КАДРЫ

Витольд ПЕСТИС: «Дайте толковому специалисту спокойно работать – и многое поправится в белорусском АПК…»


Над этой проблемой ломают головы не первый год, принимают меры, обсуждают на самых разных уровнях… Но говорить о том, что ситуация исправляется в лучшую сторону кардинальным образом, пока не приходится. АПК Беларуси продолжает испытывать острый кадровый дефицит, а обустройство агрогородков и прочие «пряники» по-прежнему слабо заманивают на село, в первую очередь, перспективную молодежь. Рассуждать, кто виноват – малопродуктивно, а вот искать ответ на вопрос «что делать?»… Во всяком случае, стоит пытаться. А с кем обсуждать самую больную проблему в нашем сельском хозяйстве, как не с ректором одного из ведущих аграрных вузов страны? Член-корреспондент НАН Беларуси, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заслуженный работник образования Витольд ПЕСТИС у руля Гродненского государственного аграрного университета – не первый год…

— Витольд Казимирович, что же еще предпринимать? На мой взгляд, ситуация с кадровым потенциалом в АПК Беларуси уже не просто тревожная, а – близкая к критической…

Не думаю, что это определение «близкая к критической» грешит преувеличением. И ведь нельзя сказать, что все обострилась вдруг, внезапно. Наоборот, копилось исподволь. А меня особенно задело несколько лет назад, когда довелось услышать немало критических посылов, киваний в сторону аграрных вузов. На мой субъективный взгляд, делалась попытка найти крайнего, что в данном контексте – путь сомнительный, во всяком случае, не позволяющий ни объективно оценить ситуацию, ни выработать действительно эффективные меры по ее исправлению. Увы, но и сегодня многие говорят – производственники в узком кругу, чиновники с больших трибун – мол, вузами, техникумами аграрного профиля кадры готовятся «не такими, какие требуются на современном производстве». А выпущенным молодым специалистам «приходится долго адаптироваться к суровым реалиям в полевых, фермских условиях и так далее»… В итоге якобы только одна недостаточная практическая подготовка не позволяет закрепляться на селе: молодые люди, испугавшись трудностей адаптационного плана, сбегают из отрасли, максимум — отрабатывая положенный по распределению срок.

Вы считаете такой взгляд на положение вещей односторонним, не отличающимся глубиной проникновения в тему?

Именно! Специалистов-аграриев в Беларуси как готовили раньше, так и теперь готовят, даже лучше, я бы сказал. Для этого в республике есть все условия, работают сразу несколько аграрных вузов, хватает и ссузов, лицеев – то есть, система создана достаточно перспективная для того, чтобы обеспечить стабильный приток в отрасль молодой поросли.

 Учебный процесс практически везде постоянно модернизируется: внедрены современные средства передачи контроля знаний, все вузы прошли аккредитацию, аттестацию. Сегодня только совершенно не знакомый с учебным процессом, допустим, в нашем вузе рискнет утверждать: дескать, преподаватели по-прежнему лекции читают по старым пожелтевшим конспектам, оставшимся еще со времен давних. Нет, наоборот, уровень технического оснащения процесса преподавания – высок! Мультимедийные, прочие средства давно уже не новинки, а привычное дело…

Но для кого все эти новации, кому пытаетесь передать знания, а с ними и желание пойти по нелегкой стезе специалиста-агрария?

Я считают этот вопрос ключевым – нужно, в первую очередь, смотреть, кто сегодня поступает в аграрные вузы Беларуси? Какой уровень базовой подготовки этих абитуриентов? Не могу не констатировать, как человек, много лет находящийся внутри системы: аграрные вузы комплектуются по остаточному принципу, из-за непрестижности специальностей. Каких? Агронома, зоотехника, ветеринарного врача… А их-то как раз и не хватает остро сейчас в белорусском агросекторе!

Что говорит статистика? Я проанализировал: с учетом тестирования по трем предметам и оценки аттестатов, проходной балл на вышеуказанные специальности составляет 110-120. А на платную форму так и вообще зачисляются набравшие до 100 баллов. То есть, к нам приходят изначально люди с очень низкой базовой подготовкой. Из них мы должны подготовить высококвалифицированных специалистов для такой сложнейшей сферы экономики, как сельское хозяйство!

