ЛИЦА

Поиск прогрессивного мировоззрения – естественная потребность нормально развивающегося общества

Михаил КАДЫРОВ, первый заместитель генерального директора по науке НПЦ НАН Беларуси по земледелию, доктор сельскохозяйственных наук

Овца и волк по-разному понимают слово «свобода», в этом суть разногласий, господствующих в человеческом обществе.

А. Линкольн

Послание Президента Александра Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию в этом году названо: «Белорусский путь: патриотизм, интеллект, прогресс». Очевидно, уже в самом названии Послания обозначены контуры, подходы к формированию, уточнению государственной идеологии, национальной идеи.

Понимая всю важность и, в то же время, колоссальную сложность, изначальную дискуссионность, несформированность пониманий по данным вопросам выскажем, все же, свою точку зрения. Предлагаем рассматривать ее, как приглашение к дискуссии.
«Энергия» национальной идеологии

В частности, Глава белорусского государства сказал: «Мы должны помнить, что без гражданина нет подлинного гражданского общества. А гражданин – это человек, осознающий не только свои права, но и обязанности. Это человек, чувствующий свою ответственность не только за себя, но и за свою страну. Не только за настоящее, но и за будущее...

…Только материальное богатство – не самоцель. Убежден: движущей силой прогресса являются не материальные блага, а патриотизм...

…Возрождение значимых культурных и исторических символов, воспитание патриотизма, любовь и уважение к своей Родине, на основе богатого культурного и исторического багажа страны, — это важная часть формирования и развития национальной идеи».

О важности наличия и действия в обществе «энергии» национальной идеологии (идеи) неожиданно, но достаточно глубоко сказал недавно известный российский тележурналист Д. Киселев: «Беда России (да и Беларуси – Прим. Авт.) в том, что мы, люди, не доверяем друг другу. Это объясняет многое: наши заборы, решетки на окнах, автомобили с черными стеклами, замки на всех дверях… Оппозиция не доверяет государству, государство – оппозиции. Милиция у нас такая: на законы просто наплевать. Уровень насилия зашкаливает. Причина – в утрате общих нравственных основ и общих представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо. Универсальной ценностью стали деньги. Причем, их даже не обязательно зарабатывать. «Бабло надо срубить». А что у нас еще — общая ценность? Дети? Нет! Иначе у нас не было миллиона абортов и столько же беспризорников. Старики? Нет! Иначе они жили бы более достойно: питались и лечились бы как в Германии. Жизнь? Нет! Иначе у нас не было бы столько бомжей, наркоманов, алкоголиков, тех же беспризорников, и мы хотя бы пристегивались ремнями безопасности, соблюдали правила дорожного движения. Земля? Нет! Иначе мы бы распоряжались ею по-другому, и как минимум не загаживали ее. Любовь? В новой культуре она уже повсюду в мире давно подменена сексом. Правда, есть запрос на честность, но все ли здесь готовы начать с себя? Что остается? Совесть? Совесть! Но давно ли вы слышали это слово из уст власть придержащих? Мы оказались в обществе, где подозрительность и враждебность питаются отсутствием общих ценностей. Может быть, мы и хотели бы относиться друг к другу по-доброму, но просто критерии добра у всех разные. Общие критерии и идеалы веками вырабатывали мировые религии и Церковь, как институт, воспроизводящий культуру, духовность, милосердие.

Скажу так: станем уважать нашу Церковь, будем достойно жить в лучшем обществе. Простим великодушно неизбежные погрешности нашим Пастырям, возвысимся над мелочностью. Поможем церкви и станем частью ее – будем жить в другой России!»

От себя добавлю – будем жить и в лучшей Беларуси.

«Нравственность – есть правда»

К сожалению, емкое понятие «мировоззренческая культура» — нации, отдельного человека — у нас еще не наполнено конкретным содержанием. Слишком трагична и сложна наша история, противоречивы и часто противоположны оценки ее событий. Слишком быстро и внезапно была сломана прежняя, устоявшаяся десятилетиями, идеология, а новая — еще долго не возникнет, если информационная среда жизни в стране будет малосодержательной, малоправдивой и нецеленаправленной.

