СЕЛЬСКИЙ ПРИЛАВОК

«Ассортимент» по-деревенски: нужны ли креветки с икрой?


Впервые попавшие в сельский магазин горожане легко заметят особенности торговли по-деревенски. Сегодня редко кто из них остается доволен выбором, но, в то же время, порой радуется ценам, которые поменьше столичных, городских будут. Кроме того, кризис, который «то есть, то нет», внес, оказывается, свои коррективы в то, как выдерживаются нынче ассортиментные перечни в сельмагах...

А возмущаются заезжие гости, что в витринах деревенских «магов» немного сортов колбасы, хлеб с одного хлебозавода, а импортных товаров почти нет. Удивляются, что по соседству с продуктовым отделом стоят похоронные венки. И что в деревне еще можно купить печенье на развес (в столичных гипермаркетах, да и в крупных магазинах в райцентрах давно предлагают, преимущественно, расфасованное). Многие, кто последний раз был в деревне у бабушки лет десять назад, в разговоре о местном магазине первым делом вспоминают о характерном запахе деревенской торговой точки, совковых обшарпанных прилавках и старых не электронных весах с проржавевшими гирями.

Справедливости ради стоит сказать, что многие их этих «знаков отличия» сегодня характерны далеко не для всех сельмагов. Потребкооперация вкладывает деньги в ремонт старых зданий магазинов, многие из них — на современный лад — превращая в универсамы, закупается новое торговое оборудование. И более низким ценам – есть логическое объяснение: известно, что покупательский спрос на селе ниже, следовательно, товары раскупаются медленнее. И в ситуации, когда продукты стремительно дорожают, здесь чаще и больше, чем в городе, остается товаров «по старым ценам». К слову, недавно в сельмаге в Дубровенском районе увидела яйца чуть более чем по 6 тысяч рублей за десяток, тогда как в Минске ценник на них уже приближался к 10 тысячам. А еще глубинка порадовала сыром по 26000-28000 за килограмм – в столице давно такого не встречала.

О скудности или богатстве ассортимента тоже можно спорить. Конечно, в сельских торговых точках нет множества баночек причудливой формы и ярких упаковок с иностранными буквами, как в столичных гипермаркетах. Вряд ли найдете свежие или даже замороженные креветки, икру, ананасы, голубые сыры. Но нужны ли они на селе? Ведь основная масса тамошнего населения – это, все же, пенсионеры, которые вряд ли смогут себе позволить купить сыр по цене 190-250 тысяч рублей за кило, да и вкус заморских фруктов им, скорее всего, покажется странным и покупка не доставит удовольствия.

Другое дело – «рядовые» товары. По идее, должны быть широко представлены мука, крупы, макароны, соль, сахар, хлеб... Мало предложить их в единичном экземпляре, ведь сельчане со своей скромной покупательской способностью тоже имеют право выбора. Так что, макароны в сельмаге должны быть — не только «рожки», а рис — не только «длинный шлифованный».

Чтобы соблюдалось потребительское право выбора, Министерство торговли Беларуси выпустило постановление №4 от 15 января 2009 года, которое требует владельцев торговых точек создать для каждого магазина ассортиментные перечни отечественных продовольственных и непродовольственных товаров. Другими словами, в каждом магазине есть документ, подтверждающий, что здесь должны продавать, к примеру, не менее 3 видов молока, 2 видов хлеба, 4 видов макарон и т.д. Приезжающие с проверкой сотрудники Госконтроля сравнивают ассортиментный перечень на бумаге с разнообразием прилавка конкретного магазина. Нарушения выявляются не часто, но, все же, они есть. Быть может, дело в то, что владельцы магазинов обычно предусмотрительно создают не слишком широкие перечни? Ведь продавать больше, чем в документе-списке, видов товаров при соблюдении установленных законодательством условий их хранения и реализации постановлением не запрещено, а вот меньше – никак нельзя!

К примеру, знаете ли вы, что в продуктовом магазине — с торговой площадью менее 100 квадратных метров и в объектах, расположенных в сельской местности — должно присутствовать не менее 2 наименований молока, 2-3 – твердых сыров, 4-5 — мяса и мясных полуфабрикатов? Должно быть здесь хотя бы по 5 видов вареных и копченых колбасных изделий, 2-3 вида мороженой рыбы, 5-7 вариантов макаронных изделий, 2-3 — хлеба. Отклонения допускаются только, если определенные товары сняли с производства или сократили объем их выпуска.

— Еще год назад у нас был очень широкий ассортиментный перечень – одних колбас по нему 18 наименований. И с поставками справлялись! – рассказал председатель Воложинского райпо Владислав Архипенко. – Но когда грянул кризис и у производителей начались проблемы с поставками, пострадали и мы. Приезжает проверка и отчитывает за то, что ассортимент не выдержан. А как это был сделать, если заводы не поставляли продукцию? К тому же и продавцы стали просить, чтобы, в частности, колбасных изделий завозили поменьше – покупательская способность снизилась, и люди перестали покупать дорогие копченые сыровяленые сорта. Поэтому мы пересмотрели наш ассортиментный перечень: что-то сократили, где-то добавили — с учетом потребностей покупателей.