Как вы думаете, что за результаты непосредственно в учебе потом демонстрируют такие абитуриенты? Не более, чем на шесть баллов вытягивают…

— Иной раз в адрес аграрных вузов высказывается и такой упрек – берете городских, вместо того, чтобы ставку делать на сельских ребят…

И этот посыл можно парировать. Почему никто не смотрит статистику, а сколько за последнее время закрылось сельских школ?! И насколько многолюдные сегодня классы в оставшихся учебных заведениях? Отсюда и небольшие наборы в вузы – демография на селе не позволяет иметь богатый выбор абитуриентов. Аграрным вузам зачастую достаются те потенциальные студенты, которые либо приходят только за дипломом, либо чисто городские… Процент же сельских ребят за последние вступительные кампании у нас держится на уровне 20-30 процентов. Из этого количества, прямо скажем, ограниченного, и приходится как-то закрывать потребности отрасли в молодых специалистах.

Любопытно, в связи с этим, узнать Ваше мнение насчет недавней инициативы. Ведь  со следующей абитуриентской кампании снова уравниваются шансы и горожан, и сельчан. У последних — не будет льгот при поступлении. Насколько это оправданный шаг, изменит ли он что-то в ситуации с комплектованием белорусских аграрных вузов?

Инициатива, безусловно, интересная, неплохо аргументированная… Однако, не могу не сказать так, как есть: на решении проблемы с кадрами для сельского хозяйства данная новация отразится отрицательно. Ведь что было в минувшую вступительную кампанию, при наличии еще льгот для сельских ребят? По итогам зачисления план приема выполнили, из четырех аграрных вузов, только БГАТУ и Гродненский государственный аграрный университет. Мы справились, уверен, благодаря проводимой большой профориентационной работе, хотя справедливости ради, нужно сказать, что набираем меньше, чем коллеги в БГСХА или ВГАВМ.

С одной стороны, главным критерием для поступления должны быть знания, и только. Сельчанин, горожанин, не суть важно, — нужно всем хорошо учиться. Уравнивание шансов, вроде бы, — шаг вполне справедливый, но… Нужно знать ситуацию с кадрами в АПК. Я, бывая в хозяйствах, даже экономически мощных, постоянно слышу: «Дай зоотехника! Дай ветврача!». А у меня его, по сути-то, и нет…

— Почему?

— Задумайтесь: чем сегодня гордимся? Открываем где-то, преимущественно в городах, новые школы – и расписываем, сколько там поставлено компьютеров и так далее. На самом деле, повальная компьютеризация уже начинает вылезать боком. Мы должны что-то делать с культурным, образовательным уровнем наших будущих специалистов! Они же зачастую – привязаны к мониторам этих чудо-устройств, а без них – смартфонов, ноутбуков – откровенно беспомощны. За быстрым, едва ли не с детсадовского возраста, овладением всеми «наворотами» ведь нередко… больше ничего не стоит. А уровень интеллекта определяется вовсе не умением потреблять готовую информацию: нам сегодня нужно думать про личность, созидающую в своем внутреннем мире новые реалии. Умеющую находить выход из сложнейших и производственных, и просто житейских проблемных ситуаций…

Как-то был я на одном из совещаний. Выступает главный зоотехник хозяйства. Неудобно – человек двух слов связать не может, видно — не начитан, имеет весьма скудный словарный запас… Что уж говорить про способность мыслить, анализировать, работать, в конце концов, над своим профессиональным уровнем.

Сегодня, как ректор, ставлю перед своими коллегами принципиально иную задачу: пытаемся готовить не просто механических исполнителей, а – организаторов производства, которые бы умели брать на себя ответственность, прогнозировали, просчитывали наперед свои шаги. Дейл Карнеги правильно замечал: «Успех любого дела на 85 процентов зависит от организаторских способностей и только на 15 – от уровня знаний».

Понятно: из посредственного абитуриента сложно «слепить» хорошего студента, а потом – и молодого специалиста для АПК. Но как привлечь в аграрные вузы ребят с действительно высоким уровнем базовой подготовки?

