ЛИЦА

Поиск прогрессивного мировоззрения – естественная потребность нормально развивающегося общества

Михаил КАДЫРОВ, первый заместитель генерального директора по науке НПЦ НАН Беларуси по земледелию, доктор сельскохозяйственных наук

Овца и волк по-разному понимают слово «свобода», в этом суть разногласий, господствующих в человеческом обществе.

А. Линкольн

Послание Президента Александра Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию в этом году названо: «Белорусский путь: патриотизм, интеллект, прогресс». Очевидно, уже в самом названии Послания обозначены контуры, подходы к формированию, уточнению государственной идеологии, национальной идеи.

Понимая всю важность и, в то же время, колоссальную сложность, изначальную дискуссионность, несформированность пониманий по данным вопросам выскажем, все же, свою точку зрения. Предлагаем рассматривать ее, как приглашение к дискуссии.
«Энергия» национальной идеологии

В частности, Глава белорусского государства сказал: «Мы должны помнить, что без гражданина нет подлинного гражданского общества. А гражданин – это человек, осознающий не только свои права, но и обязанности. Это человек, чувствующий свою ответственность не только за себя, но и за свою страну. Не только за настоящее, но и за будущее...

…Только материальное богатство – не самоцель. Убежден: движущей силой прогресса являются не материальные блага, а патриотизм...

…Возрождение значимых культурных и исторических символов, воспитание патриотизма, любовь и уважение к своей Родине, на основе богатого культурного и исторического багажа страны, — это важная часть формирования и развития национальной идеи».

О важности наличия и действия в обществе «энергии» национальной идеологии (идеи) неожиданно, но достаточно глубоко сказал недавно известный российский тележурналист Д. Киселев: «Беда России (да и Беларуси – Прим. Авт.) в том, что мы, люди, не доверяем друг другу. Это объясняет многое: наши заборы, решетки на окнах, автомобили с черными стеклами, замки на всех дверях… Оппозиция не доверяет государству, государство – оппозиции. Милиция у нас такая: на законы просто наплевать. Уровень насилия зашкаливает. Причина – в утрате общих нравственных основ и общих представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо. Универсальной ценностью стали деньги. Причем, их даже не обязательно зарабатывать. «Бабло надо срубить». А что у нас еще — общая ценность? Дети? Нет! Иначе у нас не было миллиона абортов и столько же беспризорников. Старики? Нет! Иначе они жили бы более достойно: питались и лечились бы как в Германии. Жизнь? Нет! Иначе у нас не было бы столько бомжей, наркоманов, алкоголиков, тех же беспризорников, и мы хотя бы пристегивались ремнями безопасности, соблюдали правила дорожного движения. Земля? Нет! Иначе мы бы распоряжались ею по-другому, и как минимум не загаживали ее. Любовь? В новой культуре она уже повсюду в мире давно подменена сексом. Правда, есть запрос на честность, но все ли здесь готовы начать с себя? Что остается? Совесть? Совесть! Но давно ли вы слышали это слово из уст власть придержащих? Мы оказались в обществе, где подозрительность и враждебность питаются отсутствием общих ценностей. Может быть, мы и хотели бы относиться друг к другу по-доброму, но просто критерии добра у всех разные. Общие критерии и идеалы веками вырабатывали мировые религии и Церковь, как институт, воспроизводящий культуру, духовность, милосердие.

Скажу так: станем уважать нашу Церковь, будем достойно жить в лучшем обществе. Простим великодушно неизбежные погрешности нашим Пастырям, возвысимся над мелочностью. Поможем церкви и станем частью ее – будем жить в другой России!»

От себя добавлю – будем жить и в лучшей Беларуси.

«Нравственность – есть правда»

К сожалению, емкое понятие «мировоззренческая культура» — нации, отдельного человека — у нас еще не наполнено конкретным содержанием. Слишком трагична и сложна наша история, противоречивы и часто противоположны оценки ее событий. Слишком быстро и внезапно была сломана прежняя, устоявшаяся десятилетиями, идеология, а новая — еще долго не возникнет, если информационная среда жизни в стране будет малосодержательной, малоправдивой и нецеленаправленной.

