ГЛАС(З) НАРОДА

Остановить деградацию и перезапустить развитие беларусских регионов


Беларусь – не маленькая страна по европейским меркам, с большим количеством регионов, обладающих разнообразными возможностями для развития. Прошла процесс урбанизации и индустриализации, остановившись в подходах развития регионов на этом этапе, что существенно ограничивает возможности использовать накопленный потенциал. Как изменить ситуацию? Рассуждают авторы исследования (проекта), познакомиться с которым предлагает Центр новых идей.

Политика регионального развития в Беларуси базируется на принципах директивного планирования и равного распределения ресурсов. Эти подходы неэффективны, что показывают растущее неравенство в уровне внутреннего регионального продукта, инвестиций, заработной платы между Минской агломерацией и другими регионами Беларуси, а также продолжающаяся депопуляция большей части малых и средних городов.

Беларусские регионы остаются аутсайдерами среди регионов близлежащих стран по уровню проведения реформ регионального управления и развития, при этом участвуют в глобальной конкуренции регионов.

Промедление с реформами усугубляет ворох накопленных проблем и создает существенные риски для беларусских регионов оставаться за бортом мировых процессов и быстро растерять человеческий капитал.

5 насущных проблем регионального развития

Для того чтобы окончательно не отстать от глобальных трендов необходимо решить пять наиболее насущных проблем.

Отсутствие реального самоуправления и слабое участие гражданского общества в процессе принятия решений создают крайне неблагоприятные условия для задействования местного потенциала в процессах развития и формирования качественных институтов управления на локальном уровне.

Отсутствие единого долгосрочного видения в политике регионального развития. Решение проблем в развитии регионов происходит за счет распределения туда дополнительных ресурсов, а не развития их сильных сторон и потенциала. Это, скорее, – социальная политика, направленная на сохранение существующего уровня жизни и избежание региональных диспропорций, чем политика, направленная на развитие.

Депопуляция малых и средних городов. Беларусские малые и средние города теряют свое население в пользу областных центров и Минской агломерации. 75% городского населения проживает в 20 из 115 муниципальных образований.

Низкая конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность районов, слабое транспортное сообщение и низкая мобильность человеческого капитала. Сформированные агломерации привлекают большую долю инвестиций в основной капитал (64% от общего количества по Беларуси в 2020 г.), в них сосредоточены основные виды экономической деятельности, человеческий капитал, рабочие места, инфраструктура и услуги.

Устаревшее административно-территориальное деление. Административно-территориальное деление Беларуси существенно не изменилось с эпохи урбанизации и индустриализации в Советском Союзе во второй половине 20-го века. Несколько попыток провести реформу административно-территориального деления в Беларуси потерпели неудачу из-за отсутствия политической воли.

6 приоритетных направлений для новой политики регионального развития

После демократического перехода региональное управление и развитие должно стать одним из приоритетных направлений реформ. Регионам и сообществам будет необходимо улучшать условия и качество услуг для бизнеса и граждан, уделять больше внимания развитию сектора услуг (например, креативных индустрий), развитию человеческого капитала, мобильности рабочей силы, самозанятости и транспортной доступности.

➊ Укрепление региональной политики на национальном уровне

Должен быть создан специальный национальный орган, координирующий разработку и реализацию новой политики регионального развития и реформ. Национальный орган должен поддерживаться сетью региональных агентств развития, которые аккумулируют людские и материальные ресурсы для реализации проектов, являясь ресурсными центрами для общин в процессе трансформации и наращивания потенциала.

➋ Усиление участия граждан в процессах управления

Слабые полномочия местных Советов привели к отсутствию интереса локальных жителей к их деятельности. Новая роль местных сообществ и административная реформа потребуют значительно более высокого уровня гражданского интереса и участия граждан.

Необходимо провести кампанию по повышению осведомленности и компетенций местного гражданского общества. Также необходимы местные институты, поддерживающие активистов гражданского общества, конкурентность и прозрачность выборов. Эти институты должны способствовать подотчетности органов местного самоуправления, участию общественности в определении стратегии местного развития и принятии решений.

➌ Административно-территориальная реформа, децентрализация, концентрация ресурсов в точках роста

Действующие национальные и областные схемы комплексной территориальной организации определяют 18 субрегионов внутри существующих областей с учетом их географического положения, численности населения, доступных сетей, социальной инфраструктуры, привлекательности для экономической деятельности, доступа к социальным и медицинским услугам, транспортной доступности.

Несколько исследований и проектов программ по реформе административно-территориального деления в Беларуси предлагают множество разумных решений, которые можно применить. Практически все они сводятся к предложению упразднить действующую трехуровневую систему 6 областных, 128 районных/городских и 1154 сельских Советов и ввести новую двухуровневую систему из 15-20 субрегионов/районов и 200-500 объединенных общин.

Административно-территориальная реформа должна сопровождаться расширением компетенций местного самоуправления, четким распределением полномочий между разными уровнями управления. Необходимо разработать комплексные стратегии регионального и общинного развития, основанные на новом пространственном видении и приоритетах, умной специализации и сосредоточить поддержку на регионах с наибольшим потенциалом развития.

Также необходима фискальная и бюджетная реформа, направленная на увеличение доли собираемых на местном уровне налогов, остающихся в местных бюджетах, а также имущественная реформа, направленная на укрепление имущественных прав общин на владение ресурсами.

➍ Наращивание потенциала органов местного самоуправления

Реформа регионального управления потребует специалистов в органах местного самоуправления с соответствующей квалификацией, например, в области стратегического планирования, эффективного управления ресурсами, электронного правительства, управления проектами, поддержки и сервисов для инвесторов, привлечения высококвалифицированного человеческого капитала, модернизации институтов.

