НАША СПРАВКА

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 18.07.2011 n 300-з "Об обращениях граждан и юридических лиц"


Статьей 40 Конституции Республики Беларусь каждому гарантируется право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. "Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным"

Право граждан на обращение в государственные органы, а также в другие организации является важным средством осуществления и охраны прав личности. Свои обращения граждане вправе выражать как в устной, так и в письменной форме.

В настоящее время порядок обращения граждан в государственный орган либо иную организацию, а также процедура их рассмотрения регулируется Законом Республики Беларусь от 06.06.1996 N 407-XIII "Об обращениях граждан" (далее - Закон "Об обращениях граждан").

С целью детализации некоторых положений, регулирующих порядок рассмотрения обращений, а также в связи с необходимостью внесения изменений и дополнений, связанных в том числе с все большим внедрением электронного документооборота во все сферы деятельности, 18 июля 2011 г. Президентом Республики Беларусь подписан Закон N 300-З "Об обращениях граждан и юридических лиц" далее - Закон).

Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, и с момента его вступления Закон "Об обращениях граждан" утрачивает силу.

В настоящем комментарии будут рассмотрены нововведения, которыми необходимо будет руководствоваться при рассмотрении обращений граждан и юридических лиц с момента вступления Закона в силу.

Уже из названия Закона, регулирующего порядок подачи и рассмотрения обращений, - "Об обращениях граждан и юридических лиц" - видно, что Законом более детально регулируются права и обязанности в сфере подачи и рассмотрения обращений не только граждан, но и юридических лиц.

В статье 1 Закона приводятся определения основных терминов, используемых в Законе. Необходимо отметить, что по сравнению с действующим в настоящее время Законом "Об обращениях граждан" вводятся новые термины, а также детализируются уже используемые и изменяются значения некоторых из них.

Так, если ранее обращение могло быть изложено в устной или письменной форме, то в Законе закреплена возможность электронной формы изложения обращения.

Существенно дополнено определение термина "заявление". В настоящее время заявление - ходатайство о реализации прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), не связанных с их нарушением. Таким образом, если гражданин указывает в своем обращении информацию о нарушении прав, свобод и (или) законных интересов, то подобное обращение необходимо отнести к категории жалоб. Со вступлением в силу Закона заявлением будет являться в том числе сообщение о нарушении актов законодательства, недостатках в работе государственных органов, иных организаций (должностных лиц), индивидуальных предпринимателей.

Исходя из смысла терминов, приведенных в статье 1 Закона, можно определить принципиальное отличие термина "заявление" от термина "жалоба".

Так, жалоба - это конкретное требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, нарушенных действиями (бездействием) организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. При этом государственный орган либо организация обязаны принять конкретные меры по восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителя в случае подтверждения информации, изложенной в жалобе.

В свою очередь, в заявлении может быть указана информация о нарушении актов законодательства, недостатках в работе государственных органов, иных организаций без конкретного требования об их устранении или восстановлении нарушенного права.

Законом закреплено значение термина "заявитель". Так, заявитель - это гражданин или юридическое лицо, подавшие (подающие) обращение. Введение нового термина обусловлено в том числе необходимостью закрепления юридического лица как субъекта, имеющего право на подачу обращения.

Кроме того, если в Законе "Об обращениях граждан" для обозначения субъекта, подающего обращение, используется термин "гражданин", то в Законе данный субъект именуется "заявитель".

Законом дополнено значение термина "письменное обращение". Если ранее это было обращение гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию, изложенное в письменной форме, то теперь это в том числе замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений.

Законом вводится понятие термина "книга замечаний и предложений". Так, книга замечаний и предложений - это документ единого образца, предназначенный для внесения замечаний (заявлений и жалоб) и (или) предложений о деятельности организации, индивидуального предпринимателя, качестве производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.

И, бесспорно, существовала объективная необходимость привести в Законе значение термина "электронное обращение". Согласно статье 1 Закона электронное обращение - обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет.

В главе 1 Закона устанавливаются права и обязанности заявителей. Так, в статье 3 Закона закреплено право заявителей на обращение в том числе путем подачи электронного обращения, а также путем внесения подачи замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений (за исключением юридических лиц).

Что касается изменений и дополнений, внесенных в порядок личного приема граждан должностными лицами организаций, то в Законе четко прописано право должностного лица отказать гражданину в личном приеме по вопросам, относящимся к компетенции этой организации, однако лишь в случае, когда заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо когда переписка с этим заявителем по таким вопросам была прекращена.

Статьей 6 Закона устанавливается, что отсутствие в день личного приема руководителя либо иного должностного лица, проводящего прием, не является основанием для отказа гражданам в устном обращении. При временном отсутствии в день личного приема руководителя организации личный прием проводит лицо, исполняющее его обязанности. При временном отсутствии в день личного приема иного должностного лица, проводящего личный прием, руководитель организации обязан обеспечить своевременное и надлежащее выполнение функций временно отсутствующего должностного лица другим должностным лицом организации.

Со вступлением в силу Закона законодательно закрепляется право применять технические средства, такие как аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку, при проведении личного приема граждан. При этом применение указанных технических средств допускается по решению руководителя организации с обязательным уведомлением заявителя об их использовании до начала личного приема.

В Законе расширены права заявителей. Так, закреплено право заявителей представлять дополнительные документы и (или) сведения либо обращаться с просьбой об их истребовании в случае, если истребование таких документов и (или) сведений не затрагивает права, свободы и (или) законные интересы других лиц и в них не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Кроме предоставленных прав Законом также установлены и обязанности заявителей. Согласно статье 8 Закона заявители обязаны:

- соблюдать требования Закона;

- вежливо относиться к работникам организаций, индивидуальным предпринимателям и их работникам, не допускать употребления нецензурных либо оскорбительных слов или выражений;

- своевременно информировать организации, индивидуальных предпринимателей об изменении своего места жительства (места пребывания) или места нахождения в период рассмотрения обращения;

- исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом и иными законодательными актами.