Вот уже 20 лет Беларусь, как и большинство постсоветских стран, пытается выбраться из-под тоталитарных глыб и вернуться к нормальному обществу. Где, помимо труда, бездумной преданности, угодливости, ценятся еще и творчество, и ум, и критическое осмысление действительности, и независимость суждений, и эффективность действий.

В последние два десятка лет жизнь меняется настолько быстро, что мы явно запаздываем с адекватным описанием и анализом происходящего. А, тем паче, с продуктивным влиянием на многие реально идущие в стране процессы.

Меняется общественно политическая и экономическая ситуация в соседних странах, явно разочаровывает опыт освоения рынка нашими соседями — Россией и Украиной. Меняются глобальный и местный климаты, ресурсное обеспечение, «села на мель» традиционная и понятная для нас экономика, устарели технологические процессы, поляризуются мировоззренческие установки людей разных поколений и т.д.

Несомненно, что в белорусском обществе, как и на всем постсоветском пространстве, сегодня имеет место определенный «мировоззренческий вакуум». Федор Достоевский говорил: «Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь сильных желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности».

Думаю, выстраданные солженицынское «Жить не по лжи» и шукшинское «Нравственность есть правда» — всегда актуальны, всегда должны присутствовать в общественном и личном сознании!

Как сказал, «жартоўна», но с глубоким смыслом белорусский поэт:

Вядома, праўда вочы коле,

Дык без яе скажу Вам я —

Нiчога людскага нiколi

Не выйдзе з нашага рая.

У нас иногда объявляют «решительную борьбу с приписками, с искажениями в экономике», но такую же борьбу необходимо вести и с приписками, искажениями в оценках социально-политического «климата» страны. По-моему, только при радикальном улучшении качества нынешней информационной “среды жизни” возможен быстрый рост и мировоззренческой культуры граждан Беларуси. А это — важнейшая, если не главная, вообще, основа прогресса экономики, сохранения, укрепления социальной стабильности.

Нужно помнить: воспитывают и формируют человека не столько идеологические мероприятия, сколько — повседневная среда, атмосфера жизни.

«Дальнейшая деятельность СМИ невозможна и губительна без введения профессионального нравственного кодекса…»

Превратить культуру и воспитание в государственный стратегический приоритет и обязать СМИ соблюдать нравственный кодекс предлагается, к примеру, в обращении Союза кинематографов РФ к вновь избранному Президенту РФ Владимиру Путину.

«Общее состояние того, что происходит, катастрофично. Государственной политики по отношению к культуре не существует», — констатировал председатель Союза Никита Михалков.

«Мы настаиваем: дальнейшая деятельность отечественных СМИ невозможна и губительна без введения профессионального нравственного кодекса… Те средства массовой информации, которые цинично зарабатывают деньги на пропаганде порока, удручающей поверхностности, потакающей зрительскому и читательскому бескультурью, «всеядности» и невзыскательности, не могут быть поощряемыми государством…

…Разговор идет не о том, чтобы ввести цензуру. Разговор идет о будущем страны, о детях! Я убежден, что все, что мы предлагаем, может быть включено в одну программу «О детстве», куда должны вкладываться огромные средства – не меньше, чем в ВПК. Сюда входят и Культура, и Воспитание, и Образование, и Вера. Мы должны «сесть на хвост» этой идее и не отпускать ее ни на минуту», — эмоционально призывает Никита Михалков.

А что же наши белорусские средства массовой информации? Просто обязаны не опускаться до уровня «плебействующей части населения», а поднимать его до своего уровня культуры, образования, духовности (если, конечно, этот уровень у пишущих, снимающих, вещающих в эфире – есть).

