СЕЛЬСКИЙ ПРИЛАВОК

«Ассортимент» по-деревенски: нужны ли креветки с икрой?


Впервые попавшие в сельский магазин горожане легко заметят особенности торговли по-деревенски. Сегодня редко кто из них остается доволен выбором, но, в то же время, порой радуется ценам, которые поменьше столичных, городских будут. Кроме того, кризис, который «то есть, то нет», внес, оказывается, свои коррективы в то, как выдерживаются нынче ассортиментные перечни в сельмагах...

А возмущаются заезжие гости, что в витринах деревенских «магов» немного сортов колбасы, хлеб с одного хлебозавода, а импортных товаров почти нет. Удивляются, что по соседству с продуктовым отделом стоят похоронные венки. И что в деревне еще можно купить печенье на развес (в столичных гипермаркетах, да и в крупных магазинах в райцентрах давно предлагают, преимущественно, расфасованное). Многие, кто последний раз был в деревне у бабушки лет десять назад, в разговоре о местном магазине первым делом вспоминают о характерном запахе деревенской торговой точки, совковых обшарпанных прилавках и старых не электронных весах с проржавевшими гирями.

Справедливости ради стоит сказать, что многие их этих «знаков отличия» сегодня характерны далеко не для всех сельмагов. Потребкооперация вкладывает деньги в ремонт старых зданий магазинов, многие из них — на современный лад — превращая в универсамы, закупается новое торговое оборудование. И более низким ценам – есть логическое объяснение: известно, что покупательский спрос на селе ниже, следовательно, товары раскупаются медленнее. И в ситуации, когда продукты стремительно дорожают, здесь чаще и больше, чем в городе, остается товаров «по старым ценам». К слову, недавно в сельмаге в Дубровенском районе увидела яйца чуть более чем по 6 тысяч рублей за десяток, тогда как в Минске ценник на них уже приближался к 10 тысячам. А еще глубинка порадовала сыром по 26000-28000 за килограмм – в столице давно такого не встречала.

О скудности или богатстве ассортимента тоже можно спорить. Конечно, в сельских торговых точках нет множества баночек причудливой формы и ярких упаковок с иностранными буквами, как в столичных гипермаркетах. Вряд ли найдете свежие или даже замороженные креветки, икру, ананасы, голубые сыры. Но нужны ли они на селе? Ведь основная масса тамошнего населения – это, все же, пенсионеры, которые вряд ли смогут себе позволить купить сыр по цене 190-250 тысяч рублей за кило, да и вкус заморских фруктов им, скорее всего, покажется странным и покупка не доставит удовольствия.

Другое дело – «рядовые» товары. По идее, должны быть широко представлены мука, крупы, макароны, соль, сахар, хлеб... Мало предложить их в единичном экземпляре, ведь сельчане со своей скромной покупательской способностью тоже имеют право выбора. Так что, макароны в сельмаге должны быть — не только «рожки», а рис — не только «длинный шлифованный».

Чтобы соблюдалось потребительское право выбора, Министерство торговли Беларуси выпустило постановление №4 от 15 января 2009 года, которое требует владельцев торговых точек создать для каждого магазина ассортиментные перечни отечественных продовольственных и непродовольственных товаров. Другими словами, в каждом магазине есть документ, подтверждающий, что здесь должны продавать, к примеру, не менее 3 видов молока, 2 видов хлеба, 4 видов макарон и т.д. Приезжающие с проверкой сотрудники Госконтроля сравнивают ассортиментный перечень на бумаге с разнообразием прилавка конкретного магазина. Нарушения выявляются не часто, но, все же, они есть. Быть может, дело в то, что владельцы магазинов обычно предусмотрительно создают не слишком широкие перечни? Ведь продавать больше, чем в документе-списке, видов товаров при соблюдении установленных законодательством условий их хранения и реализации постановлением не запрещено, а вот меньше – никак нельзя!

К примеру, знаете ли вы, что в продуктовом магазине — с торговой площадью менее 100 квадратных метров и в объектах, расположенных в сельской местности — должно присутствовать не менее 2 наименований молока, 2-3 – твердых сыров, 4-5 — мяса и мясных полуфабрикатов? Должно быть здесь хотя бы по 5 видов вареных и копченых колбасных изделий, 2-3 вида мороженой рыбы, 5-7 вариантов макаронных изделий, 2-3 — хлеба. Отклонения допускаются только, если определенные товары сняли с производства или сократили объем их выпуска.

— Еще год назад у нас был очень широкий ассортиментный перечень – одних колбас по нему 18 наименований. И с поставками справлялись! – рассказал председатель Воложинского райпо Владислав Архипенко. – Но когда грянул кризис и у производителей начались проблемы с поставками, пострадали и мы. Приезжает проверка и отчитывает за то, что ассортимент не выдержан. А как это был сделать, если заводы не поставляли продукцию? К тому же и продавцы стали просить, чтобы, в частности, колбасных изделий завозили поменьше – покупательская способность снизилась, и люди перестали покупать дорогие копченые сыровяленые сорта. Поэтому мы пересмотрели наш ассортиментный перечень: что-то сократили, где-то добавили — с учетом потребностей покупателей.