И тут, должен заметить, почти все «сброшено» на аграрные вузы. Мол, вам нужно, вот вы и старайтесь, ищите себе абитуриентов. Это – большая стратегическая ошибка, на самом деле! Думать, что одни лишь вузы способны потянуть решение вопроса, требующего координации усилий на государственном уровне, на стыке интересов самых разных сфер. Смотрите: сегодня на распределение к нам приезжает председатель райисполкома и тоже едва ли не требует: «Дайте хорошего специалиста!» А мне так и хочется задать один простой вопрос: «А сколько учится в вузе ребят из вашего района?» К сожалению, главы местных властей сейчас решают только текущие задачи, под это заточена их деятельность – обеспечить выполнение задачи по линии «молоко – зерно – мясо». За просчеты в достижении прогнозных показателей ругают ой, как строго! Но кто спрашивает за работу на перспективу?! За ситуацию с теми же кадрами в сельском хозяйстве вверенного района? Много ли руководителей – хозяйств, районов, сельисполкомов —  наведываются в школы, интересуются, а кто из школяров  завтра сможет заменить отца, мать на ферме, в поле?

— А ведь  до сих пор в наших деревнях и агрогородках можно услышать примерно такое наставление родителей своим чадам: «Не будешь хорошо учиться – пойдешь в колхоз»?

Увы, но такая фраза в ходу, ничего не изменилось… Правда, есть исключения, немногочисленные, но, все же… В принципе, нужно, чтобы повсеместно действовали так, как многолетний, многоопытный председатель СПК «Родина» Белыничского района Александр Лапотентов. Он приходит в местную школу, говорит – если будете хорошо учиться, то получите за счет хозяйства стипендию, а потом и рекомендацию в аграрный вуз. Отучитесь – сюда же вернетесь: дам жилье, работу с неплохой зарплатой! Насколько я знаю, такие подходы позволяют руководителю иметь из всех работников примерно треть – молодых, перспективных. Другие же коллеги Лапотентова, не прикладывая никаких усилий по наращиванию кадрового потенциала хозяйства, кивают на кого угодно, только не на себя.

— Довелось недавно с высокой трибуны услышать такую фразу, применительно к поправке дел в нашем АПК: «Сначала – жесткий диктат технологий, а уж потом – люди!» Насколько такой акцент верен, на Ваш взгляд?

Так бы сказал – сначала человек, владеющий технологией…

План набора в ГГАУ удалось выполнить в минувшую абитуриентскую кампанию… Но насколько Вы, как ректор, довольны не количеством, а качественным составом первокурсников?

Не очень доволен: хотелось бы, чтоб у нас превалировали абитуриенты с проходным баллом не 110, а 210-230. На специальности экономического профиля, связанные с переработкой набрать нет никаких проблем – конкурсы и по два человека на место. Агроном, зоотехник – иной коленкор…

— Давно уже работаете в сфере аграрного образования… Можете припомнить, когда бы так, простите прямоту, «шугались» абитуриенты от специальностей чисто производственного аграрного профиля?

— Никогда такого не было, уверяю!

— Ну, не парадокс ли это? Вроде бы, материальная база белорусского АПК в последние годы обновляется семимильными шагами – например, строятся новые фермы, где внедряются современное оборудование, передовые технологии. Почему бы молодым креативным людям и не стремиться в агросектор? Но – не тут-то было?..

Дело, на мой взгляд, в общей ситуации, сложившейся в отрасли. Ведь раньше никогда не было настолько сильного, всеобъемлющего контроля над тем же бедным специалистом. Он зажат в жесткие рамки, подотчетен десяткам разных инстанций, которые только и делают зачастую, что норовят сделать крайним, отвечающим за все прорехи, просчеты, недоделки. Скажите, в таких условиях легко ли выдержать? Нет спасения от проверяющих, контролирующих – это сильно давит на мозги специалиста, не позволяет ему раскрепоститься, полностью и творчески раскрыть свой потенциал. Можно только банально выживать, а не созидать некий свой внутренний интеллектуальный продукт. А без него не будет классного профессионала!

Многие считают, что беда с кадрами в белорусском АПК — из-за низкого уровня зарплат. Конечно, этот фактор нельзя сбрасывать со счетов, однако… Да хоть озолоти человека толкового – если он поставлен в положение всего лишь незначительного винтика, непременно откажется и от неплохого заработка! В чем ошибка? Недооценивается важность самой возможности дать человеку раскрыться.

