ГЛАС(З) НАРОДА

Лови, парень, обувку!

калядуем
Кричат «сядь» и... подумывают о свадьбе. Времена меняются, а молодежь колядует! Под Старый Новый год -- последний обрядовый аккорд, если так можно сказать. Вы, например, знаете, что хозяевам свои подарки нельзя отдавать прямо в руки гостям, иначе прибыли в доме не будет весь год? «Дары» щедровые нужно просто бросить в мешок колядующих. А среди них должен быть Мехоноша -- человек, который отвечает за сбор подарков в мешок. Какие еще «завядзёнкі» уместны под Старый Новый год? Старожилы Климовичского района поведали много интересного.

Колядовать начинали, лишь отведав обрядовой еды -- кутьи, приго-товленной в каждом доме. В деревне Синеж, по словам местного старожила Татьяны Илларионовны Лиморовой, колядующие всегда брали с собой гар-мониста и обязательно одаривали в ответ хозяев конфетами. Главным в праздничной процессии всегда был мужчина. Колядовщики по-климовичски обязательно надевали на себя маски. Заглядывать под них и, тем более, срывать считалось плохой приметой…

Мехоноша в Ивановой Слободе назначался... девчатами. Выбирали парня, который «провинился» перед ними в прошлом году. Обязанность эта была тяжелая -- носить мешок с полученными подарками из дома в дом. А иногда и не один мешок! Дарили ведь раньше щедро: сало, колбасы, пече-нье, орехи, семечки.

В деревнях Родня, Прудок и Соболевка молодежь обычно рядилась в «жорава» и «кабылу». Первый: под тканой «посцілкай» -- высокий парень, на плечи к которому сажали мальчишку меньшей комплекции. В «кабылу» любили рядиться парни постарше. Под «посцілкай» во главе становился высокий парень, который имитировал голову коня, затем -- в рядок при-страивались подростки поменьше ростом. С азартом они старались зама-нить к себе, под покров, девчат...

А вот парни из Судил были до чего же ловки на выдумки! Они пре-красно знали, что девчата будут гадать в полночь -- бросать свои валенки через ворота. Для иного ушлого парня не составляло труда заполучить обувку понравившейся ему девушки. Он подговаривал мальчишек помлад-ше подкараулить момент бросания обуви. А тому, кто украдет у нужной де-вушки ее вторую пару, -- платили деньги. Причем эту обувь сразу не отдают девушке, а ждут богатой кутьи (той, что варится накануне Старого Нового года). Вечером, на Старый Новый год, парни ватагой идут просить выкуп у родителей девушки. Там уже знают о пропавшей обувке и заранее готовятся принимать гостей. Многие могут подумать, что это своеобразный обряд сва-товства. Но нет -- всего-навсего обычай весело провести праздники. Хотя нередко, в будущем, между такими парами заключались и браки.

...В деревне Потороновка девчата незаметно «воровали» блины у матерей, а вечером, после кутьи, шли гадать. Под окнами соседского дома внимательно вслушивались в разговор хозяев. Если при беседе домочадцев звучало слово «сядь», то замуж в этом году выйти не предстоит. Если «иди», то девушке стоит подумывать о предстоящей свадьбе. Парни же ста-рались незаметно от девушек забежать в гости именно в тот дом, к которому придет под окошко девушка. Проказники вовсю кричали слово «сядь!». Вот такое получалось блинно-подслушивающее гадание...

...Климовичский народ всегда любил повеселиться, да и сейчас не забывает о развлечениях. Обязательно, на рождественские праздники, в каждой деревне нашего района нарядятся колядующие и пойдут одаривать своими пожеланиями жителей своей местности. Получат подарки. А потом будут долго вспоминать о веселых зимних вечерах.

Дарья ЭВЕРС, старший научный сотрудник Климович-ского краеведческого музея

На снимке: а вот так колядуют в наше время в Судилах…

Фото автора


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Байба РИВЖА, президент Латвийской академии сельскохозяйственных и лесных наук, д.э.н., профессор:

    – Мы живем в эпоху 4-й промышленной революции. Процессы идут бурные, стремительные. Но, вместе с тем, решая проблемы обеспечения продовольственной безопасности, должны помнить и об экологии, здоровье населения, строгом контроле качества выходящих на рынок новинок. В Латвии, как и во всем Евросоюзе, сейчас укрепился тренд на развитие биоэкономики. Соответствующую концепцию мы должны разработать у себя и представить на рассмотрение в Евросоюз…

    ЦИФРА

    9-10 тонн на га пашни

    – столько ежегодно вносится органических удобрений белорусскими земледельцами. Этот показатель остается стабильным на протяжении последних 10 лет. Но, как полагают в Институте почвоведения и агрохимии НАН Беларуси, этого явно недостаточно.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    100 тысяч долларов штрафа. За то, что очистил болото с разрешения властей…

    Геннадий КОЛОШУК сейчас живет в Кобрине, у него небольшой семейный бизнес. В 2015-м, на волне интереса к агроэкотуризму, он купил хутор на берегу реки Мухавец в деревне Ходосы. Это пригород Жабинки, с богатой природой, хвойными лесами, где еще с советских времен работают детские лагеря.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)