ЭКОНОМИКА

Регионы Беларуси продолжат загибаться?


Через 10 лет 90% населения Беларуси будет жить в городах. Это значит, что регионы, уже сегодня испытывающие социально-экономические трудности, продолжат загибаться. Переломить тенденцию способны новая региональная политика, стимулирование развития малого бизнеса и перенос организаций, выступающих центрами притяжения молодежи.

Люди из районов уезжают за лучшей долей

В 2019 году правительство Беларуси взялось за работу по улучшению социально-экономической ситуации в депрессивных регионах и районах. Для этого в постановлении Совмина прописали реализацию сотен проектов, в том числе – инфраструктурных и инвестиционных. Количество отстающих – планировалось сократить до 20 на протяжении 2019-2020 гг. В 2019 году таковым считался 31 район с общим населением 595 тысяч человек. Это – четверть всех районов страны. Там нет крупных производств, государственные промышленные предприятия во многих из них прекратили работать. В результате местная экономика фактически держится на дотациях, малом бизнесе и сельском хозяйстве, а население активно уезжает в крупные города или за границу.

В сельской местности Беларуси проживает только пятая часть населения. С учетом естественного сокращения населения более чем на 2% в год и внутренней миграции, уже к 2030 году в городах будет жить 90% населения. Это – при том, что по уровню урбанизации наша страна уже в числе лидеров среди европейских государств. А в Восточной Европе вообще занимает первое место. И если в ЕС тенденции меняются и жить за городом становится более приемлемым, даже считается престижным, то в Беларуси эта мода затронула только районы, прилегающие к столице.

Страна, где хочется жить и работать, превращается в город, где хочется жить и работать, – так очертил проблему директор Исследовательского центра ИПМ Александр ЧУБРИК во время дискуссии по развитию регионов проекта «Открытый диалог».

Главной причиной внутренней миграции выступает уровень доходов. По расчетам ИПМ, только в Минском районе зарплаты составляют 80-90% от столичных, в Солигорском районе – 90% и выше. Еще в 9 районах 70-80%, и в 14 районах – 60-70%. По всей остальной стране они не превышают 60% от зарплат в столице. Примечательно, что 15 лет назад такой разрыв с Минском был лишь в 15 районах Беларуси.

Зарплаты в регионах

В рамках имеющейся структуры экономики и процессов, которые происходят у нас и в мире, – это объективно. Люди едут туда, где им хорошо жить, где для них созданы нормальные условия, где выше уровень здравоохранения и образования, – комментирует научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC Олег МАЗОЛЬ.

Директивными методами тенденцию перетока населения в крупные города и вымирания менее успешных в развитии районов переломить невозможно. Обратить процесс вспять способно создание в регионах условий для экономического роста.

Рецепт оживления умирающих районов прост: создать инфраструктурные и правовые условия для развития бизнеса, поддерживать трудящихся в бюджетной сфере, в первую очередь – медиков и педагогов, чтобы они были заинтересованы работать в регионах. Но на практике осуществить названные предложения сложней, потому что за каждым пунктом кроется несколько слоев накопившихся проблем.

Базис – качественные инфраструктура, медицина и образование

Пока в Минске и некоторых крупных городах каждый год обновляют дорожное покрытие, тратят деньги на ночную подсветку стен зданий и обновление фасадов, в сельской местности и маленьких городках есть вообще не заасфальтированные улицы, отсутствуют коммуникации, а также сложный или ограниченный доступ к медицинским услугам и образованию.

Обновление больниц, поликлиник и школ с точки зрения технологий и обеспечения достойной оплаты труда – это уже большой шаг к тому, чтобы в районе сначала остались работники этих учреждений, а следом за ними и местные жители, для которых важен уровень медицины и образования.

Если к этому добавить возможность при поддержке государства или хотя бы без больших бюрократических процедур провести к дому все важные для современной жизни коммуникации, то сельская местность становится заметно более привлекательной для населения, чем сейчас.

В то же время дополнительная инфраструктура будет плюсом для того, чтобы люди, даже получив профессию в другой местности, с большей вероятностью захотели вернуться домой. Например, IT – одна из передовых и быстрорастущих отраслей – дает хорошие возможности для удаленной работы. Но для того, чтобы представитель этой сферы по каким-то своим причинам уехал жить в деревню, ему там нужен хороший интернет – иначе работать просто нельзя.

Кстати, с привлечением IT-специалистов государство могло бы улучшить условия для работы малого бизнеса в регионах.

