В ОБЪЕКТИВЕ

Дрогичинщина. Чистый четверг. До Пасхи – всего ничего…

В этот день жители Дрогичинщины вспомнили былые годы, поблагодарили Бога за прожитое. Не забыли также про Тайную вечерю… А, вообще-то, Чистый четверг – преддверие Пасхи – белорусы встречали всегда: при панской Польше, в годы немецко-фашистской оккупации, во времена советских гонений на религию.

Несмотря ни на что, жители дрогичинских деревень пронесли уважение к вере сквозь годы – и в этот светлый день редкий деревенский дом был не прибран. Чистый четверг положено встречать с омытым телом, сверкающими полами и предметами обихода, попостившись и запасшись парой свечей для «походов» в церковь на утреннюю и вечернюю литургию. Аккурат на Чистый четверг я побывал среди верующих Дрогичинского района, решив узнать о роли этого дня в их жизни.

…К Свято-Троицкому храму (постройки еще 1784 года!) в деревне Бездеж сутра подходят жители – прежде всего, сельские пенсионеры. Все остальные на работе, те, кто верит – улучит время зайти в здание с куполом и крестом вечером. А пока немногочисленной группкой пожилые женщины ждут отца Геннадия – и рассказывают о своих домашних делах.

– Сейчас верующие уже не так строги к себе, как раньше, – всматриваясь куда-то вдаль, будто стараясь рассмотреть картины прошлого, говорит местная жительница Екатерина Доронюк. – Теперь люди прибирают жилище в течение дня, порой просто вечером, а раньше это делали до наступления новых суток – спать не ложились без уборки! Мама моя, когда жили на Каменеччине, однажды побила нас, пятерых детей, мокрой лозой – из-за того, что «сенцы» не прибрали…

– А у нас в Головчицах сразу после войны изба-читальня была, в ней парень-библиотекарь – «избач» по-тогдашнему, партийный, – рассказывает 70-летняя бабушка Тамара. – Так он «хату» свою с книгами не прибирал, да и другим не давал. Помню, мы, дети, выманим его наружу: «Дядя Вань, помоги, «плот» повалился!». А, тем временем, две бабушки-сестрицы забегут внутрь, быстро-быстро пыль посмахивают, паутину – с окон долой... И – бежать! А избач потом кричит: «У меня же партбилет отберут!» Нечто вроде забавы в деревне было на «Великий четверток», как Чистый четверг раньше называли.

…Тем временем отец-настоятель, протоиерей Геннадий Ворон зашел в церковь. Главное действо – поминание Тайной вечери и установления Иисусом Евхаристии – Таинства, когда христиане вкушают кровь и тело Христово, соединяясь, тем самым, с Богом. Голоса присутствующих соединяются в единый звуковой поток, который слышен далеко за пределами храма. Молящиеся то и дело посматривают на известное всей Брестчине Евангелие в золотой оправе. Оно хранится теперь в Бездеже. И хранит это село… Когда-то Евангелие это увезли фашисты, а вернулось оно на родину два года назад.

…К вечерне десятки верующих со всего района стараются приехать в Свято-Сретенскую церковь, что в самом Дрогичине. Послушать настоятеля, протоиерея Иоанна Пинчука. Длинная очередь выстраивается перед лавкой церковных товаров. В центре внимания прихожан – личность почти легендарная. 72-летняя бабушка Нина сорок лет проработала казначеем на благо Свято-Сретенской церкви и местной паствы. Уроженка деревни Малиновка – одной из самых южных деревень Беларуси – по-прежнему говорит с сильной «примесью» украинских слов. Женщина помнит гонения на религию советского времени, и благодарна сегодняшней власти за внимание к церкви, приходам, прихожанам. Сегодня ей помогает 40-летняя Наталья, но бабушка Нина даже не думает отдыхать: ее апостольник с красным крестом хорошо виден – то тут, то там.

– Особенно тяжело пришлось верующим при панской Польше и в Великую Отечественную войну, – вспоминает 87-летняя Анна Адаменок из Кобрина, уроженка деревни Осовцы, давно переехавшая в другой уголок Брестчины. – При панах, старшие сестры рассказывали, всех, кто ходил в православную церковь, брали на заметку. В суде, воеводской управе, полицейском участке, при случае, таким всегда припоминали «схизму»: ругали за «неправильную религиозность». Осадники польские всячески поощряли переход в католицизм, «протаскивали» добровольно отошедших от православия на все должности… Хотя простые католики-поляки дружили с белорусами иного вероисповедания – как ни в чем не бывало. В годы войны немцы и полицаи поначалу восстановили храмы, отняв здания у колхозов, но к 1943-му взялись за священников. «Навешивали» им «функции» доносчиков, требовали раскрытия, в иных случаях, тайны исповеди. Поэтому молились люди тайком: в лесной чаще, в землянках, подальше от оккупантов, но и не на глазах партизанских комиссаров.

…Но тут воспоминания прерываются – под сводами Свято-Сретенского храма зазвучал голос отца Иоанна. Литургия объединила всех находящихся в храме. Души молящихся, осиянные светом сотен свечей, будто бы слились воедино. До самого светлого праздника – Пасхи – осталось совсем немного…

Фото автора


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Григорий РАПОТА, госсекретарь Союзного государства Беларуси и России:

    – Особую озабоченность и споры вызывает вопрос допуска белорусских сельхозпродуктов на российский рынок. При этом стабильно в структуре белорусских поставок в Россию ведущее место занимают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 35 процентов. Более того, последние три года, несмотря на кипящие страсти, уровень поставок сельскохозяйственной продукции в Россию сохраняется на неизменно высоком уровне.

    ЦИФРА

    В 1,5 раза в 2017 году

    вырос экспорт сельскохозяйственной продукции из Беларуси в страны Евросоюза, сообщил министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид ЗАЯЦ на пресс-конференции в пресс-центре БЕЛТА.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Проблемы небольшого аграрного района в Беларуси: работы нет, но люди терпят

    За день до визита Александра ЛУКАШЕНКО (в ноябре 2017 года – Прим. www.agrolive.by) на центральной улице Буда-Кошелево смешались техника и люди. В воздухе – запах краски, рев болгарок и шорох щеток по асфальту.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)