Вот уже 20 лет Беларусь, как и большинство постсоветских стран, пытается выбраться из-под тоталитарных глыб и вернуться к нормальному обществу. Где, помимо труда, бездумной преданности, угодливости, ценятся еще и творчество, и ум, и критическое осмысление действительности, и независимость суждений, и эффективность действий.

В последние два десятка лет жизнь меняется настолько быстро, что мы явно запаздываем с адекватным описанием и анализом происходящего. А, тем паче, с продуктивным влиянием на многие реально идущие в стране процессы.

Меняется общественно политическая и экономическая ситуация в соседних странах, явно разочаровывает опыт освоения рынка нашими соседями — Россией и Украиной. Меняются глобальный и местный климаты, ресурсное обеспечение, «села на мель» традиционная и понятная для нас экономика, устарели технологические процессы, поляризуются мировоззренческие установки людей разных поколений и т.д.

Несомненно, что в белорусском обществе, как и на всем постсоветском пространстве, сегодня имеет место определенный «мировоззренческий вакуум». Федор Достоевский говорил: «Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь сильных желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности».

Думаю, выстраданные солженицынское «Жить не по лжи» и шукшинское «Нравственность есть правда» — всегда актуальны, всегда должны присутствовать в общественном и личном сознании!

Как сказал, «жартоўна», но с глубоким смыслом белорусский поэт:

Вядома, праўда вочы коле,

Дык без яе скажу Вам я —

Нiчога людскага нiколi

Не выйдзе з нашага рая.

У нас иногда объявляют «решительную борьбу с приписками, с искажениями в экономике», но такую же борьбу необходимо вести и с приписками, искажениями в оценках социально-политического «климата» страны. По-моему, только при радикальном улучшении качества нынешней информационной “среды жизни” возможен быстрый рост и мировоззренческой культуры граждан Беларуси. А это — важнейшая, если не главная, вообще, основа прогресса экономики, сохранения, укрепления социальной стабильности.

Нужно помнить: воспитывают и формируют человека не столько идеологические мероприятия, сколько — повседневная среда, атмосфера жизни.

«Дальнейшая деятельность СМИ невозможна и губительна без введения профессионального нравственного кодекса…»

Превратить культуру и воспитание в государственный стратегический приоритет и обязать СМИ соблюдать нравственный кодекс предлагается, к примеру, в обращении Союза кинематографов РФ к вновь избранному Президенту РФ Владимиру Путину.

«Общее состояние того, что происходит, катастрофично. Государственной политики по отношению к культуре не существует», — констатировал председатель Союза Никита Михалков.

«Мы настаиваем: дальнейшая деятельность отечественных СМИ невозможна и губительна без введения профессионального нравственного кодекса… Те средства массовой информации, которые цинично зарабатывают деньги на пропаганде порока, удручающей поверхностности, потакающей зрительскому и читательскому бескультурью, «всеядности» и невзыскательности, не могут быть поощряемыми государством…

…Разговор идет не о том, чтобы ввести цензуру. Разговор идет о будущем страны, о детях! Я убежден, что все, что мы предлагаем, может быть включено в одну программу «О детстве», куда должны вкладываться огромные средства – не меньше, чем в ВПК. Сюда входят и Культура, и Воспитание, и Образование, и Вера. Мы должны «сесть на хвост» этой идее и не отпускать ее ни на минуту», — эмоционально призывает Никита Михалков.

А что же наши белорусские средства массовой информации? Просто обязаны не опускаться до уровня «плебействующей части населения», а поднимать его до своего уровня культуры, образования, духовности (если, конечно, этот уровень у пишущих, снимающих, вещающих в эфире – есть).