Что касается требований, предъявляемых к обращениям, то в статье 12 Закона отдельно прописаны требования, предъявляемые к обращениям юридических лиц, а также устанавливается, что текст обращения должен поддаваться прочтению. Рукописные обращения должны быть написаны четким, разборчивым почерком. Не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.

Более детально прописана процедура рассмотрения обращений по существу. Так, обращения считаются рассмотренными по существу, если все изложенные в них вопросы решены, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и им направлены письменные ответы.

Также статьей 14 Закона прописан случай, когда письменные ответы могут не направляться заявителям: если для решения изложенных в обращении вопросов совершены определенные действия (выполнены работы, оказаны услуги) в присутствии заявителей. При этом результат рассмотрения обращения оформляется соответствующей записью заявителей на обращении либо в книге замечаний и предложений, заверяемой подписями заявителей, или составлением отдельного документа, подтверждающего совершение этих действий.

Ответы на обращения не направляются, если в обращении отсутствуют какие-либо рекомендации, требования, ходатайства, сообщения о нарушении актов законодательства, недостатках в работе организаций либо при наличии в них только благодарности.

Законом впервые прописано право должностного лица оставить без рассмотрения по существу устное обращение заявителя. Это возможно в случае, если:

- не предъявлены документы, удостоверяющие личность заявителей, их представителей, а также документы, подтверждающие полномочия представителей заявителей;

- обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которой проводится личный прием;

- заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо переписка с этим заявителем по таким вопросам была прекращена;

- заявитель в ходе личного приема допускает употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.

При этом решение об оставлении устного обращения, изложенного в ходе личного приема, без рассмотрения по существу объявляется заявителю в ходе этого приема должностным лицом, проводящим личный прием, с указанием причин принятия такого решения.

Сроки рассмотрения обращений в соответствии с Законом не изменились. Однако на практике возникало много вопросов, связанных с течением срока, а также определением конкретной даты истечения срока.

Статьей 17 Закона порядок исчисления сроков при рассмотрении обращений существенно детализирован. Так, срок рассмотрения обращений, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца этого срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок рассмотрения обращений истекает в последний день этого месяца.

Особое внимание законодатель уделяет требованиям к письменным ответам на письменные обращения. Письменные ответы на письменные обращения должны быть обоснованными и мотивированными, содержать конкретные формулировки, опровергающие или подтверждающие доводы заявителей.

Письменные ответы на жалобы должны содержать анализ и оценку в отношении действий (бездействия) организаций, индивидуальных предпринимателей и их работников, информацию о принятых мерах в случае признания жалоб обоснованными.

Более детально в Законе прописан и порядок обжалования ответов на обращения. Так, в статье 20 Закона указано, что ответ на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу могут быть обжалованы в вышестоящую организацию. При этом информация о наименовании, месте нахождения и режиме работы вышестоящей организации размещается в общедоступных местах. Вышестоящая организация в случае наличия оснований для положительного решения изложенных в обращении вопросов вправе самостоятельно рассмотреть обращение по существу либо выдать обязательное для исполнения предписание соответствующей организации, о чем сообщает заявителю.

Повышенное внимание уделяется коллективным обращениям. В случае если в организацию поступит коллективное обращение тридцати и более заявителей по вопросам, входящим в ее компетенцию, то данное обращение подлежит рассмотрению с выездом на место, если иное не вытекает из самого обращения.

Отдельной статьей законодателем регулируется порядок рассмотрения электронных обращений. В целом порядок рассмотрения электронных обращений осуществляется по правилам, установленным для рассмотрения письменных обращений. Требования к оформлению электронных обращений заявителей предъявляются те же, что и к оформлению письменных обращений граждан и юридических лиц, за исключением личной подписи и подписи руководителя (уполномоченного лица) соответственно. Электронное обращение должно содержать адрес электронной почты заявителя.

Ответы на электронные обращения направляются на адрес электронной почты заявителей. Письменный ответ дается в случаях, когда заявитель просит об этом, в обращении отсутствует адрес электронной почты, а также когда решение о направлении письменного ответа принято руководителем государственного органа или иной государственной организации или лицом, уполномоченным им подписывать в установленном порядке ответы на обращения.

Однако возникает закономерный вопрос: каким образом будет удостоверяться личность гражданина, обратившегося с электронным обращением? Ответ на данный вопрос в Законе отсутствует.

Таким образом, по мнению автора настоящей статьи, после применения норм Закона на практике в части приема и рассмотрения электронных обращений возникнет объективная необходимость внесения изменений и дополнений.

А.И.ШТЕЙНЕР, главный государственный инспектор Гомельского областного управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Материалы по теме:

Закон Республики Беларусь 18 июля 2011 г. № 300-З Об обращениях граждан и юридических лиц (Скачать в формате PDF)

Чиновник, будь человеком!


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Иван КРУПКО, министр сельского хозяйства Республики Беларусь:

    – Необходимо делать ставку на крупнотоварное производство, акцент на новые технологии в сферах животноводства и растениеводства в связи с изменениями климата…

    ЦИФРА

    168 тыс. т

    составит, по данным Минсельхозпрода, на 2020 год объем импорта рыбы в Республику Беларусь.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Через специальный ресурс: больше внимания – работе с людьми

    Новый руководитель Свислочского района Александр ВЕРСОЦКИЙ намерен больше внимания уделять работе с людьми. Об этом он сообщил журналистам 16 марта с.г., когда был согласован на должность председателя райисполкома.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)