В ОБЪЕКТИВЕ

«Гуканне вясны» в Вязынке – Купала остался бы доволен!

На родине народного поэта – в деревне Вязынка под Молодечно – сотни белорусов зазывали весну. Обычно наполненная величавой тишиной, эта деревня Минщины 24 марта расцвела яркими красками и наполнилась юными голосами. Студенческое Этнографическое Товарищество совместно с Государственным литературным музеем имени Янки Купалы организовало в обители младенчества поэта (а тот покинул родную деревню в двухлетнем возрасте) обряд «Гуканне вясны». Всех, неравнодушных к фольклору и народным традициям, гостей ждали песни, весенний хоровод, аутентичные танцы, игры у костра, ремесленный рынок, а также лавка белорусских национальных блюд. Я отправился на праздник «Гуканне вясны», чтобы поискать ответы на такие вопросы: «Есть ли в стране «слой» неравнодушных к белорусскому фольклору молодых людей?», «Помнят ли тут Купалу?», «Может ли «Гуканне…» в будущем привлекать туристов из-за рубежа?»

…Гуляние проходило на импровизированной площадке с двумя домами в традиции 19 столетия, солнечными часами, числа на циферблате которых заменяют камни, а стрелки – шест с колесом наверху, местом для кострища, деревом с качелями, по соседству с речкой, которой любовались еще родители Купалы. Их сына тут не забывают: к постаменту, с которого бронзовым взором смотрит поэт, прибывавшие на железнодорожную станцию «Вязынка» гости не забывали принести цветы, кусочки цветной материи... И только потом – вливались в «поток» праздника. А гуляние было видно издалека: на деревьях висели десятки пестрых, вырезанных из картона и дерева, птичек, на пеньках, камнях лежали… испеченые аппетитные пернатые.

– Тесто используется самое обычное – вода, мука и соль – а также дрожжевое, но без яиц, – рассказывает мне раскладывающая угощения девушка Оксана. – Ингредиенты простые, проверенные столетиями – так готовили еще наши средневековые предки. Кушать угощения, предназначенные для птиц, вообще-то нельзя, но дети берут – им не запрещают. Ребятишки ведь тоже – птицы, цветы нашей жизни!

Печеные птахи были хороши, но самодельные, висящие на ветках, привлекли больше внимания.

– В народе считалось: вид разноцветных фигурок привлекает улетевших на юг птиц, – подключаются к разговору девушки из фольклорного кружка «Квецень» БГПУ имени Максима Танка. – Поэтому фигурки вешали как можно выше – в надежде, что летуны облюбуют именно их сад, их дом, будут защищать амбары и посевы от насекомых. Висели на ветвях в марте и разноцветные ленты, символизирующие цветение природы. Наши предки верили: организм дерева, «заразившись» веселым настроением от ленты, скорее раскроет почки. Особой технологии производства не было – материал тоже был разный: солома, бумага, конский волос…

Девушки, держащие в руках «сосульки» в виде птичек, вспоминают, что также весело тут было на прошлом «Гуканні…», а до этого праздник проходил в Строчицах, что под Минском, на базе тамошнего музея аутентичной белорусской архитектуры:

– Там тоже хорошо, плетни, хаты, ветряки, колодцы-журавли, но… атмосфера в Вязынке лучше: тут же родился Купала, и этим все сказано!

Красота праздника была именно в том, что тут не чувствовалось жесткого сценария, более того – прописанного по пунктам действа не было вообще! Каждый делал, что хотел: тут водили хоровод, там – разбили лагерь и кипятили воду для будущих блюд, перекидывали через толстую ветку ясеня веревку для качелей. С пригорка неслось пение на добротном белорусском языке – Янка Купала остался бы доволен!

…На длинный хоровод, переплетающийся «летучим змеем», утирая набегающие от яркого солнца слезы, наблюдает 88-летняя жительница Минска Ядвига Василевич. Между прочим, родившаяся и проведшая в Вязынке первые 12 лет своей жизни.

