СЕЛЬСКИЙ ПРИЛАВОК

Жирное молоко — для жирных кошельков

Корова языком слизала
Почему молочные заводы Беларуси сократили выпуск так называемой социальной продукции, с низким процентом жирности? Куда запропастилась дешевая «молочка» в некоторых регионах страны? Этим вопросом еще в середине декабря прошлого года задались многие белорусы. Особенно озадачились сельчане, для которых разница в тысячу-полторы рублей на литр — существенна.

При этом о дефиците никто не говорит: молока на прилавках предостаточно, да только оно то уж больно жирное – более 3,5 процента, то с йодом, кальцием и прочими полезностями. Как известно, молоко жирностью более 3,5 процента и с различными добавками уже не относится к социально значимым товарам. Следовательно, цены на такой продукт не регулируются, и производитель вправе поднять его стоимость. Даже если жирность и «подросла» всего на десятую долю процента — с 3,5 социально значимого до 3,6 уже с нерегулируемой ценой, цена уже может отличаться порой в два (!) раза.

Вот что рассказали в сельмаге деревни Новые Зеленки Червенского района. Сюда поступает молоко ОАО «Клецкая крыначка» жирностью 3,2 процента по цене 2500 рублей за литр, слуцкое — тоже 3,2-процентное, но уже с кальцием – по 3400, а с йодом – по 4700 рублей за литр. А вот молоко минского гормолзавода №1 (ГМЗ №1) здесь предлагают уже с 3,6 процента жирности по 4950-5050 рублей за 0,95 литра.

Аналогичная ситуация в Крупском районе, где сельчане могут купить клецкое молоко жирностью 3,2 процента по 3940 рулей за литр, но чаще 3,6-процентное борисовское — по 4690.

— А ведь бывает и того дешевле, когда жирность ниже двух процентов – и люди это знают. Пенсионеры постоянно жалуются, требуют дешевое молоко, — рассказывает продавец автолавки Крупского райпо Галина Синяк.

— Мы тоже недовольны. Как понимать, что ГМЗ№1, который закупает у нас же молоко, а предлагает его потом в нашем магазине дороже, чем другие производители? – это уже мнение жительницы деревни Правда Червенского района Раиса Колтович.

И, вроде, претензии производителю особо не предъявишь: дороже предлагают ведь лучшее молоко — оно, если верить этикетке, получается и жирнее, и полезнее, так как содержит множество добавок для укрепления здоровья. Но ведь потребители имеют право на выбор? Раньше те, у кого кошелек потоньше, прекрасно обходились обычным молоком, не обогащенным кальцием и «не удороженным» лишними процентами жира. А сейчас? Чтобы «добыть» дешевое молоко, в магазинах люди выстраиваются в очереди еще до долгожданного привоза, дорогое же — брать не хотят.

— Мне врачи строго-настрого запретили пить молоко, жирность которого выше полутора процентов. Когда-то в наших магазинах такого молока не было совсем. Потом появилось, и как же мы, люди с букетом хронических болезней, радовались. Это было спасение! А теперь, что ли, снова возвращаемся к тому же? – говорит пенсионерка из Червеня Зоя Степановна.

— Мы вынуждены заказывать молоко с разным процентом жирности, чтобы выдержать ассортимент. Правда, продукт с низким процентом привозят редко и небольшими партиями. С одной стороны, мы бы и рады торговать более дорогим молоком – у него и срок годности больше, что удобнее для торговли. Но люди жалуются, не хотят покупать молоко по такой цене, — объясняет ситуацию заведующая магазином в деревне Новые Зеленки Людмила Платоновна.

В январе и феврале 2012-го найти дешевое молоко в торговой сети становится все сложнее. А производители предлагают новые продукты. В результате, глядя на сегодняшние молочные витрины, начинаешь думать, что люди стали жить заметно лучше: могут позволить себе изыски. А ведь новинки в первую очередь бьют по карману именно малообеспеченных сельских пенсионеров, которые не могут найти социальное молоко в своих сельмагах. К слову, в Крупском райпо это объяснили тем, что ОАО «Борисовский молочный комбинат» поставляет этот продукт в малом объеме. Ссылаясь на то, что и самому Борисову произведенной продукции не хватает.

Давайте разберемся: почему дешевое молоко в дефиците? В кризисной ситуации правительство стало регулировать цены на социально значимые товары, к которым относится и молоко до 3,5 процента жирности без добавок, что означало невозможность для производителей поднимать цены на подобные продукты. Но чтобы не терять прибыль, некоторые из переработчиков быстро нашли выход: просто сократили производство таких продуктов, переориентировавшись на не социально значимые, цены на которые можно поднимать. Так, на прилавках стало все чаще появляться молоко с йодом, кальцием, 3,6 процентной жирности. А также — 10-11-процентный творог и 26-процентная сметана.

Контролирующие органы Беларуси, конечно, следят за ситуацией, не раз призывали уже к ответу молочников-переработчиков. Так, на днях на коллегии управления торговли Брестского облисполкома с участием министра торговли Беларуси Валентина Чеканова центральным стал вопрос продажи молока. Только в системе потребкооперации в пяти районах области заявки на поставку социально значимого молока выполняются лишь на 50-60 процентов, тогда как спрос на такое молоко вырос в несколько раз. Выяснилось, что в некоторых районах покупатели моментально разбирают свежий привоз, покупая до 10-ти литров молока (!) на руки.