По моему глубокому убеждению, состояние СМИ и в Беларуси нынче нуждается в серьезном и оперативном улучшении. Трудно понять, к примеру, для чего на белорусских телеканалах — столько спортивных трансляций?! Причем, о второстепенных соревнованиях. Или возьмем пресловутое «Суперлото». Какая-то чудовищная смесь казино, варьете и шоу-бизнеса, да еще «приправленная» провинциализмом. И — так долго, так регулярно, так назойливо и — в самое «смотрибельное» время на главном канале страны! Это — народу нужно? (Не призываем здесь вовсе закрыть, запретить проведение всяческих лотерей, но — зачем же их бесконечно «крутить по ящику»?). В крайнем случае, проводите свое «лото» в другое время и на другом, а не первом по рангу, теле- канале страны. А еще ж хватает всевозможных ток-шоу, с высосанными из пальца проблемами…

И нынешние печатные СМИ Беларуси не выдерживают никакой критики! Человек, его Душа, его духовный поиск, мораль, нравственность, культура, смысл жизни почти забыты. Нынешние СМИ, в основном, «информируют в нужном русле», рекламируют, профессионально и политически «просвещают-пропагандируют», развлекают. Но — никак не воспитывают, не взращивают Человека! Личность…

«Где свободно думают и говорят о главном…»

Очень важно осознать, что новое создается сначала мыслью – свежей, глубокой и оригинальной, беспрепятственно находящей эффективные и неожиданные решения. Но такое мышление стимулируется реальной и органичной цивилизованностью, где свободно думают и говорят о главном. Реальная же цивилизованность – это не досужая мысль, а «питомник» новых идей, с ними — и иных путей обновления общества. Кто-то из мудрых сказал: «Нет принципиально не решаемых проблем, есть проблемы, которым наличный интеллект не соразмерен. Нет государств богатых и бедных, есть государства плохо и хорошо управляемые».

«Я не верю в совесть, если она без Бога», — утверждал Юрий Вяземский.

А еще – часто ли мы сегодня задумываемся о сути известного евангельского изречения: «В начале было слово, и слово было у Бога, и слово было «Бог».

Современным научным языком эту фразу можно выразить так: «В начале была информация, и информация была у Творца, и сам Творец выступал по отношению к своему творению как энергоинформационное начало».

Слово – великая сила. Оно и убить может, и рану нанести глубокую. Слово способно как одухотворить, так и обездушить. Информационный поток, постоянно «омывающий» нас, в большей степени эксплуатирует вторую возможность. Мелководье мыслей и чувств грозит неизбежным обмельчанием Души. Человек, по сути своей, – «глубоководное» существо. Он не может бесконечно, без ущерба для своей духовной природы, скользить по поверхности бытия. Современная же цивилизация создает оптимальные условия для возможности такого скольжения. И оно увеличивает опасность того, что человек так и не вырвется из плена «мертвых вещей». Не встретится с собственной глубиной. В этом и есть — один из опаснейших вызовов времени духовным основам общества!

«Исключена ли возможность отравиться «информационным продуктом»?

Все, что сегодня выходит в свет на страницах газет и журналов, заполняет эфир, принято считать «информационным продуктом». Но насколько свеж и качественен этот продукт? Исключена ли возможность им «отравиться»?

А возьмем информационную безопасность. Что под ней следует понимать? Сохранение тайн — государственных, военных, политических – само собой разумеется. Но это и запрет на манипулирование общественным мнением. Это и невозможность навязывать чью-то точку зрения всему обществу, чтобы сделать его послушным. Однако об этом как-то не принято говорить в современной Беларуси. А ведь манипулирование сознанием рано или поздно может привести, да уже и приводит, к очень негативным последствиям. Верно говорится: «Спящий разум рождает монстров». Яркий, предельно трагичный пример тому – взрыв в метро.

