ГЛАС(З) НАРОДА

Туристские потоки в Синеокую что-то обмелели…


Республиканский Союз туристических организаций (РСТО) отправил в Министерство спорта и туризма свои предложения, посвященные важной для государства теме – как в рамках частно-государственного партнерства активнее развивать въездной туризм.

Число турфирм растет, а число организованных туристов – нет

«Данные, приведенные в проекте Национальной стратегии по туризму, свидетельствуют о наметившейся тенденции снижения количества организованных туристов, прибывающих в Беларусь, – говорится в письме РСТО. – Недостаточно развит внутренний туризм. К примеру, в 2018 году общая стоимость внутренних организованных туров и экскурсий составила 25 млн. руб.  Это – всего 2,6 рубля на одного жителя страны!».

Значительный ресурсный потенциал в сфере въездного и внутреннего туризма используется не в полном объеме, а современное участие Беларусь в распределении мировых туристических доходов незначительно.

Вследствие недостаточного уровня развития инфраструктуры, невысокой конкурентоспособности предлагаемых турпродуктов на мировом рынке и ограниченной деятельности по их продвижению в структуре въездных потоков в Беларусь преобладают транзитные и однодневные поездки. А также – посещение родственников и знакомых, в большинстве случаев – без использования действующих средств размещения, формирующих основную часть доходов туристической индустрии.

При этом за период 2005-2018 гг. число туристических фирм возросло в 3,7 раза, коллективных средств размещения – в 1,8 раза, в том числе гостиничных и аналогичных объектов – в 2,1 раза, санаторно-курортных и оздоровительных учреждений – в 1,5 раза.

Какие меры нужны?

РСТО считает, что объем организованных туристов может быть гораздо выше, если создать условия для развития въездного туризма с вовлечением в данный процесс отечественных туроператоров, целью которых является формирование туристического продукта, его продвижение и реализация.

Какие же меры предлагает РСТО с целью развития въездного туризма в Республике Беларусь?

Необходимо рассмотреть нижеследующие инициативы.

Разработать государственную программу по развитию въездного туризма с определением конкретных маршрутов и соответствующим объемом финансирования по объектам экскурсионного показа, в том числе – разработать дорожную карту с целью создания условий, способствующих вовлечению в организацию въездного и внутреннего туризма отечественных туроператоров – создать Парк внутреннего и въездного туризма (ПВВТ).

Продлить безвизовый режим приграничного туризма для автобусных групп от 10 и более человек до Минска, создав треугольный маршрут Брест-Минск-Гродно и в обратном направлении.

Предложить национальной компании «Белавиа» снизить стоимость авиабилетов для туристов, которые приобрели туры выходного дня в Беларусь (с четверга-пятницы по воскресенье через отечественные турфирмы с обязательным включением в пакет размещения, экскурсий и трансферов). Вместе с белорусской туристической инфраструктурой и туроператорами от этого шага выиграет и авиакомпания.

Привести номерной фонд всех средств размещения в соответствие с международными стандартами – возможно, сертифицировать на примере курортов Чехии, Венгрии, Болгарии, Польши, Франции.

Определить четкие национальные стандарты качества предоставляемых услуг средств размещения и объектов экскурсионного показа.

Урегулировать методику применения льготы по НДС при приеме иностранных туристов.

СПРАВОЧНО

Указом Президента Республики Беларусь № 371 от 02.06.2006 г. установлен исчерпывающий перечень туристических услуг по организации путешествий туристов в пределах Республики Беларусь, обороты по реализации которых освобождаются от налогообложения НДС. При этом не установлено каких-либо ограничений по количеству и характеристикам этих услуг. Закон о РБ «О туризме» содержит понятие тура и сопутствующих. Позднее, подзаконными актами и разъяснениями, вдруг… было принято решение, что от обложения НДС могут освобождаться лишь обороты по реализации услуг из перечня только в составе тура. Это резко ограничило возможность формирования туристского продукта для иностранных туристов – в отсутствии четкой методики и необходимости постоянно анализировать, будет ли являться реализуемый продукт туром или нет.

На основании собственных разъяснений Министерство по налогам и сборам РБ трактует освобождение от НДС оборотов по реализации туристических услуг иностранным гражданам как временную льготу. Это предполагает отражение в бухгалтерском учете и ежегодном балансе компании конкретной суммы льготы с нарастающим итогом. Соответственно, в любой момент государство может потребовать возврата этой суммы в бюджет. Данное положение превращает деятельность по организации въездного туризма и реализации туристических услуг иностранным гражданам в бизнес с огромным предпринимательским риском.

Следует, на взгляд РСТО, «освободить от уплаты НДС гостиницы, размещающие группы от 10 человек и выше через отечественных туроператоров, что позволит значительно снизить стоимость турпакета».