Как-то довелось присутствовать при жестком распекании одним уважаемым руководителем хозяйства нашего выпускника. Молодой специалист и полугода не проработал, где-то еще не адаптировался, а на него обрушивается не просто поток критики.  Его элементарно уничижают криком, едва ли не бранью – разве ж это дело? Быть может, после такого холодного ушата человек и принимает решение навсегда уйти из сельского хозяйства?

И другой пример. Направил я на работу к уважаемому Илье Петровичу Сенько, в СПК «Обухово», молодого специалиста. Звоню через некоторое время, интересуюсь, как приживается парень в этом, безусловно, крепком хозяйстве не только на Гродненщине, но и в масштабах всей республики. В ответ слышу от самого Сенько: «Знаешь, ничего, толк будет – но еще нужно лепить…»

Мне импонирует именно такая позиция руководителя, который не ругает вуз, не унижает самого молодого специалиста, а понимает четко: гениальными специалистами-аграриями не рождаются! Ими становятся, но для этого сама система работы с кадрами – и в масштабах отдельного хозяйства, и во всей отрасли АПК – должна быть выстроена несколько по-иному, чем у нас сейчас.

Каверзный вопрос, в развитие темы… Вы считаете, что допустимо выпускать вузу специалиста, допустим, 80-процентной готовности, а  уж в хозяйствах – пусть доводят до стопроцентного уровня?

Конечно, в идеале, нужно выпускать на стадии стопроцентной готовности. Но, к сожалению, так не всегда получается. Во время учебы может не хватить практической подготовки, ведь что такое – 3-4 месяца практики? Вот и получается: хромает, прежде всего, практическая сторона подготовки. Аудитория отдалена от поля, фермы, увы. Колхоз не придвинешь к университету. Но, как бы то ни было, 10-20 процентов вчерашних студентов вполне реально «довести до ладу» прямо в производственных условиях…

Другое дело: при нынешнем мощном контролирующем давлении специалисту-аграрию трудно реализовать себя в отрасли. Все вокруг – опекают, курируют, наказывают, указывают… А нужно дать спокойно работать человеку! И многое поправится в нашем АПК, уверен!

Связь образования с аграрной наукой… Легко ли сегодня привлечь молодежь в аспирантуру, к занятиям серьезной исследовательской работой?

Это — еще один сложнейший вопрос! Наш вуз выполняет свою функцию подготовки кадров для АПК области. Можно сказать, непосредственно влияет на аграрную политику региона. При том, что Гродненщина стабильно удерживает лидерство среди областей Беларуси по уровню развития агросектора. Стараемся из того качества абитуриентского состава, которым располагаем, «вылепить», по максимуму, и хороших специалистов для производства непосредственно, и отобрать кадры для научно-исследовательской стези. Кто идет сегодня в науку? Да практически… мало кто, если честно, решается на такой шаг. Увы, но приходится тоже располагать не очень крепким ресурсом в этом направлении. Получается – продолжение цепочки: из не очень сильного вчерашнего студента требуется готовить качественного ученого. Скудность ума, ограниченность воображения, слабое понимание того, чем занимается – вот те минусы, которые, увы, отличают многих аспирантов. А других-то – просто нет. 

— Может, в таком случае, пытаться привлекать в аграрные образование, науку не вчерашних студентов, а способных людей из числе молодых аграриев-практиков?

Не пойдут, учитывая скудные зарплаты преподавателей. Смотрите, доцент с двадцатилетним стажем, имеющий уже семью, разве может нормально жить на четыре с половиной миллиона «грязными»?

— Этак скоро все молодые ученые, преподаватели посбегают – либо в коммерцию, либо в соседние страны, на заработки…

— Уже сбегают, и довольно активно. Кто ж пойдет в науку, на три с половиной миллиона, даже из колхоза, где может заработать хотя бы пять?! Если и дальше останется такое материальное стимулирование, то, боюсь, проблема с комплектованием аспирантуры будет только усугубляться… Не спорю, в хозяйствах трудиться приходится ахово, но ведь не дело, что главный зоотехник в экономически сильном СПК, ОАО получает в разы (!) больше профессора вуза. Такой перекос в доходах – очень тревожен!