В настоящей публицистике, как высшей форме журналистики, всегда было и будет искреннее, правдивое, доброе человеческое начало. Потому, что ее главное предназначение – исследовать жизнь человека. Его отношение к окружающему миру. Да, журналистика должна информировать. Она может развлекать. Но и обязательно – воспитывать. Это – три кита, на которых держится в целом журналистика. Но, похоже, последний из трех у нас «успешно» идет ко дну…

Восточная мудрость гласит: «Путь обретения счастья — не в том, чтобы делать то, что нравится, а в том, чтобы нравилось то, что вы должны делать. Осознанная добровольная дисциплина и есть истинная свобода».

Индивидуальная свобода человека, без которой нет ни настоящего творчества, ни нравственности; сильный эффективный государственный аппарат; конкурентная, частная (где необходимо и возможно) экономика – это, пожалуй, и есть основные составляющие благополучного общества.

Нынешнее время особо требует вдумчивых, образованных, духовно богатых людей. Способных воздействовать словом, а не только приказом! Будить мысль, а не сковывать мышление! Возрождать гражданина, а не превращать большинство в пассивный электорат.

Выдающийся русский ученый Н. Моисеев считал: «Упрощенность до примитивизации (к примеру газеты – «боевые листки») и избыток неконструктивной («плоской», некритичной, «лакирующей») информации сродни информационному хаосу (засорению ноосферы, т.е. сферы разума). Это — эквивалент невежества, потери видения истинных ценностей».

Интеллект, действующий вне нравственности, – явление весьма распространенное. Неслучайно христианство использует его для обозначения чрезвычайно богатого смыслами символа – понятия «дьявол».

Тысячелетний мировой исторический опыт убедительно показал: технология власти, какой бы изощренной она ни была, не заменит этики, моральности власти.

«Если не знаешь, куда плыть, то никакой ветер не будет попутным»

«Порядочные люди нетерпимы не к власти, а к несправедливости, исходящей от власти», — справедливо подмечал академик Дмитрий Лихачев.

Неясность, несформулированность фундаментальных проблем концепции будущего Беларуси – это одна из главных причин многих трудностей, с которыми мы сталкиваемся в последние десятилетия. Ведь еще Сенека говорил, что, «если не знаешь куда плыть, то никакой ветер не будет попутным». А мудрец Конфуций предупреждал: «Того, кто не задумывается об отдаленных последствиях, непременно поджидают близкие неприятности».

Есть культурный контекст, в котором человек естественным образом живет и отвечает себе на вопрос, что есть его жизнь. У нас нынче, следует признать, культурный ландшафт — обезображен, смещен. Все координаты перепутаны. В такой среде легче всего жить ради повседневности, удовлетворения простейших потребностей, не задавая себе ГЛАВНЫХ ВОПРОСОВ. В государстве, где теряется понятие стыда и греха, порядок до поры до времени может поддерживаться только силовыми структурами, информационным упрощенчеством (другими словами, демагогией), манипулированием общественным мнением (а это — тоже насилие, его можно назвать информационным).

Нашей стране не хватает открытости, атмосферы свободы, правды и справедливости. Главная проблема любой, излишне авторитарной, закрытой политической системы — в том, что повторяются одни и те же ошибки. И нет никакой возможности их исправить, пока не произойдет что-нибудь драматическое. Но даже теперь ставится задача: «Ни на йоту не отойти от курса белорусской модели развития!».

Беларусь – европейская страна. Для европейской цивилизации христианская мораль есть и ее начало, и ее вершина. И уход с этой вершины означает падение в аморальность. Жить по совести и правде не просто, но жить по совести и правде – значит, созидать реальное благополучие общества, подлинный мир и непреходящее согласие в нашем обществе.

Что сейчас белорусу нужно больше всего? «Возрождение чувства собственного достоинства, возрождение значения репутации человека как чего-то высшего, возрождение совестливости и понятия чести… вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке, и что мы в значительной мере потеряли в нашем злополучном XX веке», – сказал академик Дмитрий Лихачев, заметьте, еще о советском человеке.

Без свободного, раскрепощенного, совестливого, культурного, образованного человека не будет прогрессивного развития! Так давайте же стремиться к свободе, справедливости, правде, культуре! Чтобы быть способными «молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить».