– Помню, весну зазывали всей деревней: участвовали в этом – от самых маленьких до седых стариков, – поделилась воспоминаниями бабушка Ядвига. –. Те, кто посноровистей, залезали на крыши и деревья: считалось – птицы, несущие на крыльях весну, так скорее увидят белорусов. Собирались и за околицами, на высоких местах-пригорках: в последние дни марта от деревни к деревне были слышны переливы женских голосов. Даже молодые партийные работники, осуждая народные сборища на партсобраниях, тайком на них бегали – милые ведь с детства традиции, нитей памяти не разорвать. Так их, партийцев, потом прижучивали, ругали, грозили исключением из партии… Прожила я всю жизнь сознательную в Минске, оккупацию «перебыла», а вот приехала – и вижу: жива белорусская деревня, не забылась старина! Спасибо ребятам: напомнили времена, когда бегала босая… В мамином фартуке!

…На качелях в это время качались гости Вязынки, одетые как в современные, так и народные костюмы, смеялись, словно дети – немного надо людям для счастья. Глядя на них, Дима и Сева упросили усадить их покачаться: ребята никак не могли взять в толк – что так радует больших дядей?! Да… Стать на минуту малышом – в 20-30 лет – действительно приятно...

А вот и самая маленькая участница праздника – 2,5-летняя Лиза Ходоненок. Ребенок, улыбаясь, то и дело тянется к разноцветным птичкам на деревьях, точно и сразу подметив, что посланники весны сегодня – герои номер один. Но спуститься на землю с рук папы Валерия Лизонька опасается пока, да и зачем – он сильный, до любой птички подсадит.

– Мы на «Гуканнi» впервые – и не жалеем, что приехали: кругом добрые люди, смех, песни – прекрасная атмосфера. Спасибо всемирной сети Интернет – с удовольствием откликнулись на приглашение приехать, взглянуть на необычный праздник, какого не увидишь в городе. И, опять же, ненавязчивая, в хорошем смысле слова, пропаганда всего белорусского. Ни ругани, ни злых лиц нет – отличный пример поведения для ребенка, впитывающего все в таком возрасте подобно губке. «Купалінку” с “Мужыком», «Тутэйшых» Лизе буду читать, как подрастет немного, прежде всего. Это – настоящие литературные гимны Беларуси, спасибо за них Купале, – говорит Валерий.

…Визуальный ряд дополняется звуковым: рядом, живописно усевшись на ступеньки дома-музея, играют музыканты. Плачет скрипка, гудит волынка, слышна традиционная белорусская жалейка. И звуки, не совсем привычные для уха автора этих строк, за плечами которого – шесть лет сольфеджио. Действительно, традиционные белорусские свистульки выбиваются из общего музыкального фона, как и сама народный мастер Наталья Русиян, смастерившая их. Вот что рассказывает мастерица:

– Этот мини-инструмент – обрядовая, знаковая для белорусской деревни вещь, причем, очень полезная. А вы думали, наши предки делали какие-нибудь вещи исключительно для развлечения? Конечно, нет — на это элементарно жалели время. Ничего лишнего! Поэтому у фигурок из керамики было конкретное предназначение: призывать весну, так нужную всем селянам. К марту, как известно, наши небогатые предки уже подъедали последние запасы, скребли по сусекам, и наступление нового года, сельхозцикла для них было жизненно важным делом! Чем скорее призовешь весну – чем скорее можно будет сеять, тем быстрей будет хлеб...

Смотрите, свистульки – все разные. Петух, например, – самая уважаемая птица: прогонял тьму, призывал утро, котик – олицетворял домашний уют, пес – защищал хозяев…

В среднем на лепку глиняной поделки у Натальи уходит полчаса, если хочется покрасивее – до часа. «Население» столика, за которым стоит мастер, обжигалось в грубке печи при медленном подъеме температуре: сначала в духовке, потом в «капсюле» – обыкновенной консервной банке. Есть летний вариант работы – во дворе, при помощи печки из огнеупорного кирпича. Изготавливает их Наталья лет 20 – 15-летний сын с младых ногтей помнит картинку. Мама, казалось бы, играется в игрушки – от их создания до пробы на звучание. Но теперь парень понимает: традиции и керамика – мамина жизнь. В общем, так надо!

