александра ЛУКАШЕНКО (в ноябре 2017 года – Прим. www.agrolive.by) на центральной улице Буда-Кошелево смешались техника и люди. В воздухе – запах краски, рев болгарок и шорох щеток по асфальту.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)