О правовом государстве, демократическом обществе и нормально функционирующей экономике

Мне часто приходится возвращаться к книге последнего президента ВАСХНИИЛ академика А. А. Никонова «Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политики России (XVIII – XX)». Вот где правдивый, мучительный поиск истины, напряженное биение мысли, стремящейся познать: почему нас постигла именно такая историческая участь и что впереди, как выйти на путь цивилизованного развития? Сошлюсь на размышления известного ученого:

«...Неотступно напрашивается много вопросов. Почему Великая победа в Великой Отечественной войне для нас столь горька? Почему она далась соотношением людских потерь 1:5 в пользу противника? Почему побежденные страны создали процветающие экономики, а Великий Победитель пребывает в глубоком кризисе? Почему наша страна, располагающая половиной черноземов мира, импортирует зерно, так как своего не хватает? Почему крупные города сегодня завалены импортным продовольствием, а крестьяне своей страны сокращают посевы и поголовье скота, скармливают молоко животным? Почему мы, собственники одной четвертой части лесов всего мира, не можем приобрести стола или шкафа собственного производства, и у нас вечно не хватает бумаги? Почему мы так расточительны по отношению к природным богатствам, так жестоки ко всему живому? Почему мы забывали и даже травили выдающихся сынов России, которые спасали страну в лихую годину, выводили из смуты, сплачивали нацию?

…Почему лучшие умы и конструкторскую мысль направляли на создание орудий массового убийства людей, а не на удовлетворение жизненных потребностей человека? Почему несколько десятилетий назад голодающую крестьянку расстреливали из дробовика, сажали в тюрьму за несколько колосков пшеницы, а сейчас «новые русские» присваивают нечестным путем миллиарды и вкладывают их в зарубежные банки? Почему наши люди отдают ловкачу, за несбыточные посулы, свои скромные сбережения, а потом этого ловкача избирают в парламент? Почему наши люди легко идут за красивыми знаменами и лозунгами? И почему мы бросаемся из одной крайности в другую? Когда же мы будем жить по уму и по совести, ценить по труду и правде? Когда у нас будут действительно правовое государство, демократическое общество и нормально функционирующая экономика?

…Хочется внести хотя бы каплю понимания в решение этих трудных вопросов. Аграрная наука и политика – только одна из многочисленных граней этого целого ряда «почему?» и «когда?». Но все эти вопросы имеют какие-то общие корни….»

Александр Александрович Никонов отвечает и на вопрос, почему он назвал историю аграрной политики и науки России драмой, даже «спиралью многовековой драмы»: «...Дело в том, что судьба как российского крестьянина, так и аграрной науки, весьма драматична. И наука, и крестьянство неоправданно приносились в жертву и терпели лишения, аграрный вопрос веками не решался, а ученых в отдельные, даже недалекие времена, просто убивали.

…В 30-е годы XX века ученых расстреливали десятками, сотнями, тысячами, а крестьян — умерщвляли миллионами. Трудно найти на каком-либо континенте нашей планеты страну с более трагичной судьбой кормящего класса и его научной элиты».

И с Россией, и с Западом

Как же трагична и страшна белорусская история, сколько в ней горя и страданий! Только один пример. С 1851 по 1911 годы., т.е. из 60 лет российской истории (когда современные белорусские земли были в составе Северо-Западного края Российской империи) – 40 лет были годами голода и жесточайших неурожаев. За первые двенадцать лет XX века, когда Россия вышла в «признанные экспортеры зерна», по деревням и селам прокатились семь смертоносных волн голода.

Вымирало в голодные годы по 2-3 миллиона человек! Свидетель тех суровых лет, народный академик Терентий Мальцев писал: «Вымирали целыми деревнями, уездами, губернями». В советское время также было четыре страшных голодных голода: в 1921, 1933, 1946, 1947 годах. После 1947 года, слава Богу, откровенно голодных лет не было. А ведь все это, по историческим меркам, происходило не так давно. И, в то же время, западные страны пережили несравнимо меньше горя, страданий, чем славянский мир. И, слава Богу, но — почему?!