То есть, покупательский спрос – основополагающий фактор при наполнении полок сельмагов.

— Мы постоянно мониторим ситуацию: в каждом магазине есть не только список заказов сельчан, но и специальная тетрадка, куда продавцы записывают все товары, которыми интересовались покупатели. Например, пришел человек и спросил энергосберегающую лампочку, которой у нас не было, но заказ делать не стал. Продавец пометила и, если этот запрос будет повторяться, в следующий раз такой товар мы завезем, — приводит пример председатель Воложинского райпо.

То есть – сельчане сами «наполняют» полки своих магазинов, делая привычные покупки: хочешь новых конфет – спроси о них у продавца.

Еще одна особенность нынешних сельмагов — размещение в одном зале продуктового и промтоварного отделов. Причем, последний чаще похож на хозяйственный: здесь и ведра, и грабли, и посуда, и полотенца, и гвозди, и бытовая техника, и строительные материалы. В глубинке населенные пункты, как правило, небольшие – покупательский спрос здесь невелик, но специфичен: согласитесь, горожанину реже могут понадобиться гвозди или лопата. Однако открывать в деревне с сотней жителей сразу два магазина – не всегда выгодно, но товары людям продавать, все равно, нужно. Вот и вертится иногда всего один продавец сразу в двух отделах и, соответственно, за ассортиментом обоих должен тщательно следить. Для промышленной группы Минторгом тоже разработан соответствующий минимальный ассортиментный перечень. Но во время последней проверки сотрудниками Госконтроля сельмагов в Смолевичском районе замечания по ассортименту «летели» именно в адрес хозотделов. Нигде контролирующие не увидели тапочек, в некоторых магазинах отсутствовали так необходимые осенью в деревне резиновые сапоги. И с полезными «мелочами» в сельмагах туго: продавцы, «прижатые» контролерами, признали: расчесок, кистей для бритья и кремов для рук и лица у них... нет. Что уж говорить о сельхозинвентаре: топоры, лопаты, грабли купить можно далеко не в каждом магазине. Впрочем, как и многие другие бытовые товары, на которые сельчане делают специальные заявки. Просят привести холодильник, телевизор, велосипед или цемент – товары, которыми местным райпо невыгодно заранее снабжать сельмаги, ведь продаваться могут очень долго, а порой — и вовсе залежаться до бесконечности.

Сельчане активно пользуются «деревенским торговым сервисом», делая заявки – и не только, скажем, шифер, но и торт к празднику просят привезти. А если кого-то потянет на средиземноморскую кухню и уж больно захочется креветок, райпо должно рассмотреть и эту просьбу — в оговоренный срок привезти морской деликатес.

— Честно говоря, таких заявок от наших людей я не припомню. Но вот оливковым маслом интересовались: бабушке дочка сказала, что его очень полезно пить каждый день по столовой ложке. Пожилая сельчанка и пришла в магазин за покупкой. Такой товар, как не пользующийся спросом, мы не поставляем в наши магазины, но на конкретный запрос отреагировали, и женщина вскоре получила свое оливковое масло, — поделился Владислав Архипенко.

Такой бы сервис — да в город? Где, между прочим, в последнее время все чаще становится сложно найти нормальный твердый сыр – и ведь никто на кассе не примет ваш заказ. И, как ни странно, именно от заезжих горожан продавцам сельмагов чаще всего приходится слышать о плохом ассортименте. А поживи они в деревне — с ее доходами и покупательскими интересами, поняли бы, наверняка, и причину специфики местной торговли.

Фото Николая ВОЛЫНЦА


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Григорий РАПОТА, госсекретарь Союзного государства Беларуси и России:

    – Особую озабоченность и споры вызывает вопрос допуска белорусских сельхозпродуктов на российский рынок. При этом стабильно в структуре белорусских поставок в Россию ведущее место занимают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 35 процентов. Более того, последние три года, несмотря на кипящие страсти, уровень поставок сельскохозяйственной продукции в Россию сохраняется на неизменно высоком уровне.

    ЦИФРА

    В 1,5 раза в 2017 году

    вырос экспорт сельскохозяйственной продукции из Беларуси в страны Евросоюза, сообщил министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид ЗАЯЦ на пресс-конференции в пресс-центре БЕЛТА.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Проблемы небольшого аграрного района в Беларуси: работы нет, но люди терпят

    За день до визита Александра ЛУКАШЕНКО (в ноябре 2017 года – Прим. www.agrolive.by) на центральной улице Буда-Кошелево смешались техника и люди. В воздухе – запах краски, рев болгарок и шорох щеток по асфальту.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)