По моему глубокому убеждению, состояние СМИ и в Беларуси нынче нуждается в серьезном и оперативном улучшении. Трудно понять, к примеру, для чего на белорусских телеканалах — столько спортивных трансляций?! Причем, о второстепенных соревнованиях. Или возьмем пресловутое «Суперлото». Какая-то чудовищная смесь казино, варьете и шоу-бизнеса, да еще «приправленная» провинциализмом. И — так долго, так регулярно, так назойливо и — в самое «смотрибельное» время на главном канале страны! Это — народу нужно? (Не призываем здесь вовсе закрыть, запретить проведение всяческих лотерей, но — зачем же их бесконечно «крутить по ящику»?). В крайнем случае, проводите свое «лото» в другое время и на другом, а не первом по рангу, теле- канале страны. А еще ж хватает всевозможных ток-шоу, с высосанными из пальца проблемами…

И нынешние печатные СМИ Беларуси не выдерживают никакой критики! Человек, его Душа, его духовный поиск, мораль, нравственность, культура, смысл жизни почти забыты. Нынешние СМИ, в основном, «информируют в нужном русле», рекламируют, профессионально и политически «просвещают-пропагандируют», развлекают. Но — никак не воспитывают, не взращивают Человека! Личность…

«Где свободно думают и говорят о главном…»

Очень важно осознать, что новое создается сначала мыслью – свежей, глубокой и оригинальной, беспрепятственно находящей эффективные и неожиданные решения. Но такое мышление стимулируется реальной и органичной цивилизованностью, где свободно думают и говорят о главном. Реальная же цивилизованность – это не досужая мысль, а «питомник» новых идей, с ними — и иных путей обновления общества. Кто-то из мудрых сказал: «Нет принципиально не решаемых проблем, есть проблемы, которым наличный интеллект не соразмерен. Нет государств богатых и бедных, есть государства плохо и хорошо управляемые».

«Я не верю в совесть, если она без Бога», — утверждал Юрий Вяземский.

А еще – часто ли мы сегодня задумываемся о сути известного евангельского изречения: «В начале было слово, и слово было у Бога, и слово было «Бог».

Современным научным языком эту фразу можно выразить так: «В начале была информация, и информация была у Творца, и сам Творец выступал по отношению к своему творению как энергоинформационное начало».

Слово – великая сила. Оно и убить может, и рану нанести глубокую. Слово способно как одухотворить, так и обездушить. Информационный поток, постоянно «омывающий» нас, в большей степени эксплуатирует вторую возможность. Мелководье мыслей и чувств грозит неизбежным обмельчанием Души. Человек, по сути своей, – «глубоководное» существо. Он не может бесконечно, без ущерба для своей духовной природы, скользить по поверхности бытия. Современная же цивилизация создает оптимальные условия для возможности такого скольжения. И оно увеличивает опасность того, что человек так и не вырвется из плена «мертвых вещей». Не встретится с собственной глубиной. В этом и есть — один из опаснейших вызовов времени духовным основам общества!

«Исключена ли возможность отравиться «информационным продуктом»?

Все, что сегодня выходит в свет на страницах газет и журналов, заполняет эфир, принято считать «информационным продуктом». Но насколько свеж и качественен этот продукт? Исключена ли возможность им «отравиться»?

А возьмем информационную безопасность. Что под ней следует понимать? Сохранение тайн — государственных, военных, политических – само собой разумеется. Но это и запрет на манипулирование общественным мнением. Это и невозможность навязывать чью-то точку зрения всему обществу, чтобы сделать его послушным. Однако об этом как-то не принято говорить в современной Беларуси. А ведь манипулирование сознанием рано или поздно может привести, да уже и приводит, к очень негативным последствиям. Верно говорится: «Спящий разум рождает монстров». Яркий, предельно трагичный пример тому – взрыв в метро.

