ЭКОНОМИКА

Регионы Беларуси продолжат загибаться?


Через 10 лет 90% населения Беларуси будет жить в городах. Это значит, что регионы, уже сегодня испытывающие социально-экономические трудности, продолжат загибаться. Переломить тенденцию способны новая региональная политика, стимулирование развития малого бизнеса и перенос организаций, выступающих центрами притяжения молодежи.

Люди из районов уезжают за лучшей долей

В 2019 году правительство Беларуси взялось за работу по улучшению социально-экономической ситуации в депрессивных регионах и районах. Для этого в постановлении Совмина прописали реализацию сотен проектов, в том числе – инфраструктурных и инвестиционных. Количество отстающих – планировалось сократить до 20 на протяжении 2019-2020 гг. В 2019 году таковым считался 31 район с общим населением 595 тысяч человек. Это – четверть всех районов страны. Там нет крупных производств, государственные промышленные предприятия во многих из них прекратили работать. В результате местная экономика фактически держится на дотациях, малом бизнесе и сельском хозяйстве, а население активно уезжает в крупные города или за границу.

В сельской местности Беларуси проживает только пятая часть населения. С учетом естественного сокращения населения более чем на 2% в год и внутренней миграции, уже к 2030 году в городах будет жить 90% населения. Это – при том, что по уровню урбанизации наша страна уже в числе лидеров среди европейских государств. А в Восточной Европе вообще занимает первое место. И если в ЕС тенденции меняются и жить за городом становится более приемлемым, даже считается престижным, то в Беларуси эта мода затронула только районы, прилегающие к столице.

Страна, где хочется жить и работать, превращается в город, где хочется жить и работать, – так очертил проблему директор Исследовательского центра ИПМ Александр ЧУБРИК во время дискуссии по развитию регионов проекта «Открытый диалог».

Главной причиной внутренней миграции выступает уровень доходов. По расчетам ИПМ, только в Минском районе зарплаты составляют 80-90% от столичных, в Солигорском районе – 90% и выше. Еще в 9 районах 70-80%, и в 14 районах – 60-70%. По всей остальной стране они не превышают 60% от зарплат в столице. Примечательно, что 15 лет назад такой разрыв с Минском был лишь в 15 районах Беларуси.

Зарплаты в регионах

В рамках имеющейся структуры экономики и процессов, которые происходят у нас и в мире, – это объективно. Люди едут туда, где им хорошо жить, где для них созданы нормальные условия, где выше уровень здравоохранения и образования, – комментирует научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC Олег МАЗОЛЬ.

Директивными методами тенденцию перетока населения в крупные города и вымирания менее успешных в развитии районов переломить невозможно. Обратить процесс вспять способно создание в регионах условий для экономического роста.

Рецепт оживления умирающих районов прост: создать инфраструктурные и правовые условия для развития бизнеса, поддерживать трудящихся в бюджетной сфере, в первую очередь – медиков и педагогов, чтобы они были заинтересованы работать в регионах. Но на практике осуществить названные предложения сложней, потому что за каждым пунктом кроется несколько слоев накопившихся проблем.

Базис – качественные инфраструктура, медицина и образование

Пока в Минске и некоторых крупных городах каждый год обновляют дорожное покрытие, тратят деньги на ночную подсветку стен зданий и обновление фасадов, в сельской местности и маленьких городках есть вообще не заасфальтированные улицы, отсутствуют коммуникации, а также сложный или ограниченный доступ к медицинским услугам и образованию.

Обновление больниц, поликлиник и школ с точки зрения технологий и обеспечения достойной оплаты труда – это уже большой шаг к тому, чтобы в районе сначала остались работники этих учреждений, а следом за ними и местные жители, для которых важен уровень медицины и образования.

Если к этому добавить возможность при поддержке государства или хотя бы без больших бюрократических процедур провести к дому все важные для современной жизни коммуникации, то сельская местность становится заметно более привлекательной для населения, чем сейчас.

В то же время дополнительная инфраструктура будет плюсом для того, чтобы люди, даже получив профессию в другой местности, с большей вероятностью захотели вернуться домой. Например, IT – одна из передовых и быстрорастущих отраслей – дает хорошие возможности для удаленной работы. Но для того, чтобы представитель этой сферы по каким-то своим причинам уехал жить в деревню, ему там нужен хороший интернет – иначе работать просто нельзя.

Кстати, с привлечением IT-специалистов государство могло бы улучшить условия для работы малого бизнеса в регионах.

