ИНВЕСТИЦИИ

«Инновации» по-белорусски – как послевкусие от горячих пирожков


Любому врачу-гигиенисту, ветврачу или зоотехнику хорошо известно, что употребление в пищу горячих хлебобулочных и кондитерских изделий очень неблагоприятно влияет на пищеварение человека или животных. Между тем, несмотря на предостережения гигиенистов в области питания, журналисты уже не одно десятилетие в своих материалах употребляют выражение «разлетаются как горячие пирожки». Имея в виду вещь, которая хорошо продается. Давайте и мы проанализируем белорусские инновации в отдельных сферах – этакие «горячие пирожки».

1. О неисповедимых путях назначения на должность руководителя сельхозпредприятия

По общему правилу, чтобы в Беларуси стать, если сказать по-старорежимному, председателем колхоза, необходимо выполнить ряд формальных условий. Иметь сельскохозяйственное образование, опыт работы в АПК, пройти согласование по вертикали власти» (районный, областной и республиканский уровни) и др.

Однако существует более короткий путь стать руководителем СПК: занимая должность в госструктуре, совершите коррупционное преступление (ну, берите взятку), сотрудничайте со следствием, сдайте подельников, обратитесь к Президенту с просьбой о помиловании. Как говорил герой кинофильма «Ликвидация»: «Сеня, друг, не дай бог, конечно. Шо ты мне истерику мастеришь. Посмотри вокруг и трезво содрогнись. Ты уже наговорил на вышку. Теперь – тяни на пролетарское снисхождение суда. Мудрое, но… несговорчивое».

И вот вам «светило» 8-10 лет отсидки в колонии, а вы уже на свободе, с чистой совестью и при должности, за которую простые смертные должны пройти все бюрократические круги.

То есть: «Шо деньги? Деньги – мусор, тебе вышак маячит». В нашем варианте, какой бы срок ни маячил для белорусского коррупционера по определенной статье Уголовного кодекса, но если он каким-то способом, вероятно за взятку кому-то из составителей кадрового реестра, однажды попал в «обойму власти»… Руководитель вертикали о нем не забудет – предоставит хлеб, житьё и кров… И 8 лет «турмы» приравняет к 1 году председательства в колхозе. 

Следовательно, один год работы в белорусском сельском хозяйстве равен восьми годам колонии. Исходя из этой белорусской «арифметики», отработка в должности  молодого специалиста по распределению в течение двух лет  в колхозе равносильна 16 лет колонии. А если в колхозе проработал 5 лет, то пора выходить на пенсию. Может, исходя из этих закономерностей, соответственно повысить денежное довольствие работников сельского хозяйства, чтобы они не влачили нищенское существование?

2. Об инновациях и независимости

С развитием сельского хозяйства страна получила продовольственную независимость. И это несмотря на то, что сырье животного происхождения реализуется производителями на переработку с минимальной рентабельностью или с прямыми убытками. А поставки на экспорт готовой продукции из переработанного сырья приносят валютную прибыль переработчикам и продавцам.

С постройкой цементных заводов Беларусь обрела независимость в вопросе обеспечения цементом. Постройка завода легковых автомобилей принесла независимость в легковом автомобилестроении. Модернизация нефтеперерабатывающих заводов – независимость от российской нефти. Т.е. покупай за тридевять земель, где телушка полушка, да рубль перевоз или в лесу дуб рубль, в столице по рублю спица. С момента ввода в строй атомной электростанции снизится зависимость в сфере электроэнергетики.

В странах, в которых несменяемость руководителей исчисляется десятками лет, «прижилась» замечательная тенденция строительства дворцов независимости. У простых людей в связи с этим появился риторический вопрос: «А те небожители, которые заседают во дворцах независимости, они от кого независимы?» Жаль, что они независимы и от граждан, их избравших, и от налогоплательщиков, расплачивающихся по долгам государства, и от здравого смысла.

3. Под мостом

Беларусь – это мост между Востоком и Западом. С развитием торгово-экономических связей между Россией и Европой все жители Беларуси, за исключением небольшой ее части, в прямом и переносном смысле живут под мостом. Причем, транзит большегрузных автомобилей по путепроводам, построенным полвека назад, привел к выходу их из эксплуатации и преждевременной замене. А на это требуется миллиарды денежных средств налогоплательщиков. Мало того, что кавалькады большегрузов уничтожают мосты и требуется постоянный ремонт дорог, так еще ухудшается экология Беларуси.

С 2 ноября 2013 года, т.е. с момента подписания  Президентом страны  Указа № 499 «О сооружении Белорусской атомной электростанции», (стоимость – 11 млрд. у.е., окупаемость – 15-20 лет, срок эксплуатации – 50 лет) неравнодушные ученые в области гигиены и экологии стали обращаться в органы государственного управления. С вполне обоснованной инициативой кардинального решения вопроса по снижению экологической нагрузки на окружающую среду от транзитного большегрузного транспорта. Суть предложения сводилась к тому, что все транзитные автопоезда перевозить по скоростной железной дороге. Причем, погрузку и выгрузку автотранспорта осуществлять за пределами Республики Беларусь на таможенной территории других государств.

Для решения этой  непростой задачи в госорганы Беларуси, России,  посольство Китая в Беларуси и посольство Беларуси в Китае было направлено материально-финансовое обоснование строительства электрифицированной скоростной железной дороги Белосток – Гродно – Минск – Могилев – Мстиславль – Рославль, в районе «Великого камня» с ответвлением Минск–Вильнюс. К слову, более ста лет назад, еще при царской России, был разработан и утвержден проект железной дороги Белосток – Минск  – Могилев  – Мстиславль  – Тула.