«История не учительница, а надзирательница – magistra vitae: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков», — писал известный историк В. Ключевский. Боюсь, однако, что и теперь, на очередном историческом перепутье, при очередном выборе пути, мы не только не учитываем уроки истории, но и не просчитываем последствия принимаемых мер. Да и выбор пути уж слишком затянулся, нынешнее наше состояние – это, по-моему, в большей мере инерционное существование. Неужели есть сомнения, что современные мировые тенденции глобализации, развитие событий в соседних с нами странах – в конечном итоге, просто по инерции трансформируют нашу экономику и социальную жизнь.

Зачем упорствовать, а, значит, опаздывать, терять время? Мы не сможем в центре Европы остаться островом с командно-административной экономикой. Мы обязаны, обречены адаптироваться, «встроиться» в экономику, политику, культуру Запада, преследуя, при этом, свои интересы, сохраняя и развивая свою культуру, достижения последних лет, не повторяя ошибки и промахи Запада и ближайших наших соседей. Белорусский «изоляционизм» нерентабелен. Если Россия (с которой мы так хотим жить в Союзе) стремиться в Европу, в мир, налаживая добрые отношения со всеми странами – от Кубы, Северной Кореи до США и Германии, то почему у нас преобладает какая-то неопределенность, примитивная, то анти западная, то прозападная риторика (впрочем, как и в отношении России)?

Надо признать, что Запад – это сила, ощутимый социальный прогресс. И что диктуемые им «правила игры» нельзя не учитывать! Более того, мы обречены с ними считаться, хотим мы этого или нет. Нужно уважать, даже любить Россию, стремиться к Союзу с ней, но — прагматично. Также заинтересованно нужно относиться и к Западу. Как говорят в народе, «ласковое телятко двух маток сосет».

Недавно в беседе с коллегой из Польши я услышал такое суждение: «Девизом польских преобразований последних десятилетий стали три слова: религия, частная собственность, инвестиции». Не берусь судить о верности и результативности такой стратеги для Польши, но задумаемся: а что у нас? Как ясно и просто, тремя словами, можно охарактеризовать нашу стратегию развития белорусского общества? Законность, порядок, духовность? Возможно. Но, по-моему, это лишь фон, необходимые условия. А на этом фоне, при таких условиях необходимы частная собственность, экономическая свобода, инвестиции.

Общество будет процветать лишь в условиях свободы человека, господства здравого смысла, справедливости и согласия с природой!

Читайте продолжение материала

Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Александр ЛУКАШЕНКО, Президент Беларуси:

    – Стоит вопрос: надо ли сегодня Беларуси производить значительно больше сельхозпродукции, чем сейчас? Мы не будем форсировать это, потому что продать тяжело. Вы видите, как мы пробиваемся на китайский рынок, диверсифицируем продажи продовольствия по всему миру, чтобы не зависеть от одного российского рынка. Мы идем во все точки для того, чтобы продать то, что мы сегодня производим с избытком…

    ЦИФРА

    1,15 млн т зерна вместе с кукурузой (при плане 1,5 млн т)

    получили аграрии Гродненщины по итогам 2018 года. Об этом сообщил губернатор региона Владимир КРАВЦОВ, докладывая Президенту Александру ЛУКАШЕНКО во время визита последнего в Гродно в октябре.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Белорусские фермеры не готовы работать с торговыми сетями, но покупатели будут искать органик продукты в гипермаркетах

    Только 43,2 процента белорусов осведомлены, что такое органические продукты и чем они отличаются от обычных. Основная часть информированных покупателей, в первую очередь, будет искать такую еду на полках гипермаркетов. И лишь 10% – заказывать на интернет-сайтах. Такие любопытные данные получены в ходе социологического исследования, которое провели в текущем году, по заказу Центра экологических решений (ЦЭР), специалисты Информационно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь. www.agrolive.by побывал на презентации результатов, организованной в Минске.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)