Также «отменить доведение показателей по экспорту услуг до объектов размещения и объектов экскурсионного показа, в том числе – с учетом интеграционных процессов с РФ (основная доля въездного туризма в РБ приходится на граждан Российской Федерации)». Как выход – в целом отменить доведение плановых показателей платных услуг по экспорту.

Стоит и «отрегулировать условия преимущественного сотрудничества для отечественных туроператоров и порядок расчетов между белорусскими туристскими предприятиями, средствами размещения, объектами экскурсионного показа; предусмотреть возможность гибкого ценообразования от поставщиков услуг – возможность определять особые условия сотрудничества при комитменте, элотменте, а также в низкий и высокий сезоны».

СПРАВОЧНО

На начальном этапе – в 2004-2007 гг. –  туроператоры Беларуси нужны были всем белорусским средствам размещения и объектам экскурсионного показа в оказании помощи продвижения, реализации услуг. Однако государственным средствам размещения и объектам экскурсионного показа (а в Беларуси большинство средств и объектов принадлежат к государственной форме собственности) стали доводить обязательные показатели по экспорту услуг. В результате средства размещения и объекты экскурсионного показа отдают предпочтение в сотрудничестве зарубежным туроператорам и прямым туристам, мотивируя это тем, что должны «показывать» экспорт.

 Средства размещения (гостиницы, санаторно-курортные учреждения и др.) дают скидки зарубежным туроператорам и высокое комиссионное вознаграждение и практически никак не поощряют сотрудничество с отечественными туроператорами. Некоторые популярные санаторно-курортные учреждения не принимают заявки от отечественных туроператоров, в том числе, для белорусских граждан! В то же время отечественный туроператор является налогоплательщиком, работодателем.

Возможно, полагают в РСТО, пришла пора «создать, насколько возможно (это не должно противоречить международным договорам и экономической логике), неухудшающие условия работы на белорусском рынке для отечественных операторов по организации въездного туризма; обратиться в МАРТ с просьбой о проведения расследования о доминирующем и монопольном положении иностранных сервисов, предоставляющих услуги по организации путешествий на рынке Беларуси».

СПРАВОЧНО

На сегодня порядка 90% объектов размещения Беларуси (гостиницы, санатории, базы отдыха и т.д.) для привлечения клиентов пользуются сервисом booking.com. Средняя комиссия, выплачиваемая объектами компании Booking.com от тарифа за размещение, составляет от 15 до 35% в зависимости от выбираемой маркетинговой программы. При этом не учитываются дополнительные расходы, а именно: НДС, плата за приобретение валюты для перевода за рубеж и т.д. В то же время условия, предлагаемые объектами размещения белорусским национальным операторам за привлечение клиентов в объекты размещения, составляет 0 –10% от тарифа на размещение.

Чтобы исправить такую порочную практику, считают в РСТО, необходимо «приравнять любую деятельность по организации путешествий иностранных граждан в Беларусь и по Беларуси к предпринимательской деятельности, требующей соответствующего оформления; при этом нерезидент должен иметь право вести деятельность только при наличии договора с туристическим субъектом предпринимательства Беларуси».

Добиться стоит и «регулирования указанных международных договоров английским правом (по аналогии с IT-отраслью), т.к. логистика экспорта IT и туристических услуг практически одинакова».

Среди других предлагаемых мер – «предоставить отечественным туроператорам, которые занимаются развитием внутреннего и въездного туризма, льготы по арендной плате; решить проблемы с пересечением границы между Россией и Беларусью путем взаимного признания виз или оборудования еще одного международного погранперехода в районе Смоленска».

СПРАВОЧНО

В данный момент мы вынуждены терять потоки транзитных групп, которые следуют из Европы в Россию через Беларусь. Автобусные группы объезжают нашу страну через Прибалтику, и в этом случае зарабатывают другие страны. Иностранцы с опаской пользуются поездами из Европы, проходящими через Беларусь, так как нет четкого понимания ситуации с границей. Наша страна теряет клиентов, и вопрос по российской границе требует немедленного решения!

Требуется «ускорить решение вопроса признания единой визы при пересечении белорусско-российской границы, что позволило бы значительно разнообразить маршруты автобусных и авиатуров». А также «доработать бренд Беларуси, выразить его графически и использовать в дальнейшем на международных мероприятиях для узнавания страны на туристическом рынке».  Пока же – нередко можно слышать замечания гостей об отсутствии национального колорита в гостиницах и точках питания. Они отзываются о туристических объектах, отелях, многих ресторанах как о начисто лишенных national touch (национального колорита).

Нужно, по мнению РСТО, «оказывать содействие отечественным туроператорам в разделении расходов по участию в международных выставках между государством и частным туристическим бизнесом; решить вопрос с нехваткой гостиничных мест в регионах, а также увеличить количество мест и теплоходов на Августовском канале».

