НАША СПРАВКА

А вы умеете правильно обращаться? В инстанции...


Нередко нам всем приходится решать какие-то сложные дела, обращаясь в различные инстанции: с заявлениями, предложениями, жалобами. Поймут ли, по месту обращения, если заявление написано не совсем ясно (или -- понятно только заявителю)? Если не представлена вся известная информация или указаны непроверенные сведения (слухи)? Стоит ли надеяться на то, что работающий с обращением поймет все сам? Оказывается: прежде чем писать жалобу, стоит собрать небольшое «досье».

Нередко нам всем приходится решать какие-то сложные дела, обращаясь в различные инстанции: с заявлениями, предложениями, жалобами. Поймут ли, по месту обращения, если заявление написано не совсем ясно (или -- понятно только заявителю)? Если не представлена вся известная информация или указаны непроверенные сведения (слухи)? Стоит ли надеяться на то, что работающий с обращением поймет все сам? Оказывается: прежде чем писать жалобу, стоит собрать небольшое «досье».

Порой мы можем получить ответ на свое обращение, который совсем и не ожидали. А ведь человеку свойственно обижаться на должностное лицо или организацию, которые работали с обращением. Что из этого получится, как вы думаете? В лучшем случае -- бесконечный обмен письмами...

Может, конечно, быть и такая ситуация, когда все полностью описано в обращении, но ответ содержит повод отнестись с недоверием к организации или должностному лицу... А ведь проблема, вполне возможно, в недопонимании, возникшем из-за применяемой терминологии (понятной только специалисту), стиля изложения или чего-то другого? Также в ответе порой содержатся сведения, вызывающие недоумение. Например, указано о факте обращения с вопросом, о котором самому обратившемуся ничего не известно или дается ссылка на неизвестное обстоятельство. О нем хотелось бы знать подробнее (из какого источника получено, например). А ведь все эти вопросы вряд ли снимут последующие многочисленные жалобы в другие инстанции. Скорее всего, еще больше запутают дело.

Не исключен и такой вариант: еще никто никуда не обращался, но услышал, из соседских разговоров, скажем, что кому-то дали льготу. А потом услышавший начинает забрасывать всех сначала заявлениями о тех же благах для себя, а потом и жалобами (ему, мол, отказывают).

В этот момент слегка уже запутавшимся гражданам приходит на помощь Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации». Он гласит, что белорусам гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды в установленном законодательством порядке. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставлять возможность ознакомления с информацией, затрагивающей их права и законные интересы -- в порядке, установленном законодательством.

Но стоит иметь в виду: информация есть двух видов -- общедоступная и та, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

К информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, относится: информация о частной жизни физического лица и персональные данные; сведения, составляющие государственные секреты; информация, составляющая коммерческую и профессиональную тайну; информация, содержащаяся в делах об административных правонарушениях, материалах и уголовных делах органов уголовного преследования и суда до завершения производства по делу; иная информация, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь.

К общедоступной информации относится вся иная информация, доступ к которой, распространение и (или) представление -- не ограничены.

Предоставление общедоступной информации осуществляется по запросу заинтересованного лица. Запросы адресуются в устной или письменной форме. Предоставление заинтересованному лицу общедоступной информации по запросу может быть посредством устного изложения запрашиваемой информации; ознакомления с документами, содержащими запрашиваемую информацию, или выписками из них; предоставления письменного ответа (справки), содержащего (содержащей) запрашиваемую информацию.

Что же делать, если вам отказывают в получении нужной информации? Знайте, что это уже образует состав административного правонарушения! А незаконный отказ должностного лица в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих его права, свободы и законные интересы, либо предоставление ему неполной или умышленно искаженной информации, повлекшие причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина, считается уголовным преступлением. Наказывается -- штрафом или лишением права занимать определенные должности.

Подытожим...

Таким образом, если вы уже приняли решение писать заявление, предложение или жалобу по интересующей проблеме, не поленитесь узнать, предварительно, о вопросе как можно больше. Не исключено, придется сделать устный или письменный запрос. Постарайтесь четко все изложить, чтобы на вопрос нельзя было дать двусмысленный ответ. Если же имеется несколько вопросов, то никто не запрещает их разделить на пункты. Так, подробное изучение вопроса о предоставлении льготы вообще, в целом -- может избавить вас от необходимости настойчиво добиваться того, что вам, в принципе, не положено... А значит, уменьшится количество бесполезных жалоб в разные инстанции.

Получен совсем не ожидаемый вами ответ на обращение? Подождите с негативными эмоциями! Нужно просто прояснить то, что непонятно или вызывает вопросы, а, еще хуже, домыслы (не затягивая излишне время, чтобы не пропустить срок обжалования). Например, когда в ответе содержится факт, о котором ничего не известно заявителю, можно просто задать вопрос, из какого источника он известен тому, кто давал ответ. Попутно можно еще многое выяснить (получить дополнительную информацию). И, если потребуется, написать действительно обоснованную жалобу. Когда же будут выяснены все интересующие вопросы (получена необходимая информация), не исключен вариант: может отпасть сама необходимость в написании жалобы.

Татьяна ЖМИНДА, студентка юридического факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Иван КРУПКО, министр сельского хозяйства Республики Беларусь:

    – Необходимо делать ставку на крупнотоварное производство, акцент на новые технологии в сферах животноводства и растениеводства в связи с изменениями климата…

    ЦИФРА

    168 тыс. т

    составит, по данным Минсельхозпрода, на 2020 год объем импорта рыбы в Республику Беларусь.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Через специальный ресурс: больше внимания – работе с людьми

    Новый руководитель Свислочского района Александр ВЕРСОЦКИЙ намерен больше внимания уделять работе с людьми. Об этом он сообщил журналистам 16 марта с.г., когда был согласован на должность председателя райисполкома.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)