Новые задачи потребуют постоянного профессионального развития чиновников самоуправления. Должна быть разработана комплексная программа наращивания потенциала для политического и технического уровня самоуправлений, включая профессиональную подготовку, обменные визиты, участие в конференциях. Сотрудничество и обмен с городами-побратимами из ЕС и стран Восточного партнерства, которые уже продвинулись в реформах, а также участие в международных инициативах будут иметь важное значение.

➎ Доступность и мобильность

Стратегии развития регионов потребуют реализации многочисленных краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных инвестиционных проектов, планов по модернизации существующих сетей, автомобильных дорог, железных дорог, ИКТ и инфраструктуры электронного правительства. Это может способствовать укрепление сотрудничества регионов с международными финансовыми институтами в рамках их программ, направленных на эффективные реформы государственного сектора и зеленую трансформацию.

Особое внимание следует уделить городской, внутрирегиональной и межрегиональной мобильности, созданию региональных транспортных операторов, интеграции всех транспортных средств в сеть совместных маршрутов, повышению привлекательности общественного транспорта для поездок на работу.

Широкое применение ИКТ и укрепление электронного правительства должны повысить способность местных администраций предоставлять больше услуг своим жителям и бизнесу.

➏ Человеческий капитал, мобильность рабочей силы

Укрепление образовательной инфраструктуры на местном уровне должно стать одним из приоритетных направлений деятельности. Необходима модернизация региональных университетов, методов обучения, развитие уровня иностранных языков и навыков межкультурной коммуникации, расширение кругозора населения периферийных населенных пунктов. Следует также развивать инфраструктуру профессионального образования, неформального образования и образования взрослых. Места для получения новых компетенций должны быть приближены к местам проживания людей.

 

Регионы должны смягчать негативную миграцию с помощью проектов по повышению мобильности рабочей силы, повышению уровня профессионального образования, удобных для пользователя инструментов поиска работы. Вместо дорогостоящих мероприятий по сохранению рабочих мест на госпредприятиях стратегии должны поддерживать переход к более производительной занятости в частном секторе и развитие экосистем для предпринимательства и самозанятости.

Принципы трансформации политики регионального развития

Беларусские регионы должны быть устойчивыми к изменению климата, ресурсоэффективными, заботиться о биоразнообразии, повышении уровня экологической сознательности и использовать зеленые технологии и подходы в процессе модернизации. Принципы «зеленой трансформации» должны учитываться на всех этапах региональной политики и проектов развития. Кроме того, переход должен быть еще и социально справедливым, обеспечивать доступность социальных услуг и социальной защиты для наиболее уязвимых групп населения.

Темпы развития регионов соседних стран, растущая конкуренция за человеческий ресурс и инвестиции могут похоронить перспективы многих беларусских городов и районов. Поэтому важно быстро и эффективно реализовать первоочередные реформы, которые по максимуму позволят задействовать местные ресурсы и уберечь регионы от дальнейшей деградации.

Об авторах проекта

Антон РОДНЕНКОВ, директор (Центр новых идей)

Ранее руководил проектами по устойчивому развитию в беларусских регионах и возглавлял отдел высоких технологий Минского часового завода. Изучал межкультурные коммуникация и анализ финансового рынка.

Иван ЩЕДРЕНОК, председатель Правления (Интеракция)

Родился в Светлогорске и окончил юридический факультет Европейского гуманитарного университета. Работал директором фонда «Интеракция», где более пятнадцати лет занимался проектами регионального развития. Также является председателем правления Агентства поддержки устойчивых городов и сообщества «Интеракция» (Грузия), координатором по политике и институциональным отношениям в Соглашении мэров по климату и энергии Восточного партнёрства с 2022 года.

Источник иллюстрации: УП БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА


Система Orphus

ПОИСК ПО САЙТУ

СКАЗАНО!

Алексей МЕЛЕЩЕНЯ, генеральный директор НПЦ НАН Беларуси по продовольствию:

Алексей МЕЛЕЩЕНЯ

– Еще не так давно у белорусских предприятий с Россельхознадзором случались некоторые разногласия. Почему? Не везде – у них и у нас – была одинаковая приборная база. Россияне, поскольку много импортировали продовольствия, серьезно переоснастили свои контрольные лаборатории. Это позволило, к примеру, определять остаточное количество антибиотиков в более мелких концентрациях (за счет большей чувствительности приборов). К слову, антибиотики по-прежнему применяются в лечении животных и могут переходить в готовую продукцию. Вопрос тут – в концентрациях, которые не должны превышать прописанные в техрегламентах…

ЦИФРА

6758 сортов сельскохозяйственных растений

включено в государственный реестр РБ на 2023 год, сообщает телеграмм-канал БелСелХоз.

ГЛАС(З) НАРОДА

Дело – труба, или Как сельчанка из Барсуков стала невольным «спонсором» газификации

Чтобы обзавестись удобствами городской жизни, сельчане готовы на многое. К примеру, на такое недешевое удовольствие как газификация. Вот и жительница агрогородка Барсуки Смолевичского района Валентина САВИЦКАЯ, в свое время загоревшись мечтой об уютном деревенском доме, долго и упорно строилась. Сколько пришлось пережить, прежде чем жилище стало радовать хозяев! (Местные власти годами не шибко способствовали решению вопросов с необходимой социальной инфраструктурой). Но вот к 2020-му году в дом мечты, наконец, был проведен газ. Но это стало лишь началом нового витка мытарств для хозяев. www.agrolive.by расскажет обо всем по порядку…

СИЗОХРЕНИЯ

Вверх по склону, ведущему вниз…

Вверх по склону, ведущему вниз…

Фото Владимира СИЗА.

ПОЧТА@AGROLIVE.BY

Логин:
Пароль:

(что это)