В настоящей публицистике, как высшей форме журналистики, всегда было и будет искреннее, правдивое, доброе человеческое начало. Потому, что ее главное предназначение – исследовать жизнь человека. Его отношение к окружающему миру. Да, журналистика должна информировать. Она может развлекать. Но и обязательно – воспитывать. Это – три кита, на которых держится в целом журналистика. Но, похоже, последний из трех у нас «успешно» идет ко дну…

Восточная мудрость гласит: «Путь обретения счастья — не в том, чтобы делать то, что нравится, а в том, чтобы нравилось то, что вы должны делать. Осознанная добровольная дисциплина и есть истинная свобода».

Индивидуальная свобода человека, без которой нет ни настоящего творчества, ни нравственности; сильный эффективный государственный аппарат; конкурентная, частная (где необходимо и возможно) экономика – это, пожалуй, и есть основные составляющие благополучного общества.

Нынешнее время особо требует вдумчивых, образованных, духовно богатых людей. Способных воздействовать словом, а не только приказом! Будить мысль, а не сковывать мышление! Возрождать гражданина, а не превращать большинство в пассивный электорат.

Выдающийся русский ученый Н. Моисеев считал: «Упрощенность до примитивизации (к примеру газеты – «боевые листки») и избыток неконструктивной («плоской», некритичной, «лакирующей») информации сродни информационному хаосу (засорению ноосферы, т.е. сферы разума). Это — эквивалент невежества, потери видения истинных ценностей».

Интеллект, действующий вне нравственности, – явление весьма распространенное. Неслучайно христианство использует его для обозначения чрезвычайно богатого смыслами символа – понятия «дьявол».

Тысячелетний мировой исторический опыт убедительно показал: технология власти, какой бы изощренной она ни была, не заменит этики, моральности власти.

«Если не знаешь, куда плыть, то никакой ветер не будет попутным»

«Порядочные люди нетерпимы не к власти, а к несправедливости, исходящей от власти», — справедливо подмечал академик Дмитрий Лихачев.

Неясность, несформулированность фундаментальных проблем концепции будущего Беларуси – это одна из главных причин многих трудностей, с которыми мы сталкиваемся в последние десятилетия. Ведь еще Сенека говорил, что, «если не знаешь куда плыть, то никакой ветер не будет попутным». А мудрец Конфуций предупреждал: «Того, кто не задумывается об отдаленных последствиях, непременно поджидают близкие неприятности».

Есть культурный контекст, в котором человек естественным образом живет и отвечает себе на вопрос, что есть его жизнь. У нас нынче, следует признать, культурный ландшафт — обезображен, смещен. Все координаты перепутаны. В такой среде легче всего жить ради повседневности, удовлетворения простейших потребностей, не задавая себе ГЛАВНЫХ ВОПРОСОВ. В государстве, где теряется понятие стыда и греха, порядок до поры до времени может поддерживаться только силовыми структурами, информационным упрощенчеством (другими словами, демагогией), манипулированием общественным мнением (а это — тоже насилие, его можно назвать информационным).

Нашей стране не хватает открытости, атмосферы свободы, правды и справедливости. Главная проблема любой, излишне авторитарной, закрытой политической системы — в том, что повторяются одни и те же ошибки. И нет никакой возможности их исправить, пока не произойдет что-нибудь драматическое. Но даже теперь ставится задача: «Ни на йоту не отойти от курса белорусской модели развития!».

Беларусь – европейская страна. Для европейской цивилизации христианская мораль есть и ее начало, и ее вершина. И уход с этой вершины означает падение в аморальность. Жить по совести и правде не просто, но жить по совести и правде – значит, созидать реальное благополучие общества, подлинный мир и непреходящее согласие в нашем обществе.

Что сейчас белорусу нужно больше всего? «Возрождение чувства собственного достоинства, возрождение значения репутации человека как чего-то высшего, возрождение совестливости и понятия чести… вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке, и что мы в значительной мере потеряли в нашем злополучном XX веке», – сказал академик Дмитрий Лихачев, заметьте, еще о советском человеке.