СПРАВОЧНО

При объединении Брестской и Гродненской безвизовых зон планируется увеличение въездных потоков как минимум со стороны наших соседей – литовцев и поляков, латышей. В то же время остро стоит вопрос с гостиничными местами. К примеру, совершенно невозможно уже получить места для групп на осень 2020-го в Гродно, так как всё уже предварительно забронировано. К слову, на данный момент в этом городе всего несколько гостиниц, где могут разместиться группы по 40-50 человек. На Гродненщине совсем нет гостиниц уровня «4 звезды».

В РСТО полагают, что для оживления въездного туризма не помешало бы «ввести безвизовый режим и в крупных наземных пунктах пропуска; уделить внимание регионам и повысить интерес к посещаемости туристических объектов на местах».  Можно было бы, скажем, сделать объединенный тур по украинской и белорусской части Чернобыльской зоны, если бы мы имели безвизовый погранпереход.

Нужно рассмотреть инициативу по созданию новых туристических аттракций, в частности:

  1. поддержать национальный скансен в Кудричах (на снимке);
  2. создать ретро-поезд с вагонами в стилистике Первой и Второй мировых войн;
  3. особое внимание уделить местам, связанным с еврейской историей.

Еврейская тема, убеждены в РСТО, заслуживает отдельного внимания, т.к. история Беларуси тесно связана с историей Израиля и еврейского народа. Необходимо восстановление в нашей республике старых еврейских кладбищ, сохранение их в надлежащем виде для привлечения гостей в «срезе» ностальгического туризма. Предлагается также запустить инициативы по включению анимационных элементов с еврейской музыкой и танцами в посещение музея Марка Шагала. Создать ресторан еврейской кухни в местах, связанных с историей этого народа.  В настоящее время приходится отказывать еврейским группам, которые запрашивают кошерное питание, так как данных пунктов питания в Беларуси попросту… нет.

Справочно

Назрела необходимость и «срочно разработать мероприятия по развитию существующего направления подготовки гидов либо создать дополнительное полноценное учебное подразделение при авторитетном вузе с различными формами обучения (заочное, дистанционное и т.д.) для привлечения активных людей из регионов». Это позволит молодым и активным людям, владеющим иностранными языками, видеть перспективы работы и развития в родных регионах, а не стремиться эмигрировать за рубеж. Ведь существует катастрофический недостаток подготовленных обученных гидов в регионах. Не хватает гидов со знанием японского, польского, китайского, немецкого, французского, испанского, арабского языков, не говоря уже о  шведском, финском, чешском.

Подготовкой гидов много лет занимается в Институте предпринимательской деятельности практически один энтузиаст – Л.А. КАРАГОДОВА. Соответственно, преемственность теряется, новых знаний не хватает. В стране практически отсутствует целевая подготовка кадров для гостиничного бизнеса, что самым негативным образом сказывается на уровне сервиса белорусских отелей и санаториев.

В целях поддержания и повышения имиджа белорусского турбизнеса в РСТО хотят «предложить проводить больше конкурсов внутри страны для турпредприятий, которые развивают внутренний и въездной туризм». Пока есть только один подобный конкурс – «Познай Беларусь».

Анализ, который сделан РСТО, позволяет сделать вывод и о том, что «государственным органам в Беларуси необходимо теснее взаимодействовать с бизнес-сообществом в лице союзов, ассоциаций, общественных объединений и т.д. на основании совместно выработанных решений, планов, приоритетов, сценариев развития рынка и т.д.» При этом – обязательно должна быть жесткая ответственность сторон за реализацию принимаемых совместных решений.

ИТОГО…

Республиканский Союз туристических организаций надеется, что данные предложения, сформированные на основе опыта и профессионализма, помогут определить главные проблемы, решение которых позволит существенно увеличить туристические потоки в Беларусь, а также будет способствовать росту положительного имиджа нашей страны.

Источник иллюстрации: twitter.com

 


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Сергей РУМАС, Премьер-министр Беларуси:

    – Вы лично курировали программу и подготовку указа по Оршанскому району. Знаете, что этот проект сегодня находится в активной работе. Не все положения указа пока выполняются, но это – предмет отдельного рассмотрения…

    ЦИФРА

    Около 35 млн. евро

    инвестировано СП ОАО «Спартак» в период с 2013 по 2019 год – в техническое перевооружение, механизацию и автоматизацию производственных процессов.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    «Наш Дом» призывает «спасти 2020-й», остановив строительство АЭС в Беларуси

    Международный Центр Гражданских Инициатив «Наш Дом» на своем интернет-сайте поздравил всех белорусов с Новым годом. Вместе с пожеланиями добра, успехов, процветания, радости, тепла и уюта – высказана надежда, что «никакие силы зла не омрачат ваши дни, а грустные моменты обойдут стороной».

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)