В ОБЪЕКТИВЕ

Зачем выделять человеческий лактоферрин из молока трансгенных коз?

Лабораторно-экспериментальный участок по выделению, очистке и лиофилизации человеческого лактоферрина из молока трансгенных коз открыли в Институте микробиологии НАН Беларуси. Об уникальности продукта, перспективах его использования и востребованности на мировом рынке – в материале корреспондента портала www.soyuz.by.

Чем полезен?

Лактоферрин – уникальный полифункциональный белок. Он присутствует в молоке человека и других млекопитающих. В рамках реализации программ Союзного государства «БелРосТрансген» и «БелРосТрансген-2», совместными усилиями белорусских и российских ученых, впервые в мире были созданы стада трансгенных коз-продуцентов рекомбинантного человеческого лактоферрина. Также разработаны технологии получения высокоочищенного целевого белка, изучены его биологические свойства. Введение в эксплуатацию лабораторно-экспериментального участка по выделению, очистке и лиофилизации человеческого лактоферрина из молока коз-продуцентов – логическое продолжение работ в этом направлении.

Лактоферин обладает перспективными в биофармацевтическом отношении свойствами: антибактериальными, антивирусными, антимикробными, антиканцерогенными, противовоспалительными, иммуномодулирующими, антиоксидантными и регенеративными. Данный белок востребован при производстве биологически активных добавок, детского и диетического питания, фармацевтической и парфюмерно-косметической продукции.

Испытать биологическую активность

Директор Института микробиологии НАН Беларуси Эмилия КОЛОМИЕЦ рассказала: «Создание такого производства было необходимо, однако пока мы рассматриваем его как опытное. Мы уже научились выделять лактоферрин, и предоставим его тем институтам НАН Беларуси, которые смогут испытать его биологическую активность».

По мнению Эмилии Коломиец, данное производство станет хорошим стимулом для того, чтобы линейка препаратов на основе лактоферрина только расширялась: «Мы считаем, что получили конкурентоспособный продукт. Насколько я знаю, в России уже было создано производство, но оно по каким-то причинам не работает. Думаю, что у нас есть все предпосылки для успешного производства. Решаем все задачи комплексно, сразу думаем о том, как все отходы, которые выделяются из молока, использовать в перспективе».

Рынок есть, но…

Поздравить ученых с открытием экспериментального участка приезжали почетные гости. В частности, Председатель Совета Республики Национального собрания РБ Михаил МЯСНИКОВИЧ отметил, что Национальная Академия наук становится «реальной научно-производственной корпорацией».

«Этот проект имеет большую историю, следующий заключительный этап – это уже выход на конечные продукты, которые будут использоваться в интересах населения», – сказал М.Мясникович.

Председатель Президиума НАН Беларуси Владимир ГУСАКОВ на открытии экспериментального участка рассказал о перспективах данного продукта: «Мы предполагаем поставки самого очищенного лактоферрина и продуктов на его базе (фармацевтических и пищевых – Прим. www. soyuz.by) на экспорт. В мире рынок лактоферрина есть, но он не адаптирован к потребностям человека. Наш же продукт полностью адаптирован для человеческого организма и нацелен на поддержание иммунной системы. Мы сделали это впервые в мире», – сказал Владимир Гусаков.

Стоит отметить: стоимость полученного белорусскими учеными человеческого лактоферрина оценивается в $3-4 тыс. за 1 грамм, а мировая потребность в лактоферрине достигает 90 тонн ежегодно.

«Конечно, еще высок процент потерь, требуется отработка.  Пока  производство опытное, и на нем хотим отработать все параметры, –  подытожила Эмилия Коломиец.

Наталья ДИНДИЛЕВИЧ, фото автора

Система Orphus

КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

ПОИСК ПО САЙТУ

СКАЗАНО!

Владимир САМОСЮК, кандидат экономических наук:

– Белорусский доильный робот будет. Над этим мы сейчас работаем. А если говорить о выпойке телят, то роботов, «ответственных» за столь важный участок работы, мы уже сделали и ласково называем их электронными мамами. Когда к станции выпойки подходит теленок, «мама» опознает его и, согласно физиологическим данным «ребенка», дает ему столько молока, сколько необходимо для его нормального роста и развития. Перекармливание и недокармливание исключены.

ЦИФРА

В $4,3 млн.

оценивается стоимость проекта по восстановлению торфяников, стартующего в Беларуси в сентябре 2017 года. Об этом сообщили БЕЛТА в Минприроды РБ.

ГЛАС(З) НАРОДА

«Тунеядка» из Пятаков: «Я не живу за чужой счет, и зарплату мне не обеспечивают налогоплательщики…»

Татьяна МИГАНОВИЧ (на фото вместе с мужем) из деревни Пятаки Волковысского района написала письмо заместителю председателя Совета Республики РБ Марианне ЩЕТКИНОЙ и рассказала о том, как ее записали в «тунеядцы». В конце письма женщина пригласила Щеткину в гости, чтобы та на себе прочувствовала долю «тунеядца».

СИЗОХРЕНИЯ