По мнению представителей концерна «Брестмясомолпром», это вызвано выгодными, с точки зрения возможного вывоза за границу, ценами. Ведь у нас пакет социального молока стоит в пределах трех тысяч, тогда как на Украине — более 10 тысяч белорусских рублей. При этом серьезные убытки несут как молочные заводы, так и казна региона. Логический выход – повышение цены, но тогда материально пострадают сами белорусы. Министр торговли отметил, что в ряде регионов Беларуси вводятся, как принято говорить, непопулярные меры. Например, на Витебщине негласно ограничивают отпуск дешевого молока в одни руки.

Принятые местными органами власти меры по закреплению торговых объектов за перерабатывающими предприятиями и определение объемов поставок все равно не позволили в полной мере удовлетворить потребность покупателей в социально значимых товарах. Об этом рассказали «БН» в управлении контроля потребительского рынка Комитета государственного контроля Минской области. Так, на Минщине по-прежнему выявляют факты отсутствия в продаже социально значимой молочной продукции. Например, ОАО «Борисовский молочный комбинат» систематически в течение января 2012 года не выполнял заявки на социально значимую продукцию от некоторых торговых организаций Логойского района. Аналогично поступал ОАО «Савушкин продукт» — выполнял заявки некоторых борисовских магазинов только на 70 процентов. Что интересно, «открытых» отказов на поставку от этих предприятий не поступало. Они ссылались на невозврат тары, малый объем заказ товаров других групп либо предъявляли требования о соразмерном заказе социально значимой продукции.

Понятно, что предприятия не поставляют продукцию в должном объеме, потому что у них ее… попросту нет. Чтобы выжить и заработать в сегодняшних экономических условиях, они стараются производить то, что выгоднее. Разумеется, нельзя перевести заводы на стопроцентный выпуск «социалки» — в таких условиях они просто разорятся? Но и у людей должна оставаться возможность экономить!

Сегодня общего для всей республики регламента по процентному соотношению выпуска социально значимой молочной продукции и обычной – нет, объяснили в пресс-службе Минсельхозпрода. Ситуацию на местах пытаются контролировать облисполкомы, рассылая рекомендации предприятиям.

Тем не менее, уже второй месяц молоко жирностью до 1,5 процента – дефицит в магазинах, как в сельской местности, так и в столице. Кроме того, по распоряжению Миноблисполкома, с 23 января на 65 процентов увеличились цены на молоко, закупаемое у населения. Если в сентябре молоко первого сорта брали у людей по 1495 рублей за литр, то сейчас – по 2465. И это справедливо по отношению к сдатчикам, на фоне повышения цен на другие продукты. В то же время после этого найти в магазинах молоко по 2500 рублей станет еще труднее. Да и молочные заводы, учитывая рост затрат, в очередной раз задумаются, как сохранить рентабельность. Уж вряд ли — за счет увеличения производства социально значимой продукции.

Госконтроль и облисполкомы продолжают мониторить ситуацию…

Фото Владимира СИЗА

Комментарий AGROLIVE.by

В стране с мощным государственным влиянием на все сферы экономики такая ситуация, по идее, должна разруливаться элементарно. Или, по-нашенски, просто, как две копейки – то бишь… волевым приказом «сверху». Но то ли «низы» производственные совсем «оборзели» и не «слухаюцца», то ли в правительственных кругах и впрямь начинают брать верх рыночники-либералы, то ли кризис, зараза, живее всех живых оказался?! В любом случае, сельчанке бабе Мане глубоко фиолетово, какая жестокая борьба идет в умах наших доблестных управленцев. На ее пенсию не сильно пошикуешь, молоком по пять тысяч за неполный литр не пропитаешься. Пришла, видать, пора очередной проверки на прочность белорусской экономической модели? А то ведь, если судить по молочной проблеме, — «жиреет» это самое «чудо» не по дням, а по часам?


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Александр ЛУКАШЕНКО, Президент Беларуси:

    – Стоит вопрос: надо ли сегодня Беларуси производить значительно больше сельхозпродукции, чем сейчас? Мы не будем форсировать это, потому что продать тяжело. Вы видите, как мы пробиваемся на китайский рынок, диверсифицируем продажи продовольствия по всему миру, чтобы не зависеть от одного российского рынка. Мы идем во все точки для того, чтобы продать то, что мы сегодня производим с избытком…

    ЦИФРА

    1,15 млн т зерна вместе с кукурузой (при плане 1,5 млн т)

    получили аграрии Гродненщины по итогам 2018 года. Об этом сообщил губернатор региона Владимир КРАВЦОВ, докладывая Президенту Александру ЛУКАШЕНКО во время визита последнего в Гродно в октябре.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Белорусские фермеры не готовы работать с торговыми сетями, но покупатели будут искать органик продукты в гипермаркетах

    Только 43,2 процента белорусов осведомлены, что такое органические продукты и чем они отличаются от обычных. Основная часть информированных покупателей, в первую очередь, будет искать такую еду на полках гипермаркетов. И лишь 10% – заказывать на интернет-сайтах. Такие любопытные данные получены в ходе социологического исследования, которое провели в текущем году, по заказу Центра экологических решений (ЦЭР), специалисты Информационно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь. www.agrolive.by побывал на презентации результатов, организованной в Минске.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)