Без свободного, раскрепощенного, совестливого, культурного, образованного человека не будет прогрессивного развития! Так давайте же стремиться к свободе, справедливости, правде, культуре! Чтобы быть способными «молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить».

О правовом государстве, демократическом обществе и нормально функционирующей экономике

Мне часто приходится возвращаться к книге последнего президента ВАСХНИИЛ академика А. А. Никонова «Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политики России (XVIII – XX)». Вот где правдивый, мучительный поиск истины, напряженное биение мысли, стремящейся познать: почему нас постигла именно такая историческая участь и что впереди, как выйти на путь цивилизованного развития? Сошлюсь на размышления известного ученого:

«...Неотступно напрашивается много вопросов. Почему Великая победа в Великой Отечественной войне для нас столь горька? Почему она далась соотношением людских потерь 1:5 в пользу противника? Почему побежденные страны создали процветающие экономики, а Великий Победитель пребывает в глубоком кризисе? Почему наша страна, располагающая половиной черноземов мира, импортирует зерно, так как своего не хватает? Почему крупные города сегодня завалены импортным продовольствием, а крестьяне своей страны сокращают посевы и поголовье скота, скармливают молоко животным? Почему мы, собственники одной четвертой части лесов всего мира, не можем приобрести стола или шкафа собственного производства, и у нас вечно не хватает бумаги? Почему мы так расточительны по отношению к природным богатствам, так жестоки ко всему живому? Почему мы забывали и даже травили выдающихся сынов России, которые спасали страну в лихую годину, выводили из смуты, сплачивали нацию?

…Почему лучшие умы и конструкторскую мысль направляли на создание орудий массового убийства людей, а не на удовлетворение жизненных потребностей человека? Почему несколько десятилетий назад голодающую крестьянку расстреливали из дробовика, сажали в тюрьму за несколько колосков пшеницы, а сейчас «новые русские» присваивают нечестным путем миллиарды и вкладывают их в зарубежные банки? Почему наши люди отдают ловкачу, за несбыточные посулы, свои скромные сбережения, а потом этого ловкача избирают в парламент? Почему наши люди легко идут за красивыми знаменами и лозунгами? И почему мы бросаемся из одной крайности в другую? Когда же мы будем жить по уму и по совести, ценить по труду и правде? Когда у нас будут действительно правовое государство, демократическое общество и нормально функционирующая экономика?

…Хочется внести хотя бы каплю понимания в решение этих трудных вопросов. Аграрная наука и политика – только одна из многочисленных граней этого целого ряда «почему?» и «когда?». Но все эти вопросы имеют какие-то общие корни….»

Александр Александрович Никонов отвечает и на вопрос, почему он назвал историю аграрной политики и науки России драмой, даже «спиралью многовековой драмы»: «...Дело в том, что судьба как российского крестьянина, так и аграрной науки, весьма драматична. И наука, и крестьянство неоправданно приносились в жертву и терпели лишения, аграрный вопрос веками не решался, а ученых в отдельные, даже недалекие времена, просто убивали.

…В 30-е годы XX века ученых расстреливали десятками, сотнями, тысячами, а крестьян — умерщвляли миллионами. Трудно найти на каком-либо континенте нашей планеты страну с более трагичной судьбой кормящего класса и его научной элиты».

И с Россией, и с Западом

Как же трагична и страшна белорусская история, сколько в ней горя и страданий! Только один пример. С 1851 по 1911 годы., т.е. из 60 лет российской истории (когда современные белорусские земли были в составе Северо-Западного края Российской империи) – 40 лет были годами голода и жесточайших неурожаев. За первые двенадцать лет XX века, когда Россия вышла в «признанные экспортеры зерна», по деревням и селам прокатились семь смертоносных волн голода.