 По новой скоростной железной дороге, кроме перевозки автопоездов, предполагается пропускать контейнерные железнодорожные составы из Китая в ЕС и обратно, скоростные поезда бизнес-класса. Общие затраты на возведение и эксплуатацию новой скоростной железной дороги в 4-5 раз меньше, чем на строительство БелАЭС.

Белорусская национальная идея – это простые заповеди, позволяющие улучшить жизнь конкретных граждан на основе личной инициативы и всемерной поддержки государства. В связи с этим возникает вопрос, а не замахнуться ли нам как раз на  новую скоростную железную дорогу? Чем не один из вариантов национальной идеи? Чем не реальная реализация принципа экологичности – государство без транзитного грузового автотранспорта?

Преимущества строительства скоростной железной дороги:

– кардинальное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду от транзита большегрузного автотранспорта по территории Беларуси;

– использование избытка электроэнергии от Белорусской АЭС;

– использование избытка цемента от белорусских цемзаводов;

– использование песчано-гравийной смеси из карьеров тех районов, по территории которых пройдет скоростная железная дорога, для отсыпки полотна под железнодорожные пути;

– скоростная железная дорога пройдет через аграрные дотационные районы, не имеющие крупных промышленных предприятий, т.е. развитие  административных территорий, у которых еще не было железной дороги, создание новых рабочих мест;

– прямое сообщение между столицей и областными центрами – г. Гродно и г. Могилев;

– размещение на белорусских вагоностроительных заводах заказа на изготовление железнодорожных платформ для перевозки автотрейлеров;

– взятие под низкий процент кредита у Китая, на строительство скоростной железной дороги, связанного исключительно с приобретением электропоездов для перемещения товарных тяжеловесных составов;

– снижение рисков при оформлении и таможенном досмотре составов, т.к. все это буде проходить за пределами Беларуси – в Польше, Литве, России;

– сохранение расстояния между рельсами (ширина колеи) как в СССР, т.е. на территории Польше на глубине 5-10 км будут формироваться составы в направлении ЕС – Россия, как и разгружаться  автофуры с железнодорожных платформ из России в ЕС;

– прекращение необоснованного вывоза ГСМ с транзитным автотранспортом;

– экономия значительных объемом материально-финансовых средств, которые планируется направить на проведение масштабного переоборудования и нового строительства на участке Орша – Минск – Брест;

– сокращение загруженности железнодорожной ветки Орша – Минск – Брест  и вывод с этого направления составов, перевозящих опасные грузы, т.е. снижение риски при их перемещении по территории Беларуси.

Идею строительства новой скоростной железной дороги по территории Беларуси, для снижения антропогенного воздействия транзитного автотранспорта на окружающую среду, поддержали Минприроды Беларуси,  Белорусский Государственный университет транспорта, НИИ железнодорожного транспорта, Национальная академия наук РБ, Представительство ОАО «РЖД» в нашей стране.  С другой стороны, про экономическую нецелесообразность такого строительства высказались в Администрации Президента, Минском и Могилевском облисполкомах, Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь, Комитете государственного контроля, Минтрансе,  БелЖД. Ни из посольства Беларуси в Китае, ни из посольства Китая в Беларуси никаких ответов получено не было.

Жаль, что независимое руководство, у которого своих идей пруд пруди, не желает слушать тех, кто, образно говоря, имеет что-то сказать.

Вместо заключения

В Беларуси как-то повелось, что строительство инновационных объектов,  будь то в промышленности или сельском хозяйстве, осуществляется исключительно по инициативе руководителя страны и за счет зарубежных инвестиций, которые необходимо возвращать.

Однако -- что получается? С каждым годом гасить валютные долги  все сложнее и сложнее. Во-первых, по причине того, что производимая продукция не реализуется в объемах и по себестоимости, определенной инвестиционным бизнес-планом. А, во-вторых, рынки, на которые планировалось поставлять т. н. инновационную продукцию, аккурат перед вводом в эксплуатацию инвестиционного объекта… закрываются.

Как итог, к примеру, – производимый цемент не идет на экспорт, не приносит в казну валютную выручку, а направляется на автомобильные дороги с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием.

Прогнозируемый после 2020 года избыток электроэнергии, боюсь, тоже будет направлен не на решение экологических проблем нашей страны и снижение себестоимости производимой товарной продукции, а на ее удорожание. Почему? Все просто: для перевода силовых и тепловых установок на работу на электричестве потребуется закупка дополнительного импортного оборудования.

…Вот такое в нашей стране у нас пока выходит послевкусие от горячих инновационно-инвестиционных «пирожков».

Валерий СОЛЯНИК, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

Источник иллюстрации: www.m.zr.ru

 


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Александр ТУРЧИН, первый заместитель премьер-министра Республики Беларусь:

    – Мы готовим определенные предложения, чтобы выйти с ними на главу государства. Речь идет о разных вариантах такого эффективного механизма как венчурное финансирование. Ведь у нас в стране, к примеру, – высокоразвитая пищевая промышленность, где есть и государственные, и частные компании. Они могли бы часть своей прибыли перечислять в венчурные фонды – чтобы потом пользоваться теми открытиями, которые будут сделаны с помощью аккумулированных таким образом средств.

    ЦИФРА

    57% всей вырабатываемой в РБ молочной и 32% мясной продукции

    реализуется на зарубежные рынки. Эти цифры привел в ходе пресс-конференции в Общественном пресс-центре начальник управления мясной и молочной промышленности Минсельхозпрода РБ Павел ЯНОВ.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Загадки Зеленого дома

    Зеленый дом – так называют местные бывшую усадьбу в Быковщине Полоцкого района. Это и правда теперь – просто дом: на 13 квартир, с центральным отоплением и водой. А внутри уже все давно переделано. Об этом рассказывают нынешние жильцы…

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)