НАША СПРАВКА

«Фермерские продукты»: кому выгоден очередной миф?


Центр экологических решений (ЦЭР) обеспокоен укрепляющейся в Беларуси тенденцией: маркетологи и продавцы – осознанно или неосознанно – работают над формированием бренда «фермерские продукты». Что за этим стоит? www.agrolive.by публикует материал, раскрывающий суть позиции центра, любезно предоставленный руководителем информационной службы ЦЭР Ольгой АСТАПОВИЧ.

По мнению экспертов ЦЭРа, суть происходящего в том, что фермерские продукты преподносятся как продукты улучшенного качества, здоровые, экологичные и т. д. С этой целью выделяются полки и даже целые отделы в магазинах, а в СМИ появляются рубрики и проекты с таким названием.

На практике же это – подмена понятий и ввод в заблуждение потребителей. Объясняется все просто: словосочетание «фермерские продукты» указывает лишь на место производства, а не на качество продукта, не на условия производства! Ведь условия производства – очень разные: от небольшого хозяйства до многогектарного; фермер может добросовестно подходить к уходу за растениями (животными), а может – без ограничений применять удобрения, СЗР.

По сути, на наших глазах укрепляется миф, который удобен маркетологам и продавцам. Это объяснимо: они реагируют на желание людей покупать более здоровую и безопасную еду и «заворачивают» его в бренды вроде «фермерские продукты» и «продукты от бабушки». Однако, как отмечает специалист по органическому сельскому хозяйству Центра экологических решений Любомир КЛЕПАЧ, имеем дело с очередной гринвошинг-уловкой. Эксперт объясняет, почему:

– Нельзя ставить знак равенства между понятиями «фермерские продукты» и «качество», потому что в данном случае речь идёт всего лишь о месте производства, а не о стандарте.

ГОСТ, СТБ, ТУ – это примеры стандартов, по которым производится продукт. К стандартам можно отнести белорусский «Натуральный продукт», который говорит об улучшенном качестве в линейке подобных, и «Органик», подтверждающий то, что перед нами еда высокого качества – органическая.

Сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПК), свинокомплексы, птицефабрики и другие крупные хозяйства, фермерские и личные подсобные хозяйства – это места производства. Место производства – особенно в случае с фермерскими продуктами – не говорит о гарантированно лучшем качестве.

– Фермерские продукты могут ничем не отличаться от произведённых промышленным способом. Впрочем, в случае с фермерским хозяйством у покупателя риски получить некачественный продукт всё-таки высоки, поскольку это – мелкотоварное производство, продукция которого часто реализуется через стихийные рынки, «из рук в руки», а не через контролируемые торговые сети. Нельзя исключать и случаи, когда фермер на анализ в лабораторию сдаёт хороший продукт, а продаёт – разный, – обращает внимание Любомир Клепач.


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Федор ПРИВАЛОВ, генеральный директор РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по земледелию»:

    – Сейчас много разговоров об изменении климата. За последние тридцать лет средняя температура в нашей республике поднялась более чем на один градус. Но хорошо это или плохо? Никто не задается таким вопросом. По моему мнению, – для Беларуси аграрной скорее, хорошо, нежели плохо. Появляется шанс, что вскоре некоторые культуры, которые раньше не могли как следует вегетировать (из-за недостаточно высоких температур) и обеспечивать нормальную урожайность, станут перспективными. Например, пшеница твердых сортов.

    ЦИФРА

    52,4%

    составил в 2019 году удельный вес молока, поставляемого на перерабатывающие предприятия сортом экстра. Он вырос по сравнение с уровнем 2018-го (тогда было 47,6%).

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Туризм из-за коронавируса переориентируется на внутренний рынок

    Одной из самых пострадавших от коронавируса отраслей экономики в Беларуси уже стал туризм. Республиканский союз туристических организаций (РСТО) собрал представителей отелей на «антикризисный» круглый стол. Заседание прошло 23 марта в столичном отеле «Пекин» и называлось «Covid-19 VS. Hospitality, MICE&Incoming: перезагрузка».

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)