То есть, покупательский спрос – основополагающий фактор при наполнении полок сельмагов.

— Мы постоянно мониторим ситуацию: в каждом магазине есть не только список заказов сельчан, но и специальная тетрадка, куда продавцы записывают все товары, которыми интересовались покупатели. Например, пришел человек и спросил энергосберегающую лампочку, которой у нас не было, но заказ делать не стал. Продавец пометила и, если этот запрос будет повторяться, в следующий раз такой товар мы завезем, — приводит пример председатель Воложинского райпо.

То есть – сельчане сами «наполняют» полки своих магазинов, делая привычные покупки: хочешь новых конфет – спроси о них у продавца.

Еще одна особенность нынешних сельмагов — размещение в одном зале продуктового и промтоварного отделов. Причем, последний чаще похож на хозяйственный: здесь и ведра, и грабли, и посуда, и полотенца, и гвозди, и бытовая техника, и строительные материалы. В глубинке населенные пункты, как правило, небольшие – покупательский спрос здесь невелик, но специфичен: согласитесь, горожанину реже могут понадобиться гвозди или лопата. Однако открывать в деревне с сотней жителей сразу два магазина – не всегда выгодно, но товары людям продавать, все равно, нужно. Вот и вертится иногда всего один продавец сразу в двух отделах и, соответственно, за ассортиментом обоих должен тщательно следить. Для промышленной группы Минторгом тоже разработан соответствующий минимальный ассортиментный перечень. Но во время последней проверки сотрудниками Госконтроля сельмагов в Смолевичском районе замечания по ассортименту «летели» именно в адрес хозотделов. Нигде контролирующие не увидели тапочек, в некоторых магазинах отсутствовали так необходимые осенью в деревне резиновые сапоги. И с полезными «мелочами» в сельмагах туго: продавцы, «прижатые» контролерами, признали: расчесок, кистей для бритья и кремов для рук и лица у них... нет. Что уж говорить о сельхозинвентаре: топоры, лопаты, грабли купить можно далеко не в каждом магазине. Впрочем, как и многие другие бытовые товары, на которые сельчане делают специальные заявки. Просят привести холодильник, телевизор, велосипед или цемент – товары, которыми местным райпо невыгодно заранее снабжать сельмаги, ведь продаваться могут очень долго, а порой — и вовсе залежаться до бесконечности.

Сельчане активно пользуются «деревенским торговым сервисом», делая заявки – и не только, скажем, шифер, но и торт к празднику просят привезти. А если кого-то потянет на средиземноморскую кухню и уж больно захочется креветок, райпо должно рассмотреть и эту просьбу — в оговоренный срок привезти морской деликатес.

— Честно говоря, таких заявок от наших людей я не припомню. Но вот оливковым маслом интересовались: бабушке дочка сказала, что его очень полезно пить каждый день по столовой ложке. Пожилая сельчанка и пришла в магазин за покупкой. Такой товар, как не пользующийся спросом, мы не поставляем в наши магазины, но на конкретный запрос отреагировали, и женщина вскоре получила свое оливковое масло, — поделился Владислав Архипенко.

Такой бы сервис — да в город? Где, между прочим, в последнее время все чаще становится сложно найти нормальный твердый сыр – и ведь никто на кассе не примет ваш заказ. И, как ни странно, именно от заезжих горожан продавцам сельмагов чаще всего приходится слышать о плохом ассортименте. А поживи они в деревне — с ее доходами и покупательскими интересами, поняли бы, наверняка, и причину специфики местной торговли.

Фото Николая ВОЛЫНЦА


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Александр ЛУКАШЕНКО, Президент Беларуси:

    – Стоит вопрос: надо ли сегодня Беларуси производить значительно больше сельхозпродукции, чем сейчас? Мы не будем форсировать это, потому что продать тяжело. Вы видите, как мы пробиваемся на китайский рынок, диверсифицируем продажи продовольствия по всему миру, чтобы не зависеть от одного российского рынка. Мы идем во все точки для того, чтобы продать то, что мы сегодня производим с избытком…

    ЦИФРА

    1,15 млн т зерна вместе с кукурузой (при плане 1,5 млн т)

    получили аграрии Гродненщины по итогам 2018 года. Об этом сообщил губернатор региона Владимир КРАВЦОВ, докладывая Президенту Александру ЛУКАШЕНКО во время визита последнего в Гродно в октябре.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Белорусские фермеры не готовы работать с торговыми сетями, но покупатели будут искать органик продукты в гипермаркетах

    Только 43,2 процента белорусов осведомлены, что такое органические продукты и чем они отличаются от обычных. Основная часть информированных покупателей, в первую очередь, будет искать такую еду на полках гипермаркетов. И лишь 10% – заказывать на интернет-сайтах. Такие любопытные данные получены в ходе социологического исследования, которое провели в текущем году, по заказу Центра экологических решений (ЦЭР), специалисты Информационно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь. www.agrolive.by побывал на презентации результатов, организованной в Минске.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)