Например, можно разработать приложение, которое позволяет быстро найти транспортные услуги. Местные бизнесмены заказали машину, она объехала всех мелких производителей и повезла их продукцию в другой регион или на экспорт. Или централизованное приложение, которое позволяло бы размещать информацию о продукции производителей из регионов и покупать ее онлайн, – приводит пример Олег Мазоль.

Поможет ориентир на малый бизнес и молодежь…

Предусмотренные в постановлении Совмина «Об утверждении плана развития отдельных регионов, отстающих по уровню социально-экономического развития» меры по поддержке самых бедных регионов, по мнению эксперта BEROC, сработают только в том случае, если они предусматривают переобучение людей, и эффективность намеченных проектов просчитана. В любом другом случае силы и деньги будут потрачены впустую. Спущенные «сверху» показатели и задачи нередко не дают ожидаемого эффекта как раз потому, что не учитывают особенности местной экономики.

«Задача государства в том, чтобы помочь людям зарабатывать деньги, а не создавать централизованные крупные предприятия, как в Советском Союзе. От них толку не будет», – считает эксперт BEROC.

В 2012 году заработал важный с точки зрения возможностей для регионального предпринимательства документ – Декрет № 6, который призван улучшить условия для ведения малого бизнеса в сельской местности. Но оказалось, что он хорошо сработал в основном на прилегающих к Минску территориях. Тем не менее, глобальный документ есть. Теперь можно спуститься на места. Там, где закрываются градообразующие предприятия, на их месте нужно помогать в создании бизнес-инкубаторов и прорабатывать индивидуальные условия, которые бы привлекли потенциальные для конкретной местности бизнес-проекты.

Это не требует значительных усилий со стороны государства, но в перспективе даст результат. Люди начнут создавать мелкие предприятия с новыми рабочими местами. Появятся спрос, дополнительная бизнес-активность, – считает Олег Мазоль. – При этом необходимо ставить во главу угла не государство и крупные компании, а людей, чтобы они сами имели возможность зарабатывать.

Александр Чубрик видит дополнительные возможности в переносе некоторых университетов из Минска в регионы. Благодаря притоку молодых людей в местности будут развиваться сопутствующая инфраструктура, услуги, предпринимательство.

Возьмите БГСХА. Если б сельхозакадемии не было в Горках, район был бы примерно – как сейчас Россонский. Однако он живой, потому что туда каждый год едут молодые люди, – комментирует экономист.

…а также новая региональная политика

Административное деление в Беларуси организовано так, что структуры власти по «вертикали», с одной стороны, нередко дублируют функции друг друга, с другой – максимально ограничены в возможностях самостоятельно принимать решения как касательно развития района или города, так и в вопросах распределения бюджета. В то время, как население привыкло, что от него ничего не зависит, а решить какую-либо проблему можно чуть ли не одним только обращением в Администрацию Президента.

«Важно развитие местного самоуправления и бюджета гражданского участия. Чтобы люди чувствовали: их мнение о том, как должен выглядеть их же регион, значимо и учитывается», – считает Александр Чубрик.

БОльшая, чем сейчас, самостоятельность в реализации социально-экономического развития города или района способна повысить заинтересованность местных госструктур в развитии, ответственность, прозрачность их работы и сделать качественно иной вовлеченность граждан в местные проекты, считают эксперты.

Фото www.agrolive.by

 


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Вадим МАХАНЬКО, генеральный директор НПЦ НАН Беларуси по картофелеводству и плодоовощеводству:

    – Не существует календарных сроков посадки картофеля. Его нужно сажать только тогда, когда как минимум трое суток температура почвы держится на уровне плюс восемь градусов. Неплохие ориентиры для начала посадок – распускание березы и цветение одуванчиков.

    ЦИФРА

    822,7 тыс. тонн

    было накоплено аграриями Беларуси по состоянию на 15 мая 2020 г. под проведение весеннего сева.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Няма нічога больш захапляльнага, чым самому пісаць гісторыю сваёй радзімы…

    Гісторыя кожнага з нас пачынаецца з бацькоў і дзядоў. Неразрыўнымі ніцямі звязаны мы з вялікімі і малымі вёскамі роднай Беларусі. Як занатаваць памяць аб іх? Як перадаць тую нітку дзецям і ўнукам, каб не перарвалася? На прыкладзе новай кнігі Вольгі ІВАНОВАЙ “Ліпляны. Біяграфія і штодзённасць беларускай вёскі” робім тры моцныя крокі, каб аб’яднаць мінулае і сучаснасць.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)