Например, можно разработать приложение, которое позволяет быстро найти транспортные услуги. Местные бизнесмены заказали машину, она объехала всех мелких производителей и повезла их продукцию в другой регион или на экспорт. Или централизованное приложение, которое позволяло бы размещать информацию о продукции производителей из регионов и покупать ее онлайн, – приводит пример Олег Мазоль.

Поможет ориентир на малый бизнес и молодежь…

Предусмотренные в постановлении Совмина «Об утверждении плана развития отдельных регионов, отстающих по уровню социально-экономического развития» меры по поддержке самых бедных регионов, по мнению эксперта BEROC, сработают только в том случае, если они предусматривают переобучение людей, и эффективность намеченных проектов просчитана. В любом другом случае силы и деньги будут потрачены впустую. Спущенные «сверху» показатели и задачи нередко не дают ожидаемого эффекта как раз потому, что не учитывают особенности местной экономики.

«Задача государства в том, чтобы помочь людям зарабатывать деньги, а не создавать централизованные крупные предприятия, как в Советском Союзе. От них толку не будет», – считает эксперт BEROC.

В 2012 году заработал важный с точки зрения возможностей для регионального предпринимательства документ – Декрет № 6, который призван улучшить условия для ведения малого бизнеса в сельской местности. Но оказалось, что он хорошо сработал в основном на прилегающих к Минску территориях. Тем не менее, глобальный документ есть. Теперь можно спуститься на места. Там, где закрываются градообразующие предприятия, на их месте нужно помогать в создании бизнес-инкубаторов и прорабатывать индивидуальные условия, которые бы привлекли потенциальные для конкретной местности бизнес-проекты.

Это не требует значительных усилий со стороны государства, но в перспективе даст результат. Люди начнут создавать мелкие предприятия с новыми рабочими местами. Появятся спрос, дополнительная бизнес-активность, – считает Олег Мазоль. – При этом необходимо ставить во главу угла не государство и крупные компании, а людей, чтобы они сами имели возможность зарабатывать.

Александр Чубрик видит дополнительные возможности в переносе некоторых университетов из Минска в регионы. Благодаря притоку молодых людей в местности будут развиваться сопутствующая инфраструктура, услуги, предпринимательство.

Возьмите БГСХА. Если б сельхозакадемии не было в Горках, район был бы примерно – как сейчас Россонский. Однако он живой, потому что туда каждый год едут молодые люди, – комментирует экономист.

…а также новая региональная политика

Административное деление в Беларуси организовано так, что структуры власти по «вертикали», с одной стороны, нередко дублируют функции друг друга, с другой – максимально ограничены в возможностях самостоятельно принимать решения как касательно развития района или города, так и в вопросах распределения бюджета. В то время, как население привыкло, что от него ничего не зависит, а решить какую-либо проблему можно чуть ли не одним только обращением в Администрацию Президента.

«Важно развитие местного самоуправления и бюджета гражданского участия. Чтобы люди чувствовали: их мнение о том, как должен выглядеть их же регион, значимо и учитывается», – считает Александр Чубрик.

БОльшая, чем сейчас, самостоятельность в реализации социально-экономического развития города или района способна повысить заинтересованность местных госструктур в развитии, ответственность, прозрачность их работы и сделать качественно иной вовлеченность граждан в местные проекты, считают эксперты.

Фото www.agrolive.by

 


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Петр КАЗАКЕВИЧ, заместитель Председателя Президиума НАН Беларуси:

    – В Беларуси открываются новые сыродельные производства. Не будут ли они простаивать без сырья? Рынок в молочном сегменте нестабилен по спросу, кроме, пожалуй, цельномолочной продукции, по которой колебания есть, но незначительные. А вот по биржевому продукту колебания бывают нередко, и более значительные. Они ставят перед нашими переработчиками определенные вопросы. Есть периоды, когда большой спрос на те же сыры. И если у нас не будет в запасе мощностей, чтобы дополнительно произвести продукцию, то просто потеряем свою долю на этом рынке, нас кто-то опередит.

    ЦИФРА

    На 70% больше

    потребуется продуктов питания растущему населению нашей планеты уже через 30 лет, чем их производится на данный момент времени. Об этом рассказал во время прошедшей 22 октября с.г. в НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства международной научно-технической конференции генеральный директор Центра Дмитрий КОМЛАЧ.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    В Вилейке – центр притяжения

    В этом райцентре Минщины прошел круглый стол на тему «Эффективная занятость. Развиваем регион через развитие предпринимательства». Представители госорганов, бизнес-сообществ, в том числе – малого и среднего бизнеса Вилейщины, поделились своим видением налаживания эффективного диалога между властью и бизнесом и поиска путей взаимовыгодного развития предпринимательства.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)