…На другом конце импровизированного поля гуляний вовсю шла игра «Цяцерка»: со стороны казалось, молодые люди просто бегают один за другим, но, подойдя поближе, автор вник в суть происходящего. Два ряда – женский и мужской – становятся друг против друга, будто – по парам. Первая – берет один одного под руки, и проходят между рядами, создав над друзьями нечто вроде движущегося купола. В конце рядов девушка отпускает руку хлопца, оббегает играющих: если у нее получилось – берет другого парня, если ее недавний «кавалер» поймал – то она получает поцелуй, а парень берет другую красавицу за руку… Постепенно участники перемешиваются, их захватывает ритм, настроение, тем более, все проходит под традиционное игрищное пение и музыку. Что ни говори, а игры у наших предков были довольно безобидные, замешанные на коллективизме и равенстве.

Также около костра играли в «Явар» и некоторые иные подвижные, «замешанные» на хореографии забавы.

Председателя Студенческого Этнографического Товарищества Алексея Глушко было найти нетрудно: он, по традиции, был первым в огромном хороводе.

– Обряд «Гукання…», в формате массового праздника, мы проводим с 2003 года, начинали со Строчиц, – поведал Алексей. – О переезде сюда не пожалели: красивое место – Вязынка. С этого года организационно добавили национальную кухню. Людей, сами видите, много, интерес к обряду не теряется. Те, кто приходили почти 10 лет назад парами, сейчас приезжают с детьми, живой интерес по-прежнему тянет. Особенно уповаем на участие студентов – кому, как ни им, будущему созидающему поколению, поддерживать традиции белорусской деревни, из которой вышла нация?

Алексей Глушко высказывает и пожелание к властям: делать больший упор на поддержку таких живых мероприятий, не перебарщивать со сценически «прилизанными», «смастеренными» праздниками, в которых прописан каждый пункт. В таких действах нет живой сущности. Праздник общественный – как семейный: напоказ не делается. Именно такие национальные локальные праздники Литвы и Германии положили начало (в 19 столетии) массовым действам масштаба страны, когда на «поля песен» стали собираться тысячи людей. У нас пока такого нет, мы – на самой первой ступени развития. Но, если поставить цель, можно прийти к большому национальному фестивалю. От этого как сфере туризма, так и всей белорусской нации будет только польза.

Фото автора


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Александр ЛУКАШЕНКО, Президент Беларуси:

    – Стоит вопрос: надо ли сегодня Беларуси производить значительно больше сельхозпродукции, чем сейчас? Мы не будем форсировать это, потому что продать тяжело. Вы видите, как мы пробиваемся на китайский рынок, диверсифицируем продажи продовольствия по всему миру, чтобы не зависеть от одного российского рынка. Мы идем во все точки для того, чтобы продать то, что мы сегодня производим с избытком…

    ЦИФРА

    1,15 млн т зерна вместе с кукурузой (при плане 1,5 млн т)

    получили аграрии Гродненщины по итогам 2018 года. Об этом сообщил губернатор региона Владимир КРАВЦОВ, докладывая Президенту Александру ЛУКАШЕНКО во время визита последнего в Гродно в октябре.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Белорусские фермеры не готовы работать с торговыми сетями, но покупатели будут искать органик продукты в гипермаркетах

    Только 43,2 процента белорусов осведомлены, что такое органические продукты и чем они отличаются от обычных. Основная часть информированных покупателей, в первую очередь, будет искать такую еду на полках гипермаркетов. И лишь 10% – заказывать на интернет-сайтах. Такие любопытные данные получены в ходе социологического исследования, которое провели в текущем году, по заказу Центра экологических решений (ЦЭР), специалисты Информационно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь. www.agrolive.by побывал на презентации результатов, организованной в Минске.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)