Вымирало в голодные годы по 2-3 миллиона человек! Свидетель тех суровых лет, народный академик Терентий Мальцев писал: «Вымирали целыми деревнями, уездами, губернями». В советское время также было четыре страшных голодных голода: в 1921, 1933, 1946, 1947 годах. После 1947 года, слава Богу, откровенно голодных лет не было. А ведь все это, по историческим меркам, происходило не так давно. И, в то же время, западные страны пережили несравнимо меньше горя, страданий, чем славянский мир. И, слава Богу, но — почему?!

«История не учительница, а надзирательница – magistra vitae: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков», — писал известный историк В. Ключевский. Боюсь, однако, что и теперь, на очередном историческом перепутье, при очередном выборе пути, мы не только не учитываем уроки истории, но и не просчитываем последствия принимаемых мер. Да и выбор пути уж слишком затянулся, нынешнее наше состояние – это, по-моему, в большей мере инерционное существование. Неужели есть сомнения, что современные мировые тенденции глобализации, развитие событий в соседних с нами странах – в конечном итоге, просто по инерции трансформируют нашу экономику и социальную жизнь.

Зачем упорствовать, а, значит, опаздывать, терять время? Мы не сможем в центре Европы остаться островом с командно-административной экономикой. Мы обязаны, обречены адаптироваться, «встроиться» в экономику, политику, культуру Запада, преследуя, при этом, свои интересы, сохраняя и развивая свою культуру, достижения последних лет, не повторяя ошибки и промахи Запада и ближайших наших соседей. Белорусский «изоляционизм» нерентабелен. Если Россия (с которой мы так хотим жить в Союзе) стремиться в Европу, в мир, налаживая добрые отношения со всеми странами – от Кубы, Северной Кореи до США и Германии, то почему у нас преобладает какая-то неопределенность, примитивная, то анти западная, то прозападная риторика (впрочем, как и в отношении России)?

Надо признать, что Запад – это сила, ощутимый социальный прогресс. И что диктуемые им «правила игры» нельзя не учитывать! Более того, мы обречены с ними считаться, хотим мы этого или нет. Нужно уважать, даже любить Россию, стремиться к Союзу с ней, но — прагматично. Также заинтересованно нужно относиться и к Западу. Как говорят в народе, «ласковое телятко двух маток сосет».

Недавно в беседе с коллегой из Польши я услышал такое суждение: «Девизом польских преобразований последних десятилетий стали три слова: религия, частная собственность, инвестиции». Не берусь судить о верности и результативности такой стратеги для Польши, но задумаемся: а что у нас? Как ясно и просто, тремя словами, можно охарактеризовать нашу стратегию развития белорусского общества? Законность, порядок, духовность? Возможно. Но, по-моему, это лишь фон, необходимые условия. А на этом фоне, при таких условиях необходимы частная собственность, экономическая свобода, инвестиции.

Общество будет процветать лишь в условиях свободы человека, господства здравого смысла, справедливости и согласия с природой!

Читайте продолжение материала

Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Александр ЛУКАШЕНКО, Президент Республики Беларусь:

    – С продукцией животноводства в прошлом году Беларусь вышла на рынок дружественного нам Китая. Мы на китайском рынке доказали высокое качество своей продукции. Почти полсотни отечественных предприятий получили соответствующие сертификаты. Это – непросто, это – самый тяжелый и сложный рынок. Достигнуто благодаря общим усилиям. Может быть, в первую очередь – дипломатической работе, и благодаря установлению тесных дружественных отношений с руководством Китая. Потому что решение принимал председатель КНР…

    ЦИФРА

    На уровне 3% по итогам 2017 года

    получен рост производства сельхозпродукции в Беларуси. Об этом БЕЛТА сообщило, цитируя министра сельского хозяйства и продовольствия Леонида ЗАЙЦА.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Проблемы небольшого аграрного района в Беларуси: работы нет, но люди терпят

    За день до визита Александра ЛУКАШЕНКО (в ноябре 2017 года – Прим. www.agrolive.by) на центральной улице Буда-Кошелево смешались техника и люди. В воздухе – запах краски, рев болгарок и шорох щеток по асфальту.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)