Сегодня много говорится, что наука, в том числе аграрная, должна учиться сама на себя зарабатывать, не забывая при этом приносить пользу государству. Все верно, однако… Не стоит упускать из виду: чтобы наука дала результат, в нее предварительно нужно вкладывать, и не крохи, а серьезные инвестиции. Новые приборы, другое оборудование ведь стоят денег. Времена Ньютона, когда только упавшее на голову яблоко, обеспечивало важное научное открытие – безвозвратно ушли. Нужно четкое понимание этого — на государственном, общественном уровне…

Да, ученый в любом случае на себя заработает, уйдя в частную фирму или отправившись за рубеж. Но будет ли от этого польза своей стране? Ведь ученый должен быть перво-наперво патриотом своей родины, делать все для ее настоящего и будущего. Быть белорусом, гражданином!

— Нельзя сказать, впрочем, что и у нас все так уж плохо: главное – есть выбор, где и как зарабатывать, не так ли?

Да, и, в принципе, и на производстве том же, если повезет с руководителем, есть все шансы отличиться молодому специалисту. А со временем и неплохо зарабатывать. Хорошо подготовленный, грамотный, ответственный аграрник в  любом случае будет востребован. Найдет себе применение… Задача же государства – простимулировать приток кадров именно для нужд нашей экономики. Для работы на будущее нашей страны, а не соседних! Видите ли, очень трудно отделить сельское хозяйство от всего экономического комплекса Беларуси – тут все взаимосвязано.  Как ректор, ориентирую своих коллег, преподавателей, ученых на тесную связь с практикой – сегодня уже не нужен АПК просто теоретик! Необходим ученый, который постоянно в гуще производственной жизни, тех новшеств, которые там едва ли не каждый день внедряются. Помогать практикам в освоении новых технологий, предостерегать, быть может, от каких-то неверных шагов – вот в чем вижу роль ученого-аграрника на данном этапе развития белорусского АПК.  

…А возможность самореализоваться – тот якорь, уцепившись за который, можем пытаться «вытаскивать», решать кадровую проблему, в том числе, и всего белорусского села.

— Большое спасибо, Витольд Казимирович,  за проблемный, содержательный разговор! Успехов Вам!

Позвольте, напоследок, заметить и вот еще что: нужно, на мой взгляд, и некоторым СМИ менять подходы в пропаганде, поднятии престижа профессии агрария. Сколько можно, в самом деле, бездумно восхищаться тружениками полей, ферм, которые якобы должны круглыми сутками пропадать на работе, без выходных, проходных? Пора взглянуть на сельские профессию несколько под иным углом! И пытаться внедрять принципиально иные, более прогрессивные методы организации труда, позволяющие людям в деревне не чувствовать себя только тягловой рабочей силой. Мы у себя в вузе, ведя профориентационную работу, пытаемся менять акценты – ясно, что старые подходы в современных условиях уже не срабатывают…    

Беседовала Инна ГАРМЕЛЬ

На снимке: Витольд ПЕСТИС

Фото автора


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Иван АМОСОВ, сооснователь компании 101dom.by, занимающейся строительством деревянных домов с использованием белорусских традиционных материалов и методик:

    – Если бы деньги, израсходованные на строительство БелАЭС, страна потратила на развитие альтернативной энергетики и внедрение соответствующих идей в жилищное строительство… Было бы куда больше пользы – и в государственном масштабе, и для отдельных граждан. Это повлекло бы за собой некий тренд, моду даже. И люди бы не опасались, например, делать ставку на использование того же самого теплового насоса. Надо понимать: газу есть альтернатива! Нужно только показать ее, убедительно пропиарить. Дело бы пошло. Оно и так движется, правда, потихоньку. И, все равно, в Беларуси достаточно энтузиастов, которые уже используют альтернативные источники энергии для своих домов. Свое жилье многим реально сделать более энергонезависимым собственными усилиями!

    ЦИФРА

    Более Br712 млн

    выделено из бюджета на реализацию в 2017 году мероприятий госпрограммы развития аграрного бизнеса в Беларуси, рассчитанной до 2020 года. Такое решение закреплено постановлением Совета Министров №62 от 23 января текущего года, сообщили БЕЛТА в пресс-службе правительства.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Фермера из-под Гомеля разорили чиновники?

    В деревне Страдубка, что в Гомельской области, с работой – не лучшая ситуация. А потому молодой человек – активный, с ветеринарным образованием – Иван ХВОИН решил заниматься собственным хозяйством и за счет этого жить.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)